Original size 1140x1600

Авторский стиль Акиры Куросавы

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. «Расёмон» 3. «Тихая дуэль» 4. «Семь самураев» 5. «Скандал» 6. «Отважный самурай» 7. Заключение

Концепция

big
Original size 1290x700

Акира Куросава на съемочной площадке.

big
Original size 1120x712

Акира Куросава. «Семь самураев»

post

Концепция визуального исследования основывается на фильмах Акиры Куросавы, исследующих человеческие качества, сильные стороны и пороки. Основной акцент исследования будет на визуальных приемах и метафорах режиссера.

Акира Куросава (1910-1998) по праву считается одним из самых влиятельных кинорежиссёров в истории мирового кинематографа. Этот японский мастер сумел стать настоящим культурным мостом, сделав японское кино понятным и любимым во всём мире. Его уникальный стиль, сочетающий динамичный визуальный ряд с глубокими философскими вопросами, оказал огромное влияние на таких разных режиссёров, как Джордж Лукас, Федерико Феллини и Андрей Тарковский. Можно сказать, что Куросава — человек, который открыл Японию для всего мира через кино. Изначально он не планировал становиться режиссером, он мечтал о карьере художника. Но судьба распорядилась иначе, и в 20 лет он пришел в киностудию ассистентом, даже не подозревая, что через пару десятков лет его имя будут знать во всем мире. Удивительно, что его самый знаменитый фильм, «Расёмон», чуть не затерялся, потому что мало кто верил в его успех. А он сделал то, что до него считалось невозможным — направил камеру прямо на солнце, снимая сквозь листву. Все операторы были в шоке, а получилось гениально — этот ослепляющий свет стал метафорой всей картины, этой неуловимой правды, которую каждый видит по-своему. Именно этот фильм, получив «Золотого льва», вдруг открыл миру целый пласт японской культуры, о котором на Западе почти ничего не знали.

Постоянным актером-талисманом Куросавы был Тосиро Мифунэ. Они были не просто режиссером и актером, а творческой коллаборацией: они сняли вместе шестнадцать фильмов. Мифунэ с его энергичностью и харизмой был идеальным помощником для идей Куросавы. Мифунэ не был профессиональным артистом, никогда и нигде не учился, а на студии Toho работал ассистентом оператора. Сам режиссер говорил, что в Мифунэ его привлек взрывной темперамент. Чтобы сыграть, например, переход от гнева к умиротворению обычному актеру нужно секунд десять. Мифунэ же переключал эмоции с реактивной скоростью.

Удивительно, насколько его фильмы становились источником вдохновения для других. «Три негодяя в скрытой крепости» — история про принцессу и двух жадных крестьян легла в основу «Звездных войн». И таких примеров можно встретить довольно много. Его язык кино понимали все, и хотя в его жизни были и тяжелые периоды, и депрессии, и даже попытка самоубийства, он до конца оставался верен своему делу — снял свою последнюю картину «Еще нет» в 83 года, за пять лет до смерти.

«Расёмон» — 1950 год

Расемон — экранизация рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще», а название и место действия взяты из другого рассказа этого же писателя — «Ворота Расёмон». В этой картине впервые в кинематографе одно и то же событие показано с точки зрения разных персонажей.

В развалинах каменных ворот Расёмон прячутся от грозы дровосек и странствующий монах, дававшие показания на суде по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены, инцидент произошёл на лесной дороге. К ним присоединяется прохожий крестьянин, которому они и рассказывают эту историю. И монах, и дровосек поражены тем, что рассказы участников кардинально отличаются.

0
Original size 1280x720

Куросава использует тут прием обращения к природе, отходя от человеческих «страстей». Это усиливает философию фильма о человеческой сущности и незначительности по сравнению с природой.

Куросава был ценителем минимализма и немого кино. Именно эти принципы он и использовал при съемках всоих фильмов:

«Я всегда любил немые фильмы, я хотел восстановить их красоту. Я думал об этом как мне помнится в следующем ключе: одна из техник современного искусства — упрощение, и поэтому я должен упростить этот фильм»

Original size 1280x720
0

В фильме большую роль играет свет и тень, именно на них строится большинство кадров в Расемоне. Свет — символ добра, справедливости и разума. Тень — наоборот обозначает импульс зла. Поэтому в сценах, где показывают «перессказы» персонажей, где каждый герой занимает одну из сторон, стараясь перессказать историю с выгодной для себя стороны, можно увидеть кто какую сторону занимает.

Original size 1280x720
0

В эпизоде рассказа медиума об этом сюжете, можно увидеть, как на лице женщины проявляются контрастные, «затягивающие» тени. Это символ лжи и предательства, в которых утонула героиня, ради собственной выгоды.

0
Original size 1280x720
Original size 1280x720

Интересен также образ медиума, она одета в белые одежды, покрыта белой вуалью. Она вещает историю со стороны самурая, которого предала собственная жена. Это символ невинности героя, несмотря на такую сложную ситуацию.

Original size 1280x720
Original size 1280x720
post

Куросава хотел использовать натуральный солнечный свет, но свет был слишком слабым из-за деревьев, поэтому в процессе съемки использовали зеркала, чтобы отражать его. В результате получился яркий солнечный луч, проникающий сквозь ветви на героев.

Поэтому освещение иногда кажется неестественным, подобно театру Но, когда выразительность персонажа меняется из-за освещения.

Друг за другом показаны три крупных плана — бандита, жены и мужа, затем они повторяются. Это сделано для того, чтобы показать трёхсторонность их отношений. Эта многоголосость повествования создает ощущение ненадежности, фрагментированности истории.

Каждая версия перессказа противоречит другой, причем каждый рассказчик выставляет себя в выгодном свете, даже если это означает приукрашать свои пороки. Куросава показывает, что правда субъективна и зависит от личного опыта, гордости и страха.

0

Стенли Кауффманн писал, что Куросава часто снимал одну и ту же сцену разными камерами одновременно, что позволяло ему свободно монтировать фильм и соединять вместе куски, снятые разными камерами, но создававшие вместе эффект плавного движения от одного предмета к другому. Он часто соединял короткие планы в один, а зрители не замечали этого.

Дональд Ричи писал: «в фильме 407 склеек, в два раза больше, чем в обычном фильме того времени, но половина склеек не привлекает к себе внимания»

Камера часто находится в позиции нейтрального наблюдателя. Создается эффект документальности, будто камера является беспристрастным свидетелем событий. Это усиливает контраст между тем, что мы видим своими глазами, и тем, что нам рассказывают, заставляя зрителя самому становиться судьей.

Original size 1280x720
Original size 1280x720

В финальной сцене также можно проследить символику света и тени — герои находят брошенного ребенка, укутанного в белую простыню. Он также является символом нневинности и добра, в отличие от монаха, путника и дровосека. В конце фраза монаха задает позитиный тон завершению фильма: «Благодаря тебе я снова обрел веру в человека».

Революционный фильм о поиске истины, которая находится всегда где-то рядом.

В последствии, «Расёмон» породил жанр фильмов, так называемый Эффект Расёмона, когда в фильме освещают одно событие с разных сторон, позволяя зрителю сложить свою точку зрения.

«Тихая дуэль» — 1949 год

«Тихий поединок» — фильм о трагической судьбе военного хирурга, заразившегося через порез сифилисом от оперируемого больного. Спустя несколько лет вернувшись домой, он работает в клинике своего отца и завоёвывает репутацию благородного и доброго человека, однако без видимых причин отказывается жениться на девушке, которая ждала его долгое время. Скрывая свою болезнь от нее он рушит отношения, чтобы не ломать судьбу своей возлюбленной.

Original size 1280x720

Повествование в фильме линейное, сфокусированное на главном герое, его переживаниях и мыслях. Несмотря на немногословность героя зритель понимает все чувства и эмоции без слов. Это достигается за счет крупных планов портретов персонажей, и вставок некоторых объектов (например, цветок).

Здесь также можно наблюдать символизм «света» — врачи, спасающие жизни людей, иногда жертвуя своей судьбой, изображены с большим контрастом с фоном, что делает их буквально «светящимися». А больной, которого оперировал герой, наоборот, постоянно находится в тени, а также носит темную одежду.

Это подсказывает зрителю: какой герой какую сторону занимает в фильме.

Original size 1280x720

Статичная, камерная съемка с использованием крупных планов создает ощущение закрытости, тесноты, наедине с огромной проблемой, меняющей всю жизнь героя.

Камера фиксирует малейшие оттенки отчаяния, гнева, боли и сдерживаемых эмоций на его лице. Мы видим, как он страдает, но вынужден сохранять внешнее спокойствие. Этот прием позволяет зрителю заглянуть во внутренний мир героя, его «тихую дуэль» с самим собой и своей болезнью.

Original size 1280x720
Original size 1280x720

Персонаж, которого спас хирург Кёдзи во время войны, наплевательски относится как к своей жизни, так и к жизни близких. Эгоцентричность и безразличие загубили его же в первую очередь.

Куросава так же выделяет его темным цветом, чтобы сделать акцент на отрицательности этого героя.

Original size 1280x720

Крупный план в сцене со стаканом также может символизировать переполненность терпения и горя у героев.

Original size 1280x720

В фильме присутствует основной конфликт: между чистыми и больными: визуальный и смысловой контраст между главным героем, «зараженным» изнутри, и его окружением: его невестой, олицетворяющей чистоту и надежду; отцом, воплощающим долг и чести; и пациентом, который является источником проказы и живет беззаботной, эгоистичной жизнью.

Кёдзи — врач, дарует людям жизнб и здоровье, но при этом несет в себе заболевание. Его жертва и отречение от личного счастья возвышает на фоне безответственности других.

0

Кадры крупных планов на цветок означает метафору жизни, что не все еще потеряно. Этот прием отсылает зрителя к природе так же, как и облака, всетви деревьев в «Расёмоне»

В данном эпизоде это может символизировать великую жертву врача ради любимой (хоть и ценой совместного счастья) и ради остальных людей. А также отсылать к надежде на исцеление и лучшую жизнь.

«Семь самураев» — 1954 год

Семь самураев это батальный фильм о эпохе междоусобных войн, о борьбе крестьян с разбойниками, грабящими и без того нищую деревню. Отчаянные жители собирают отряд самураев, чтобы защититься и не умереть с голоду.

В этом фильме Куросава поднимает важность долга, чести и жертвенности. Сюжет рассказывает о том, как самураи и крестьяне, преодолевают взаимное недоверие и страх и объединяются для общей цели.

Original size 1280x720

Новаторством Куросавы было использование бегущего оператора на съемках. В сценах сражения это видно особенно хорошо.

В динамичных сценах появляется ощущение сжатия, напряжения: такие приемы добавляют больше драмы и волнения.

Original size 1280x720

Куросава отлично задает эмоциональную окраску в фильме за счет перемен тишины, развивающей тревогу и шума битвы. Это вовлекает зрителя в сюжет, заставляя понять персонажей и их чувства.

Original size 1280x720
Original size 1280x720
Original size 1280x720
Original size 1280x720

В «Семи самураях» также велика роль природы. Между сценами Куросава делает вставки фрагментов, где возвращается к кадрам природы, чтобы утихомирить внимание зрителя, показать контраст величественой и тихой природы и громких и кровожадных людей.

Original size 1280x720

В конце главный герой, смотря на могилы соратников, произносит культовую фразу:

«По-моему, мы все-таки проиграли. Победили не мы, а крестьяне. Не мы.»

«Скандал» — 1950 год

Это фильм, обозревающий современную городскую драму того времени. Основой сюжета является знакомство юной певицы и художника. Их короткая встреча дает повод репортеру написать лживую статью о их скрытом романе. Художник, с целью защиты чести и правды подает в суд на журнал. Однако сталкивается с проблемами, наняв неудачливого адвоката, поступивегося своей честью ради денег для тяжелобольной дочери.

Это фильм о чести, честности и доброте. В этом фильме Курасава также ловко показывает общественные пороки, показывает психологические портреты обычных людей.

Original size 1280x720
Original size 1280x720

Дочь адвоката — это хрупкий образ надежды героя, поступивегося честью. После получения денег, он дарит куклу дочери. Эта же кукла становится символом его потерянной чести и невыполненного обещания. Как перед дочерью, так и перед своим клиентом. Она же — хрупкий символ надежды и искупления в будущем.

Композиционно также можно заметить, что она окружена светлыми одеждами, что делает ее образ еще более возвышенным. Отец и художник называют ее «звездочкой», светящей с небес на землю, дарующей людям веру и просветление.

Original size 1280x720

Как и в других фильмах, Куросава делает краткие и символьичные отсылки на некоторые объекты. В определенных кадрах он показывает рождественское чудо — елку, символизирующую скорое свершение дел, победу.

Original size 1280x720
Original size 1280x720

Куросава мастерски использует паузы. Молчание адвоката, когда его совесть борется с соблазном, порой красноречивее любых слов.

Адвокат — это внутренний конфликт в одном лице: В нем постоянно борятся добро — желание помочь, спасти дочь, и зло — слабость, поддаться искушению взятки. На мой взгляд, его образ самый сложный и трагический в фильме.

Original size 1280x720
Original size 1280x720
Original size 1280x720

В фильме также присутствуют информационные «наложения», плавно возникающие в моменты описания кичащих заголовков. На мой взгляд, это были новые эффекты в фильмах Куросавы на тот момент.

Original size 1280x720

Я заметила также, что в кадре, где идет действие суда, камера двигается очень плавно по кривой линии. Это довльно новый прием в его фильмах.

Original size 1280x720

Как и в целом, Куросава делает акцент на контрастности, как персонажей, так и локаций. В самом начале это были — чистые и снежные горы, где герои и познакомились, а ближе к завершению — переполненный и лживый Токио, пестрящий людьми.

«Отважный самурай» — 1962 год

Сюжет «Отважного самурая» основан на противопоставлении крайностей, ка к и в большинсвте его фильмов. Главный герой —одинокий бродяий самурай, по воле случая, становится наставником и лидером для группы из девяти наивных самураев, живущих по самурайским принципам. Он помогает им раскрыть заговор в их собственном клане, где коварный советник сместил настоящего главу клана.

Original size 1280x720
Original size 1280x720
Original size 1280x720

В этом фильме меня очень удивил широкий формат изображения. Все предыдущие фильмы куросавы были сняты в практически квадратном формате, в отличие от «отважного самурая».

Основноой посыл Куросавы в этом фильме —противостояние хитрости и формальности, когда хитрый самурай, смог обхитрить целую армию, тогда как церемонность наивных самураев все наооборот лишь губила.

Original size 1280x720

Любопытно подметить, что бродячий самурай почти всегда находится отдельно от группы молодых самураев, чем Куросава подчеркивает его одиночество и интеллектуальное превосходство. Мне он кажется не простым бунтарем, который ходит в мятом и не следует кодексу самурая, а уставшим, но по-своему заботливым наставником. В то время как молодые самураи часто сбиты в кучу, что визуально усиливает впечатление их неразберихи и стадного чувства из-за неопытности.

Original size 1280x720

Фильм построен как серия уроков, где ронин на наглядных примерах учит своих подопечных, что такое настоящая опасность, хитрость и эффективность.

Original size 1280x720

Фильм также полон символизма — символом победы самураев и торжества правды служит белая камелия, которую самураи аустили по реке, как тайный знак.

Original size 1280x720

Тут также присутствуют вставки природы крупным планом, чтобы передать метафору зрителю. Нежный, красивый цветок ассоциируется с коварством и предательством. Это метафора самого клана: прекрасная, благородная внешность скрывает гнилую сердцевину. Куросава использует крупные планы опадающих лепестков камелии, чтобы создать ощущение опасности и недолговечности.

Original size 1280x720

Сцена финального боя, в отличие от боевиков, построена не на динамичном изображении, а на психологической напряженности героев. Здесь нет такого количества крупных планов лиц персонажей, как в других фильмах, но эмоции и накал тут ощущаются также остро. Сцена боя в самом финале шокирует своей внезапностью и смертоносной эффективностью, так как это полная противоположность голливудским затяжным поединкам.

Заключение

Куросава, используя жанр самурайского боевика, рассуждает о гораздо более глубоких вещах: о природе мудрости, ценности практического опыта и опасности слепого следования идеалам. Фильмы куросавы затрагивают множество философских тем, самыми важными из которых, является честь, честность и мудрость. В своих работах он будто исследует человеческую природу, сопоставляет противоположности, объединяет их против проблем

Ключевыми приемами в фильмах Куросавы можно выделить обращения к природе, создание метафор, на основе некоторых небольших деталей. Например, Куросава обращался к деревьям, облакам, цветам. Также много и маленьких сиволов — звездочка в фильме «Скандал», напиток, перелившийся за край стакана в фильме «Тихая дуэль». Также можно выделить и взаимодействие света и тени в некоторых его фильмах, как основной метафыоры и подсказки для зрителя. Излюбленным приемом режиссера также можно считать и крупные планы портретов героев, передающие эмоциональную напряженность или, наоборот, радость и счастье. Куросава также экспериметировал с принципами и скоростью съемки: динамичное, резкое и хаотичное повествование или плавное, тягучее и медленное. Все это играло свою роль в съемке фильмов.

Фильмы исследуют человеческую природу, ставя под сомнение абсолютность истины и проверяя моральные устои своих героев в сложных ситуациях. Через разнообразное использование визуальных метафор, динамичного монтажа и тщательно выстроенной композиции режиссер превращал каждую картину в философскую мораль, поучающую зрителей. Куросава снимал различные фильмы между масштабным эпическим повествованием и камерной психологической драмой, оставаясь верным главной теме — поиску человеческого достоинства в мире безравственности. Именно гуманизм и композиционный баланс обеспечили его наследию бессмертие в мировой культуре.

Bibliography
Show
1.

Семь фетишей Акиры Куросавы: игра теней, трубный вой и немного модернизма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kinoart.ru/cards/akira-kurosawa-fetishes (дата обращения: 15.11.2025).

2.

Следы Акиры Куросавы: как японский классик вдохновил Джорджа Лукаса, Серджио Леоне, Спайка Ли и других звёзд Голливуда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kinotv.ru/read/articles/sledy-akiry-kurosavy-kak-yaponskiy-klassik-vdokhnovil-dzhordzha-lukasa-serdzhio-leone-spayka-li-i-dr/ (дата обращения: 10.11.2025).

3.

110 лет со дня рождения Акиры Куросавы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://posta-magazine.ru/article/5-movies-by-akira-kurosawa/ (дата обращения: 20.10.2025).

4.

Куросава, Акира [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Акира Куросава: как начать смотреть его фильмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/902-kurosawa (дата обращения: 15.11.2025)

Image sources
Show
1.

Расёмон (Rashômon). 1950. // https://vk.com/video-119640987_456245625 (дата обращения: 13.11.2025).

2.

СКАНДАЛ (1950) — драма. Акира Куросава 1080p // https://vkvideo.ru/video-39165340_456250428?t=1h44m32s (дата обращения: 15.11.2025).

3.

ОТВАЖНЫЙ САМУРАЙ (1962) — боевик. Акира Куросава // https://vkvideo.ru/video-39165340_456240669?t=1h35m39s (дата обращения: 14.11.2025).

4.

Акира Куросава — «Тихая дуэль» (1949) // https://vkvideo.ru/video-64206326_167548554 (дата обращения: 14.11.2025).

5.

Фильм Акира Куросава «Семь Самураев» [Samurai 7] [七人の侍] [1954] // https://vkvideo.ru/video145952394_165928927

6.

110 лет со дня рождения Акиры Куросавы // https://posta-magazine.ru/article/5-movies-by-akira-kurosawa/ (дата обращения: 20.10.2025).

7.

Куросава, Акира // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 15.11.2025).

Авторский стиль Акиры Куросавы
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more