
Рубрикатор
— Введение в эстетику Канта: концепции прекрасного и возвышенного, особенности их проявления в инсталляциях — Прекрасное в работах Джеймса Таррелла — Возвышенное в работах Джеймса Таррелла — Синтез прекрасного и возвышенного — Заключение — Источники
Концепция
Джеймс Таррелл — современный художник, известный своими световыми инсталляциями, которые исследуют природу света, восприятия и пространства. На протяжении десятилетий он создает работы, где свет выступает не как инструмент освещения, а как самостоятельный, почти телесный материал. Эта уникальная художественная практика предоставляет основу для исследования ключевых эстетических категорий — прекрасного и возвышенного, представленных Иммануилом Кантом в «Критике способности суждения».
Хотя Кант в своей системе относил изящные искусства в большей степени к сфере прекрасного, а возвышенное часто связывал с необузданной мощью природы, его тексты содержат потенциал для расширительного толкования. Таррелл, по сути, «приручает» природные явления — свет, небо, космос — и помещает их в контролируемое пространство искусства. Это создает плодотворное противоречие: может ли рукотворный, спланированный объект вызывать переживание возвышенного, которое Кант описывал как «беспокойное волнение» перед лицом безграничного и могущественного? Данное исследование призвано доказать, что работы Таррелла не только воплощают идеи прекрасного через гармонию и форму, но и мощно активируют переживание возвышенного, синтезируя обе категории в уникальном эстетическом опыте.
Для исследования будут отобраны ключевые работы Джеймса Таррелла, которые наглядно демонстрируют взаимодействие прекрасного и возвышенного. Отбор произведений основан на их способности вызывать глубокий эстетический и феноменологический отклик, соответствующий кантовским понятиям.
Исследование будет структурировано следующим образом:
Теоретическая основа: Эстетика Канта и её применимость к искусству Таррелла В этой главе будет представлен аналитический обзор концепций прекрасного и возвышенного по Иммануилу Канту. Мы рассмотрим, как Кант трактует прекрасное через целесообразность без цели, гармонию формы и свободную игру познавательных способностей (воображения и рассудка).
В разделе прекрасное будет проанализировано, как Таррелл создает условия для переживания прекрасного. Через безупречно выверенные геометрические формы, чистые, насыщенные цветовые поля и идеально сглаженные переходы между оттенками, его работы вызывают чувство гармонии, покоя и интеллектуального удовольствия.
В разделе, посвященном возвышенному будет рассмотрено, как Таррелл провоцирует переживание возвышенного.
В заключительной главе будет показано, как две эстетические категории не просто сосуществуют, но взаимодополняют и усиливают друг друга в одном художественном переживании.
Источники исследования:
Первичные источники: — Иммануил Кант, «Критика способности суждения» (с акцентом на «Аналитике прекрасного» и «Аналитике возвышенного»).
Вторичные источники: — Научные статьи и монографии по философской эстетике Канта и ее рецепции в современном искусстве. — Исследования, посвященные феноменологии восприятия и световому искусству (Light and Space).
Анализ материалов о Джеймсе Таррелле: — Каталоги выставок художника, монографии о его творчестве (например, от издательства Guggenheim, LACMA). — Интервью с Джеймсом Тарреллом, где он рассуждает о восприятии, свете и своем magnum opus — «Roden Crater». — Критические статьи и рецензии на его персональные и групповые выставки.
Исследование предполагает, что работы Джеймса Таррелла являются наглядной и мощной демонстрацией актуальности кантовской эстетики в XXI веке. Каждая часть исследования будет сопровождаться визуальным анализом конкретных работ, что позволит создать целостное и убедительное визуальное исследование.
Введение в эстетику Канта: концепции прекрасного и возвышенного, особенности их проявления в инсталляциях
В «Критике способности суждения» И. Канта первыми выступают прекрасное и возвышенное. Чтобы определить их содержание, философ тщательно их сравнивает, сопоставляет и разграничивает.
Для начала, определимся, что же такое прекрасное и возвышенное?
Прекрасное, по Канту, связано с формой объекта и вызывает удовольствие, не зависящее от концептуального мышления или личных интересов. Это общее чувство гармонии и симметрии, которое воспринимается нашим умом интуитивно. Прекрасное обладает конкретностью, его ценность осознаётся мгновенно через чувственное восприятие.
Возвышенное, напротив, связано с безграничностью и способностью вызывать в людях чувства, выходящие за пределы обычных эстетических переживаний. Возвышенное может быть как математическим, связанным с бесконечностью, так и динамическим, связанным с мощью и внушающей страх силой природы. Оно более абстрактно и вызывает «двойственное» чувство — одновременно восхищение и страх.
Во второй части «Аналитики возвышенного» Кант упомянул общие черты и различия прекрасного и возвышенного. Согласно Канту, эти эстетические суждения, объединяет то, что «оба они нравятся сами по себе» и подразумевают «не чувственное и не логически определяющее суждение, а суждение рефлексии». Эти суждения также обладают аспектом универсальности: по мнению Канта, они значимы для каждого мыслящего субъекта.
Различие между прекрасным и возвышенным определяется разграничением их предметов и способами изображения: Кант связывает «наше благорасположение» к прекрасному с качественными характеристиками, а к возвышенному — с количественными. Оба эти суждения основаны на чувстве удовольствия, которое мы испытываем. Однако удовольствие от возвышенного имеет другую природу. Чувство прекрасного возникает благодаря гармонии между функцией воображения и функцией рассудка в отношении объектов природы или произведений искусства.
Мое исследование, посвящено архитектурным инсталляциям, Кант, в том числе, упомянул в своей работе архитектуру, а точнее «зодчество» и рассмотрел его в совокупности с другими видами искусства, а не как самостоятельное явление. Он выделял три вида прекрасных искусств: «словесное, изобразительное и искусство игры ощущений». Зодчество было определено Кантом к «изобразительному искусству» и подчиненно к рисунку и жесту и конечно же, прекрасному. Однако, как я упомянула ранее, Кант, в своих рассуждениях, допускает противоречие, приводя примеры архитектуры в аспекте возвышенного.
В следующих главах, я детально разберу эти аспекты в работах Эдоардо Трезольди.
Прекрасное в работах Джеймса Таррелла
Wedgework III (1974). В темноте виден объём из флуоресцентного фиолетового света, похожий на клин. Источник света остаётся вне поля зрения, видна только проекция. Space Division Constructions (1976). Выставочное пространство разделено перегородкой с отверстием на две зоны: для зрителей и света. Создана оптическая иллюзия, благодаря которой зритель воспринимает прямоугольное отверстие как плоскую монохромную поверхность. Skyspaces (1970-е). Серия работ, которые Таррелл описывал как «небесные пространства». Это закрытые пространства — комнаты или отдельно стоящие структуры, с открытым доступом к небу посредством прямоугольного или круглого отверстия в крыше. Tall Glass (2000-е). Серия работ, в которых Таррелл добавил временной элемент. Каждая работа состоит из светодиодов, запрограммированных менять цвет с течением времени, по аналогии с изменением цвета неба. Tending, (Blue). Создан для Nasher Sculpture Center. Чтобы достигнуть оптического эффекта, Таррелл скоординировал сложную систему подсветки, которая вступает во взаимодействие с природными циклами восхода и захода солнца и реагирует на постоянно меняющиеся атмосферные условия.
Возвышенное в работах Джеймса Таррелла
Синтез прекрасного и возвышенного
Заключение
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА КАНТА. «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» Учебное пособие для студентов факультета искусств Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова https://elibrary.ru/download/elibrary_49164684_58507058.pdf
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВАСИЛЬЕВ ВАДИМ ВАСИЛЬЕВИЧ https://www.buro247.ru/culture/arts/vs-znat-kak-svoi-pyat-paltcev-dzheyms-tarrell.html
ТВОРЧЕСТВО ДЖЕЙМСА ТАРРЕЛЛА КАК ФЕНОМЕН РУБЕЖА XX–XXI ВЕКОВ ТУЛЯКОВА Д. С.1, КАЛАШНИКОВ В.Е. https://elibrary.ru/download/elibrary_34928831_63867013.pdf
HORIZON AS A SYMBOLIC CATEGORY IN CONTEMPORARY SITE-SPECIFIC ART KOCHETKOVA E.S. https://elibrary.ru/download/elibrary_45667046_90333077.pdf
CROMATISMO COMO SÍMBOLO ALUCINADO Y SEMÁNTICA DE LA LUZ EN LA OBRA DE JAMES TURRELL. AGUIRRE MARTÍNEZ G. https://institucional.us.es/revistas/themata/66/Art_06.pdf
BORDI. UN CONFRONTO TRA ARTE, FILOSOFIA E PSICOLOGIA PARETI G. https://journals.openedition.org/estetica/14415
ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ САМОГОРОВ В.А., ФАДЕЕВ А.В., АВЕРИНА П.О. https://elibrary.ru/download/elibrary_41249006_31203286.pdf
ИНСТАЛЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА ШАРАФУТДИНОВА А.М., ТОКАРЕВА О.В., ЦЫБИСОВ А.Е. https://elibrary.ru/download/elibrary_79504904_65547921.pdf
Как Джеймсу Тарреллу удалось покорить «свет и небеса»: Возвышенные работы на грани вымысла и реальности https://kulturologia.ru/blogs/231221/51949/https://kulturologia.ru/blogs/231221/51949/
ТУТ ФОТО И ОПИСАНИЕ В ОТЛИЧНОМ КАЧЕСТВЕ https://gagosian.com/search/
ТУТ ВИДЕО С ТАРРЕЛОМ И ПРО КРАТЕР РОДЕН https://rodencrater.courses.asu.edu/partnership
https://www.pacegallery.com/journal/support-light/ (ЦИТАТА ПРО КРАТЕР Р)
(ВСЕ ФОТО И ВИДЕО ТУТ)https://www.pacegallery.com/search/?query=James+Turrell
A Sprawling James Turrell Exhibition https://news.artnet.com/art-world/james-turrell-mass-moca-1946941
https://www.pacegallery.com/journal/support-light/ (КРАТЕР РОДЕНА)
ПИНТЕРЕСТ https://ru.pinterest.com/pin/260575528427571546/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera
ВИДЕО ПРО ТАРРЕЛЛА https://www.youtube.com/watch?v=rWZmuygf3gg&t=85s
https://www.pacegallery.com/online-exhibitions/james-turrell/ (РАЗНЫЕ КРУГИ И ОВАЛЫ НА ВЫСТАВКЕ + ИНФА)
(МУЗЕЙ ГРЕЙНХ) https://www.guggenheim.org/exhibition/james-turrell