
Концепция исследования
Тема возвращения культурных ценностей, долгое время находившихся за пределами стран их происхождения, выходит далеко за рамки сугубо музейной или юридической дискуссии. Она затрагивает фундаментальный вопрос о том, что формирует самосознание нации. Культурные объекты, изъятые в результате конфликтов, исторических несправедливостей или незаконного оборота, становятся не просто утраченными реликвиями, а овеществленными символами коллективной травмы. Их отсутствие на родине ощущается как незавершенная страница истории, как свидетельство исторического упадка или вмешательства извне. В современном мире, где нации активно переосмысливают свое прошлое и строят будущее, акт реституции становится мощным инструментом для восстановления исторической непрерывности, символом преодоления «века унижения» и утверждения полноценного культурного суверенитета. Исследование фокусируется на невидимой, но глубокой связи между физическим объектом и коллективной душой народа, анализируя, как возвращение знаковых артефактов, таких как головы китайского Зодиака или бюст Нефертити, влияет на формирование национальной гордости, общественной памяти и политического нарратива. Актуальность исследования продиктована тем, что в эпоху глобализации и цифровизации именно возвращенные физические объекты остаются наиболее убедительными и эмоционально заряженными доказательствами исторической справедливости.
Принцип отбора материала для визуального исследования
Для достижения максимальной убедительности и наглядности, в фокусе исследования находятся артефакты, обладающие высокой символической и художественной ценностью, чья история неразрывно связана с ключевыми моментами национального исторического повествования. Объекты, выполняющие функцию маркеров исторической памяти, то есть такие, которые широко известны в культуре государства-происхождения и воспринимаются обществом как часть национального достояния, а их утрата — как национальная трагедия.
Ключевой вопрос
Каким образом возвращение знаковых культурных артефактов, изъятых в моменты национальной слабости или конфликтов, преобразует национальную идентичность, восстанавливает прерванную историческую память и способствует утверждению культурного суверенитета государства-происхождения в глазах мирового сообщества?
Гипотеза исследования
Возвращение знаковых артефактов является не просто восстановлением имущественного права, но выступает в качестве мощного катализатора для консолидации национальной идентичности и служит инструментом для переписывания травматического исторического нарратива, превращая объекты утраты в символы возрождения и триумфа культурной справедливости.
Артефакты, Конфликт, утрата и обретение
Национальное сознание часто привязывается к конкретным физическим объектам, которые становятся фокусом исторической памяти. Их отсутствие переживается как потеря части самого себя.

История бронзовых голов китайского Зодиака, первоначально украшавших фонтан-часы в садах Юаньминъюань, является ярчайшим примером того, как объект искусства превращается в национальный символ. (Руины зала Юаньингуань — 2013.03)
Бронзовые головы В. М. Юаньминъюань Хайяньтан реплика 1750–1760 гг
Скульптуры были похищены в 1860 году во время варварского разграбления и разрушения дворцового комплекса англо-французскими войсками.
Реплики бронзовых фигур В. М. Юаньминъюань Хайяньтан 2009 г.
Это событие навсегда запечатлелось в коллективной памяти Китая как одна из самых болезненных страниц «века унижения» — периода, символизирующего слабость государства перед лицом иностранного вторжения. Разрушение Юаньминъюаня оставило после себя не просто руины, но и незаживающий шрам. Бронзовые головы, рассеянные по мировым коллекциям, стали зримым, овеществленным доказательством той исторической несправедливости. Борьба за их возвращение — это не просто попытка собрать коллекцию, а стремление восстановить историческое достоинство нации.
Руины зала Юаньингуань — 2013.03
Чтобы по-настоящему оценить значение реституции, необходимо осознать масштаб и жестокость той утраты. Разграбление и поджог Юаньминъюаня были не просто военным актом, а целенаправленным уничтожением культурного центра, что подтверждают исторические свидетельства, описывающие хаос и вывоз сокровищ. Этот визуальный образ позволяет понять, почему возвращение даже одной статуи является столь эмоционально заряженным событием.
Разграбление Юань Мин Юаня англо-французскими войсками. 1860 год.
В октябре 1860 года войска Британии и Франции заняли Юаньминъюань. Дворец был разграблен, ценности вывезены. После этого лорд Элгин приказал сжечь дворец, чтобы наказать Китай за «нарушение договорённостей». Художник показывает «триумф» войск, но для китайской стороны это — символ культурной травмы и национального унижения.
Оккупация Юаньминъюаня англо-французскими войсками, 22 декабря 1860 года.

Эта гравюра, почти зеркальное отражение иллюстрации французских гуляк перед одним из разграбленных дворцов в европейском стиле, опубликованной в L’Illustration, была создана художником Г. К. де Фортавионом, сопровождавшим французское высшее командование в Китае в 1860 году.

Возвращение отдельных статуй, в частности бронзовой Головы лошади, стало для китайского народа актом, подтверждающим обретение новой силы и исторической справедливости. (Статуя лошадиной головы из красной бронзы передана Национальному управлению культурного наследия в Пекине 13 ноября 2019 года. Фото предоставлено China News Service)
Объект перестал быть просто антикварной скульптурой; он стал воплощением культурного наследия и живым напоминанием о трагических страницах истории.
реконструкции бронзовых водяных голов-фигур из знаменитого фонтан-часов Хайяньтан (海晏堂) в Юаньминъюане
Возвращенный артефакт, являясь частью цикла из 12 животных китайского зодиака, символизирует завершенность и возрождение. Он становится активным элементом государственной политики и исторической памяти, наглядно подтверждая национальный суверенитет и способность нации защитить свое достояние.
Посетители фотографируют возвращенную бронзовую статую лошадиной головы, пропавшую из Старого Летнего дворца, 1 декабря 2020 г.
Размещение возвращенной Головы лошади в музее Юаньминъюаня, в непосредственной близости от руин дворца, сознательно подчеркивает связь между исторической утратой и современным возрождением. Тысячи людей приходят увидеть этот символ, что превращает музей в место коллективного переживания и гордости.
С другой стороны, продолжающийся спор вокруг бюста Нефертити, находящегося в Берлине, демонстрирует сложность реституции для артефактов, изъятых в доконвенционный период.


Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н. э.,
Бюст, найденный в Египте, является для этой страны не просто шедевром древнего искусства, а зримым олицетворением величия древней цивилизации и объектом глубокой национальной привязанности.

Дискуссия вокруг Нефертити выходит за рамки юридических тонкостей, фокусируясь на вопросах этики, моральной ответственности и исторической справедливости. Бюст стал заложником культурного спора, демонстрирующего, что отсутствие прямых правовых рычагов вынуждает страны-истцы полагаться на силу общественного мнения и дипломатическое давление. Важно помнить, что этот шедевр был обнаружен в контексте древних раскопок в Амарне, и именно в Египте находится его подлинная, историческая среда, в то время как Германия придерживается аргумента о легальности вывоза. (Вид на раскопки, проводимые EES в главном городе в 1921 году)
Бюст Нефертити в северном купольном зале Нового музея © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер
Наконец, сам способ представления бюста в Берлине, его центральное место в экспозиции Нового музея, показывает, как артефакт в стране-хранителе приобретает свою собственную культурную значимость, становясь символом музейной коллекции и частью культурного ландшафта принимающей страны.
Бюст Нефертити на верхнем этаже Старого музея © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Jürgen Liepe
Эта история является классическим примером столкновения двух концепций: идеи «универсального музея», который считает себя хранителем мирового наследия, доступного всем, и принципа культурного суверенитета, согласно которому ключевые символы идентичности должны принадлежать нации их происхождения.
Культурная реституция: Изменение национальной души и мирового порядка
Когда знаковый артефакт возвращается на родину, это воспринимается обществом как торжество справедливости, что немедленно способствует консолидации граждан. Успешное завершение процесса реституции дает нации возможность восстановить физическую, зримую связь с прерванной историей.1 Возвращенные объекты становятся центральными экспонатами в национальных музеях, где их роль переосмысливается.
Буддийские монахи из Камбоджи окропляют святой водой статуи-артефакты, возвращающиеся из США в Камбоджу, во время официальной церемонии в Национальном музее Камбоджи в Пномпене
Успешная реституция оказывает глубокое влияние не только на музейные фонды, но и на нематериальную сферу жизни общества.
Посетители рассматривают бронзовые сосуды, репатриированные из Японии, на выставке реликвий, вернувшихся из-за рубежа, в Национальном музее Китая в Пекине. [Фото: Цзян Дуна/China Daily]
Все больше стран-хранителей признают, что владение объектами, приобретенными в условиях колониализма, конфликтов или насилия, является морально не оправданным, даже если оно было юридически оформлено по законам того времени. Этот визуальный контраст между историей изъятия и современным возвращением является ключевым в понимании процесса.
Кау-эль-Кебир и Хаммамия, Транспортировка древностей, 1905 г.
Стремление к возвращению коренится в убеждении, что предметы, созданные великими цивилизациями, должны находиться в местах их происхождения, чтобы обеспечивать их подлинный культурный контекст и доступность для потомков той цивилизации. Возвращение артефактов становится актом искупления исторической несправедливости, символизируя переход от прежних отношений доминирования к новому партнерству, основанному на уважении культурного суверенитета. Когда музей получает назад свое сокровище, на месте пустоты, которая ранее символизировала утрату, появляется символ обретения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАМБОДЖИ/THE PHNOM PENH POST
Акт реституции имеет существенное положительное влияние на международные отношения. Передача культурных ценностей становится конкретным, осязаемым жестом доброй воли и признания культурного суверенитета другого государства. Когда страны-хранители добровольно соглашаются на репатриацию, они демонстрируют приверженность принципам этической справедливости и уважения к чужому наследию.
Макс Холлейн и Нитайя Канокмонгкол демонстрируют недавно подписанное соглашение. 2024 г.
Международное сообщество рассматривает возвращение как позитивный шаг, который способствует сохранению культурного наследия для всего человечества и его передачи будущим поколениям. Таким образом, реституция выступает как основа для построения более справедливых, партнерских отношений в глобальном культурном пространстве.
Заключение
Проведенный анализ убедительно подтверждает гипотезу. Возвращение знаковых артефактов является значительно более сложным и влиятельным процессом, чем просто восстановление юридического права. На примерах, включая бронзовые головы китайского Зодиака, видно, что реституция служит мощным катализатором для консолидации национальной идентичности и активно используется государствами для формирования современного исторического нарратива, демонстрируя восстановление суверенитета. Успех репатриации зависит не только от формальных юридических документов, но и от морального давления, общественного мнения и политической готовности стран к признанию исторической несправедливости. Реституция является важнейшим инструментом культурной дипломатии, который способствует сохранению наследия и укреплению позитивного диалога между нациями.
https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essay02.html (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)
Влияние реституции культурных ценностей на международные отношения. (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) URL: https://ya.ru/neurum/c/pravo/q/kak_restituciya_kulturnyh_cennostey_vliyaet_906cdacc
Гид по парку Юаньминъюань. (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) URL: https://www.eastchinatrip.com/ru/yuanmingyuan-park-travel-guide/
Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (дата последнего обращения: ноября 15, 2025) https://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/2012_CTOC_COP_WG2/CTOC_COP_WG.2_2012_3_WG.3_2012_4_R.pdf
Как реституция культурных ценностей влияет на международные отношения? (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) https://ya.ru/neurum/c/pravo/q/kak_restituciya_kulturnyh_cennostey_vliyaet_906cdacc
Nefertiti Bust https://en.wikipedia.org/wiki/Nefertiti_Bust?utm_source=chatgpt.com (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)
Проект Амарна https://www.amarnaproject.com/ (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)
Руины зала Юаньингуань — 2013.03 https://en.wikipedia.org/wiki/Old_Summer_Palace#/media/File: %E8%BF%9C%E7%80%9B%E8%A7%82%E9%81%97%E5%9D%80_-Ruins_of_Yuanyingguan_Hall-2013.03-_panoramio.jpg
Бронзовые головы В. М. Юаньминъюань Хайяньтан https://zhuanlan.zhihu.com/p/644074905
Реплики бронзовых фигур В. М. Юаньминъюань Хайяньтан 2009 г.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3AVM_Yuanmingyuan_Haiyantang_bronze_figure_replicas_4441.jpg
Разграбление Юань Мин Юаня англо-французскими войсками в 1860 году https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3ALooting_of_the_Yuan_Ming_Yuan_by_Anglo_French_forces_in_1860.jpg?utm_source
Оккупация Юаньминъюаня англо-французскими войсками, 1860 года https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essay02.html
Статуя лошадиной головы из красной бронзы https://govt.chinadaily.com.cn/s/201911/14/WS5dccb7ae498ebcb19057c66d/horse-head-statue-of-old-summer-palace-comes-home_2.html
реконструкции бронзовых водяных голов-фигур из знаменитого фонтан-часов Хайяньтан (海晏堂) в Юаньминъюане https://www.chineselearning.com/chinese-zodiac/bronze-statue-of-the-animal-head-of-the-twelve-zodiac-animals-in-yuanmingyuan
Посетители фотографируют возвращенную бронзовую статую лошадиной головы, пропавшую из Старого Летнего дворца, 1 декабря 2020 г. (ЦЗОУ ХУН / CHINA DAILY) https://www.chinadailyhk.com/hk/article/151106?utm_source
Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н. э., https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-bust/
Вид на раскопки, проводимые EES в главном городе в 1921 году https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03075133241299447
Бюст Нефертити в северном купольном зале Нового музея © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-presentation/
Бюст Нефертити на верхнем этаже Старого музея © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Jürgen Liepe https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-presentation/
Буддийские монахи из Камбоджи окропляют святой водой статуи-артефакты, возвращающиеся из США в Камбоджу, во время официальной церемонии в Национальном музее Камбоджи в Пномпене, Камбоджа, четверг, 4 июля 2024 года. https://nwasianweekly.com/2024/07/cambodia-welcomes-the-mets-repatriation-of-centuries-old-statues-looted-during-past-turmoil/
Посетители рассматривают бронзовые сосуды, репатриированные из Японии, на выставке реликвий, вернувшихся из-за рубежа, в Национальном музее Китая в Пекине во вторник. [Фото: Цзян Дуна/China Daily] https://govt.chinadaily.com.cn/s/201909/18/WS5d81c93a498ebcb1905794ed/relics-returned-from-overseas-on-display-in-national-museum.html
Кау-эль-Кебир и Хаммамия, Транспортировка древностей, 1905 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Qau_el-Kebir_and_Hammamiya,_Transport_of_antiquities,_1905,photo_11_of_19-_Archivio_fotografico_Museo_Egizio,Turin-_CEFB,_Como_F_040.jpg
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАМБОДЖИ/THE PHNOM PENH POST https://asianews.network/repatriated-artefacts-on-display-at-cambodias-national-museum/?utm_source=chatgpt.com
Макс Холлейн и Нитайя Канокмонгкол демонстрируют недавно подписанное соглашение. 2024 г. https://www.theartnewspaper.com/2024/04/26/metropolitan-museum-thailand-statue-repatriation-memorandum-of-understanding