Original size 1140x1600

Возвращение артефактов: культурное наследие

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция исследования

Тема возвращения культурных ценностей, долгое время находившихся за пределами стран их происхождения, выходит далеко за рамки сугубо музейной или юридической дискуссии. Она затрагивает фундаментальный вопрос о том, что формирует самосознание нации. Культурные объекты, изъятые в результате конфликтов, исторических несправедливостей или незаконного оборота, становятся не просто утраченными реликвиями, а овеществленными символами коллективной травмы. Их отсутствие на родине ощущается как незавершенная страница истории, как свидетельство исторического упадка или вмешательства извне. В современном мире, где нации активно переосмысливают свое прошлое и строят будущее, акт реституции становится мощным инструментом для восстановления исторической непрерывности, символом преодоления «века унижения» и утверждения полноценного культурного суверенитета. Исследование фокусируется на невидимой, но глубокой связи между физическим объектом и коллективной душой народа, анализируя, как возвращение знаковых артефактов, таких как головы китайского Зодиака или бюст Нефертити, влияет на формирование национальной гордости, общественной памяти и политического нарратива. Актуальность исследования продиктована тем, что в эпоху глобализации и цифровизации именно возвращенные физические объекты остаются наиболее убедительными и эмоционально заряженными доказательствами исторической справедливости.

Принцип отбора материала для визуального исследования

Для достижения максимальной убедительности и наглядности, в фокусе исследования находятся артефакты, обладающие высокой символической и художественной ценностью, чья история неразрывно связана с ключевыми моментами национального исторического повествования. Объекты, выполняющие функцию маркеров исторической памяти, то есть такие, которые широко известны в культуре государства-происхождения и воспринимаются обществом как часть национального достояния, а их утрата — как национальная трагедия.

Ключевой вопрос

Каким образом возвращение знаковых культурных артефактов, изъятых в моменты национальной слабости или конфликтов, преобразует национальную идентичность, восстанавливает прерванную историческую память и способствует утверждению культурного суверенитета государства-происхождения в глазах мирового сообщества?

Гипотеза исследования

Возвращение знаковых артефактов является не просто восстановлением имущественного права, но выступает в качестве мощного катализатора для консолидации национальной идентичности и служит инструментом для переписывания травматического исторического нарратива, превращая объекты утраты в символы возрождения и триумфа культурной справедливости.

Артефакты, Конфликт, утрата и обретение

Национальное сознание часто привязывается к конкретным физическим объектам, которые становятся фокусом исторической памяти. Их отсутствие переживается как потеря части самого себя.

post

История бронзовых голов китайского Зодиака, первоначально украшавших фонтан-часы в садах Юаньминъюань, является ярчайшим примером того, как объект искусства превращается в национальный символ. (Руины зала Юаньингуань — 2013.03)

Original size 0x0

Бронзовые головы В. М. Юаньминъюань Хайяньтан реплика 1750–1760 гг

Скульптуры были похищены в 1860 году во время варварского разграбления и разрушения дворцового комплекса англо-французскими войсками.

Original size 960x720

Реплики бронзовых фигур В. М. Юаньминъюань Хайяньтан 2009 г.

Это событие навсегда запечатлелось в коллективной памяти Китая как одна из самых болезненных страниц «века унижения» — периода, символизирующего слабость государства перед лицом иностранного вторжения. Разрушение Юаньминъюаня оставило после себя не просто руины, но и незаживающий шрам. Бронзовые головы, рассеянные по мировым коллекциям, стали зримым, овеществленным доказательством той исторической несправедливости. Борьба за их возвращение — это не просто попытка собрать коллекцию, а стремление восстановить историческое достоинство нации.

Original size 1280x960

Руины зала Юаньингуань — 2013.03

Чтобы по-настоящему оценить значение реституции, необходимо осознать масштаб и жестокость той утраты. Разграбление и поджог Юаньминъюаня были не просто военным актом, а целенаправленным уничтожением культурного центра, что подтверждают исторические свидетельства, описывающие хаос и вывоз сокровищ. Этот визуальный образ позволяет понять, почему возвращение даже одной статуи является столь эмоционально заряженным событием.

Original size 960x680

Разграбление Юань Мин Юаня англо-французскими войсками. 1860 год.

В октябре 1860 года войска Британии и Франции заняли Юаньминъюань. Дворец был разграблен, ценности вывезены. После этого лорд Элгин приказал сжечь дворец, чтобы наказать Китай за «нарушение договорённостей». Художник показывает «триумф» войск, но для китайской стороны это — символ культурной травмы и национального унижения.

Original size 1363x800

Оккупация Юаньминъюаня англо-французскими войсками, 22 декабря 1860 года.

post

Эта гравюра, почти зеркальное отражение иллюстрации французских гуляк перед одним из разграбленных дворцов в европейском стиле, опубликованной в L’Illustration, была создана художником Г. К. де Фортавионом, сопровождавшим французское высшее командование в Китае в 1860 году.

post

Возвращение отдельных статуй, в частности бронзовой Головы лошади, стало для китайского народа актом, подтверждающим обретение новой силы и исторической справедливости. (Статуя лошадиной головы из красной бронзы передана Национальному управлению культурного наследия в Пекине 13 ноября 2019 года. Фото предоставлено China News Service)

Объект перестал быть просто антикварной скульптурой; он стал воплощением культурного наследия и живым напоминанием о трагических страницах истории.

Original size 1080x807

реконструкции бронзовых водяных голов-фигур из знаменитого фонтан-часов Хайяньтан (海晏堂) в Юаньминъюане

Возвращенный артефакт, являясь частью цикла из 12 животных китайского зодиака, символизирует завершенность и возрождение. Он становится активным элементом государственной политики и исторической памяти, наглядно подтверждая национальный суверенитет и способность нации защитить свое достояние.

Original size 800x532

Посетители фотографируют возвращенную бронзовую статую лошадиной головы, пропавшую из Старого Летнего дворца, 1 декабря 2020 г.

Размещение возвращенной Головы лошади в музее Юаньминъюаня, в непосредственной близости от руин дворца, сознательно подчеркивает связь между исторической утратой и современным возрождением. Тысячи людей приходят увидеть этот символ, что превращает музей в место коллективного переживания и гордости.

С другой стороны, продолжающийся спор вокруг бюста Нефертити, находящегося в Берлине, демонстрирует сложность реституции для артефактов, изъятых в доконвенционный период.

Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н. э.,

Бюст, найденный в Египте, является для этой страны не просто шедевром древнего искусства, а зримым олицетворением величия древней цивилизации и объектом глубокой национальной привязанности.

post

Дискуссия вокруг Нефертити выходит за рамки юридических тонкостей, фокусируясь на вопросах этики, моральной ответственности и исторической справедливости. Бюст стал заложником культурного спора, демонстрирующего, что отсутствие прямых правовых рычагов вынуждает страны-истцы полагаться на силу общественного мнения и дипломатическое давление. Важно помнить, что этот шедевр был обнаружен в контексте древних раскопок в Амарне, и именно в Египте находится его подлинная, историческая среда, в то время как Германия придерживается аргумента о легальности вывоза. (Вид на раскопки, проводимые EES в главном городе в 1921 году)

Original size 949x464

Бюст Нефертити в северном купольном зале Нового музея © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер

Наконец, сам способ представления бюста в Берлине, его центральное место в экспозиции Нового музея, показывает, как артефакт в стране-хранителе приобретает свою собственную культурную значимость, становясь символом музейной коллекции и частью культурного ландшафта принимающей страны.

Original size 949x628

Бюст Нефертити на верхнем этаже Старого музея © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Jürgen Liepe

Эта история является классическим примером столкновения двух концепций: идеи «универсального музея», который считает себя хранителем мирового наследия, доступного всем, и принципа культурного суверенитета, согласно которому ключевые символы идентичности должны принадлежать нации их происхождения.

Культурная реституция: Изменение национальной души и мирового порядка

Когда знаковый артефакт возвращается на родину, это воспринимается обществом как торжество справедливости, что немедленно способствует консолидации граждан. Успешное завершение процесса реституции дает нации возможность восстановить физическую, зримую связь с прерванной историей.1 Возвращенные объекты становятся центральными экспонатами в национальных музеях, где их роль переосмысливается.

Original size 1024x684

Буддийские монахи из Камбоджи окропляют святой водой статуи-артефакты, возвращающиеся из США в Камбоджу, во время официальной церемонии в Национальном музее Камбоджи в Пномпене

Успешная реституция оказывает глубокое влияние не только на музейные фонды, но и на нематериальную сферу жизни общества.

Original size 1199x750

Посетители рассматривают бронзовые сосуды, репатриированные из Японии, на выставке реликвий, вернувшихся из-за рубежа, в Национальном музее Китая в Пекине. [Фото: Цзян Дуна/China Daily]

Все больше стран-хранителей признают, что владение объектами, приобретенными в условиях колониализма, конфликтов или насилия, является морально не оправданным, даже если оно было юридически оформлено по законам того времени. Этот визуальный контраст между историей изъятия и современным возвращением является ключевым в понимании процесса.

Original size 4572x3411

Кау-эль-Кебир и Хаммамия, Транспортировка древностей, 1905 г.

Стремление к возвращению коренится в убеждении, что предметы, созданные великими цивилизациями, должны находиться в местах их происхождения, чтобы обеспечивать их подлинный культурный контекст и доступность для потомков той цивилизации. Возвращение артефактов становится актом искупления исторической несправедливости, символизируя переход от прежних отношений доминирования к новому партнерству, основанному на уважении культурного суверенитета. Когда музей получает назад свое сокровище, на месте пустоты, которая ранее символизировала утрату, появляется символ обретения.

Original size 960x540

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАМБОДЖИ/THE PHNOM PENH POST

Акт реституции имеет существенное положительное влияние на международные отношения. Передача культурных ценностей становится конкретным, осязаемым жестом доброй воли и признания культурного суверенитета другого государства. Когда страны-хранители добровольно соглашаются на репатриацию, они демонстрируют приверженность принципам этической справедливости и уважения к чужому наследию.

Original size 640x427

Макс Холлейн и Нитайя Канокмонгкол демонстрируют недавно подписанное соглашение. 2024 г.

Международное сообщество рассматривает возвращение как позитивный шаг, который способствует сохранению культурного наследия для всего человечества и его передачи будущим поколениям. Таким образом, реституция выступает как основа для построения более справедливых, партнерских отношений в глобальном культурном пространстве.

Заключение

Проведенный анализ убедительно подтверждает гипотезу. Возвращение знаковых артефактов является значительно более сложным и влиятельным процессом, чем просто восстановление юридического права. На примерах, включая бронзовые головы китайского Зодиака, видно, что реституция служит мощным катализатором для консолидации национальной идентичности и активно используется государствами для формирования современного исторического нарратива, демонстрируя восстановление суверенитета. Успех репатриации зависит не только от формальных юридических документов, но и от морального давления, общественного мнения и политической готовности стран к признанию исторической несправедливости. Реституция является важнейшим инструментом культурной дипломатии, который способствует сохранению наследия и укреплению позитивного диалога между нациями.

Bibliography
Show
1.

https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essay02.html (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)

2.

Влияние реституции культурных ценностей на международные отношения. (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) URL: https://ya.ru/neurum/c/pravo/q/kak_restituciya_kulturnyh_cennostey_vliyaet_906cdacc

3.

Гид по парку Юаньминъюань. (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) URL: https://www.eastchinatrip.com/ru/yuanmingyuan-park-travel-guide/

4.

Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (дата последнего обращения: ноября 15, 2025) https://www.unodc.org/documents/treaties/organized_crime/2012_CTOC_COP_WG2/CTOC_COP_WG.2_2012_3_WG.3_2012_4_R.pdf

5.

Как реституция культурных ценностей влияет на международные отношения? (дата последнего обращения: ноября 14, 2025) https://ya.ru/neurum/c/pravo/q/kak_restituciya_kulturnyh_cennostey_vliyaet_906cdacc

6.

Nefertiti Bust https://en.wikipedia.org/wiki/Nefertiti_Bust?utm_source=chatgpt.com (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)

7.

Проект Амарна https://www.amarnaproject.com/ (дата последнего обращения: ноября 15, 2025)

Image sources
Show
1.2.

Бронзовые головы В. М. Юаньминъюань Хайяньтан https://zhuanlan.zhihu.com/p/644074905

3.

Реплики бронзовых фигур В. М. Юаньминъюань Хайяньтан 2009 г.

4.5.

Разграбление Юань Мин Юаня англо-французскими войсками в 1860 году https://commons.wikimedia.org/wiki/File%3ALooting_of_the_Yuan_Ming_Yuan_by_Anglo_French_forces_in_1860.jpg?utm_source

6.

Оккупация Юаньминъюаня англо-французскими войсками, 1860 года https://visualizingcultures.mit.edu/garden_perfect_brightness_03/ymy3_essay02.html

7.8.

реконструкции бронзовых водяных голов-фигур из знаменитого фонтан-часов Хайяньтан (海晏堂) в Юаньминъюане https://www.chineselearning.com/chinese-zodiac/bronze-statue-of-the-animal-head-of-the-twelve-zodiac-animals-in-yuanmingyuan

9.

Посетители фотографируют возвращенную бронзовую статую лошадиной головы, пропавшую из Старого Летнего дворца, 1 декабря 2020 г. (ЦЗОУ ХУН / CHINA DAILY) https://www.chinadailyhk.com/hk/article/151106?utm_source

10.

Бюст Нефертити, Египет, Телль-эль-Амарна, Новое царство, 18-я династия, ок. 1351–1334 гг. до н. э., https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-bust/

11.

Вид на раскопки, проводимые EES в главном городе в 1921 году https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/03075133241299447

12.

Бюст Нефертити в северном купольном зале Нового музея © Staatliche Museen zu Berlin / Давид фон Беккер https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-presentation/

13.

Бюст Нефертити на верхнем этаже Старого музея © Staatliche Museen zu Berlin, Ägyptisches Museum und Papyrussammlung / Jürgen Liepe https://www.smb.museum/en/museums-institutions/aegyptisches-museum-und-papyrussammlung/collection-research/bust-of-nefertiti/the-presentation/

14.

Буддийские монахи из Камбоджи окропляют святой водой статуи-артефакты, возвращающиеся из США в Камбоджу, во время официальной церемонии в Национальном музее Камбоджи в Пномпене, Камбоджа, четверг, 4 июля 2024 года. https://nwasianweekly.com/2024/07/cambodia-welcomes-the-mets-repatriation-of-centuries-old-statues-looted-during-past-turmoil/

15.

Посетители рассматривают бронзовые сосуды, репатриированные из Японии, на выставке реликвий, вернувшихся из-за рубежа, в Национальном музее Китая в Пекине во вторник. [Фото: Цзян Дуна/China Daily] https://govt.chinadaily.com.cn/s/201909/18/WS5d81c93a498ebcb1905794ed/relics-returned-from-overseas-on-display-in-national-museum.html

16.17.18.

Макс Холлейн и Нитайя Канокмонгкол демонстрируют недавно подписанное соглашение. 2024 г. https://www.theartnewspaper.com/2024/04/26/metropolitan-museum-thailand-statue-repatriation-memorandum-of-understanding

Возвращение артефактов: культурное наследие
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more