
Вилли Усов. Группа Аквариум на летнем фестивале в Выборге, 1983 г.
— «Новая волна — где она? Я рок-человек — что мне волна У нас не глубинка, у нас глубина И никакая волна не доходит до дна»
Группа Аквариум, «В поле ягода навсегда», 1982 г.
Рубрикатор
— Концепция визуального исследования — Где выступать — Как играть и записывать — На чём играть — Как читать — Что показывать — Как снимать — Как выступать — Как одеваться — Заключение — Литературные источники — Источники изображений
Концепция
В Новой Волне и в ее отражении у нас, на Ленинградской сцене восьмидесятых, есть очень важная характеристика эпохи — стремление к открытости миру через эксперименты и любознательность. В своем корне эти музыка и искусство — способ бороться с не самой приветливой стороной реальности. К примеру, как минимум с геополитической ситуацией в лице Холодной Войны или же стоящими во главах правительств Тетчер и Рейганом. Изначально Новая Волна как направление на музыкальной сцене — противопоставление тому, что было «до»: закостенелый прогрессив рок, уставший хард рок или приевшееся диско. New Wave при этом вытекает из панка, как самобытное, довольно бескомпромиссное во многом DIY направление, при этом усложняя панковское прошлое, делая его более эклектичным, а также на деле более доступным для широкой аудитории и не стесняется вбирать и приемы популярной музыки вроде того же диско. Все это — ответ Статусу Кво с помощью имеющихся смысловых инструментов и новых технологий. Такой опыт и виденье были как на западе, так и на советской сцене Ленинграда того периода. При том, что музыка Британии, США и других стран проникали и бесспорно влияли на наших артистов, нельзя отрицать самобытность и уникальность «наших» групп того периода. Таким образом, видится крайне важным сопоставить и проследить взаимосвязь между западной и советской Новой Волной. А также проанализировать точки пересечения, заимствования, похожих приемов и причин, по которым они возникли.
В данном исследовании рассматриваются материалы, которые ложатся под термин Новой Волны, при этом не подразумевают под собой Пост-панк и Новых романтиков, так как данные направления слишком широки и требуют отдельного подхода и постановки вопроса. Также здесь мы не рассматриваем артистов и группы, которые стояли у истоков Новой Волны, так как это также слишком обширный взгляд. Ключевым критерием для отбора материала и его авторов стали такие качества музыки и визуала как: экспериментальность, комбинация синтезаторов и аналоговых инструментов; игривый, не мрачный, и зачастую театрализованный подход к музыке и образам; наивность и DIY эстетика.
Основная идея этого визуального исследования — понять, как музыкальная и визуальная культура нью-вейва адаптировалась в условиях советской подпольной сцены. А также какие средства и приемы эту взаимосвязь отражали: внешний образ музыкальных коллективов — прически, одежда, графика на их пластинках и магнитоальбомах, видеоклипы, инструменты и исполнение песен, а также декорации к выступлениям. Такая точка зрения позволяет взглянуть не только на прямые заимствования, но и то, как под влиянием локальной среды появлялись новые смыслы, превращая западные примеры в самостоятельное высказывание.
Структура исследования идет от общего и ключевого — сама музыка, контекст, к более нишевым аспектам — имидж и видеоклипы.
Для исследования использовались источники, в которых Новая Волна и Ленинградский андерграунд рассматриваются с разных сторон: с исторической, музыкальной, визуальной и социокультурной. Фокус был на интервью музыкантов и архивные записи/фото.
Где выступать?
Talking Heads, CBGB, 1977 г. Аллан Таненбаум Blondie, CBGB, 1977 г. Роберта Бэйли
Пожалуй одним из формирующих факторов для обеих сцен стало существование площадки и физического пространства, где артисты могли бы выступать и собираться, слушать друг друга, тем самым создавая сообщество.
Третий фестиваль Ленинградского рок-клуба. 15–17 марта 1985 г. Дмитрий Конрадт Аквариум на концерте в Ленинградском Рок-клубе. 1983 г. Андрей Усов
Как играть и записывать?

Начло 80-х знаменуется большим распространением разного рода синтезаторов и других электронных музыкальных инструментов, которые серьезно повлияли на ДНК Новой Волны в том виде, в ктором мы ее знаем. При этом с точки зрения технического многообразия инструментов в Ленинграде была куда более скудная ситуация. Так, альбом «Радио Африка», который однозначно можно отнести к Новой Волне, был случайным образом записан на передвижной звукозаписывающей студией MCI, предназначенной для международной выставки в Москве, что не могло не сказаться на итоговом звучании альбома.
Борис Гребенщиков и Сергей Курехин на репетиции, 1985 г., Джоанна Стингрей
Алексей Вишня, 80-е
Несмотря на ограниченное количество и качество синтезаторов и других инструментов, все же некоторые из них были в доступе и пользовались успехом, помогая создавать новый, другой, звук.


Драм-машина Электроника и контроллер Roland MC-202 MicroComposer
На чём играть?


Ноль, Человек и Кошка, 1991 г. Talking Heads, Slippery People, 1984 г.
Одной из важнейших особенностей направления являлись эксперименты с музыкальными инструментами. На западе это делали многие от Talking Heads до Madness, а у нас к примеру — великолепная группа Ноль
Табла, ситар и куика — нестандартные инструменты, которые также использовались группой Madness
Табла, Ситар и Куика
Как читать?
Начиная с 80-х, и у нас, и на западе речитатив врывается в полотно привычных песен. Контраст между мелодичным пением и внезапным, но органичным и крайне ритмичным зачитыванием, создает совершенно иное восприятие композиции.
Tom Tom Club, Genius of Love, 1981 г. / Кино, Бошетунмай, 1988 г.


Так, у групп Кино и Tom Tom Club, речитатив является значительным акцентом в данных песнях, при этом раскрывая и подчеркивая суть остального текста.
Blondie, Rapture, 1981 г. / Аквариум, 212-85-06, 1985 г.


При этом в двух треках Blondie и Аквариум пения как такового и нет, а сам зачитываемый текст развивается внутри себя и даже в какой-то момент зацикливается под танцевальный ритм композиций.
Что показывать?
Крупные формы, абсурд, яркие цвета. Ноль / Buzzcocks / XTC

Глядя на обложки Новой Волны нельзя не выделить их яркость, DIY-ность и порой абсурдность.
Ноль, Музыка драчёвых напильников, 1986 г.


Buzzcocks, Orgasm Addict, 1977. XTC, Drums and Wires, 1979
Смелая типографика, яркий моно-цвет Кино / Talking Heads


Кино, 45, 1994 Talking Heads, Psycho Killer, 1977
Сильная типографика, эмоция и подтекст The Clash / Странные игры / The Smiths


The Clash, London Calling, 1979 г. Странные игры, Смотри в оба, 1988 г.

Смотря на обложку Странных игр возникает сразу множество ассоциаций, конечно их можно интерпретировать по-разному, но нельзя не обратить внимание на политический фон тех времен.
The Smiths, Meat Is Murder, 1985 г.


Tom Tom Club, Tom Tom Club, 1981 г. Тимур Новиков и Джоанна Стингрей, 1987 г.
Нарочита наивная, при это крайне харàктерная иллюстрация, появляется с обеих сторон, тем самым задавая настроение альбому/концерту
Как снимать?
Сумбурные, авангардные и динамичные клипы Talking Heads / Дети
Talking Heads, Once in a Lifetime, 1980 г.
Дети, Все, я сказал! , 1988 г.
Оба клипа декламируют свою правду жизни. Если Девид Бирн говорит с интонацией американского пастора, то герои клипа Детей выступают от лица уверенного пролетария или лидера партии, при этом напрашивается удивительная параллель — и там, и там речь про рутину жизни, в которой все кажется привычным только до некоторых пор. Особенно эту обыденность, и в то же время ее странность, отражают похожие образы героев двух клипов — аккуратные костюмы.
Police / Кино


The Police, So Lonely, 1987 г. Кино, Видели ночь, 1985 г.
Клипы обеих групп — по сути записи, где музыканты просто прогуливаются, проводят время вместе и дурачатся, при этом менее ценными от этого они не становятся, а наоборот — встают на близкую дистанцию со зрителем, что отлично сочетается с сюжетом песен.
Как выступать?
B-52s / Ленинградский рок-клуб


Кадр из клипа The B-52's, Love Shack, 1989 г. Концерт, посвященный свадьбе Джоанны Стингрей и Юрия Каспаряна, 1987 г. Дмитрий Конрадт
Аккуратные, но все еще наивные иллюстрации, такие как задник для выступления/клипа — способ отразить настроение и добавить еще один слой к произведению или концерту.
Madness / Странные игры
Madness, One Step Beyond, 1979 г.
Помимо похожих образов и стилистики Ска у Странных игр и Madness, ленинградские артисты также демонстрировал и похожее поведение как на фото и видеоклипах западной группы, что однозначно усиливает эффектность исполнителя на сцене.


Madness, One Step Beyond…, 1979 г. Фото выступления Странных игр из личного архива Виктора Сологуба, 1980-е
Как одеваться?
DEVO / АВИА


DEVO, 1978 г. Джанет Макоска АВИА, 1980-е
Один из ярчайших примеров в истории музыки, где все артисты группы одеты в унифицированные наряды — группа DEVO, при том, что они в свою очередь отсылают нас к Kraftwerk. В то же время группа АВИА, которая также непременно вдохновлялась и DEVO, и Kraftwerk, выбирает для себя свою униформу — рабочие комбинезоны. Пересечения в рабочей эстетике и графике у этих групп будут циркулировать, ведь западные герои в своих материалах зачастую отсылают к советским плакатам.
Madness / Странные игры


Madness, 1980 Г. Джилл Фурмановски Странные игры, 1980-е
Бесспорным влиянием и в плане внешнего вида на группу Странные игры является Madness, чей образ был позаимствован и адаптирован под советские реалии.
Заключение
Таким образом, Новая волна стала для ленинградских музыкантов не только источником вдохновения, но и инструментом самоопределения. Будучи переосмысленной через локальный контекст, она обрела новое содержание, тем самым сформировав такую творческую и самобытную среду, которая и сегодня воспринимается как самостоятельное культурное явление. Советская и западная версии Нью Вейва развивались параллельно, отражая одно общее стремление эпохи — поиски свободы через творчество и противостояние статусу Кво.
«100 магнитоальбомов советского рока», Александр Кушнир, 1999. Дата обращения — 18.11.25
«Как работает музыка», Дэвид Бирн, 2012. Дата обращения — 18.11.25
«Русский рок. Конец андерграунда. Фотографии. Интервью. Документы: Джоанна Стингрей», Джоанна Стингрей, 2022. Дата обращения — 18.11.25
https://www.colta.ru/articles/music_modern/7841-v-pole-yagoda-navsegda#ad-image-6 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.lamaisonrebelle.com/products/talking-heads-cbgb-1977?variant=39282010193989&utm_source=pinterest&utm_medium=social [Дата обращения — 18.11.25]
https://allthatsinteresting.com/cbgb-photos#31 [Дата обращения — 18.11.25]
https://rockcult.ru/po/rock-club-festivals/ [Дата обращения — 18.11.25]
https://rockcult.ru/po/rock-club-festivals/ [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.gettyimages.co.jp/%e5%86%99%e7%9c%9f/joanna-stingray?page=2 [Дата обращения — 18.11.25]
https://open.spotify.com/artist/2O9KAIyUuHYQCFNKVwYOdI [Дата обращения — 18.11.25]
http://www.ruskeys.net/eng/base/electritm.php [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.ebay.com/itm/116393310319 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=0m2LXBgrEOg [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=paSczHpWC3I [Дата обращения — 18.11.25]
http://accords.site/txt.php?s=023&d=001 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.sothebys.com/en/articles/linder-sterling-7-things-you-need-to-know [Дата обращения — 18.11.25]
https://open.spotify.com/album/4S6y2iTYbGONSlNJHYyrVl [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.discogs.com/release/2479352-%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE-45/image/SW1hZ2U6NDE4MTg4MA== [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.discogs.com/release/1845005-Psycho-Killer/images [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.amazon.com/London-Calling-Clash/dp/B00AAKVXNS [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.amazon.com/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8-%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D0%B0-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/dp/B00SDOXB9C [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.ebay.com/itm/116139447362 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.amazon.com/Club-Limited-Tropical-Yellow-Vinyl/dp/B08BW9KJNJ [Дата обращения — 18.11.25]
https://fishki.net/1890593-nojabr-1987-goda-svadba-gitarista-kino-i-amerikanskoj-pevicy.html [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=5IsSpAOD6K8 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=kYGQH-KHy4A [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=MX6MvV8cbh8 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=AwT4fa_2M5g [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=9SOryJvTAGs [Дата обращения — 18.11.25]
https://seventeenmoments.web.illinois.edu/1985-2/the-leningrad-rock-scene/the-leningrad-rock-scene-images/#bwg191/814 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.youtube.com/watch?v=SOJSM46nWwo [Дата обращения — 18.11.25]
https://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?6107.3400 [Дата обращения — 18.11.25]
https://en.wikipedia.org/wiki/One_Step_Beyond...#/media/File: Madness.jpg [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.motherjones.com/politics/2014/08/devo-men-who-make-music-hilarious-and-unsettling/ [Дата обращения — 18.11.25]
https://vk.com/photo-294396_229278673 [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.rockarchive.com/prints/m/madness-ma001jf [Дата обращения — 18.11.25]
https://www.discogs.com/artist/261017-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B [Дата обращения — 18.11.25]