Original size 3720x5262

Влияние испанского искусства XV–XVIII вв. на визуал видеоигры Blasphemous

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 1920x1865

Jesús Campos «Nerkin». Деамбулаторий Его Святейшества, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Рубрикатор

I. Введение 1. Концепция 2. Структура 3. Выбор и анализ источников 4. Ключевой вопрос II. Иконография покаяния III. Элементы, вдохновившие игру Blasphemous 1. Semana Santa 2. Архитектура 3. Религиозные образы IV. Заключение V. Библиография VI. Источники изображений

I. Введение

big
Original size 3840x1672

Jesús Campos «Nerkin». Осквернённая Цистерна, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Концепция

Визуальное исследование направлено на раскрытие того, как элементы религиозного искусства Испании XV–XVIII веков — от покаянных процессий до изображений мучеников — продолжают существовать и трансформироваться в современном цифровом художественном пространстве, демонстрируя непрерывность культурной традиции и её способность к обновлению и эволюции.

Original size 3840x1920

Jesús Campos «Nerkin». Путь Кающегося, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Несмотря на очевидность этого влияния, оно всё ещё недостаточно исследовано. В научных работах видеоигры в целом чаще анализируются через призму геймдизайна или социальной культуры, в то время как их визуальный язык, особенно связанный с историческими художественными традициями, остаётся на периферии внимания исследователей. Видеоигра «Blasphemous» (в переводе с англ. — Богохульный) чрезвычайно ценна именно с точки зрения художественного анализа: игра погружает зрителя в полностью реконструированное творческое пространство, основанное на эстетических принципах испанской религиозной культуры. Особый интерес представляет то, что создатели игры обращаются преимущественно к испанской культуре XV–XVIII веков — эпохе позднего Средневековья и барокко, богатой сложившимися иконографическими канонами, театрализованными эмоциями и позами, а также культом страдания.

Видеоигру можно смело назвать произведением искусства, потому что фоновые иллюстрации, облики персонажей и сюжетные линии проработаны до мельчайших деталей, давая зрителю понять, что создатели вложили в неё свою душу.

Blasphemous (Богохульный) — игра, созданная студией The Game Kitchen в жанре экшен-платформер. 2019 г.

События происходят в некогда процветавшей стране Кастодии, судьба которой была изменена силой свыше — Чудом. Оно влияет на людей индивидуально, даруя одним милость, а других обрекая на страдания (аналогия Бога). Кающийся — последний живой член братства, перемещается по Кастодии в поисках Колыбели Скорби (священной реликвии), сражается с врагами, разгадывает загадки и помогает окружающим нпс.

Original size 3858x1683

Jesús Campos «Nerkin». Лес святой линии, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

post

Стоит отметить, что сама студия The Game Kitchen находится в Испании в городе Севилья, поэтому религия и творчество этой страны особенно откликается в сердце создателей Blasphemous. Они вдохновлялись не только историей и религией, но и архитектурой, иконописью и скульптурой Испании.

Структура

Структура работы состоит из последовательного изучения исторического контекста и искусства Испании в период позднего Средневековья: особенности иконографии и изображения святых в средние века, архитектура и интерьер храмов; затем сравнительного анализа современных образов внутри видеоигры Blasphemous: почему Средневековье и барокко важны для визуального языка игры?; что именно перенесено, что трансформировано, интерпретация религиозных традиций через эстетику хоррора.

Выбор и анализ источников

Для анализа используются исторически и художественно направленные статьи, веб-галереи испанских художников и скульпторов эпохи позднего Средневековья, интервью создателей видеоигры (The Game Kitchen).

Ключевой вопрос: Как мотивы и образы из искусства Средневековья трансформируются в инструмент вдохновения для современного цифрового медиа?

Original size 1138x1494

Хуан де Вальдес Леаль. Богородица Непорочного зачатия со Св. Андреем и Иоанном Крестителем. Лувр

II. Иконография покаяния

Хуан де Вальдес Леаль. Оплакивание Христа.

Франциско де Сурбаран. Христос на кресте. 1627. Холст, масло. Институт искусств, Чикаго

Благодаря монархическому абсолютизму и влиянию церкви Испания оставалась изолированной от многих европейских тенденций, оказывавших влияние на развитие политики, экономики и общества. Эта определенная обособленность отразилась и в искусстве страны. Произведения испанских мастеров отличаются неповторимым стилем и яркой выразительностью, а религиозная живопись проникнута глубоким чувством страдания и духовного просветления. Вместе с тем, светские элементы, оригинальная интерпретация античных легенд и фольклорных преданий постепенно внедрялись в это направление и широко представлены в скульптурном оформлении романских храмов.

Original size 1600x800

Монастырь Сан Доминго де Силос. Скульптура клуатра, конец XI — начало XII в.

Original size 3988x2336

Франсиско Пачеко. Портрет жены Мигеля Иеронимо и его дочери. 1612. Дерево, масло. Музей изящных искусств, Севилья

Скульптура XVII века выделяется своей оригинальностью и даёт миру плеяду выдающихся художников. В ней отчетливо проявляется испанский колорит, основанный на крепких корнях средневекового наследия, а также уникальной манере исполнения, где основным материалом было дерево.

Дерево использовалось не только для создания отдельных изображений святых, но и для возведения масштабных алтарных сооружений — ретабло (исп. retablo). Эти произведения искусства были сложными ансамблями, гармонично соединявшими в себе архитектурные элементы, скульптурные формы и живописные изображения.

Original size 960x1280

П. Данкар. Ретабло Кафедрального собора в Севилье. 1482—1564

Изящная и насыщенная отделка ретабло обильно покрывалась золотом. Рельефные панно и статуи святых, интегрированные в эти конструкции, окрашивались в реалистические оттенки. Для акцентирования внимания к деталям, например, глазам, мастера использовали технику инкрустации, дополняя их другими материалами. Подобным образом создавались и автономные фигуры святых и Богоматери, которые во время торжеств выносились из церквей и участвовали в религиозных шествиях. Благодаря мастерскому воспроизведению текстур ткани, волос и другим деталям, а также благодаря передаче эмоций на лицах персонажей, статуи оказывали сильное воздействие на зрителя. В процессе росписи этих скульптур нередко сотрудничали известные испанские живописцы, такие как Франциско Пачеко, Франциско де Сурбаран и Хуан де Вальдес Леаль.

Original size 1542x1080

Франсиско Пачеко. Ангелы прислуживают Христу в пустыне. 1616. Холст, масло. Музей Ф. Гойи, Кастр, Франция

Период расцвета испанской культуры, получивший название «золотого века», был результатом длительного, непростого и неоднозначного пути становления испанского реалистического искусства. Развитие этого направления проходило в противостоянии требованиям церкви, королевского двора и высшего сословия, в поисках собственного стиля, творческой адаптации зарубежных воздействий и стремлении освоить все средства художественной выразительности.

Original size 1288x1861

Франсиско де Сурбаран. Мадонна Иммакулата. Между 1628 и 1630. Холст, масло. Прадо, Мадрид

III. Элементы, вдохновившие игру Blasphemous

Original size 680x608

Кадры с локациями из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

Страстная неделя в Севилье

Semana Santa (в переводе с исп. — Страстная неделя) — религиозное торжество накануне Пасхи.

Традиция шествий зародилась в XV столетии, однако поначалу она была скромнее. Лишь в XVI веке процессии обрели нынешний вид благодаря появлению изображений Иисуса Христа на кресте и декоративным платформам, воссоздающим события Страстной недели.

Original size 1920x960

Jesús Campos «Nerkin». Сын Чуда, пиксель-арт для Blasphemous. 2018-2019

Картина отображает процессию, схожую со Страстной неделей. Верующие несут свечи и платформу с фигурой.

Испанская традиция празднования Страстной недели связана с воспоминанием страданий, смерти и последующего воскресения Иисуса Христа. Участие в шествиях принимали братья двух типов. Одни подвергали себя самобичеванию, стремясь ощутить боль, подобно пережитой Христом. Другие несли факелы и распятие из дерева.

Франсиско Гойя. Процессия флагеллантов. 1812–1819

Jesús Campos «Nerkin». Истинное отступничество, пиксель-арт для Blasphemous. 2018-2019

Original size 1920x1080

Jesús Campos «Nerkin». Истинное отступничество, пиксель-арт для Blasphemous. 2018-2019

На картине изображена гора колпаков, таких же как у главного героя Кающегося (The Penitent one). Сами колпаки формой и шипами отсылают к capirote и Иисусу Христу.

Ключевым элементом демонстрации презрения и бесчестья были специальные одежды: простой холщовый балахон (sambenito) и высокий заостренный колпак (capirote) для тех, кого признали виновными в самых серьезных грехах.

После упразднения инквизиции capirote превратились в знак раскаяния. Традицию использовать их во время Страстной недели закрепили за одним из севильских братств в XVIII столетии. Сегодня capirote олицетворяют не только смирение и покаяние, но и стремление к духовному совершенству (считается, что чем выше колпак, тем ближе человек к Господу); поэтому в дни шествий их имеют право носить исключительно члены братств.

Original size 4597x2801

Франсиско Гойя. Трибунал инквизиции. 1808-1812

Архитектура

Церковь Сан Мартин, Сеговия. XII в.

Jesús Campos «Nerkin». Внутренний двор тихих ступеней, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Визуальный стиль Blasphemous вдохновлен образами испанской архитектуры, особенно позднеготического и барочного периодов в Андалузии, Кастилии и Эстремадуре. Художники игры избегают буквальной перерисовки существующих сооружений, предпочитая создавать знакомые, но изменённые пространства, пропитанные деталями, типичными для испанских церквей и соборов XV–XVIII веков. Именно эта архитектурная база определяет гнетущую атмосферу и ощущения «священного трепета», определяющего устройство игрового мира.

Original size 1920x1191

Jesús Campos «Nerkin». Крыша архкафедрального собора (доработка), пиксель-арт для Blasphemous: Отблеск рассвета. 2020

Во многих локациях в игре Blasphemous заметно вдохновение испанской поздней готикой, в особенности стилем исабелино (Isabelline Gothic), распространенным в период с XV по XVI века. Игровые декорации гиперболизируют черты этого стиля: колонны вытягиваются до невероятных размеров, своды приобретают причудливую форму и удлиняются, акцентируя чувство гнетущего дискомфорта.

Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес. Галерея нижнего клуатра

Jesús Campos «Nerkin». Мать Матерей, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Не менее значимое влияние оказало испанское барокко эпохи XVII–XVIII веков, выделяющееся обилием декоративных элементов. Blasphemous формирует образ зловещего святилища, архитектура которого ощущается мистической и живой.

Площадь со стороны Кафедрального собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Jesús Campos «Nerkin». Обходная галерея Лестницы Его Святейшества, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Jesús Campos «Nerkin». Хоры Матери Матерей, концепт-арт для Blasphemous. 2018-2019

Религиозные образы

Создатели Blasphemous черпают вдохновение в широком спектре испанских религиозных сюжетов XV–XVIII веков, включая братства покаянных, святых мучеников и образ Скорбящей Богоматери. Художники и аниматоры преображают эти мотивы в гротескные мрачные формы, формируя уникальную, завораживающую картину происходящего.

Семь мечей, пронзающих скорбное сердце Марии в церкви Святого Креста, Саламанка, Испания.

Леди Шести Скорбей. Скриншот из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

Персонаж отображает образ страдающей Марии, повторяя её печальное выражение лица и семь мечей, воткнутых в её тело. В игре увеличивает главному герою здоровье.

Эль Греко. Святой Себастьян. Собор Сан-Антолина. Паленсия. 1578

Гемино, скриншот из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

Как и Святой Себастьян, Гемино подвергся наказанию со стороны людей, его тело соединено с деревом и пронизано стрелами. Квест, связанный с Гемино предполагает принести ему священное оливковое масло, что отсылает к исцелению и приближению к Богу.

Венера с зеркалом. Диего Веласкес. 1644—1648, Лондонская Национальная галерея

Дети лунного света, скриншот из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

В игре также присутствуют герои, вдохновлённые ангелами эпохи стиля барокко. В разных местах карты Кающийся освобождает их из летающих клеток.

Тициано Вечеллио. Портрет Пьетро Бембо. 1545

Его Святейшество Эскрипар. Скриншот из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

Original size 720x433

Борьба и разорение. Титульный экран игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

На формирование образа Эскрипара существенно повлияли портреты епископов XVI века и представления о духовном могуществе. Изображения церковнослужителей того времени отличались помпезностью: они представали на полотнах в парадных одеждах, окружённые символами власти и благородства. Эскрипар представляет собой инверсию образа власти, типичного для испанского барокко.

Original size 1920x1080

Jesús Campos «Nerkin». Зона испытаний, пиксель-арт для Blasphemous: Борьба и разорение. 2020

IV. Заключение

Элементы искусства прошлого продолжают оказывать значительное влияние на современное цифровое пространство, выступая важным источником визуального стиля и идеологического наполнения. Игра Blasphemous ярко иллюстрирует исторические религиозные традиции, изображения святых и стилистику сооружений готики и барокко. Традиции переосмысляются, эволюционируя в иную, интересную с новых сторон форму. Это свидетельствует о том, что цифровые медиа не исключают историю, а напротив, интегрируют её, используя прошлое как фундамент для современных художественных экспериментов.

Эль Греко. Исцеление слепого. 1570-1575

«Мне поэтому и нравится работать художником — ты постоянно что-то изучаешь и когда впитываешь новую информацию, мозг воспринимает её в контексте сформировавшихся доминант. То есть ты уже знаешь, как и где применить эту идею, куда добавить. Ты кладёшь это в копилочку, и оно сразу притягивается к зоне твоей памяти, которая за эту тему отвечает. Оно как-то накапливается и, так или иначе, вырастает в персонажа.» — Андрей Гогия, художник-аниматор Blasphemous. Интервью Алексея Луцая. [5]

Original size 540x250

Кающийся. Скриншот из игры Blasphemous. The Game Kitchen. 2019

Bibliography
Show
1.

И. Левина Искусство Испании XVI–XVII. — М. : Искусство, 1966.

2.

Семана Санта — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0 (дата обращения: 15.11.2025).

3.

Blasphemous — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Blasphemous (дата обращения: 15.11.2025).

4.

Capirote — Wikipedia // Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Capirote (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Художник-аниматор Blasphemous о пиксель-арте. Пиксель-артист Андрей Гогия. // XYZ SCHOOL. URL: https://www.school-xyz.com/blog/hudozhnik-blasphemous-o-piksel-arte (дата обращения: 15.11.2025).

6.

Gemino | Blasphemous Wiki | Fandom // Fandom. URL: https://blasphemous.fandom.com/wiki/Gemino (дата обращения: 15.11.2025).

7.

Children of Moonlight | Blasphemous Wiki | Fandom // Fandom. URL: https://blasphemous.fandom.com/wiki/Children_of_Moonlight (дата обращения: 15.11.2025).

8.

Чем удивила нас Пасха в Испании — Semana Santa и покаянные шествия в Севилье (как они связаны с Ку-клукс-кланом и Инквизицией) // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/aAPpQxiJYx8bMDUa (дата обращения: 15.11.2025).

Image sources
Show
1.

Пачеко, Франсиско — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%BE,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE#%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F (дата обращения: 15.11.2025).

2.

Сурбаран, Франсиско де — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD,%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5#%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F (дата обращения: 15.11.2025).

3.

Вальдес Леаль, Хуан де — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%81_%D0%9B%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C,%D0%A5%D1%83%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5 (дата обращения: 15.11.2025).

4.

Веласкес, Диего — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%81,_%D0%94%D0%B8%D0%B5%D0%B3%D0%BE (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Concept art by Jesús Campos «Nerkin» // ArtStation. URL: https://nerkin.artstation.com/albums/1515180 (дата обращения: 15.11.2025).

6.

Романская архитектура Испании | История архитектуры средних веков // Totalarch. URL: https://middleages.totalarch.com/universal_history_of_architecture/spain/romanesque (дата обращения: 15.11.2025).

7.

Кафедральный собор Севильи, фото, как добраться — Spanishtrip // Спэништрип. URL: https://spanishtrip.ru/catedral-de-sevilla/ (дата обращения: 15.11.2025).

8.

Исабелино — Википедия // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE (дата обращения: 15.11.2025).

9.

Соборы испании барокко (42 фото) — красивые картинки и HD фото // BIGfoto.name. URL: https://bigfoto.name/44011-sobory-ispanii-barokko-42-foto.html (дата обращения: 15.11.2025).

10.

Our Lady of Sorrows — Wikipedia // Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Our_Lady_of_Sorrows (дата обращения: 15.11.2025).

11.

Saint Sebastian — Wikipedia // Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Saint_Sebastian (дата обращения: 15.11.2025).

12.

Gemino | Blasphemous Wiki | Fandom // Fandom. URL: https://blasphemous.fandom.com/wiki/Gemino (дата обращения: 15.11.2025).

13.

Children of Moonlight | Blasphemous Wiki | Fandom // Fandom. URL: https://blasphemous.fandom.com/wiki/Children_of_Moonlight (дата обращения: 15.11.2025).

14.

Тициан (Тициано Вечеллио). Биография, картины, живопись // Живопись, картины и художники — онлайн-музей Gallerix. URL: https://gallerix.ru/album/Titian (дата обращения: 15.11.2025).

Влияние испанского искусства XV–XVIII вв. на визуал видеоигры Blasphemous
7
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more