
Концепция

Артур Рэкхэм, «Девочка в магазине игрушек», начало 20 века
Одной из важных и естественных потребностей в детстве в человека является игровая деятельность. Через нее дети способны развить воображение, возможность познать мир вокруг себя. Дети учатся взаимодействовать с окружающей средой, сверстниками, взрослыми, а также развивают адаптацию в обществе. Игровая деятельность является важным аспектом детства.
С точки зрения педагогов, психологов и моего личного мнения игра способствует не только развитию когнитивных функций, но и формированию личности ребёнка, поддержанию психологического здоровья и укреплению мотивации к учёбе и творчеству.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». — цитата педагога В. А. Сухомлинский [1].
Родители выступают как первичный социализатор, оказывающие влияние не только на выбор материала и форм для игр, но и на взаимодействие детей. Ребенка привлекает внутренний мир взрослых, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к другим близким, к друзьям и к самому ребёнку. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
Родители влияют на различные аспекты игры у детей: выбор игрового оборудования, занятий, социальных ролей и взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Это влияние может быть как поддерживающим и позитивным, так и ограничивающим или даже блокирующим творческую инициативу ребёнка.
Питер Брейгель Старший, «Игры детей», 1560 г.
Вопрос моего исследования выглядит следующим образом: Что будет, если родители начнут постоянно вмешиваться в детские игры, руководить и навязывать свои правила? Превращает ли пространство свободы и фантазии в инструмент для реализации взрослых амбиций, тревог и сценариев, и к каким последствиям для нового поколения это приводит?
Я предполагаю, что современные родители, движимые страхом физической опасности и гипертрофированной ответственностью, систематически контролируем детскую игру. Они лишают её ключевых атрибутов — спонтанности, риска и скуки.
Для визуального исследования были подобраны материалы, отражающие ключевые этапы и подходы в изучении взаимодействия родителей и детей в игровой активности, показывающие динамику и разнообразие влияния взрослого на развитие игры. В основе исследования лежит информация из надежных и актуальных источников: классических трудов по психологии развития и современных научных статей.
Визуальное исследование рассматривает влияние родителей на детскую игру и поделено на несколько глав, в каждой из которой я рассмотрела, как степень контроля трансформирует сам процесс, содержание и эмоциональный фон игры: 1. Дети «Маугли» 2. Типичный контроль над игрой 3. Гиперопека
Дети «Маугли»

Редьярд Киплинг — английский писатель и поэт, автор «Книги джунглей», где впервые появился персонаж Маугли. Именно благодаря этой книге образ ребенка, воспитанного в дикой природе, стал универсальным символом. Жизнь в джунглях представляет собой исследование первобытной связи человека с природой, где он учится законам джунглей и выживания. Это контрастирует с цивилизованным обществом.
Фрагмент из мультфильма «Маугли», 1973 г.
Философское содержание истории о Маугли затрагивает вопросы о том, что значит быть человеком, о границах между животным и человеческим поведением и о влиянии окружающей среды на формирование личности.
Фрагмент из мультфильма «Маугли», 1973 г.
У детей-маугли, воспитанных животными, их активность нельзя назвать игрой в человеческом смысле, так как она лишена воображения и условности. Их действия — это прямое подражание действий животных.
Фрагмент из мультфильма «Книга джунглей», 1967 г.
Отсутствие родительского контроля и обучения играм с правилами влияет на психологическое развитие ребенка. Игра одичавшего ребенка замкнута и не ведет его к освоению новых, более важных человеческих действий.
В отличие от обычных детей, которые через игры учатся строить отношения, понимать других и себя, дети Маугли остаются в мире физических взаимодействий без осознания и принятия социальной структуры. Это подтверждает важность родительского внимания, активного участия и контроля в процессе детских игр как необходимого фактора формирования гармоничной, социально адаптированной личности.
У нормально развивающегося ребенка игра создает «зону ближайшего развития», где с помощью взрослого или более знающих сверстников он осваивает то, что пока не может сделать один.
Типичное влияние родителей на детскую игру
«…ребенок, играя в куклы, почти повторяет то, что его мать делает с ним.» — советский психолог и писатель Л. С. Выготский[2].
Согласно Выготскому, в игре ребенок не только усваивает поведенческие и социальные нормы через подражание взрослым, но и вырабатывает способность к соблюдению правил, что является важным шагом к формированию воли и готовности к школьному обучению. Благодаря играм дети экспериментирует с личностными ролями, учатся ставить и достигать цели, управлять собственным поведением и эмоциональными реакциями.
Фердинанд Георг Вальдмюллер, «Укрытие от приближающейся грозы», 1832 г.
Роль родителей важна в жизни ребенка, так как они создают условия для игры, задают правила, участвуют или, напротив, ограничивают игровую деятельность ребенка.
Отношение взрослых к игре может способствовать развитию творческого потенциала и независимости ребенка либо, наоборот, подавлять инициативу и ограничивать свободу действий.


Берта Моризо, «У колыбели», 1872 г.// Мэри Кассат, «Молодая мать за шитьём», 1990 г.
Родители, поддерживающие игру и позволяющие ребенку самостоятельно осваивать игровые ситуации, способствуют укреплению его личности и эмоциональной сферы, развитию навыков саморегуляции и морального сознания.
Борис Михайлович Кустодиев, «Японская кукла», 1908 г.
Игрушки занимают важное место в детской игре и существенно влияют на развитие ребенка, о чем и говорил в своей книге Л. С. Выготский. Игрушка не просто стимулирует интерес и побуждает к действию, но она становится посредником в создании мнимой игровой ситуации, где смысл и значение вещей важнее их реальных свойств. Именно через взаимодействие с игрушками ребенок учится воображению, абстрактному мышлению и развитию внутренней речи.
«Уже мнимая ситуация заключает в себе правила поведения, хотя это не игра с развитыми правилами, формулированными наперед. Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, он должен вести себя, подчиняясь правилам материнского поведения.» — Л.С Выготский [2]
Роль родителей в этом процессе неоценима, так как они создают условия для игры, задают правила, участвуют или, напротив, ограничивают игровую деятельность ребенка. Отношение взрослых к игре может способствовать развитию творческого потенциала и независимости ребенка либо, наоборот, подавлять инициативу и ограничивать свободу действий.


Пабло Пикассо, «Клод с мячом», 1948 г.// Александр Николаевич Бенуа, «Куклы», 20 век
Александр Константинович Богомазов, «Игрушки», 1914 г.
Ответственное отношение родителей к организации игровой деятельности, умение направлять и поддерживать игровую инициативу ребенка без излишнего контроля, способствует развитию его личностных качеств, таким как творчество, самостоятельность, коммуникабельность и волевая регуляция. Задача взрослых — не диктовать правила, а бережно создавать пространство, в котором игра становится средством обучения, социализации и эмоционального развития.
Гиперопека
Эта система отношений, в которой родитель, движимый собственными нерешёнными психологическими проблемами фактически лишает ребёнка права на инициативу и самостоятельность.
Воспитания, характеризующийся чрезмерной заботой о ребёнке, тотальным контролем над и навязчивым стремлением оградить его от малейших трудностей и рисков, как реальных, так и мнимых.
Ян Стен, «Как старики поют, так молодая дудка и играет», 1670 г.


Чрезмерный уход может негативно сказаться на детском развитии и игре. Постоянное вмешательство родителей лишают ребенка возможности самостоятельно принимать решения и организовывать свои игры. В результате он теряет уверенность в себе, боится проявлять инициативу и становится тревожным, зависимым от взрослых. Вместо того чтобы заниматься свободной, творческой и активной игрой, дети ограничиваются тем, что разрешено и строго контролируется родителями.
Излишняя опека может побудить ребенка избегать рисков и новых испытаний в играх, так как боится сделать что-то не так и тем самым он ограничит свое личностное и социальное становление.
Леон Перро, «Мать с сыном», 1894 г.


Пьер Эдуард Фрер, «Руки помощи», 1880 г.// Пьер Эдуард Фрер, «Вечерняя молитва», 1857 г.
Игра является для ребёнка естественно проживать негативные эмоций, таких как страх, гнев, обида или разочарование. Через игру ребенок учится справляться с этими чувствами в безопасной обстановке. Однако родители, которые патологически не переносящий вида детских слёз или огорчений, стремится любой ценой предотвратить негативные переживания. Они отдают все для ребенка, чтобы тот успокойся.
В результате эмоция не находит своего естественного разрешения, ребёнок не приобретает навыков эмоциональной саморегуляции и остаётся беззащитным перед лицом реальных жизненных неудач.
Элизабет Джейн Гарднер Бугро, «Материнство», 1887 г.
В игровой деятельности тотальный контроль может привести к снижению интереса к играм, которые требуют креативности и инициативы, а также ограничению социальной активности.
В заключении можно еще раз отметить, что чрезмерное внимание и контроль со стороны родителей или опекунов могут негативно сказаться на развитии ребенка. Гиперопека ограничивает свободу и возможность построить в себе личность, что, в свою очередь, влияет на уверенность в себе и навыки решения проблем.
Заключение
Аааа
Аааа
Статья « Дидактическая игра на уроках в младших классах» url: https://videouroki.net/razrabotki/didaktichieskaia-ighra-na-urokakh-v-mladshikh-klassakh.html, введение (обращение 10.11.2025)
Книга Л. С. Выготский «игра и ее роль в психическом развитии ребенка», 1966 г., страницы 62-76 (обращение 10.11.2025)
Мультфильм «Маугли», союзмультфильм, 1973 г. (обращение 17.11.2025)
Мультфильм «Книга джунглей», Walt Disney Productions, 1967 г. (обращение 17.11.2025)
Статья «Ткаченко О. В. Эмоциональное состояние детей в игре // Психолог.» url: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10217 (обращение 15.11.2025)
Статья url: https://1narcos.ru/article/giperopeka (обращение 16.11.2025)
Мультфильм «Маугли», 1973 г.
Мультфильм «Книга джунглей», 1967 г.