Original size 1200x1800

ВХУТЕМАС и дизайн керамической посуды. Влияние школы на современность.

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

ВХУТЕМАС и дизайн керамической посуды. Влияние школы на современность.

Рубрикатор

1. Введение 2. Керамический факультет в ВХУТЕМАСе - Педагогические и экспериментальные подходы к керамике во ВХУТЕМАСе 3. Ключевые работы и методики ВХУТЕМАСа в области керамики: - Владимир Андреевич Фаворский - Владимир Татлин - Филиппов Алексей Васильевич 4. Визуальные особенности керамической посуды ВХУТЕМАСа 5. Влияние ВХУТЕМАСа на современную керамику 6. Заключение 7. Библиография 8. Источники изображения

Введение

«ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебные заведения, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года». ВХУТЕМАС являлся выдающимся явлением не только в советской истории искусств, но также и в мировой. ВХУТЕМАС объединил в себе поиски новой эстетики с задачами индустриализации, рационализации быта и формированием «нового человека». Именно в стенах этой школы зародилась концепция художественного проектирования, где дизайн перестаёт быть элитарным искусством, а становится инструментом преобразования повседневной среды.

1 -Высшие художественно-технические мастерские (ВХуТеМас); 2 — Бывшее здание ВХУТЕМАС, ныне РАЖВиЗ.

Школа объединила художественные (живопись, скульптура, архитектура) и производственно-технические факультеты (типография, текстиль, керамика, дерево¬ и металлообработка). В частности, факультет керамики и стекла (КЕРФАК) был заложен как часть индустриальных направлений, отвечающих за проектирование предметов быта и среды. В ВХУТЕМАСе было восемь факультетов, в числе которых был один из важных по значению факультетов Керамический факультет (КЕРФАК), поскольку он являлся единственным на тот момент в стране. Задачей данного факультета было обучение высококвалифицированных мастеров, которые создают предметы, основанные на синтезе формы и функции. То есть они создавали не только эстетически цельные, но и технологически продуманные прототипы посуды для массового производства. Также хотела бы отметить, что школа функционировала не только как академическое учреждение: она была связана с задачей массового производства, социалистической индустриализации и формированием нового «советского быта». Именно поэтому внимание к проектированию предметов — от мебели до посуды — было не второстепенным. Например, индустриальные факультеты ориентировались на проектирование изделий, пригодных для серийного выпуска, с точки зрения конструкции, технологии и эстетики.

В своем исследовании я рассмотрю работы нескольких представителей этого факультета. Проанализирую эстетические, функциональные и смысловые особенности керамической посуды, созданной в ВХУТЕМАС, а также рассмотрю влияние представителей этой школы на развитие керамического дизайна современности.

Керамический факультет в ВХУТЕМАСе

Основной задачей факультета было создание новой эстетики советской посуды, ориентированной на индустриальное производство, но при этом обладающей художественной выразительностью. На этом базировалась уникальная педагогическая система факультета. Тем самым обучение строилось на синтезе традиционных ремесленных техник и авангардных поисков. Подобная методика формировала специалистов, способных создавать функциональные и эстетически значимые объекты.

Original size 800x997

Клеймо Керфака ВХУТЕМАСа

Еще одной важный особенностью учебного процесса КЕРФАКА являлось применение лабораторных методов исследования материалов и технологических процессов. Студенты изучали физико-химические свойства глин, глазурей и пигментов в специально оборудованных лабораториях. Эксперименты с различными составами и обжигом позволяли понять технологические возможности керамики.

Original size 960x728

Студенты Метфака ВХУТЕМАСа за работой © Частная коллекция А. Лаврентьева

Ключевые работы и методики ВХУТЕМАСа в области керамики

Владимир Андреевич Фаворский

В период с 1923 по 1926 год ВХУТЕМАС возглавляет Владимир Андреевич Фаворский — выдающемуся художнику-графику, мыслителю и теоретику искусства. Его эстетические взгляды оказали заметное влияние на формирование методологии и художественного направления керамического факультета. Фаворский разрабатывал целостную систему преподавания, «в центре которой стояли его „Лекции по теории композиции“ (1921–1922). Эти лекции стали методологическим фундаментом учебного курса, определившего новые требования к построению изображения на керамике».

Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964 гг., Москва)

«Практическое воплощение идей Фаворского можно проследить в его собственных работах, выполненных в Конакове в 1934–1935 годах: тарелках „Лебеди“, „Доярка с 61 коровами“, „Козы“, а также в миске „Голуби“». Эти произведения наглядно демонстрируют принципы, заложенные в его педагогической системе — плоскостную декоративную трактовку рисунка, гармонию ритма и цвета, отказ от излишней детализации в пользу цельного восприятия формы.

Original size 480x484

В. А. Фаворский Тарелка «Козы», первая половина 1930-х годов. Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина.

Original size 480x484

В. А. Фаворский Тарелка «Гуси», первая половина 1930-х годов. Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина.

В. А. Фаворский Тарелка «Доярка», 1930-е годы.

В 1920-е годы керамический факультет активно развивал «технологию литья», которая значительно упростила процесс производства и позволила сочетать художественные задачи с промышленной эффективностью. Цветовое решение изделий в этот период приобрело особое значение: колорит рассматривался как важнейший элемент композиции, обеспечивающий единство и выразительность формы. Одним из ключевых достижений факультета стала дипломная работа В. Г. Дорофеева — чайный сервиз «Восьмигранный» (1928 г., руководитель — А. В. Филиппов). Этот проект считается знаковым примером перехода к функциональному и рациональному формообразованию в советской керамике.

Original size 1000x666

Чайный сервиз «Восьмигранный» (дипломная работа В. Г. Дорофеева, 1928 г.)

В том же 1929 году к преподаванию на кафедре присоединился Владимир Евграфович Татлин, начавший вести курс «Проектирование». Его программа объединяла художественные, технические и социальные аспекты творчества. Центральное место в педагогической концепции Татлина занимала дисциплина «культура материала», направленная на осознание пластических возможностей различных видов керамики. Он считал, что новая художественная промышленность должна создавать предметы функциональные и социально равные, не несущие признаков имущественного статуса. Художник противопоставлял традиционному «декоративному» мышлению новый подход, основанный на органичности формы и честном отношении к материалу.

В его педагогике особое значение имело понятие «органическая форма», которое рассматривалось как исходная точка создания вещи. Дифференцированное использование материалов — фаянса, фарфора, майолики — и внимательное отношение к их фактуре и цветовой палитре отражали суть его концепции. Татлин призывал художников «подчинить зрение осязанию», соединяя чувственное восприятие с логикой конструкции, тем самым утверждая неразрывную связь искусства и жизни. Татлин любил экспериментировать с формой и материалом. Проводил эксперименты с гнутым деревом на факультете обработки дерева и металла ВХУТЕМАСа. После продолжил их с керамикой. Именно под его руководством был спроектирован чайник А.Сотникова.

Владимир Евграфович Татлин

1-Индивидуальный чайник. Автор модели — А. Сотников, под руководством Владимира Татлина, 1930. Керамика.; 2-Детский поильник студента А. Сотникова. Руководитель В. Татлин, Керфак ВХУТЕИН

Филиппов Алексей Васильевич

Преподаватели факультета — Алексей Филиппов (читавший курс по теории и истории художественной керамики), Наталья Гаттенбергер (живопись по фарфору, «Заведующая фарфоровой мастерской при Строгановском училище. С 15 августа 1920 года по 1930 год работала во ВХУТЕМАСе и ВХуТЕИНе на кафедре керамики вместе с Алексеем Васильевичем Филипповым. Руководила отделением живописи по фарфору».) — в первые годы деятельности уделяли приоритетное внимание повышению профессионального уровня студентов, формированию у них технической грамотности и понимания законов формы. На этом этапе не существовало чётко выраженной стилистической линии ни в оформлении, ни в пластике изделий — каждый студент искал собственный путь.

Original size 1005x773

А. В. Филиппов. 1926 год

Показательными примерами работ этого времени стали произведения Ирины Рождественской, созданные в 1930–1933 годах на Дулёвском фарфоровом заводе: сливочник и блюдце. Эти изделия демонстрируют поиск гармонии между конструктивной простотой формы и декоративной выразительностью росписи.

Original size 624x560

Ирина Рождественская. Сливочник. 1930–1933. Дулёво. Высота 8,9 см.

Original size 800x800

Ирина Рождественская. Блюдце. 1930–1933. Дулёво. Диаметр 14,6 см.

Студенты нередко заимствовали визуальные идеи из разных источников, в том числе из зарубежного искусства, и смело интегрировали их в свои проекты. В объемно-пространственных решениях можно было различить влияние кубизма, а в росписях наблюдался широкий диапазон стилей — от агитационного фарфора Михаила Чехонина до супрематических и геометрических композиций, а также более традиционных растительных орнаментов.

Идеи производственного искусства находили отражение на факультете в оригинальной, экспериментальной форме. Основными их проводниками были художники-авангардисты, придерживавшиеся левых эстетических взглядов. Именно они настаивали на том, что форма должна быть функционально и конструктивно оправданной, а художественный образ — вытекать из логики материала и назначения предмета.

Внедрение принципов рационализации формы осуществлял Алексей Васильевич Филиппов, в чьей педагогической системе соединялись научный подход и уважение к классическим традициям. Под его руководством студенты анализировали существующие образцы массового фарфора, изучая их технологию производства, пропорции, эргономику и эстетическую целесообразность. На основе этого анализа создавались новые модели посуды — чайники, чашки, супницы, сахарницы, — в которых сочетаются лаконизм и практичность. Особое внимание уделялось разработке небьющихся крышек и устойчивых форм, отвечающих требованиям серийного производства.

Знаковым примером этих поисков стал проект чайника «Рафаэль» (1926–1927, Государственный исторический музей), демонстрирующий стремление к упрощению и функциональной ясности формы. «Формы массовой посуды, проектировавшиеся студентами под руководством А. Филиппова, действительно отличались от традиционных. Но отличались они в основном своей рациональной упрощённостью». В целом проводимая А. Филипповым, в том числе и во ВХУТЕМАСе, большая работа по внедрению в фарфоровую посуду новых рациональных приёмов формообразования, связанных с научным анализом формы изделия с целью учёта её потребительских качеств, была созвучна идеям производственного искусства и поддерживалась конструктивистами.

Original size 1200x1200

Опыт рационализации формы чайника «Рафаэль». 1926–1927. Государственный исторический музей

«Результатом тесной работы А. Филиппова с производственными предприятиями стали масштабные заказы факультета: агитационный фарфор для III конгресса Коминтерна на Дулевском заводе, коллекция фарфора для Всероссийской художественно- промышленной выставки 1923 г., партия керамики для советско-английской фирмы „Аркос“, а также разработка форм посуды для массового тиражирования».

Работы школы для III конгресса Коминтерна на Дулевском заводе.

Выставка ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда

Original size 700x688

Оганес Татевосян. Тарелка к III конгрессу Коминтерна. 1921. ВХУТЕМАС / Дулёво. Диаметр 25,6 см.

Original size 504x455

Чашка, посвященная III Конгрессу Коминтерна. 1921. ВХУТЕМАС / Дулёво. Высота 6 см.

Визуальные особенности керамической посуды ВХУТЕМАС

В начале 1920-х годов творческая атмосфера керамического факультета ВХУТЕМАСа отличалась разнообразием художественных влияний. В студенческих работах того времени легко различить отголоски разных направлений авангарда: в самих формах предметов ощущалось воздействие кубизма и кубофутуристической пластики, а в декоративной росписи прослеживались мотивы — от характерного для Чеконина агитационного фарфора до супрематических поисков.

Original size 800x1000

Родченко А. М. Проект чайного трактирного сервиза 1922 г.

Будущие художники-керамисты создавали не только предметы бытового назначения, но и осваивали широкий спектр практических упражнений: разрабатывали тематические композиции на фарфоре, выполняли курсовые проекты игрушек, настольных приборов, напольных плиток, майоликовых панно и небольших скульптур. Параллельно они практиковались в формообразовании функциональных вещей, среди которых встречались подставки для книг, настольные лампы, пепельницы, вазы — изделия, рассчитанные не на украшение, а на использование. Перед студентами стояли две основные композиционные задачи. Первая заключалась в том, как органично «посадить» рисунок на объёмную форму, чтобы орнамент и пластика сосуда не конфликтовали. Вторая — в поиске выразительных решений цвета, стилизации и упрощения мотивов, что было особенно важно в условиях перехода от декоративного подхода к проектному. Над развитием этих учебных направлений работали разные мастера: П. Кузнецов, А. Куприн, В. Фаворский, Д. Штеренберг, а также скульпторы И. Ефимов, И. Чайков, В. Мухина — каждый из них вносил свой пластический и методический опыт.

Первые шаги в сторону рационального проектирования были сделаны уже в 1922 году. Работа начиналась с определения минимально необходимого ассортимента изделий — чайников, чашек, тарелок, блюд и других предметов ежедневного пользования. Далее проектировщики формировали нормативные формы, опираясь на технологические возможности производства, функциональность и свойства материалов. Эта работа не прекращалась вплоть до рубежа 1930-х годов. Форма бытовых предметов — чайников, тарелок, чашек, супниц — проектировалась исходя из предельно конкретных требований: рациональный расход материала, удобство эксплуатации, технологичность производства. К каждому элементу предъявлялись строгие требования: носик чайника должен обеспечивать чистую струю, крышка — надёжно фиксироваться, ручка — не нагреваться в процессе использования.

11 июля 1922 году в газете «Известия» была опубликована статья про экспериментальные работы школы: «Открыта 1-я выставка керамического факультета высших госуд. художественно-технических мастерских. Деканом факультета является проф. Филиппов, взвестный специалист, ученый и художник. Мастерская керамиков существует только полгода. Слушателей-65 студентов, в том числе приславшие с Кавказа, Крыма, Туркестана, Сибири и далекого Севера. ..... Очень интересны лабораторные работы в области отыскания целесообразной формы и рациональной деморировки чайной посуды в стиле XX в на, как результат повейших открытий в области прикладной науки и техники».

Газета «Известия»: федеральный выпуск 1922, № 152 от 11 июля

Новый этап в развитии факультета начался с приходом в 1928 году Владимира Татлина. Его участие стимулировало всплеск экспериментальной работы и поиск нестандартных решений в проектировании керамики. Татлин рассматривал керамику как идеальную сферу для работы с «живой», органичной формой. Способность глины принимать практически любую конфигурацию открывала ему широкие возможности для эксперимента. В его мастерской рождались необычные по силуэту, эргономичные, подвижные по пластике изделия, нередко напоминавшие бионические структуры.

Влияние ВХУТЕМАСа на современную керамику

Наследие ВХУТЕМАСа продолжает активно влиять на современный подход к проектированию предметной среды, и особенно — на область керамики. Одним из ключевых результатов школы, по моему мнению, стало создание нового стандарта формы, который и сейчас воспринимается как основа минималистичного и функционального дизайна. Например, учебные чайники, разработанные студентами мастерской, Филиппова в середине 1920-х годов, демонстрируют строгую цилиндрическую структуру и прямую функциональную логику: ручка — почти плоскостная, крышка — геометрически лаконичная, носик — рассчитанной длины, обеспечивающий чистую струю. Форма подобных изделий поразительно перекликается с эстетикой современных дизайнерских брендов, работающих с простыми и технологичными объёмами.

Педагогические методики ВХУТЕМАСа, основанные на синтезе теории и практики, активно адаптируются в современных художественных образовательных программах. Данный принцип сохраняет актуальность, формируя основу для обучения современных керамистов. Современные учебные заведения интегрируют вхутемасовские принципы проектного мышления и междисциплинарного подхода. Особое внимание уделяется развитию у студентов способности к экспериментам с материалами и формами, что соответствует оригинальным методикам. Таким образом, наследие ВХУТЕМАСа проявляется в сохранении баланса между художественным творчеством и практической применимостью керамики.

Заключение

«ВХУТЕМАС по контингенту обучающихся стал самым массовым и демократическим художественным вузом не только Москвы, но и всей страны».

Проведя данное исследование, я изучила методику преподавания и керамические продукции ВХУТЕМАСа и поняла, какую огромную роль сыграла эта школа в формировании новых эстетических и проектных норм. Керамический факультет был не просто учебным подразделением — он представлял собой масштабную экспериментальную лабораторию, где художественные задачи решались в тесной связи с инженерным мышлением и технологическими разработками. Современное переосмысление наследия ВХУТЕМАСа показывает, что его идеи не устарели: напротив, они оказались предвосхищающими многие тенденции XXI века. Минимализм, функциональная ясность, внимание к экологичности материала, стремление к оптимальной геометрии — всё это напрямую роднит керамику ВХУТЕМАСа с современным дизайнерским мышлением. Поэтому изучение этой школы важно не только для понимания художественной культуры 1920-х годов, но и для анализа сегодняшних дизайнерских процессов. Оно позволяет увидеть исторические корни современного подхода к предмету, понять, как эстетическая среда прошла путь от декоративности к аналитическому проектированию и почему именно керамика стала одним из выразительных полей модернистского искусства в России. Подводя итоги, могу сказать, что исследование керамика ВХУТЕМАСа открыло передо мной сразу два горизонта: как памятник художественного авангарда и как практическая основа современного дизайна.

Bibliography
Show
1.

Анна Бокова. Авангард как метод: ВХУТЕМАС и педагогика пространства, 1920–1930 /[Электронный ресурс]URL: https://www.academia.edu/68132128/Dictionary_of_Islamic_architecture (дата обращения: 31.10.2025).

2.3.

Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова. — Москва: Эксмо, 2017 /[Электронный ресурс]URL: https://fondpotanin.ru/upload/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C1.pdf (дата обращения: 31.10.2025).

4.

А. Н. Лаврентьев. Керамический факультет ВХУТЕМАСа: творческая среда единомышленников и проблемы «производственного искусства» /[Электронный ресурс]URL: https://xn----7sbabalfgj4as1arld1aqs8v.xn--p1ai/uploads/catalogfiles/1255_a-n-lavrentev-keramicheskij-fakultet-vhutemasa-tvorcheskaya-sreda-edinomyshlennikov.pdf [сайт]— URL: (дата обращения: 06.11.2025).

5.

/[Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%A5%D0%A3%D0%A2%D0%95%D0%9C%D0%90%D0%A1#%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 [сайт]— URL: (дата обращения: 10.11.2025).

6.

/[Электронный ресурс]// https://art.sovfarfor.com/farfor-fayans-mayolika/keramicheskiy-fakultet-vhutemasa [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

7.

/[Электронный ресурс]// https://www.dvaveka.ru/ctati/vkhutyemas--vkhutyein-stranitsy-istorii/ [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

8.

/[Электронный ресурс]// https://vkhutemas.academy/articles/vladimir-tatlin-korotko-bio [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

9.

/[Электронный ресурс]// https://provenanse.ru/articles/tpost/i9tz7227e1-keramicheskii-fakultet-vhutemas-hudozhni [сайт]— URL: (дата обращения: 14.11.2025).

10.

/[Электронный ресурс]// http://www.sibdesign.ru/statyi.php?nomrub=3&nompro=5&in=1 [сайт]— URL: (дата обращения: 14.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.

/[Электронный ресурс]// https://vkhutemas.academy/img/8668e4d9-1f6b-4a48-98e4-c3b7bfcf18b4/.jpg?q=90&fit=crop&crop=450,561,0,0&w=800 [сайт]— URL: (дата обращения: 06.11.2025).

4.

/[Электронный ресурс]// https://www.domusweb.it/content/domusweb20/it/news/archive/2012/08/27/rodcenko-a-venezia/jcr:content/image-preview.img.rmedium.jpg/1362854090791.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 06.11.2025).

5.

/[Электронный ресурс]// http://konakovobiblioteka.ru/images/Portret/Favorskii00.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 06.11.2025).

6.

/[Электронный ресурс]// https://rozanov-lib.ru/wp-content/uploads/2022/08/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

7.

/[Электронный ресурс]// http://konakovobiblioteka.ru/images/fotoarhiv/30%2010%202015%2010/01.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

8.

/[Электронный ресурс]// http://konakovobiblioteka.ru/images/fotoarhiv/30%2010%202015%2010/02.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 11.11.2025).

9.

/[Электронный ресурс]// https://meshok.net/i/270606021.1.208x208s.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 14.11.2025).

10.

/[Электронный ресурс]// https://catalog.shm.ru/api/spf/zyXfpPG0g9Pi3IBNicPLGnydFEQJRwEou5nMns3tgeIq7Ph5v_OHfT0fWvEL7KxL.webp?w=1000&h=1000 [сайт]— URL: (дата обращения: 14.11.2025).

11.

/[Электронный ресурс]// https://n1s2.hsmedia.ru/4d/12/91/4d1291dd6cea3ff831f6c21b4990e6af/1798x1798_0xac120003_3204907541643660564.jpeg [сайт]— URL: (дата обращения: 15.11.2025).

12.

/[Электронный ресурс]// https://vkhutemas.academy/img/a42bde5c-963d-4792-9055-97a0bf31ece8/.jpg?q=90&fit=crop&crop=867%2C1033%2C0%2C0&w=800 [сайт]— URL: (дата обращения: 15.11.2025).

13.14.

/[Электронный ресурс]// https://optim.tildacdn.com/tild3366-6166-4431-a233-346234633362/-/format/webp/624862786.jpg.webp [сайт]— URL: (дата обращения: 15.11.2025).

15.

/[Электронный ресурс]// https://centrezotov.ru/wp-content/uploads/2023/04/blyudcze-period-sozdaniya1930-e.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 15.11.2025).

16.

/[Электронный ресурс]// https://rusneb.ru/local/tools/exalead/thumbnail.php?url=000199_000009_013352632&width=360&height=460 [сайт]— URL: (дата обращения: 18.11.2025).

17.

/[Электронный ресурс]// https://tretyakovgallerymagazine.ru/img/mag/2020/2/art_67_01_04.jpg [сайт]— URL: (дата обращения: 18.11.2025).

18.

/[Электронный ресурс]// https://vkhutemas.academy/img/73d7c4e6-c90f-440d-b611-fb4cc6356205/i-11279.jpg?q=90&fit=crop&crop=1133%2C1375%2C0%2C0&w=2000&fm=webp [сайт]— URL: (дата обращения: 18.11.2025).

ВХУТЕМАС и дизайн керамической посуды. Влияние школы на современность.
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more