Original size 1198x1500

Мужская мода при дворе Людовика XIV и в XXI веке

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Что общего у версальского аристократа и современной модели на подиуме?

big
Original size 1600x918

Анри Тестелин, Жан-Батист Колер представляет членов Королевской Академии науки Людовику XIV, 1667

big
Original size 1884x1256

Гарри Стайлз в длинном голубом платье Gucci для фотосессии американского Vogue

Концепция

Мода всегда оказывала достаточно большое влияние на наше сознание. Выбирая определённую одежду, мы выбираем идею, заложенную в тот или иной стиль.
 Тем самым мы причисляем себя к некоторой социальной группе. Моё визуальное исследование посвящено анализу мужского костюма в двух различных исторических периодах: при дворе французского короля Людовика XIV в XVII веке и в практике современных знаменитостей и дизайнеров XXI века.

big
Original size 928x557

Симон Ренар де Сент-Андре, Людовик XIV посещает мануфактуру гобеленов, 17 век

В XVII веке мужской костюм европейской аристократии имел строго определённую систему. Многие характерные детали имели чётко определённые социальные функции. Например, парик нивелировал естественность, а каблуки и сложные ткани подчёркивали непрактичность одежды, что служило явным признаком отсутсвия физического труда и, соответственно, принадлежности к высшему сословию. Костюм в то время был не вопросом личного выбора, но средством демонстрации преданности монарху и способом интеграции в иерархическую структуру придворной жизни.

Original size 3764x1787

1. Уолтон Гоггинс на Met Gala 2025 2. Джон Имах Серджио Хадсон на Met Gala 2025 3. Колман Доминго на Met Gala 2025

И в современном мире люди продолжают активно использовать язык моды как средство самовыражения. Для многих одежда и стиль стали способом заявить о своей яркости и самобытности. Теперь мода уже не является средством обозначения сословной принадлежности, а формирует прогрессивный публичный имидж.

1. Колман Доминго в аутфите Willy Chavarria 2. Bad Bunny в образе принца Maison Margiela.

Своё исследование я строила на сравнительном анализе визуальных источников, старалась выстроить изображения так, чтобы преемственность двух эпох просматривалась наилучшим образом. Для изучения особенностей костюма XVII века привлекаются парадные портреты, научные работы и статьи по истории костюма. Современный материал отобран из архивов показов мод известных брендов, из работ популярных дизайнеров одежды, с фотосессий известных личностей для журналов и фоторепортажи со светских событий, которые у всех на слуху.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что между мужской модой двух эпох прослеживается преемственность. Несмотря на различие конкретных целей, в основе экстравагантного мужского костюма обеих эпох лежит общая стратегия — использование одежды для обозначения элитарного статуса и отделения от общепринятых социальных норм.

По ходу исследования я буду сравнивать мужскую моду в обозначенные мною исторические периоды. Первый раздел посвящён анализу мужского костюма при дворе Людовика XIV и историческому контексту. Второй раздел исследует утрированность, гиперболизацию и проявления театральности в современной мужской моде. В заключительной части проводятся визуальные параллели между историческими и современными образами.

Мужские костюмы эпохи Людовика XIV

Мужская мода никогда не была настолько помпезной и настолько похожей на женскую.

Original size 1040x1040

Робера Нантейль, Портрет Людовика XIV, 1664

С появлением французского дворянства мужской костюм подвергался множеству изменений, которые зависели от влияния той или иной страны. В конце концов за него серьезно взялась придворная аристократия Людовика XIV.

Original size 1031x1474

Гиацинт Рюго, Людовик XIV (1638-1715), король Франции, 17 век

Гиацинт Рюго, фрагменты картины Людовик XIV (1638-1715), король Франции, 17 век

Заметна страсть короля к роскоши, помпезности. Его костюм, на котором видны меха, бархат, атлас, кружева и вышивка стоят целое состояние.

«…к концу 60­х годов, как отмечает Э. Тиль, мужской костюм начинает напоминать „мелочную лавку“, поскольку увешан, перегружен пуговицами, шнурами, бантами, лентами разных цветов в волосах и на предметах одежды.»

Original size 743x976

Гиацинт Риго, Луи де Франс, дофин (1661–1711), великий дофин, 17 век

После военной реформы мужской костюм приходит к лаконичности. Появляется новый тип военного мундира — жюстокор. Право носить жюстокоры из дорогих материалов предоставлялось, разумеется, только Людовику XIV и членам его семьи.

Жюстокор — прилегающий сверху и расширяющийся книзу мундир длинной до колен.

Original size 1356x741

Клод Ги Алле, Ремонт, произведенный генуэзским дожем Людовику XIV в Зеркальном зале Версаля 15 мая 1685 года, 17 век

Мужская мода XXI века

Original size 4165x2047

Ludovic de Saint Sernin, fall winter 2024

Теперь мы точно можем сказать, что мужчина, одежда на котором имеет некоторые признаки женственности — это хорошо забытое старое.

Original size 807x937

Thom Browne — показ мужской коллекции 2024/25

Мода постепенно уходит от разделения одежды на мужскую и женскую. Сейчас модные дома экспериментируют, делая мужские коллекции все более смелыми и экстравагантными.

Gucci, fall winter 2016

Ludovic de Saint Sernin, fall winter 2023

Подиум — самое безопасное место для подобных экспериментов. Однако сейчас и многие звезды мужчины стараются удивить публику, выходя в свет в смелых и непривычных образах. Многие уверены, что это не следование трендам, а желание выделиться и запомниться.

Original size 1080x1181

Гарри Стайлз для фотосессии американского Vogue

Сравнение двух эпох

А сейчас я предлагаю насладиться визуальными параллелями и ассоциациями, которые можно провести между мужской модой разных исторических периодов.

Original size 1218x1454

Анонимный, портрет мужчины, 17 век

Original size 2776x1344

Palomo Spain, spring summer 2024/25

Гиацинт Рюго, Портрет пожилого человека, 17 век 2. Гарри Стайлс на Met Gala 2019

1. Гиацинт Рюго, Портрет в бюсте Филиппа Французского, 1689 2. JW Anderson fall winter 2024-2025

Original size 1500x844

Билли Портер на церемонии вручения премии «Оскар», 2020

Original size 1053x1369

Анри Тестелен, Людовик XIV, «покровитель Королевской академии живописи и скульптуры», со скипетром Карла V, также известным как скипетр Карла Великого, 17 век

1. Гиацинт Риго, Вилянувский дворец-музей, фото: В. Холницкий, 17 век 2. Гарри Стайлс и Роман Кемп, 2020 год

Original size 981x886

Гиацинт Рюго, фрагмент картины Людовик XIV (1638-1715), король Франции, 17 век

1. Ботильоны-гольфы Гарри Стайлса с костюмированной вечиринки-концерта в 2021 году 2. Gucci fall 2016 men’s collection

1. Гиацинт Риго, портрет Пьера де Берюля, 17 век 2. The Gucci fall 2016 men’s collection

Заключение

В ходе исследования я проанализировала мужскую моду во времена Людовика XIV и в наше время. На мой взгляд, здесь заметна преемственность: в обоих случаях одежда была способом выделиться и обозначить свой статус.

Bibliography
Show
1.

Королёва Л. В. Мужской костюм в истории европейской моды: основные векторы развития: XV в. — начало XX в. [Электронный ресурс]: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04 / Королёва Лариса Викторовна. — Санкт-Петербург, 2008. — 201 с. — URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004161977.pdf?ver=9 [дата обращения: 11.10.2025].

2.

Короли в чулках: Мужская мода и французская гравюра последней трети XVII — начала XVIII в. [Электронный ресурс] // Premudrosti.in: онлайн-библиотека. — URL: http://premudrosti.in/index.php/kings-in-stockings/estampes/ [дата обращения: 11.10.2025].

3.

Роскошное барокко: история и особенности стиля [Электронный ресурс] // VK: социальная сеть. — URL: https://vk.com/@fairycostumes-roskoshnoe-barokko [дата обращения: 11.10.2024].

4.

Четверикова Е. Мужская мода вышла за рамки: почему стиль Гарри Стайлса меняет индустрию [Электронный ресурс] // Gazeta.Ru. — 2021. — 7 июня. — URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2021/06/a_13663940.shtml [дата обращения: 15.10.2025].

5.

Как мужская мода становится менее маскулинной [Электронный ресурс] // The Blueprint. — 2021. — 15 ноября. — URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/kak-muzhskaya-moda-stanovitsya-menee-maskulinnoj [дата обращения: 18.10.2025].

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010066115 [Дата обращения: 15.10.2025]

11.12.13.14.15.16.17.

https://cdn.tag-walk.com/zoom_nw/11-joep-455af4.jpg [Дата обращения: 18.10.2025]

18.19.20.21.22.

https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010066730 [Дата обращения: 18.10.2025]

23.24.25.26.

https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010055018 [Дата обращения: 18.10.2025]

27.

https://wowmag.adc.ac/images/104b2b5968140a1a2d6d.jpg [Дата обращения: 18.10.2025]

28.

https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010056228 [Дата обращения: 18.10.2025]

29.30.31.32.33.34.35.36.

https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010056033 [Дата обращения: 18.10.2025]

37.
Мужская мода при дворе Людовика XIV и в XXI веке
1
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more