Original size 2480x3500

Визуальные нарративы и их роль в фильме «Бэтмен» (2022)

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

-концепция -техника и фокусировка -грязный кадр -кадры от первого лица -силуэты -цвет -освещение -заключение

Концепция

«Бэтмен» Мэтта Ривза — это детективный триллер в стиле нео-нуар, действие которого разворачивается в Готэме, погруженном в коррупцию, страх и системный упадок.

big
Original size 3820x1608

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Уже два года Брюс Уэйн пытается бороться с преступностью в образе мстителя в маске, и теперь оказывается вовлеченным в серию убийств, которые заставляют его столкнуться с размытой гранью между справедливостью и местью. В отличие от предыдущих интерпретаций супергероя, эта версия Бэтмена выступает в первую очередь в роли детектива.

big
Original size 3820x1608

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Современное кино часто рассматривает картинку как центральный элемент повествования: оптика камеры, фокус, цветовая коррекция и практические приемы на съемочной площадке могут нести информацию о сюжете и формировать моральную позицию зрителей. «Бэтмен» является прекрасным примером, поскольку его мизансцена и кинематографические решения являются не просто украшением, а служат средствами повествования.

Цель исследования: продемонстрировать, как отдельные визуальные нарративы в фильме действуют как средства повествования: как они контролируют внимание, скрывают и раскрывают информацию, или передают настроение героев.

Исследование структурировано по различным визуальным приёмам фильма.

Техника и фокусировка

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

«Бэтмен» снимался в основном на широкоформатных цифровых камерах с анаморфотными объективами, что позволило создать кинематографический широкоформатный вид. В съемках использовались камеры Arri Alexa LF и Alexa Classic с соотношением сторон 2.39:1. Команда работала с новыми анаморфотными объективами Arri ALFA серии 2, которые специально «испортили» для фильма. Эти объективы обеспечивают очень четкую фокусировку в центре, но сильно размывают картинку по краям, буквально «притягивая зрителя к центру кадра». Такая централизированная четкость позволила Фрейзеру и Ривзу создать изображения, напоминающие триллеры 1970-х годов.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Такой приём притягивает взгляд зрителя к центру каждого кадра, что отражает то, как Бэтмен часто сосредотачивается на конкретной зацепке или персонаже, или наоборот позволяет спрятать зацепки или персонажей в размытии, добавляя напряжения и саспенса.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Технически производство было почти полностью цифровым, но Грег Фрейзер, кинематографист фильма, интегрировал в фильм аналоговый процесс, печатая отснятый на Alexa материал на негативную пленку и повторно отсканировав его. Этот процесс добавил кадру зернистость и выцветший характер, который усиливает нуарную атмосферу.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Иногда кадры фильма и вовсе полностью расфокусированы, что позволяет почувствовать, что в размытом изображении что-то скрывается, при этом сохраняя страх неизвестного. Фрейзер «понимает, что ужас и страх можно более эффективно передать с помощью атмосферы и того, что остается невидимым», часто намеренно оставляя действия вне фокуса.

Грязный кадр

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Другой важный приём, который часто использовал Фрейзер — это загрязнение кадра. В фильме регулярно появляются сцены, когда на объектив попадают капли дождя, стекло перед персонажем заляпано, или что-то блокирует главный объект в кадре.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

В первую очередь этот приём важен, как способ сделать зрителя частью картины. «Грязь» в кадре помогает полностью погрузиться в происходящее, почувствовать, что ты, также, как и герой, стоишь под дождём, при этом придавая элемент некоторого хаоса. При создании этого приёма, Ривз и Фрейзер вдохновлялись «Выжившим» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, в котором также активно используется такое взаимодействие с объективом.

Кадры от первого лица

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Создателям было важно, чтобы зритель чувствовал себя частью происходящего на экране, и ещё один приём, который способствовал такому ощущению — это кадры от первого лица.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Ривз представлял себе этот фильм как «point-of-view-driven noir», то есть мы наблюдаем за происходящим именно с точки зрения Бэтмена. На съемочной площадке, по словам Фрейзера, они создавали кадры как раз с этой идеей, так что мы часто видим Готэм глазами Брюса.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Однако приём использован не только чтобы показать мир сквозь глаза Бэтмена. В фильме также присутствуют сцены от лица Загадочника и Селины Кайл. Режиссёр даёт зрителю, хоть и не надолго, почувствовать себя в «шкуре» разных героев.

Original size 426x240

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Наблюдая этот приём, мы не просто лучше понимаем героя, но и сами становимся детективами, расследующими дело.

Силуэты

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Образы в силуэте — ещё один повторяющийся визуальный мотив фильма. Бэтмен часто появляется как тёмная фигура на фоне света, что подчёркивает его мифическую, хищную природу.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Original size 3840x1600

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Сильное контровое освещение применяется и для других персонажей. Женщина-кошка, Пингвин, Загадочник и даже сотрудники полиции, все они превращаются в тёмный силуэт. Приём скрывает детали героев, показывает персонажей в полутоне, намекая на моральную неоднозначность. Умышленно «недосвечивая» кадр, авторы делают героев более таинственными.

Цвет

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Фрейзер сознательно избегал ярких, насыщенных цветов на протяжении большей части фильма. В основном визуал «Бэтмена» приглушённый и мрачный. Кинематографист хотел использовать «пыльные и грязные» цвета, чтобы передать мрачную, грязную атмосферу города.

0

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Однако, несмотря на это, в фильме есть три основных акцентных цвета: голубой, оранжевый и, главное, красный.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Голубой в фильме используется в основном в неоновых вывесках города, совмещая готическую архитектуру с современными технологиями, что в какой-то степени отражает и самого Бэтмена. Готэм здесь — это отдельный, живой персонаж: грязный, страшный, но, в своём роде, прекрасный.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Original size 1920x1080

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Оранжевый цвет проходит сквозь весь фильм, он появляется чаще других, однако я считаю, что главным цветом фильма является красный. Помимо того, что его использовали в большинстве промо-материалов к фильму, красный цвет часто ассоциируется с гневом, злобой, местью. И именно эти чувства захватывают главного героя фильма.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

На протяжении фильма он проходит путь от поглощённого яростью мстителя до символа надежды для жителей города. И цветовое решение в финале это показывает. Яркий, агрессивный красный цвет переходит в тёплый оранжевый, пока на фоне звучит монолог о том, что герой должен стать чем-то большим, чем инструментом устрашения.

Освещение

0

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Практические источники света и неоновые вывески играют ключевую роль практически в каждом кадре. Фрейзер «ставил как можно больше практического света в кадр — флуоресцентные и вольфрамовые лампы», то есть источники света, которые мы видим в кадре часто были настоящими источниками освещения на площадке.

Original size 686x386

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Вместо того чтобы имитировать освещение, он использовал реальные лампы декораций и новые LED-приборы «Vortex» для создания света в сцене, что придало фильму большее ощущение подлинности.

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Фильм подчёркивает взаимодействие тьмы и света самым буквальным образом: персонажи нередко выходят из темноты в луч настольной лампы, что перекликается с идеей о том, что Бэтмен «выводит людей из мрака».

Заключение

В «Бэтмене» каждый визуальный приём работает на раскрытие мрачной, детективной природы истории. Сочетание крупноформатных анаморфотных объективов, слабого освещения и намеренных «несовершенств» изображения создаёт нуарную атмосферу картины. Такие методы, как «грязные» кадры, силуэтные композиции, малая глубина резкости, съёмка от первого лица и очень выборочное использование цвета используются не только ради стиля — они дополняют повествование, погружая зрителя в мир, в сознание Бэтмена и в ощущение гнетущей реальности Готэма. Свет, композиция и движение камеры выступают в роли «безмолвного рассказчика», который проводит зрителя через тайны Готэма и психологию Тёмного Рыцаря.

Original size 3820x1608

«The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Bibliography
Show
1.

Greig Fraser ASC ACS / The Batman // British Cinematographer URL: https://britishcinematographer.co.uk/greig-fraser-asc-acs-the-batman/ (дата обращения: 10.11.2025).

2.

The Batman Cinematography Analysis (In-Depth) // Filmmaking Elements URL: https://filmmakingelements.com/the-batman-cinematography/ (дата обращения: 10.11.2025).

3.

DP Greig Fraser ACS ASC goes dark and dangerous on The Batman // Cinematography World URL: https://www.cinematography.world/dp-greig-fraser-acs-asc-goes-dark-and-dangerous-on-the-batman/ (дата обращения: 10.11.2025).

4.

How ‘The Batman’ Cinematographer Greig Fraser Crafted an ‘Urban Noir’ Take on the Caped Crusader // The Wrap URL: https://www.thewrap.com/the-batman-cinematography-greig-fraser-interview/ (дата обращения: 10.11.2025).

5.

Why 'The Batman' Cinematography Is Different Than Every Other Superhero Movie // nofilmschool URL: https://nofilmschool.com/the-batman-cinematography (дата обращения: 10.11.2025).

Image sources
1.

Все изображения взяты из фильма «The Batman», реж. Мэтт Ривз, 2022 г.

Визуальные нарративы и их роль в фильме «Бэтмен» (2022)
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more