
Концепция
Историческое развитие взаимодействия человека с водной стихией отражает глубокую трансформацию в восприятии природы. Это исследование о том, как вода прошла путь от роли покоренного объекта и символа власти до статуса полноправного субъекта диалога, создающего пространство для созерцания и релаксации.
Анализ водных объектов предоставляет уникальный материал для понимания глубинных трансформаций в общественном сознании, демонстрируя путь от утилитарного потребления к осознанию необходимости баланса между технологическим прогрессом и сохранением природных систем.
Концепция исследования строится на идее, что отношение к воде в искусстве и истории — это точный индикатор отношений между человеком и природой в целом.
Особое внимание уделяется современному периоду, где происходит принципиальный сдвиг — технологии, ранее служившие инструментом контроля, теперь являются средством чувственного восприятия и тонкого взаимодействия. Современные художественные практики, использующие интерактивные технологии и иммерсивные стратегии, открывают возможности для перехода от антропоцентризма к экоцентризму.
Методологическая основа работы сочетает анализ визуальных объектов с текстовыми источниками, что позволяет выявить не только видимые особенности произведений искусства, но и скрытые в них смыслы и стоящие за ними культурные коды.
Структура исследования выстраивается по хроно-тематическому принципу, где каждая глава соответствует не просто временному периоду, а доминирующей концепции отношения к воде. Визуальные и текстовые источники отобраны по их способности репрезентовать доминирующие модели взаимодействия.
Ключевой вопрос исследования — как эволюция образов воды отражает смену отношений, почему это происходит и к каким отношениям с водой мы пришли?
Я предполагаю, что современный поворот к партнерским отношениям является закономерным итогом длительного развития коммуникации человека с природой, где технологический прогресс, экологическое сознание, эволюция художественного восприятия открывают новые возможности для эмпатического взаимодействия. Понимание эволюции визуальных образов воды способствует развитию экологической чувствительности и может служить основой для создания новых форм экологического искусства.
Таким образом, исследование направлено на изучение того, как менялось восприятие воды в разные эпохи: от объекта покорения до равноправного партнера. Этот анализ показывает, как формировались ценности общества в разные периоды и как искусство влияло на понимание водной стихии. Исследование позволяет проследить связь между образами воды и взаимодействием с ней в разное время.
Многоликая стихия: вода в Античности
Вода в Античности воспринималась как могущественное божество, которое одновременно могло карать и благословлять.


Автор неизвестен, североафриканская римская мозаика: Пантера-Дионис разбрасывает пиратов, II в. н. э., Тунис. Автор неизвестен, ваза с изображением кораблекрушения, конец VIII в. до н. э., Мюнхен.
Вода-каратель — источник страха и смерти. Высокий процент кораблекрушений, постоянная угроза пиратства и стихийные бедствия воспринимались как проявление гнева Посейдона/Нептуна.
Вода-благодетель — источник жизни и цивилизации. Это другая сторона божества, которая дарила жителям пищу (рыболовство и морская торговля), питье (источники пресной воды), плодородие (например, разливы Нила были жизненной необходимостью для Египта)[15] и здоровье (священные источники).


Автор неизвестен, мозаика (фрагмент): Празднование разлива Нила, I век до н. э., Италия. Автор неизвестен, настенная роспись (фрагмент) гробницы Менны: Охота на тилапию, 1397 г. до н. э., Египет.
Еще в Древнем Египте были изобретены первые фонтаны (2500 г. до н. э.), работавшие по принципу замкнутой системы с ручными насосами, которые использовались для орошения растений в плодовых садах[8]. Это ранняя, но революционная для своего времени технология демонстрирует, что человек уже тогда стремился самостоятельно создавать искусственные водные циклы.
Автор неизвестен, Аква Аппия — самый древний акведук в Риме, построенный в 312 году до н. э.
Таким образом, опыт изучения гидротехнической сферы и двойственность в восприятии воды заложили основу для создания грандиозного проекта — изобретения акведука. Так как божество было капризным, оно могло наслать засуху (голод) или разрушительное наводнение (смерть), поэтому необходимо было создать гарантированную систему водоснабжения, основанную на накопленных знаниях.
Устройство акведука: 1) водоприемник; 2) источник; 3) отстойник; 4) смотровой колодец; 5) крытый канал; 6) резервуар; 7) город.
Римляне брали найденные источники воды и с помощью акведука проводили их в город, делая их благодать общедоступной, предсказуемой и управляемой[6]. Это ответ цивилизации на вызов — божество, которое посылало и страх, и благословение.
Почему необходимо было контролировать воду? 1. Практическая необходимость: выживание через инженерное освоение. 2. Двойственность восприятия: страх и зависимость рождали стремление к подчинению.
От общедоступного источника к символу цивилизации
Укротив воду-божество и гарантировав базовое выживание, люди в Античности стали использовать ее для качественного преобразования своей жизни. Доступность воды породила ее избыточность, которая, в свою очередь, стала инструментом роскоши и статуса.
Распределение воды между городскими потребителями в зависимости от уровня воды: 1) акведук; 2) коллектор; 3) для общественных источников; 4) для общественных купален и фонтанов; 5) для частных нужд.
Таким образом, римляне приручили воду настолько, что заставили служить ее самым сложным задачам.
Эпоха Барокко — демонстрация победы над природой
Эпоха Барокко — это век тотальной власти человека над природой, где вода становится ее главным визуальным и идеологическим инструментом. Это театральная сцена, где разыгрывается спектакль о могуществе правителя. Власть над водой становится метафорой власти над миром.
Отрывок «Плана Версаля, небольшого парка и его хозяйственных построек, на котором отмечены места расположения каждого дома в этом городе, планы замка и отелей, а также планировки садов и рощ», 1746 г.
Версаль (Луи Лево, Андре Ленотр, 1661 г., Франция) — дворцово-парковый ансамбль, где Людовик XIV, использовал воду как самый наглядный способ показать свое превосходство[7].
В парке есть искусственные озера и каналы — Большой (длина 1,6 км) и Малый (длина 1 км), которые образуют водоем в форме креста[9].
Пьер-Дени Мартен, Акведук и Машина Марли, 1723 г.
Версаль был построен на болотистой, бедной водой местности, где с помощью «Машины Марли» — гигантской насосной станции работало более 50 фонтанов и 620 струй. Сложная технология заставляла воду из Сены подниматься по Лувесьенскому акведуку в большой водоём на высоту около 160 м над уровнем реки и по каменному акведуку поступать в Версальский парк[9].
Центральная композиция — фонтан «Аполлон», который изображает бога солнца, поднимающегося из воды в своей колеснице, в окружении морских существ, скульптор Жан-Батист Тюби, 1668–1671 гг.


Восходящее солнце — начало нового дня царствования Людовика, четыре коня — времена года, подвластные королю, а тритоны — его прославление.
Этой масштабностью и регулярностью Людовик XIV стремился, чтобы Версальский дворец отражал безграничность его власти. Он показал, что может заставить пустыню источать фонтаны в свою честь.


Вид на Самсоновский канал и на фонтан «Адам», 1932 г., Петергоф.
Петергоф (Жан-Батист Леблон, Н. Л. Бенуа, А. И. Штакеншнейдер, 1714 г., Санкт-Петербург) — российский ответ Версалю, демонстрация военной мощи страны на международной арене[7].
Отрывок из видео ГМЗ «Петергоф»: вид на Финский залив с набережной Петергофа, 2024 г.
Если у Людовика XIV не хватало воды, то у Петра I ее было в избытке — дворцово-парковый комплекс расположили на берегу Финского залива, который самотеком питал пруды-накопители, откуда по подземным трубам вода поступала в 191 фонтан [18].


Отрывки из видео ГМЗ «Петергоф»: каскад «Золотая гора» и Большой Петергофский дворец, 2024 г.
Фонтаны в ту пору считались символом власти, поэтому Петр I хотел максимально продемонстрировать престиж российского государства.
Центральная композиция — Самсон, раздирающий пасть льва, третья версия, В. Симонов и Н. Михайлов, 1947 г.


Лев — символ Швеции, а Самсон — России, а мощнейшая струя, бьющая из пасти — это аллегория сокрушительной военной мощи и триумфа.
Таким образом, в эпоху Барокко вода была поставлена на службу зрелища, где правители через воду показывали «театр абсолютной власти». Они командовали не только людьми, но и самими стихиями. Отношения оставались односторонними: человечество приказывало, а природа выполняла.
Почему демонстрация власти? 1. Уровень развития технологий позволял лишь подчинять воду, а сложные гидравлические системы сами по себе воспринимались как чудо. 2. Идеологический заказ: вода служила в первую очередь не эстетике, а политике. Укрощение стихии становилась метафорой укрощения народов. 3. Соревнование правителей в масштабе и сложности своих гидротехнических проектов. 4. Ограниченное мировоззрение — природа как ресурс.
Эпоха Просвещения: пейзажный стиль как философский прорыв
Пейзажный стиль — это осознанный бунт против геометричного, регулярного и «насильственного» подхода Барокко. На смену идее «власти на природой» пришла идея «вдохновения природой».
Автор неизвестен, план парка Стоу, 1910 г.
Сады Стоу (Уильям Кент, Ланселот Браун, 1715 г., Англия) — это система искусственных, но естественно выглядящих озер, которые следовали рельефу[16].


Д. Гиббс, Мост Палладио, 1739 г. У. Кент и Л. Браун, Стоу-хаус, 1738 г.
Они уничтожили визуальные границы, объединив парк с окружающими полями. Вода здесь не бьет в небо, а стелется по земле, отражая небо и деревья. Ее роль — быть зеркалом и провоцировать философские размышления. Это подход, который подражал природе и был основан на любовании. На этом этапе люди поняли, что необходимо понимать и воспроизводить красоту природы.
Модернизм: абстракция и функциональность диалога
Модернизм взял философию пейзажного стиля, но выразил ее на новом, абстрактном языке. Технологии позволили сделать диалог более лаконичным и архитектурным. Ключевая идея: не изображать природу, а точечно выявлять ее свойства — текучесть, изменчивость, способность к отражению.
Фрэнк Ллойд Райт, Дом над водопадом, 1936 г.


Вид на террасы дома и «Медвежий ручей», фотографии сделаны в 2013 г.
«Дом над водопадом» (Фрэнк Ллойд Райт, 1936 г., США) — воплощение диалога с водой. Райт не стал «покорять» водопад, строя дом напротив него, он интегрировал архитектуру в природу, позволив воде течь прямо под террасами дома[21].
В этом проекте вода — не декоративный элемент, а собеседник. Здание отражается в бурлящем потоке, а его бетонные террасы визуально продолжают скалы, создавая единый динамичный образ. Это не контроль, а взаимодействие.


Луис Барраган, фонтан в Сан-Кристобале, 1968 г., Мексика.
Фонтан в Сан-Кристобале (Луис Барраган, Мексика, 1968 г.) не имеет сложных струй или пышных форм. Проект демонстрирует саму суть воды: это звук падающей капли, рябь на поверхности, спокойствие и безмятежность, которые заставляют зрителя переосмыслить воду и понять ее.
Видео сделано неизвестным автором в 2023 г.
Так, в эпоху Модернизма вода стала равноправным партнером в композиции.
Почему зародился диалог? 1. Урбанизация — с ростом городов возникла потребность в «островках спокойствия». 2. Смена взглядов — на смену помпезности пришла функциональность и интерес к абстракции. 3. Философские изменения — появилось понимание, что ценность природы — не только в ее полезности.
Современные инсталляции: вода как равная
Теоретическая эволюция находит свое высшее выражение в современном искусстве, где технологии используются не для контроля, демонстрации власти или подражания природе, а для чуткого взаимодействия.
Леандро Эрлих, Бассейн, 1999 г., Япония. Конструкция, имитирующая бассейн, где вода находится над прозрачным полом. Посетители могут заходить внутрь, что создаёт иллюзию для наблюдателей сверху.
«Бассейн» Леандро Эрлиха, где физические свойства стихии определяют восприятие зрителя. Роль воды здесь — создать оптическую иллюзию, изменить внешность и движение людей. Это не человек управляет водой, а вода формирует уникальный чувственный опыт зрителя. Участник проекта физически ощущает сухость, но визуально находится под водой. Этот разрыв — суть современного диалога, где вода предлагает свой вариант реальности, который человек может принять и исследовать, но не может подчинить.
Никола Башич, Морской орган, 2005 г., Задар, Хорватия.
Автор неизвестен, подробная схема работы морского органа: волны толкают воздух через подводные трубы, а резонаторы преобразуют это в звуки, которые выходят через отверстия в конструкции.


Акустические отверстия в ступенях и поверхности «Морского органа», из которых рождается музыка.
«Морской орган» Николы Башич — проект, где море становится композитором. Конструкция, встроенная в городскую набережную, преобразует энергию волн в музыку. Приливы и отливы создают бесконечную и непредсказуемую мелодию[14]. Орган становится метафорой примирения — там, где раньше был страх и боль, теперь рождается гармония. Это пример того, как искусство может восстановить разорванную связь между человеком и стихией. Архитектор не доминирует над стихией, а становится посредником, помогающим морю «заговорить» с городом. Это пример гармоничных отношений с природой.
Прослушайте результат взаимодействия природных сил и человеческого замысла: аудиозапись работы «Морского органа» доступна по кнопке ниже:
Майкл Кросс, Мост, 2006 г., здание бывшей церкви в районе Дильстон-Гроув, Лондон.


Механическая конструкция, благодаря которой человек идёт по ступеням, которые поднимаются из воды перед ним и исчезают обратно под водой за ним.
По словам Майкла Кросса, при создании проекта «Мост» он руководствовался личным желанием — стоять в центре озера, не намокая и не имея ничего вокруг, кроме воды[20]. Эта личная мечта стала основой для диалога человека с водной стихией. Конструкция позволяет ощутить близость воды, не погружаясь в нее. Она кажется близкой и доступной, но при этом сохраняет свою неприкосновенность. Это уважение, мы слышим и чувствуем воду, но не пытаемся ее подчинить.
Джейсон де Кайрес Тейлор, подводная скульптурная инсталляция: Безмолвная эволюция, 2010 г., Национальный морской парк Канкуна, Мексика.




Подводная скульптурная инсталляция Джейсона де Кайреса Тейлора «Безмолвная эволюция» на пути к выполнению своей функции — созданию искусственного кораллового рифа.
«Безмолвная эволюция» Джейсона де Кайреса Тейлора — уникальная форма партнерства между искусством и природой, где человек выступает как союзник океана. Художник создал искусственный риф из 400 скульптур для создания диалога с морской экосистемой, он предлагает ей помощь и одновременно привлекает внимание к ее проблемам[28]. Проект служит мостом между человеком и водой. Пока скульптуры превращаются в риф, они визуально демонстрируют, как может выглядеть гармоничное взаимодействие — когда человеческое творение становится органической частью и помощником природы. Это ответственное партнерство человека и воды.
Студия Random International, Rain Room, 2012 г., Лондон.


Демонстрация работы датчиков движения.
«Комната дождя» (Random International) — сущность диалога. Посетители входят в помещение с ливнем, но с помощью датчиков движения вода перестает падать там, где находится человек. Это не контроль, а отзывчивый танец. Технология создает безопасное пространство внутри стихии, преобразуя отношения от противостояния к доверию.


Роб Свир, Водяная комната, 2012 г., Херде, Нидерланды.
«Водный двор» — портал, объединяющий подводный и надводный миры.
«Водяная комната» Роба Свира — демонстрирует силу статичной воды. В проекте вода не просто отражает окружающее, а интерпретирует его, предлагая зрителю альтернативный взгляд на пространство через свои оптические свойства. Вода действует как портал, объединяющий разные уровни реальности: в ее глубинах видны растения и организмы, а на поверхности отражается небо, создавая эффект бесконечного пространства. Это двойное отражение позволяет одновременно наблюдать подводный и надводный миры, демонстрируя их тесную взаимосвязь[29]. Через такую визуальную интеграцию вода раскрывается как пространство, которое показывает природу как целостную систему, где все элементы существуют в постоянном взаимодействии. Роб Свир поместил это природное явление в рамку, превратив в объект искусства и усилив наше восприятие. Представьте, Вы видите отражение неба в луже на улице — это мимолетно, Вы проходите мимо, но когда входите в специально подготовленное, тихое помещение, где единственным, что происходит, является это отражение — Вы останавливаетесь и начинаете созерцать. Так, в проекте человек предоставил архитектурную форму, а вода наполнила ее содержанием, являясь соавтором в искусстве.




Христо Явашев и Жанн-Клод де Гийебон, временная инсталляция: Плавучие пирсы, 2016 г., озеро Изео в Италии.
Христо Явашев (1935–2020 гг.) на «Плавучих пирсах», 2016 г.
«Плавучие пирсы» (Христо и Жан-Клод) — физическая реализация мечты о «хождении по воде». Система плавучих платформ позволила людям пересекать озеро Изео[12]. У инсталляции не было иной функции, кроме как предоставить уникальный сенсорный опыт. Она превратила озеро в публичную площадь, делая людей соавторами через их движение.


Яёи Кусама, Сад нарциссов, 2016 г., The Glass House, штат Коннектикут, США.
«Сад нарциссов» Яеи Кусама — это голос воды, активной собеседницы. Инсталляция состоит из сотни зеркальных сфер, размещенных на водной поверхности. Когда они сталкиваются, то издается звук[19]. Это голос воды, который говорит с нами через движение. Перезвон сфер и тихое журчание воды создают медиативную симфонию, в которой вода раскрывает свою душу.


Олафур Элиассон, временная инсталляция: Ледяные часы, 2018 г., Лондон.
«Ледяные часы» Олафура Элиассона, где вода выступает как голос природы. Художник привозит глыбы тающего арктического льда и выставляет их на публичных площадках (Копенгаген, Париж, Лондон)[10].
Инсталляция превращает проблему изменения климата в осязаемый, звучащий и видимый опыт. Это диалог, в котором природа говорит с нами через таяние.


Для инсталляции было привезено 24 куска глыбы из фьорда Нууп-Кангерлуа в Гренландии.
Почему равноправие и взаимодействие? 1. Экологическое сознание — осознание хрупкости заставило пересмотреть подходы. 2. Психологизация искусства — фокус сместился на чувственный опыт и эмоциональное состояние. 3. Технологический гуманизм — технологии стали посредником, а не инструментом власти.
Ось эволюции
Страх–Контроль–Независимость–Власть–Вдохновение–Равноправие
За тысячи лет наше отношение к воде прошло сложную эволюцию:
1. Страх перед грозным божеством. 2. Контроль, когда мы впервые заставили её течь по нашим правилам. 3. Независимость, когда мы начали использовать её для роскоши. 4. Власть, когда мы покорили её ради демонстрации своего могущества. 5. Вдохновение, когда мы научились ценить её естественную красоту. 6. Равноправие, когда мы, наконец, увидели в ней партнера для диалога.
Это путь от противостояния к гармонии.
Послание трансформации
Путь от акведуков до инсталляций доносит мощное послание: наше восприятие природы эволюционировало от желания доминировать к поиску гармонии и взаимного признания.
Современное человечество, устав от доминирования, ищет в природе не объект для применения власти, а партнера для умиротворения и рефлексии.
Финальный образ — это человек, стоящий в «Комнате дождя»: не намокающий, но чувствующий влажное дыхание и слышащий гул воды. Этот человек является частью стихии, но не ее жертвой. Он — ее собеседник. Так выглядит новый, хрупкий и прекрасный баланс.
Таким образом, эволюция от власти к диалогу и чувственным отношениям произошла вследствие глубоких изменений в технологиях, философии, психологии и социальных функциях искусства, что является закономерным итогом длительного развития коммуникации человека с природой.
Современный этап — это не просто смена стиля, а свидетельство глубинной трансформации нашего отношения к природе и миру в целом.
Геннис И. В. Древний мир. Египет. Греция. Рим. М.: ОГИЗ, 2018. 464 с.
Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. М.: ЦП, 2025. 304 с.
Конькова Е. А. Петродворец. М.: Вече, 2009. 224 с.
Старшов Е.В. 100 великих катастроф на море. М.: Вече, 2023. 448 с.
Чернышов Ю. Г. Мореплавание в античных утопиях. М.: Наука, 1988. 113 с.
Гринберг М.А., Гринберг В.А., Оха А. Д. Как устроен римский водопровод // Старт в науке. 2018. № 4-3. С. 428-432.
Соколова Е. С. Искусство повелевать природой: о роли некоторых репрезентативных стратегий в укреплении международно-правового имиджа российского самодержавия (вторая половина XVII — первая половина XVIII вв.) // Новый ракурс. 2015. № 11. С. 58-69.
Ткачук А. Е., Царинный И. В. Скульптурный фонтан: принципы формообразования региональный аспект // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 2. С. 133-137.
Версаль. Parc de Versailles // Totalarch [Электронный ресурс] URL: https://landscape.totalarch.com/versailles (дата обращения: 08.10.2025).
Зачем художник Олафур Элиассон установил в Лондоне многотонные глыбы льда // Радио РБК [Электронный ресурс] URL: https://style.rbc.ru/impressions/5c137baf9a7947437d051e14 (дата обращения: 08.10.2025).
История. Петергоф // Петергоф [Электронный ресурс] URL: https://peterhofmuseum.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
Инсталляция «Плавучий пирс» Христо и Жанны-Клод на итальянском озере Изео // Archi.ru [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/world/69915/v-shafranovykh-tonakh (дата обращения: 09.10.2025).
Катастрофы. Потоп в Риме. 17 октября 585 года // Проза.ру [Электронный ресурс] URL: hhttps://proza.ru/2017/08/18/1265 (дата обращения: 09.10.2025).
Морской орган // Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 08.10.2025).
От номов к фараонам. Собрание нильских земель // История.РФ [Электронный ресурс] URL: https://history.ru/read/articles/ot-nomov-k-faraonam-sobiranie-nilskih-zemel (дата обращения: 02.10.2025).
Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens // Totalarch [Электронный ресурс] URL: https://landscape.totalarch.com/stowe_landscape_gardens (дата обращения: 08.10.2025).
Термы // Большая российская энциклопедия 2004–2017 [Электронный ресурс] URL: https://old.bigenc.ru/world_history/text/4189500 (дата обращения: 02.10.2025).
Фонтаны Петергофа // SPBMUZEI [Электронный ресурс] URL: https://www.spbmuzei.ru/fontany-petergofa (дата обращения: 05.10.2025).
10 знаковых проектов Яёи Кусамы // Артхив [Электронный ресурс] URL: https://artchive.ru/andywarhol/stories/17026 (дата обращения: 08.10.2025).
Bizarre Art: Michael Cross' Bridge // That is bizarre [Электронный ресурс] URL: https://thatisbizarre.blogspot.com/2012/05/bizarre-art-michael-cross-bridge.html (дата обращения: 08.10.2025).
Fallingwater. «Дом над водопадом» // Totalarch [Электронный ресурс] URL: https://housing.totalarch.com/fallingwater (дата обращения: 08.10.2025).
Forever Fallingwater // Fallingwater [Электронный ресурс] URL: https://fallingwater.org/ (дата обращения: 08.10.2025).
Gallery // Relais fontana di trevi [Электронный ресурс] URL: https://www.relaisfontanaditrevi.com/ (дата обращения: 08.10.2025).
LA CASA LUIS BARRAGÁN // Casa Luis Barragan [Электронный ресурс] URL: http://www.casaluisbarragan.org/ (дата обращения: 08.10.2025).
Rain Room, 2012 // RANDOM INTERNATIONAL [Электронный ресурс] URL: https://www.random-international.com/rain-room (дата обращения: 03.10.2025).
Stowe // Parks and gardens [Электронный ресурс] URL: https://www.parksandgardens.org/places/stowe (дата обращения: 05.10.2025).
The Tiber River of Rome // ThoughtCo [Электронный ресурс] URL: https://www.thoughtco.com/tiber-river-rome-ancient-history-glossary-117752 (дата обращения: 08.10.2025).
«The Silent Evolution». Подводный город // Николлетто [Электронный ресурс] URL: https://vespig.wordpress.com/2014/03/28/the-silent-evolution-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/ (дата обращения: 08.10.2025).
The water room / De waterkamer // Rob Sweere [Электронный ресурс] URL: https://robsweere.com/2012/09/12/the-waterroom-de-waterkamer/ (дата обращения: 08.10.2025).
Welcome to Versailles // Chateau de Versailles [Электронный ресурс] URL: https://en.chateauversailles.fr/ (дата обращения: 05.10.2025).
1.https://i.pinimg.com/1200x/39/95/79/39957911f774d3617ee7170c98ae19ef.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
2.https://art.biblioclub.ru/picture_69303_vaza_s_izobrajeniem_korablekrusheniya/?u tm_medium=organic& utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 08.10.2025).
3.https://i.pinimg.com/736x/6c/40/0d/6c400d29c07a75ed8c32ca7997944f1a.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
4.https://avatars.dzeninfra.ru/getzen_doc/40456/pub_5a7df4e277d0e68954f71b1f_5a7df59677d0e68954f71b24/scale_1200 (дата обращения: 08.10.2025).
https://sun9-51.userapi.com/impg/kBPeC_GUgmU9qXz6h3srX-ljO6nnHSOdaDo3aw/cZV4jgRax0g.jpg?size=630x388&quality=95&sign=6d24139f77f340345eb8aa132c00af8e&c_uniq_tag=-m8BEa5DkMUBbAdDcWvPmawnnJjvhse900nQOJNvlNo&type=album (дата обращения: 08.10.2025).
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_669262571bc82f1e550069f4_66926787ac4fd63adb4ea155/scale_1200 (дата обращения: 08.10.2025).
7.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/62/Acquedotto_alessandrino_Roma.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
8.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/ba/Aqua_Claudia_04.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_683451f640548458caf76303_683452b53b028461a47b3930/scale_1200 (дата обращения: 08.10.2025).
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1671180/pub_6367ca1b4f01792dac338fc0_63693eafea3e7038b28cb8df/scale_1200 (дата обращения: 08.10.2025).
11.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e3/Carlo_Antonini_Fontana_di_Trevi.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?mob=1&key_or=1240638&rate_old=10&type=32&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 08.10.2025).
13.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Versailles_Plan_Jean_Delagrive.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
14.https://www.chateauversailles.fr/sites/default/files/styles/visuel_principal/public/ressources-pedagogiques/r_chaeteau_de_versailles_dist._rmn_r_jean-marc_manaie_2.jpg?itok=VAGBXQmr (дата обращения: 08.10.2025).
15.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/Grand_Canal.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/95163/pub_61d5479fcedb8805ec12ebea_61d6bc9acd0c1861c316b673/scale_1200 (дата обращения: 08.10.2025).
17.https://i.pinimg.com/1200x/00/28/6b/00286b2c3ffd91c286d0acee45767b47.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
18.https://pp.userapi.com/c637724/v637724737/2c10c/cOKLjO4fKhE.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
19.https://disk.yandex.ru/a/jZSgu93S3ZP6hF/5b51ab58e1dfec99ac31693c (дата обращения: 08.10.2025).
20.https://disk.yandex.ru/a/jZSgu93S3ZP6hF/5b51ab58e1dfec99ac31693f (дата обращения: 08.10.2025).
21.https://disk.yandex.ru/a/jZSgu93S3ZP6hF/5b51ab58e1dfec99ac316940 (дата обращения: 08.10.2025).
https://a.d-cd.net/2b2da5u-960.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
23.https://static.life.ru/posts/2016/09/903278/1c2304f58619663ebb32caaafb38a999.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
24.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/Stowe_park_map_ugglan.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
25.https://landscape.totalarch.com/files/gardens/stow/000.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
26.https://landscape.totalarch.com/files/gardens/stow/003.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
27.https://landscape.totalarch.com/files/gardens/stow/008.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
28.https://landscape.totalarch.com/files/gardens/stow/020.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
29.https://landscape.totalarch.com/files/gardens/stow/022.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
30.https://www.flickr.com/photos/nickstanley/6300071921/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 08.10.2025).
31.https://i.pinimg.com/1200x/b6/50/a5/b650a5f881d4d0894604777af380260a.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/663ca532b3e3797d82159fe2/a7ad32f2-8097-40b4-a2b3-efa464d2cf80/RAIN+ROOM%2C+2012++.jpeg?format=1000w (дата обращения: 08.10.2025).
https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/663ca532b3e3797d82159fe2/c9efcea4-41be-4740-95fd-a6c83fe2bc35/RAIN+ROOM%2C+2012++2.jpeg?format=1000w (дата обращения: 08.10.2025).
https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/06/04/3335744/tn/christo-installations.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/The_Floating_Piers_by_ArmAg_%2820%29.jpg (дата обращения: 08.10.2025).
https://res.cloudinary.com/olafureliasson-net/image/private/q_auto:eco,c_fit,h_1920,w_1920/img/ice-watch_12721.webp (дата обращения: 09.10.2025).
https://res.cloudinary.com/olafureliasson-net/image/private/q_auto:eco,c_fit,h_1920,w_1920/img/ice-watch_18018.webp (дата обращения: 09.10.2025).
https://mixnews.lv/wp-content/uploads/2020/08/7/2020-08-07-mixnews-18-10.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://mixnews.lv/wp-content/uploads/2020/08/7/2020-08-07-mixnews-17-10.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://static.tildacdn.com/tild3061-3538-4333-b561-373932633633/00008c87.jpeg (дата обращения: 09.10.2025).
https://static.tildacdn.com/tild3238-3435-4863-b333-343636343666/leandro_erlich_the_s.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://www.michaelcross.eu/images/bridge2.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://i.pinimg.com/1200x/3f/7f/44/3f7f4443ecd0c46a148f8070a7c4e53a.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://i.pinimg.com/1200x/5e/06/f4/5e06f42daee78273f71450f0838031e5.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://www.michaelcross.eu/images/bridge1.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://arthive.com/res/media/img/orig/article/16c/681064@2x.webp (дата обращения: 09.10.2025).
https://arthive.com/res/media/img/oy800/article/dd8/681066@2x.webp (дата обращения: 09.10.2025).
https://arthive.com/res/media/img/oy800/article/543/681067@2x.webp (дата обращения: 09.10.2025).
https://robsweere.com/wp-content/uploads/2012/09/docu-De-Waterkamer-Rob-Sweere-4-web.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://robsweere.com/wp-content/uploads/2012/09/docu-De-Waterkamer-Rob-Sweere-3-web.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://robsweere.com/wp-content/uploads/2012/09/docu-De-Waterkamer-Rob-Sweere-1-web-768x509.jpg (дата обращения: 09.10.2025).
https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/960xH/media/img/6/10/755447859639106.png (дата обращения: 09.10.2025).
https://static.dezeen.com/uploads/2018/12/ice-watch-olafur-eliasson-art-installations_dezeen_2364_col_8-1704x1136.jpg (дата обращения: 09.10.2025).