

Концепция
«Blue in Green» — графический роман Рэма Ви (Ram V) и Ананда ЭрКи (Anand RK), а также колориста Джона Джея Пирсона (John J Pearson), опубликованный 28 октября 2020 года американским издательством Image Comics. Его название отсылает к одноименной композиции джазового артиста Майлза Дэвиса, что сразу намекает на то, о чем будет произведение.
История комикса посвящена джазовому музыканту саксофонисту Эрику Дитеру, который вынужден вернуться домой на похороны своей матери, вследствие чего он сталкивается с воспоминаниями и прошлым, загадки которого пытается разгадать. Герой находится в погоне за «творческим гением», конфликте с самим собой, в загадочной связи с демонической «сущностью», трактовать которую можно по-разному.

Blue in Green, 2020
Для контекста важно понимать, что сам Рэм Ви является большим поклонником музыки в жанре джаза с самого детства, поэтому история об искусстве, написанная погруженным в тему создателем, в сотрудничестве с художниками, как ничто другое раскрывает тему творчества на разных уровнях, зрительных и смысловых, таких как визуальный язык, характер и действия персонажей, сюжетная составляющая, образы, метафоры и так далее.
Blue in Green, 2020
Вечный мотив «сделки с дьяволом» здесь приобретает двойственность, которую мне захотелось рассмотреть и изучить подробнее, разобрав её внутренний характер. В этом исследовании я разберу, каким образом путем совместной работы сценариста и художников в комиксе раскрывается тема творчества, как Ананд и Джон создают живое воплощение джаза на бумаге, а Рэм Ви, с помощью сторителлинга и метафоричных образов, поднимает волнующий людей вопрос о жертвах, на которые приходится идти во имя великого, о выборе и амбициях, захватывающих человека на пути стремления к чему-то великому, его становления «гением» своего дела.
Для более глубокого погружения в тему я отобрала материал, наиболее соответствующий целям погружения в контекст истории и изучения точек зрения на сюжетную составляющую для формирования собственного взгляда. Помимо самого комикса, были изучены статьи о джазовой музыке, её характерных, отличительных свойств, а также некоторые рецензии на «Blue in Green». Исследование поделено на разделы, в первом из которых раскрываются приемы, благодаря которым авторам удалось передать само воплощение творческой деятельности главного героя — джаза, на бумаге, а в последующих — две трактовки главной темы истории, в центре которой, помимо Эрика, находится сущность «демона», чью природу и суть важно разобрать для выхода на истинную мысль графического романа.
Визуальный джаз и язык «Blue in Green»
Невозможно не поговорить про визуальный стиль комикса, центром которого является тема творчества. Он является одной из важнейших его частей и становится воплощением самого джаза на бумаге, поэтому стоит обратиться ко «внешней» составляющей произведения.
Blue in Green, 2020
Джаз — направление в музыке, возникшее в конце XIX — начале XX века в США, является смешением европейских и африканских культур. Именно вокруг него строится нарратив, поэтому в качестве главного героя выбран темнокожий музыкант, а основные принципы музыки отражены самом в комиксе.
Принцип импровизации, одной из важнейших характерных черт джаза, был заложен в графический роман на производственном уровне — сюжет и изображения часто создавались буквально на ходу: «Каждое утро мы буквально собирались вместе и говорили: „Хорошо, это предыдущая страница. Я посмотрел на неё. И теперь я думаю, что должна быть на следующей странице“. Таким образом, каждая последующая страница является реакцией на то, что он нарисовал на предыдущей странице.» — [4] Ram V в интервью syfy.
Каждая страница буквально «дышит» и «звучит», наполнена ощущениями, сравнимыми с тем, что испытываешь, глядя на картины импрессионистов. Рисунок ощущается живым благодаря своему «скетчевому» характеру, цвета расплываются, линии растворяются, все сводится к чувственному восприятию даже без прочтения текста. Такие детали, как лица героев на задних планах, опускаются, создавая недосказанность и подчеркивая в какой-то степени хаотичный, спонтанный, импровизационный процесс производства романа в моменте.
Blue in Green, 2020
За принцип импровизации в комиксе также отвечает нелинейность повествования, которое прерывается на воспоминания героя, эпизоды с историей из прошлого, которая откликнется в дальнейшем, а также наложение и совмещение двух временных линий в рамках одного разворота.
Blue in Green, 2020
Цвет становится самостоятельным рассказчиком, если бы комикс был черно-белым, в данном случае он не работал бы так же хорошо, как сейчас. Например, он отвечает за смену настроения, словно изменение звучания музыки, палитра с теплой оранжевой, демонстрирующей преподавательские, спокойные будни, резко сменяется холодной голубо-сереневой после известий о смерти матери главного героя. Комплиментарные цветовые акценты заставляют изображение «светится», как выбивающиеся в музыке ноты. Смотря на общую раскадровку комикса, можно заметить, что эпизоды «обычной» жизни Эрика часто выполнены в желто-коричневатых тонах, они отвечают за реальный мир, ностальгию, дом, в то время как моменты особого напряжения, проявления потусторонней силы и все большего затягивания героя в «искусство», палитра то насыщается особо яркими цветовыми сочетаниями, то просто становится преимущественно холодной и мрачной. Буйство красок здесь — как непрекращающийся музыкальный поток, отражающий эмоциональное и физическое состояние героя.
Blue in Green, 2020
Blue in Green, 2020
Темп и расположение фреймов комикса также можно сравнить с музыкальным ритмом. Так последовательно художник демонстрирует «этапы» увядания матери главного героя. Или растягивает пошатывание зуба на целую страницу, постоянным повторением одних и тех же движений, когда персонаж думает и размышляет.
В эпизоде первого контакта с демоном происходит интересная деконструкция фреймов с кусочками портрета Эрика, разлетающимися в разные стороны, словно внезапный выплеск мелодии. Подобное происходит с кадрами и после пробуждения героя.
Blue in Green, 2020
Blue in Green, 2020
Полиритмия — прием, придающий движение джазу. Он подразумевает под собой сочетание нескольких ритмических рисунков одновременно. Если переводить его на визуальный язык, подобно ему, в комиксе можно проследить наложение одного изображения на другое, как когда Дитер смотрит в зеркало, можно увидеть наслаивающееся отражение бледного мужчины-демона. Или воспоминания, просачивающиеся в настоящее белыми полупрозрачными силуэтами детей.
Blue in Green, 2020
Помимо всего прочего, согласно примечанию, весь текст книги был написан от руки, что также добавляет неповторимое «звучание» каждой букве.
Леттеринг текста. Blue in Green, 2020
Демон, как проклятие
С одной стороны образ демона можно рассматривать как представителя достаточно типичного тропа «сделки с дьяволом». В полноценный контакт с ним Эрик вступает после своеобразного «ритуала», как это обычно принято для вызова потусторонних созданий. Герой ставит пластинку Далтона Блэкли, после чего пугающее существо овладевает им, словно передает ему дар через разрушающее прикосновение.
Blue in Green, 2020
Все это также несет наследственный характер, подобное происходило с дедушкой Эрика, «монстр» также стоял за его плечом, в конце концов поглотив его целиком. Руководствуясь логикой трактовки демона, как проклятия, действия матери в попытках оградить сына от музыки становятся логичными, так как та в её глазах представляла не дар, а угрозу для ребенка.
Blue in Green, 2020
Blue in Green, 2020
Внешний вид демона прямо противопоставлен герою. Он — бледное, пугающее создание с безумным взглядом, окровавленным ртом. Боди-хоррорные элементы и метаморфозы, щупальца, разрывающие оболочку, и зубы — прямое отражение проявления сверхъестественных, пожирающих носителя проклятия, сил.
Blue in Green, 2020
Blue in Green, 2020
Однако вместе с проклятием, как это подобает сделке с дьяволом, приходит дар, талант и успех. Существо представляется самим воплощением музыки как таковой, единственной, по его словам, ценной вещью, которая останется после героя. Это награда, которую получит любой, согласившийся на уговор.
Blue in Green, 2020
С этой, достаточно поверхностной точки зрения, демон предстает как архетипическое зло, с которым можно бороться, как это делает Эрик, сжигая дом. Достаточно типичное явление для хоррорной истории, существо, которое имеет возможность к более глубокому прочтению.
Демон, как метафора жертвы ради искусства
Трактовка демона, как проклятья, дарующего силы, весьма поверхностна, но за ней скрывается метафора жертвенности и темы того, на что проходится идти ради творчества.
Blue in Green, 2020
В начале повествования один из учеников говорит: «Я хочу быть успешным. Я не хочу закончить, преподавая утренние курсы по суббо-» — [6], невольно обесценивая сложившуюся жизнь Эрика. Это же подмечает и «демон»: «Вся эта радость и боль, восторг и тоска каким-то образом сконденсировались в неожиданных местах между обычными нотами. Ты задаешься вопросом, возможно ли такое в жизни, подобной твоей… совершенно обычной» — [6]. Параллельно с возвращением домой, где он встречается с девушкой, в которую был влюблен раньше и испытывает эти чувства до сих пор, с воспоминаниями о прошлом, напрашивается вывод об опущенной жизни, о не реализовавшемся таланте.
Blue in Green, 2020
Если читать диалоги внимательно, становится ясно, что Эрик не получает свой «дар» из ниоткуда. Со слов одного персонажа читатель узнает, что Олли (владелец одного из заведений, где часто играли джаз) не замолкал, говоря о Дитере, о том, что если бы он поднажал, подтолкнул себя, то мог бы стать великим, подмечая его талант, которому так пыталась не позволить вырваться мать, опасаясь повторения судьбы отца. Тем самым «толчком», жертвой, на которую приходится идти ради искусства, и становится своеобразный путь навстречу «демону», воплощающему собой амбиции, которые приходится ставить в приоритет ради достижения успеха.
Blue in Green, 2020
Это не просто путь, не просто сделка, а именно метафорический образ, подразумевающий под собой отказ от всего остального: семьи, счастья и любви, которую он мог обрести с Верой — девушкой, в которую тот влюблен. Отдавшись творчеству, Эрик наконец-то получил признание слушателей, в толпе который художник визуально выделяет героиню, люди восхищались им, но взамен он потерял свой шанс на настоящую жизнь.
Blue in Green, 2020
Пожар, сопровождающий историю Далтона Блэкли и Эрика Дитера в присутствии демонической сущности служит отражением выражения о «сгорающем», «выгоревшем» творце, которого с головой поглотило искусство, это духовное и эмоциональное выгорание рано или поздно может настигнуть всех создателей.
Blue in Green, 2020
«Я думаю, что каждый, кто когда-либо пытался заниматься творчеством или создавать что-то, задавался вопросом: достаточно ли я жертвовал, чтобы получить этот дар? Достаточно ли я отказывался от чего-то, чтобы получить какой-то дар?" — [4] Ram V
Blue in Green, 2020
При такой трактовке антиподом «демона» является Вера, как олицетворение альтернативной реальности, выбор между беременной девушкой, с которой можно построить счастливое будущее с детьми, или полная самоотдача музыке.
«If you don’t live it, it won’t come out your horn» — [6]
Blue in Green, 2020
Финал истории — пожар, устроенный главным героем, становится попыткой остановить цикл и освободиться от «демона». Из огня героя спасает сестра — единственный оставшийся «мост» к жизни, семья, за которую еще можно держаться, связь со внутренней человечностью и надеждой на светлое будущее.
Blue in Green, 2020
На этом уровне «демон» — не внешний враг или потусторонняя сущность, пытающаяся захватить и убить «носителя проклятья», а неотделимая, внутренняя часть творца. Борьба с ним — борьба с собой, «дар» — выбор между искусством и реальной жизнью.
Blue in Green, 2020
Заключение
Таким образом, сотрудничество талантливых, как бы странно в контексте рассматриваемого произведения не звучал этот эпитет, художников и погруженного в тему сценариста, породило собой графический роман, который стал воплощением раскрываемой им же творческой тематики.
Путем внедрения в процесс создания ключевого джазового принципа импровизации, а также хаотичного, живого рисунка, композиций, своим чередованием фреймов напоминающих музыкальный темп, авторам удалось визуально воссоздать ощущения, испытываемые слушателями читателям, зрителям.
Сама же история предлагает переосмысление тропа «сделки с дьяволом», в контексте все того же творчества рассказывает о жертвах, о всепоглощающих амбициях и выборе, с которым сталкивается любой создатель и горящий, в данном случае буквально, идеей человек. Это не рассказ о счастливом возвращении к любимому делу, а рефлексия о полной самоотдаче, несущей за собой отказ от окружающих, жизни и счастья во имя искусства, в котором важно не потерять себя и найти баланс.
Blue in Green, 2020
Blue In Green OGN TP // Image comics URL: https://imagecomics.com/comics/releases/blue-in-green-ogn-tp (дата обращения: 18.11.2025).
Blue in Green — A Spectacular Riff on a Familiar Tune from Ram V, Anand RK and Company // Broken Frontier URL: https://www.brokenfrontier.com/blue-in-green-ram-v-anand-rk-image-comics/ (дата обращения: 18.11.2025).
Horror & Jazz Collide in New Image Comic, BLUE IN GREEN // Screenrant URL: https://screenrant.com/blue-in-green-new-image-comic/ (дата обращения: 18.11.2025).
Indie Comics Spotlight: Blue in Green is a gorgeous exercise in improvisational jazz and horror // Syfy URL: https://www.syfy.com/syfy-wire/indie-comics-spotlight-blue-in-green (дата обращения: 18.11.2025).
Inks And Colors Rescue 'Blue In Green' From Plodding Plotting // NPR URL: https://www.npr.org/2020/10/31/929461708/inks-and-colors-rescue-blue-in-green-from-plodding-plotting (дата обращения: 18.11.2025).
Ram V, Anand Rk Blue In Green. — Image comics, 2020. — 152 с.
Джаз // Wikipedia URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.5796a063-691c8cd4-10dd94e1-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Jazz (дата обращения: 18.11.2025).
Свинг, хард-боп, бибоп: гид по джазу // Peopletalk URL: https://peopletalk.ru/article/sving-hard-bop-bibop-gid-po-dzhazu/ (дата обращения: 18.11.2025).
Что такое джаз // Skillbox URL: https://skillbox.ru/media/cinemusic/jazz-history/ (дата обращения: 18.11.2025).
«Blue in Green» // Multiversity comics URL: http://www.multiversitycomics.com/reviews/blue-in-green-review/ (дата обращения: 18.11.2025).
Ram V, Anand Rk Blue In Green. — Image comics, 2020. — 152 с.