Original size 900x1200

воплощение эстетики «соби» в керамике периода Чосон

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Неброская красота белого фарфора: воплощение эстетики «соби» в керамике периода Чосон

Рубрикатор

1. 𐌺᧐нцᥱᥰцᥙя. 2. Эᥴᴛᥱᴛᥙκᥲ «ᥴ᧐δᥙ». 3. Бᥱ᧘ыᥔ ɸᥲρɸ᧐ρ Կ᧐ᥴ᧐н. 4. Вᥙɜуᥲ᧘ьныᥱ ᥰρᥙʍᥱρы. 5. Оρнᥲʍᥱнᴛ ᥙ дᥱκ᧐ρ. 6. Быᴛᥙᥱ ʙ ʍᥙρᥱ. 7. Дᥙᥲ᧘᧐ᴦ κу᧘ьᴛуρ. 8. Нᥲᥴ᧘ᥱдᥙᥱ «ᥴ᧐δᥙ». 9. Зᥲκ᧘ючᥱнᥙᥱ. 10. Бᥙδ᧘ᥙ᧐ᴦρᥲɸᥙя ᥙ ᥙᥴᴛ᧐чнᥙκᥙ ᥙɜ᧐δρᥲжᥱнᥙᥔ.

Концепция

Эᥴᴛᥱᴛᥙκᥲ «ᥴ᧐δᥙ» (素美), ᥴ ᥱᥱ ᥲκцᥱнᴛ᧐ʍ нᥲ ᥲᥴκᥱᴛᥙчную, нᥱ᧐δρᥲδ᧐ᴛᥲнную κρᥲᥴ᧐ᴛу, нᥲɯ᧘ᥲ ᥴʙ᧐ᥱ нᥲᥙδ᧐᧘ᥱᥱ чᥙᥴᴛ᧐ᥱ ʍᥲᴛᥱρᥙᥲ᧘ьн᧐ᥱ ʙ᧐ᥰ᧘᧐щᥱнᥙᥱ ʙ δᥱ᧘᧐ʍ ɸᥲρɸ᧐ρᥱ ϶ᥰ᧐хᥙ Կ᧐ᥴ᧐н (1392-1897). Эᴛ᧐ ᥙᥴᥴ᧘ᥱд᧐ʙᥲнᥙᥱ дᥱʍ᧐нᥴᴛρᥙρуᥱᴛ, κᥲκ ᥰ᧐д ʙ᧘ᥙянᥙᥱʍ ᴦ᧐ᥴудᥲρᥴᴛʙᥱнн᧐ᥔ ᥙдᥱ᧐᧘᧐ᴦᥙᥙ — нᥱ᧐κ᧐нɸуцᥙᥲнᥴᴛʙᥲ — κ᧐ρᥱᥔᥴκᥙᥱ ʍᥲᥴᴛᥱρᥲ ᥴ᧐ɜнᥲᴛᥱ᧘ьн᧐ ᧐ᴛ᧐ɯ᧘ᥙ ᧐ᴛ ʙᥙρᴛу᧐ɜн᧐ᥔ ᥴ᧘᧐жн᧐ᥴᴛᥙ κᥙᴛᥲᥔᥴκᥙх ᧐δρᥲɜц᧐ʙ, ρᥲɜρᥲδ᧐ᴛᥲʙ унᥙκᥲ᧘ьныᥔ ʙᥙɜуᥲ᧘ьныᥔ яɜыκ, ᴦдᥱ ᥰρ᧐ᥴᴛ᧐ᴛᥲ ɸ᧐ρʍы, ᥲᥴᥙʍʍᥱᴛρᥙя, ᴛᥲκᴛᥙ᧘ьн᧐ᥴᴛь ᥰ᧐ʙᥱρхн᧐ᥴᴛᥙ ᥙ ᥴдᥱρжᥲнн᧐ᥴᴛь дᥱκ᧐ρᥲ ᥴᴛᥲн᧐ʙяᴛᥴя ʙыρᥲжᥱнᥙᥱʍ κу᧘ьᴛуρн᧐ᥔ ᥙдᥱнᴛᥙчн᧐ᥴᴛᥙ, ɸᥙ᧘᧐ᥴ᧐ɸᥴκ᧐ᥔ ᴦ᧘уδᥙны ᥙ дух᧐ʙн᧐ᥔ ɜρᥱ᧘᧐ᥴᴛᥙ.

Цᥱ᧘ь ᥙᥴᥴ᧘ᥱд᧐ʙᥲнᥙя — ʙыяʙᥙᴛь ᥙ ᥰρ᧐ᥲнᥲ᧘ᥙɜᥙρ᧐ʙᥲᴛь ᥴᥰᥱцᥙɸᥙκу ʙᥙɜуᥲ᧘ьн᧐ᴦ᧐ яɜыκᥲ δᥱ᧘᧐ᴦ᧐ ɸᥲρɸ᧐ρᥲ ϶ᥰ᧐хᥙ Կ᧐ᥴ᧐н κᥲκ ʍᥲᴛᥱρᥙᥲ᧘ьн᧐ᴦ᧐ ʙ᧐ᥰ᧘᧐щᥱнᥙя ϶ᥴᴛᥱᴛᥙчᥱᥴκ᧐ᴦ᧐ ᥙдᥱᥲ᧘ᥲ «ᥴ᧐δᥙ», ᥲ ᴛᥲκжᥱ ᧐ᥰρᥱдᥱ᧘ᥙᴛь ᥱᴦ᧐ унᥙκᥲ᧘ьн᧐ᥱ ʍᥱᥴᴛ᧐ ʙ κ᧐нᴛᥱκᥴᴛᥱ дᥲ᧘ьнᥱʙ᧐ᥴᴛ᧐чн᧐ᥔ κᥱρᥲʍᥙчᥱᥴκ᧐ᥔ ᴛρᥲдᥙцᥙᥙ.

«Драконий кувшин» - фарфоровые кувшины, расписанные синими драконами, были популярны.

«Соби» (素美) — эстетический идеал: красота простоты, естественности, асимметрии и скромности.

Философская основа: Неоконфуцианство

post

Идеология эпохи Чосон. Ценности: 1. искренность 2. умеренность 3. самосовершенствование 4. гармония с природой.

«Соби» vs. Богатство — Отказ от демонстративной роскоши в пользу внутреннего содержания.

простой фарфор эпохи Чосон

полихромный китайский фарфор эпохи Цин

Авторство: 문화재청(Cultural Heritage Administration of Korea).

Визуальные коды «соби»

Original size 1290x1281
post

Белый фарфор Чосон (пэкча) — материальное воплощение «соби». Чистота материала и форма как философское высказывание.

Лунная ваза (Тальхэн пхён)

Original size 1080x1080

создание

современное звучание

ТЕХНОЛОГИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ

post

«Белая каолиновая глина — фундамент эстетики. Ее чистота и пластичность позволяли создавать формы, где главным героем становится сам материал».

Ручная формовка на круге ценила не идеальную симметрию, а «дыхание» формы — легкую асимметрию, выдающую прикосновение руки мастера.

Обжиг в дровяных печах-въеннах был непредсказуем. Потеки глазури, микротрещины и «огненные пятна» не были браком — они были желанным проявлением жизни материала.

0

Тактильность поверхности была важна. Сосуд должен был не только радовать глаз, но и приятно лежать в руке.

post

Технология создания фарфора Чосон была не ремеслом, а философией. Каждый этап подчинялся цели воплотить «соби» — красоту, рожденную в союзе мастерства и стихии.

ЯЗЫК ФОРМ

post

Форма сосуда — это баланс между массой и пустотой. Пустота внутри была не менее важна, чем стенки, символизируя незаполненное сознание, готовое к познанию.

Лунный кувшин (вторая половина XVIII века)

Original size 1199x749

Лунная ваза» (dalhangari) — икона стиля. Ее форма, на грани геометрии и органики, воплощала идеал простоты, цельности и созерцательности.

0

Сознательный отказ от машинной точности. Легкая кривизна линий, смещенный центр — это не ошибка, а признак ручной работы и проявление «естественности».

Блюда, чаши и бутыли для повседневного использования демонстрируют, что «соби» была не для избранных моментов, а философией повседневной жизни

Банка с крышкой.

Блюдо.

Ритуальный сосуд.

post

Скромность вазы не соперничала, а подчеркивала красоту природного материала. Она была «обителью» для цветка или ветки.

Несмотря на все разнообразие, все формы объединял общий визуальный язык — лаконизм, мягкость линий и главенство функции

Банка с виноградной лозой. Фарфор с подглазурным рисунком в медно-красных тонах.

0

Кувшин, украшенный драконами. Фарфор с подглазурным рисунком в коричневых тонах.

Вазы времен эпохи Чосон.

«Форма белого фарфора Чосон — это молчаливое высказывание. Ее красота не кричит, а говорит шепотом, приглашая к созерцанию и внутреннему диалогу».

ПОЭЗИЯ ДЕКОРА

post

Декор в эстетике «соби» — это всегда акцент, а не доминанта. Он подобен тихой поэзии, написанной на языке формы.

Original size 1092x1529

Чаша с рисунком зелёного цвета, изображающим растения (Национальное сокровище № 107) Авторство: 이화여자대학교박물관. 이화여자대학교박물관

Подглазурная роспись кобальтом — цвет неба и бесконечности. Мазки были легкими, размытыми, словно нанесенными тушью на бумагу.

Чаша с изображением цветов сливы, птиц и бамбука (Национальное сокровище № 170) Авторство: Неизвестен. Korea Copyright Commission, Общественное достояние.

Четыре благородных растения. 1. Бамбук (стойкость). 2. Слива (надежда). 3. Орхидея (уединение). 4. Хризантема (долголетие).

Чаша с изображением бамбука времен эпохи Чосон (Национальное сокровище № 166) Авторство: National Museum of Korea.

Ваза «Птицы и цветущая слива» времен эпохи Чосон.

post

Сосуды с каллиграфическими надписями — стихами или изречениями — превращались в носителей конфуцианской мудрости, объединяя визуальную и литературную эстетику.

Даже такие мощные символы, как дракон, в трактовке Чосон лишались агрессии, становясь органичной частью формы. Каллиграфия же превращала керамику в носитель мудрости.

Тарелка

Драконий кувшин

Три лика восточной керамики

Сравнительный анализ показывает уникальность пути Чосон. Китай — виртуозная сложность, Япония — брутальная естественность, Корея — философская глубина простоты.

Ваза с изображением пахаря. Династия Цин, XVIII век

Китай — Япония — Корея

Китайская роспись — плотная, детализированная, повествовательная. Корейская — легкая, скупая, подобная наброску тушью.

Китай

Корея

Через технологию, форму и декор белый фарфор визуализировал центральную идею корейской культуры периода Чосон: истинная ценность и красота скрыты внутри, а не выставлены напоказ

«Соби» в современном дизайне

Художники-керамисты настоящего времени не копируют, они используют язык «соби» для высказываний о современности, доказывая актуальность традиционных принципов.

Современная корейская керамика

Эта философия проявляется в принципах современного корейского дизайна: сдержанность цветовой палитры, чистота линий, визуальная легковесность и уважение к природной фактуре материалов. Наследие узнаваемо в продуктах от масс-маркета до премиум-сегмента.

Упаковка корейских брендов

Дизайн корейской техники

В эпоху информационного шума эстетика «соби» находит отклик во всем мире

воплощение эстетики «соби» в керамике периода Чосон
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more