
Рубрикатор
1. Концепция 2. Геометрия: симметрия как язык порядка 3. Свет: духовность и визуальная ясность 4. Каллиграфия: искусство слова 5. Архитектура: пространство гармонии 6. Выводы

Голубая мечеть в Стамбуле
Концепция
Вечная эстетика исламского искусства — это гармония форм, света и узора, которая пережила века и продолжает влиять на современный дизайн. Главная идея данного исследования — показать, как философия и визуальный язык исламского искусства (симметрия, свет, узоры, каллиграфия) создают ощущение порядка и покоя, и как эти принципы находят отклик в современном мире — от архитектуры до брендинга и моды.
Исламская традиция изобразительного искусства исторически избегала изображения живых существ, обращаясь к абстрактным узорам и каллиграфии. Этот подход основан на глубоких философских основаниях: стремлении отразить божественный порядок (таухид) через визуальную симметрию и гармонию, что, как считается, вводит созерцателя в состояние умиротворения.
Не случайно многие отмечают, что повторяющиеся геометрические орнаменты в мечетях и на коврах словно вводят человека в медитативное созерцание, создавая чувство бесконечности и единства. Современные исследования подтверждают этот эффект: например, арт-терапия с раскрашиванием исламских узоров и каллиграфии показала снижение уровня депрессии, тревожности и стресса, повышая психологическое благополучие участников. Более того, учёные выяснили, что наблюдение сложных повторяющихся фрактальных узоров (наподобие тех, что распространены в исламском дизайне) может ускорять восстановление от стресса на 60% и вызывать у наблюдателя появление альфа-ритмов мозга, ассоциированных с состоянием бодрого расслабления.
Целью моего исследования являются демонстрация связи между философско-эстетическими принципами ислама и чувством визуального спокойствия, а также выявление влияние этих принципов на современный дизайн и архитектуру.
Исследование основано на междисциплинарном подходе. Проведён анализ литературы по философии и эстетике исламского искусства, включая труды классических мыслителей и современные академические исследования. Путём визуального анализа отобраны примерные артефакты — от исторических памятников (мечети, орнаменты, каллиграфические панели) до современных дизайнерских объектов (здания, логотипы, элементы моды) — иллюстрирующие преемственность эстетических принципов. Каждый тематический раздел включает краткие пояснения философских идей, описание визуальных примеров и обсуждение практического влияния этих идей на современность.
Геометрия: симметрия как язык порядка
Исламское искусство издревле славится сложными геометрическими узорами. Круги, звёзды, многоугольники переплетаются и повторяются, образуя потенциально бесконечные мозаики. Такая геометрия не только украшает поверхность — в ней заложен глубокий символизм.
В философии ислама геометрический порядок рассматривается как отражение божественной гармонии мироздания. Ещё Аль-Кинди и его последователи, изучая математику и оптику, отмечали особое совершенство геометрических принципов, данных Всевышним в природе. Аль-Фараби (870–950) в трактате «Добродушный город» утверждал, что красота предмета онтологична: чем более нечто приближено к своему совершенному прототипу (божественной идее), тем оно прекраснее.
Мечеть Имама, Иран
Совершенная симметрия и упорядоченность форм воспринимались как признаки приближения к божественному совершенству. Не зря кружок неоплатоников считал, что геометрические формы — это проекции небесных архетипов, и созерцание их вызывает одновременно возвышенную радость и тихую тоску по миру идеальных форм. В исламском орнаменте этот принцип выражен через «единство в множественности»: бесконечное повторение базовых элементов создаёт ощущение единого целого — подобно тому, как бесконечное множество творений свидетельствует об единстве Творца.
Симметрия и равновесие: геометрические узоры строятся на строгой симметрии. Повторяющиеся звенья орнамента располагаются так, что левая и правая, верхняя и нижняя части композиции уравновешены. Это рождает чувство стабильности и порядка. Как отмечается в исследовании, симметрия и сложность дизайна направлены на отображение гармонии и единства мироздания. Наш взгляд скользит по орнаменту, не цепляясь за диссонанс — каждая часть созвучна другой.
Мечеть Насир аль-Мульк Иран
Ритм и бесконечность: повторение элементов с математической точностью вводит визуальный ритм. Глаз следит за узором, и наше сознание успокаивается, прогнозируя следующую повторяющуюся форму. Репетиция форм символизирует бесконечную природу Вселенной и бесконечность самого Творца. Отдельный узор теоретически может продолжаться без конца, заполняя всё пространство — эта потенция бесконечности создаёт ощущение ухода за пределы материального, в беспредельное и вечное, что приносит умиротворение.
Скрытая математическая структура: многие исламские узоры основаны на строгих математических расчетах — будь то звезда с 8, 10, 12 концами или сложные гирих-решётки. Хотя узор может казаться чрезвычайно сложным, в основе его лежит понятная логика и порядок в беспорядке. Психологически человеческий мозг реагирует положительно на такие фрактальные структуры: исследования показали, что узоры средней сложности, повторяющиеся на разных масштабах, наиболее приятны и успокаивающи для восприятия. Таким образом, на подсознательном уровне геометрия исламского орнамента резонирует с нашим стремлением к порядку.
Альгамбре (Гранада, XIII–XIV вв.)
Исторические примеры геометрических узоров можно видеть в Альгамбре (Гранада, XIII–XIV вв.), где стены и своды покрыты бесконечно повторяющимися плиточными мозаиками и сталактитовыми сводами. Эти узоры, по словам исследователей, служили не просто украшением, а способом вызвать у зрителя размышление о бесконечности творения и почувствовать себя частью упорядоченной Вселенной.
Мусульманские архитекторы и мастера рассматривали создание узора как акт духовный: требовалось дисциплинировать разум через математику и ремесло, чтобы приблизиться к пониманию божественного порядка. Многие суфийские практики даже использовали созерцание или воспроизведение узоров как форму медитации.
Свет: духовность и визуальная ясность
Помимо форм, огромную роль в исламском искусстве играет свет. «Аллах –– свет небес и земли», говорится в суре ан-Нур (24:35) –– этот коранический аят вдохновил бесчисленные поколения на поиск божественного света в своих сооружениях. Ибн аль-Хайсам (965–1040), выдающийся ученый оптик, в своем трактате о зрении подчеркивал, что восприятие красоты связано со светом и цветом: именно свет и его качественное сочетание с объектом рождают эстетическое впечатление. Он рассматривал зрение как активный процесс, где разум интерпретирует световые сигналы и распознает прекрасное через соотношение пропорций, форм и контраста.
Исламские архитекторы сделали свет одним из центральных элементов художественного языка. Свет в мечети — символ божественного присутствия и вместе с тем практический инструмент создания атмосферы спокойствия. В традиционных мечетях широко используется: многоуровневое освещение. Свет проникает через многочисленные окна, купола и решётчатые экраны (машрабии), рассеивается и мягко заливает пространство. В результате внутри мечети нет резких теней и контрастов — полумрак и лучи солнца образуют мягкий световой орнамент. Ярким примером такого освещения является мечеть шейха Лютфуллы (Исфахан, XVII в.): дневной свет проходит через цветные витражи, рисуя на полу узоры, что создаёт эффект мистического света.
Мечеть шейха Лютфуллы (Исфахан, XVII в.)
Архитекторы ислама стремились не замкнуть помещение, а наоборот, впустить внутрь элемент внешнего мира –– свет, воздух, природу. Дворы с колоннадами и открытыми проёмами позволяют глазу видеть небо и солнечный свет, даже находясь внутри. Это даёт ощущение, что мечеть не отгорожена от Божьего мира, а слита с ним. Свет, проходя сквозь созданные человеком формы, напоминает, что они относительны и преходящи, а вечен лишь источник света — Творец. Такая символика на подсознательном уровне внушает смирение и спокойствие верующему.
В исламском искусстве свет сам становится украшением. Архитекторы тщательно продумывали, как солнце осветит надписи или узоры в определённое время дня. Например, в мечети султана Хасана в Каире (XIV в.) утренний луч света проникает через окно михраба, акцентируя место имама во время рассветной молитвы –– визуальный акцент на духовном центре. А в мечети Насир оль-Мольк (Иран, XVII в.) большие многоцветные витражи наполняют интерьер разноцветными бликами — такое «сияющее» пространство вызывает у верующих восторг и трепет, располагая к спокойному созерцанию.
Мечеть Насир оль-Мольк (Иран, XVII в.)
Символически свет в исламской эстетике отождествляется с истиной и знанием. Прозрачность, ясность, отсутствие тени –– все эти качества переносятся в духовный план, ассоциируясь с честностью, искренностью и божественным просвещением, поэтому исламская архитектура тяготеет к открытым пространствам, белым или светлым тонам.
Это мы видим и в современных постройках: например, в Большой мечети шейха Зайда (Абу-Даби, 2007) доминирует сияющий белый мрамор и просторные залы, залитые солнечным светом. Свет там отражается от гладкого пола и спокойной воды бассейнов, удваивая ощущение бесконечного пространства и покоя. Свет буквально материализует спокойствие –– мягкое ровное освещение действует успокаивающе на психику, снижая усталость и напряжение.
Мечеть шейха Зайда (Абу-Даби, 2007)
Если говорить о современном влиянии, то принцип «свет как украшение» сегодня находит отклик во многих сферах. Современная архитектура перенимает у исламской традиции приёмы фильтрации света: распространены фасады-экраны с узорами (из металла или ажурного бетона), которые днём создают в помещениях красивый узор света и тени, напоминая атмосферу восточного интерьера.
Например, здание Института арабского мира в Париже: фасад состоит из сотен диафрагм в стиле машрабий, которые автоматически раскрываются и закрываются, регулируя свет. Внутри это создаёт игру теней, а снаружи отсылает к исламскому мотиву решётки, объединяя эстетику и технологию.
Института арабского мира в Париже
Таким образом, наследие исламской архитектуры учит современных инженеров смотреть на свет как на активный материал дизайна, способный формировать эмоциональный настрой. В эпоху, когда люди устают от перенасыщенной визуальной среды, мягкий естественный свет и тени узоров стали инструментом создания оазисов спокойствия. Свет, приводя нас к ясности ума и чувству связи с природным ритмом, остаётся одним из самых потрясающих и успокаивающих «материалов» исламской эстетики, актуальным и сегодня.
Каллиграфия: искусство слова
Если геометрия и свет –– это язык формы, то каллиграфия –– язык содержания, возведённый в ранг высшего искусства в исламской культуре.
Священный Коран, будучи словом Бога, придал письменному слову особый статус: передавать текст Корана нужно было наилучшим, красивейшим образом. Так возникла многовековая традиция арабской каллиграфии, в которой духовное и эстетическое слились неразрывно.
Каллиграфический почерк украшал мечети, дворцы, книги, посуду — практически любой предмет, ведь письменность не только доносила смысл, но и формировала визуальную среду. Аль-Фараби и другие философы, рассуждая о прекрасном, отмечали, что искусство стремится воплотить невидимое через видимое.
Сулюс — почерк традиционной арабской каллиграфии, XI в.
Каллиграфия идеально соответствует этой задаче, превращая слово в ощутимый узор. С одной стороны, надписи несут конкретный текст, с другой –– они созданы по законам красоты: ритм линий, композиция, равновесие черного и белого. Такое сочетание обращается и к интеллекту, и к чувствам, вводя человека в созерцательное состояние. Великая суфийская поэтесса и ученый А. Шиммель писала, что арабская каллиграфия в исламе — это не просто письмо, а «воплощённая духовность», где красота письменных линий пробуждает любовь к Божественному Слову (Шиммель, Calligraphy and Islamic Culture, 1984).
eL Seed
Основные эстетические принципы исламской каллиграфии, способствующие ощущению порядка и покоя: пропорции и ритм, баланс пустоты и заполненности.
Пропорциональность и ритм: классические каллиграфы вывели строгие пропорции для букв. Размер и наклон каждой литеры рассчитывались на основе точки, образованной концом тростникового пера. Благодаря этому текст, написанный опытным каллиграфом, обладает внутренней музыкальности линий –– глаз «скользит» по надписи плавно. Равномерный наклон, повторяющиеся округлые формы букв создают визуальный ритм, сродни орнаменту.
Баланс пустоты и заполненности: важно не только то, что написано, но и незаполненное пространство вокруг и между буквами. Исламская каллиграфия мастерски использует негативное пространство, формируя эстетически приятные контуры текста. Свободные поля вокруг надписи обеспечивают ей «дыхание». Зритель, глядя на каллиграфию, видит не хаотичное нагромождение знаков, а взвешенное сочетание чернил и бумаги.
В XXI веке арабская каллиграфия переживает новую волну популярности далеко за пределами мусульманских стран. Художники-графики создают логотипы и шрифты, вдохновлённые арабской вязью, чтобы придать брендам оттенок утончённости и культурной глубины.
Феномен «каллиграффити» –– уличной арабской каллиграфии –– распространился по миру благодаря художникам вроде eL Seed, чьи масштабные настенные росписи из переплетённых арабских фраз украшают фасады от Дубая до Парижа.
eL Seed
В целом, принципы исламской каллиграфии –– стремление к идеальной пропорции, уважение к слову, медитативность процесса письма –– стали вдохновляющим примером для современных художников, типографов и дизайнеров, ищущих баланс между формой и содержанием.
Архитектура: пространство гармонии и покоя
Исламская архитектура объединяет все выше рассмотренные элементы –– геометрию, свет, каллиграфию –– в цельное пространство, предназначенное не только для утилитарных нужд, но и для духовного переживания. От мечетей до медресе и дворцов –– во всех этих сооружениях прослеживаются общие эстетические принципы, направленные на создание атмосферы упорядоченности, соразмерности человеку и умиротворяющей красоты.
Философской основой здесь служит всё тот же принцип таухида: архитектурное пространство должно отражать единство Божьего мира, подчиняясь центральной идее. Практически это выражается в симметричных планах зданий, централизации важнейших элементов и гармоничном сочетании частей в единое целое.
Центральная мечеть Москвы
Многие здания строились вокруг центрального двора или зала –– четко выраженного центра композиции. Вокруг него симметрично располагаются крылья или помещения. Этот приём «чар-багх» (четвертичного деления пространства) рождает у посетителя интуитивное ощущение порядка: всегда есть ориентир –– центр, оси симметрии направляют движение и взгляд.
Мечеть султана Ахмеда (Стамбул, 1616) яркий тому пример: главный купол в центре, четыре полукупола вокруг, образуя крестообразную симметрию. Входя внутрь, человек мгновенно охватывает взглядом центр купола — в этом есть психологический комфорт, чувство, что всё находится на своём месте.
Мечеть султана Ахмеда (Стамбул, 1616)
Исламская архитектура склонна разделять пространство на зоны разной приватности и значимости. Например, во дворе мечети шумнее, а внутренний зал –– тише; в доме –– наружный двор для гостей и внутренний для семьи. Эта градация позволяет постепенно успокаивать человека по мере продвижения внутрь. Переступая порог мечети, верующий оставляет суету снаружи, проходя через вестибюль и двор –– уже настроивается, омовение у фонтана очищает и охлаждает –– и лишь затем заходит в главный зал, где царят полумрак и тишина. Такое продуманное путешествие через пространство создаёт ментальный переход от внешнего беспокойства к внутреннему миру. В итоге сама планировка действует как архитектурная медитация.
Мечеть ибн Тулуна. Каио. Египет
Исламские сооружения, таким образом, можно рассматривать как пространственно-временные произведения искусства, цель которых –– настроить человека на определённый лад.
Принципы исламской архитектуры сегодня вдохновляют не только религиозное зодчество, но и градостроительство и дизайн общественных пространств. Концепция «оазиса спокойствия» в шумном городе реализуется через создание двориков, внутренних садов, фонтанов даже в офисных зданиях и торговых центрах –– прямое наследие исламского саду в сердце постройки. Многие лауреаты премии Ага Хана по архитектуре применяют традиционные приёмы для придания современным зданиям социального и психологического комфорта.
Выводы
Исследование показало, что эстетические принципы исламского искусства –– это не просто историческое наследие, но живой источник идей для достижения визуального спокойствия в современном мире.
Философы Золотого века ислама (Аль-Фараби, Аль-Кинди, Ибн аль-Хайсам и др.) заложили основы понимания красоты как отражения божественного порядка, гармонии и света. Эти идеи воплотились в практических приёмах: симметричных узорах, продуманной работе со светом, возвышении письменного слова, интеграции архитектуры с природой. Все рассмотренные аспекты –– геометрия, свет, каллиграфия, архитектурная среда, принцип минимализма и орнаментализм –– совместно создавали у человека чувство упорядоченности, осмысленности окружения, что рождало внутренний покой и настроенность на созерцание.
В современном контексте мы видим, что эти же принципы востребованы как никогда. Научные данные подтверждают: упорядоченные фрактальные узоры снижают стресс, мягкий рассеянный свет улучшает самочувствие, гармоничные пропорции пространства благотворно влияют на психику. Поэтому обращение к исламской эстетике –– не дань экзотике, а осознанный поиск проверенных решений для комфортной визуальной среды. Будь то дизайнер интерьера, выбирающий узорчатые плитки для успокаивающей атмосферы спа, или графический дизайнер, вплетающий арабеску в логотип чтобы придать ему устойчивость и преемственность, –– все они фактически используют древние наработки, приспосабливая их к современным задачам.
Выводом служит понимание, что «вечная эстетика» ислама действительно вечна не в смысле неизменности формы, а в актуальности своих принципов. Симметрия и гармония, свет и чистота, красота слова –– всё это ценно для человека любой эпохи. В стремлении создать вокруг себя визуальное спокойствие современный мир снова и снова обращается к основополагающим исламского искусства.
Исламское искусство учит нас, что красота — это не роскошь, а насущная потребность души. Порядок, ритм, свет, слово –– инструменты, с помощью которых можно формировать благотворную среду. И хотя корни этих идей уходят в глубь веков, их плоды мы собираем сегодня, создавая мир, в котором больше гармонии, терпимости и понимания.
Голубая мечеть, Стамбул
Lail Hossain. «The Significance of Islamic Geometric Patterns.» WithASpin Lifestyle Blog, 11 Nov 2022. Дата обращения: 28.05.2025)
Bibi Hajra, Tamkeen Saleem. «The Use of Islamic Patterned Art Therapy: Healing of Psychological Problems Among University Students.» Journal of Religion and Health, vol. 60, 2021, pp. 4361–4386. (Дата обращения: 28.05.2025)
Richard Taylor. «Why Fractals Are So Soothing.» The Atlantic, 27 Jan 2017. (Дата обращения: 28.05.2025)
Samer Akkach et al. «Beauty in Islam: Aesthetics in Islamic Art and Architecture.» Critical Muslim, Issue 2 (2012). (Дата обращения: 28.05.2025)
Mohamed Omar. «In Islamic culture, beauty is not taboo.» Axess Magasin (Sweden), 2008. (Дата обращения: 28.05.2025)
Spahic Omer. «Light as a Decorative Medium in Islamic Art and Architecture.» IslamiCity, 15 Jul 2011. (Дата обращения: 28.05.2025)
Paul Keskeys. «8 Modern Mosques that Blend an Age-Old Religion with Contemporary Design.» Architizer, 2015. (Дата обращения: 28.05.2025)
Sarah Kuta. «How Islamic Art Influenced One of Fashion’s Most Famous Jewelers.» Smithsonian Magazine, 17 May 2022. (Дата обращения: 28.05.2025)
A.J. Bartoletti. Interview: «Analyzing Islamic Pattern.» Bayt al-Fann, 3 Aug 2022. (Дата обращения: 28.05.2025)
M. A. Zafar (ed.). «Philosophy of Aesthetics and Art in Islamic Architecture.» IJMMU vol. 8, no. 5, 2021. (Дата обращения: 28.05.2025)
Фото интерьера Голубой мечети в Стамбуле (Турция). URL: https://www.flickr.com/photos/ahisgett/370932359 Источник: Flickr. Автор: Alex H.
Фото орнаментального потолка мечети Имама (Исфахан, Иран). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sheikh_Lotfollah_Mosque_Ceiling.jpg Источник: Wikimedia Commons.
Потолок мечети Насир аль-Мульк (Шираз, Иран). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nasir_al-Mulk_mosque_ceiling.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: Philipp Birmes
Витражи мечети Насир аль-Мульк (Шираз, Иран). URL: https://www.flickr.com/photos/slavas/29146929860 Источник: Flickr. Автор: Slava Stepanov (gelio)
Каллиграфический фриз мечети шейха Лотфоллы (Исфахан, Иран). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lotfallah_ceiling_Isfahan_Iran.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: David Holt
Витражное окно в стиле джали. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jali_-Sidi_Saiyyed_Mosque-_Ahmedabad_2011-09-23_5797.JPG Источник: Wikimedia Commons. Автор: Bernard Gagnon
Фото мечети шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sheikh_Zayed_Mosque_-_Abu_Dhabi.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: Diego Delso
Колоннада мечети шейха Зайда ночью. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sheikh_Zayed_Mosque_night_columns.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: Mstyslav Chernov
Институт арабского мира в Париже (Jean Nouvel). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Institut_du_monde_arabe,_Paris_21_October_2011.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: Guilhem Vellut
Институт арабского мира (второй ракурс). URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Institut_du_Monde_Arabe_(Paris)_-_Facade.jpg Источник: Wikimedia Commons. Автор: Ayda.ru