Original size 1140x1600

Коллаж как социальный протест в искусстве немецких дадаистов

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Протест Через тело Веймарской художницы Ханны Хех 3. Политические коллажи Джона Хартфилда и Георга Гросса 4. Заключение 5. Список библиографии 6. Список литературы

Концепция исследования

В послевоенной Германии визуальное искусство столкнулось с серьезной проблемой собственной репрезентации. После Первой Мировой войны традиционные приемы, такие как живопись, академический рисунок и классические композиционные решения, больше не могли адекватно отражать окружающую действительность.

Политическая пропаганда, массовая пресса, индустриальная стандартизация и машинное производство начали формировать новый режим видимости. В этом контексте немецкий дадаизм предложил новый подход к осмыслению и созданию изображений: немецкие дадаисты рассматривали изображение как поле напряжения между фрагментами, а не как цельное произведение.

Коллаж стал для немецкого дада формой выражения протеста. Разрывая элементы, художники не просто фиксировали хаос послевоенной эпохи, но и активно вмешивались в него, «сознательно создавали „полярности“, используя монтаж и метамеханику, чтобы поставить под сомнение социальные и политические структуры того времени».

Через художественные эксперименты с материалами, течение Дадаистов в Германии сформировали уникальный язык сопротивления, в котором протест не показывался напрямую, а проступает в самой структуре изображения. Важным оказывается не то, что художник хочет сообщить зрителю, а то, как устроено само столкновение фрагментов: обрезанные головы политиков, тела, собранные из несопоставимых частей, газетные лозунги, вырванные из исходного контекста. Художники данного движения показывали это через обрезанные головы политиков, тела собранные из несвязанных между собой частей, газетные лозунги, вырванные из исходного контекста.

Для данного исследования важно было подобрать материал, который будет включать в себя различные формы выражения сопротивления и протеста со стороны немецких дадаистов путем использования разных техник в своих работах

Исследование поделено на две части. Первая часть будет посвящена практике выражения протеста женское тело, где оно становится объектом для изображения ущемленного положения женщин в обществе. Следующая часть полностью будет посвящена тому, как Джон Хартфилд показывал то, засчет чего построена власть Германии. Полностью будут критиковаться методы, которыми власть распространяла свой образ через СМИ.

Гипотеза

Гипотеза заключается в предположении, что немецкие дадаисты, используя методы коллажа выражали свое активное вмешательство в политические и социальные сферы в качестве знака протеста против общества, которое находилось еще в период поствоенного кризиса

Протест через тело Веймарской художницы Ханны Хех

Расшатывание устоявшихся взглядов о женственности в работах Ханны Хех

В творчестве Ханны Хех подчеркивается очень заметная идея — красота любой женщины одинакова во все времена. В основном ценился объем и его крупность. Иногда красота может выходить за грани привычного и тела могут показываться даже чересчур дикими. Тела в коллажах Хех преувеличены и отполированы, позволяя зрителю увидеть и оценить естественные элементы женской формы.

Так в коллаже «Памятник: Тщеславие» является ярким примером того, как смешение женского тела с архаичными элементы придают ей диковинность и экзотичность. Женская фигура в этом контексте не является объектом красоты, как это обычно представляется в западном искусстве, а скорее объектом исследования и обращения к более древним, первобытным понятиям о теле и культуре. Хёх использует такие образы для того, чтобы продемонстрировать, что красота может быть не только мягкой, изысканной и гармоничной, но и грубой, странной и дикой. Маска на голове фигуры олицетворяет ту же самую идею «непричесанного», необработанного тела, в котором скрыта своя сила.

Original size 1236x1893

«Памятник: Тщеславие (1926, худож., Ханна Хех)»

В фотомонтажах работах Ханны Хех, можно встретить то, как она пытается изобразить натуральность дикого облика женщины путем совмещения животного образа и человеческого. Таким образом Анна Хех ставит противоположно современной женщине красоту женщины дикого облика.

Original size 861x1280

«Памятник II: Тщеславие (1930, худож., Ханна Хех)»

Original size 525x700

«На Ниле (1940, худож., Ханна Хех)»

Анна Тереза Йоханна Хех расшатывает общепринятые взгляды о женственности. В фотомонтажах Анны проявляется разрушительный язык: изображения тщательно собираются и лишаются контекста, затем собираются снова.

Через многократную пересборку Хёх создает новый визуальный дискурс, где женственность не может быть сведена ни к стандартам красоты, ни к роли в патриархальном обществе. Она скрещивает мужские тела с женскими в своих работах, подчеркивая своеобразную уникальность и идентичность.

«Вечеринка (1934, худож., Ханна Хех)»/«Тамер (1930, худож., Ханна Хех)»

Original size 827x950

«Индийская Танцовщица (1934, худож., Ханна Хех)»

Original size 2991x1693

«Странная красота (1929, худож., Ханна Хех)»

«Немецкая девочка (1930, худож., Ханна Хех)»/«Английская танцовщица (1928, худож., Ханна Хех)»

Original size 683x977

«На пути к седьмому небу (1934, худож., Ханна Хех)»

Original size 1269x1493

«Мама (1930, худож., Ханна Хех)»

Расовые стандарты Германии в работах Хех

Использовав в своих коллажах преимущественно фотографии женщин разных этнических групп, Хёх в очередной раз смело противостояла общепринятым нормам. Художница «сопоставляла изображения так называемых „экзотических“ женщин — африканских, азиатских, полинезийских — из этнографических изданий с фотографиями современных европейских женщин», тем самым «подрывая расовые и гендерные иерархии и бросая вызов нормам визуальной культуры Веймара.

Среди значимых творений Ханны Хёх, затрагивающих не только гендерные вопросы, но и расовые аспекты визуального пространства Веймарской республики, выделяются её коллажи «Полукровка» (1924), «Любовь в кустах (1920, худож., Ханна Хех)» «Сидящая фигура (1929, худож., Ханна Хех)».

Original size 0x0

«Полукровка (1924, худож., Ханна Хех)»

Original size 1002x973

«Любовь в кустах (1920, худож., Ханна Хех)»

Original size 1975x2953

«Сидящая фигура (1929, худож., Ханна Хех)»

Original size 500x696

«Женщина с веером (1926, худож., Ханна Хех)»

Original size 1011x1600

«Баланс (1925, худож., Ханна Хех)»

Политический контекст в работах Хех

Тема политики не обходит стороной Анну Хех, в своих коллажах она активно критиковала власть, что ставило под угрозу саму Анну.

В своей основе, она не просто изображала на чем была построена власть послевоенной Германской Империи

Original size 548x686

«Дада-обзор (1919, худож., Ханна Хех)»

В своих политических коллажах Ханна Хех использует фотомонтаж как инструмент разоблачения социальных и гендерных конструкций внутри Германской Империи.

«Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада» использует фотомонтаж как способ разоблачения политического и гендерного устройства общества, соединяя фрагменты газет и фотографий она превращает их в напряженную композицию, где каждый элемент оголяет незаметные структуры власти.

Original size 3567x4458

«Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада (1920, худож., Ханна Хех)»

Коллажные работы в политике Джона Хартфилда и Георга Гросса

Критика ведения политики партии НСДАП

Хартфилд использовал коллаж в качестве метода «активного сопротивления буржуазной и милитаристской системе». Коллажи становились острыми визуальными памфлетами, где элементы создавали карикатурные и в то же время предельно понятные образы. Он стремился разоблачить механизмы манипуляции, скрытые за фасадом НСДАП.

Original size 562x800

«Крест оказался недостаточно тяжёлым (1933, худож., Джон Хартфилд)»

Хартфилд насмехался над тем, засчет чего члены партии НСДАП укрепляли свою власть в стране, особенно ее главный командующий — Адольф Гитлер

«Мимикрия (1934, худож., Джон Хартфилд)»/«Смысл Гитлеровского приветствия (1934, худож., Джон Хартфилд)»

Original size 497x635

«30 август (1932, худож., Джон Хартфилд)»

«Палач и правосудие (1933, худож., Джон Хартфилд)»/«Супермен Адольф (1932, худож., Джон Хартфилд)»

В работах «Кровь и сталь», «Крест убийцы», «13 убийств», «ангел мира», «опасные сотрапезники» автор стремился показать, на каких фундаментальных представлениях строилась внешняя политика нацистов — решение любых вопросов путем войны.

«Война и трупы — последняя надежда богатых (1932, худож., Джон Хартфилд)»/«Кровь и железо (1934, худож., Джон Хартфилд)»

Original size 610x851

«13 убийств (1931, худож., Джон Хартфилд)»

Original size 1873x2773

«Ангел Мира (1938, худож., Джон Хартфилд)»

Original size 0x0

«Опасные Сотрапезники (1930, худож., Джон Хартфилд)»

Сатира журналистики Германии, как инструмента управления власти

Критике подвергалась не только власть, и журналистская пресса, на которую сильно влияла власть. Он отмечал, что журналисты зависимы от средств и

В коллаже «Золото пишет» он изображает журналистов, которые высказывают свое мнение деньги. Большая рука в данном изображении отражает верхушку власти, которая с помощью нитей управляет тем, что пишет интеллигенция нацистской Германии.

Original size 787x998

«Золото пишет (1930, худож., Джон Хартфилд)»

В своих работах Джон показывал пропаганду, как агрессивную силу, которая оболванивает народную массу.

В работе «Тот, кто читает буржуазные газеты будет слепым и глухим» он изображает человека, который отвлечен от политики и обмотан газетами нацистской пропаганды.

Original size 0x0

«Тот, кто читает буржуазные газеты будет слепым и глухим (1930, худож., Джон Хартфилд)»

Заключение

«Работы Ханны Хех и Джона Хартфилда через разрушение привычных визуальных форм и коллаж, не только подвергают сомнению общественные и политические структуры, но и создают новое пространство для переосмысления власти, тела и идентичности. Используя фрагментацию, они заставляют зрителя увидеть нестабильность и многослойность того, что обычно скрыто. Их искусство — это не просто визуальный протест, но метод трансформации реальности, где каждая деталь несет смысл, обнажая скрытые механизмы власти и социальной иерархии.»

Список источников

Bibliography
1.

Conceição Cordeir. Сайт: https://www.researchgate.net/publication/366177798_53_Hannah_Hoch_and_the_disruption_in_the_feminine (Дата обращения: 16.11.25)

2.

Maud Lavin — Cut with the Kitchen Knife: The Weimar Photomontages of Hannah Höch. Страницы 138-139.

3.

Hanne Bergius — Dada Triumphs Dada Berlin, 1917-1923 Artistry of Polarities. Montages — Metamechanics — Manifestations. Страница 84

4.

Jed Rasula — Destruction Was My Beatrice: Dada and the Unmaking of the Twentieth Century. Страница 109

Image sources
1.

URL: https://www.wikiart.org/ru/khanna-khyokh (Дата обращения 17.11.25)

2.

URL: https://www.arthistoryproject.com/artists/hannah-hoch/ (Дата обращения 17.11.25)

3.

URL: https://heartfield.adk.de/en (Дата обращения 17.11.25)

4.

URL: https://heartfield.adk.de/en (Дата обращения 17.11.25)

5.

URL: https://www.wikiart.org/ru/dzhon-khartfild/all-works (Дата обращения 17.11.25)

Коллаж как социальный протест в искусстве немецких дадаистов
1
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more