Original size 1240x1750

Деколониальная стратегия в Музее «Нас»

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. История музея 3. Пересмотр и критика колониального наследия 4. Процесс репатриации в музее 5. Акцент на голоса коренных народов 6. Заключение

Концепция

В современном мире большое количество музеев и выставочных пространств обладает действительно важным культурным наследием, выраженным многочисленными экспонатами и зафиксированными историческими фактами. Всё большую актуальность среди музейных практик набирает деколонизация. Термин «деколонизация» подразумевает процесс переосмысления колониального наследия, создания инклюзивного общества и принятия нарративов коренного населения. Изучая данный процесс и тему влияния деколонизации на музеи, мой выбор пал на Музей «Нас» в Сан-Диего (Museum of us), расположенный в Калифорнии, США.

Прежде всего, музей является антропологическим, что несёт за собой очень тесную историческую связь между современным миром и наследием латиноамериканской культуры и многих других. Поскольку музей в последние годы активно использует деколониальную стратегию, я решила выделить несколько ключевых направлений музейной деятельности, которые будут подробно представлены в визуальном исследовании. Например, он переосмысливает культурную ценность своей коллекции и экспозиций, пытается признать историческую несправедливость, связанную с аморальными идеями и способами заполучения артефактов, включая репатриацию коллекции коренным общинам.

Также музеем руководит совместное курирование с коренными народами, что также является практикой деколониальной стратегией на музейные практики. В контексте данного визуального исследования деколонизация является долгосрочной стратегией, которая реализуется с помощью самого музея, поэтому мною будут подробно описаны выставочные пространства и их деколониальная идея, образовательная и общественная работа музея с нарративами коренных народов на примере племени Кумеяй, народов Египта и другими аспектами, не связанными с деколонизацией, но также играющими важную роль в коллекции музея.

Я посчитала важным изучить конкретно Музей «Нас», который выстраивал свою практику на сонове деколониальной стратегии, чтобы проанализировать суть музейных практик. В качестве теоретической базы и литературы мною были использованы архивные материалы и документы самого музея, обзорные видеоматериалы, а также материалы, собранные посетителями.

На основе всего вышеперечисленного я сформулировала гипотезу, которую хочу доказать: Деколонизация является важнейшей стратегией Музея «Нас», проявляющейся в конкретных изменениях музейной коллекции, взаимодействии с коренными народами и образовательной деятельности, однако процесс сталкивается с рядом вызовов и ограничений, обусловленных историческим контекстом и особенностями организационной структуры музея.

История музея

Я решила, что стоит немного освятить историю музея, потому что в ней кроется отражение колониального наследия, как с позитивной стороны, так и с отрицательной. История музея очень уникальна. Начиная с его существования вплоть сегодняшних дней. Он был основан антропологом Алешем Хрдлички в 1915 году в рамках Панамо-Калифрнийской выставки. На тот год музей имел название в соответствии с его расположением, то есть Музей Сан-Диего. Его коллекция основывалась на основе физической антропологии и человеческой эволюции.

Спустя 11 лет музей был опять переименован в Музей человека Сан-Диего, поскольку буквально содержал в своей коллекции человеческие останки и исторические артефакты. Позже, данная музейная практика повела за собой общественное недопонимание, в следствие чего начался процесс деколонизации музея.

Original size 1260x708

Постер изменённого названия музея, (2020)

На этом проблемы музея не прекратились. В конце 90-х был принят закон NAGPRA (Native American Graves Protection and Repatriation Act)*, после чего музей активно начал пересматривать свою коллекцию.

*«Закон регулирует возврат останков коренных американцев, их погребальных предметов, священных объектов и объектов культурного наследия их потомкам, культурным связанным индейским племенам и гавайским организациям». [1]

Данный закон привёл к важнейшему итогу, который повлиял на дальнейшую практику музея. Выстроился диалог между коренными народами, включая местно племя кумеяай, чьи предки подверглись старой практики. Более того, из-за этих название музея опять поменялись. В 2020 году он стал Музей «Нас» (Museum of Us). Этим самым музей принял идею показательной практики деколонизации и отказался от колониального взгляда и гендерного неравенства, символизируя переход к инклюзивности, признанию общей человечности и созданию пространства открытого для всех культур.

Пересмотр и критика колониального наследия

В музее проводилось большое разнообразие выставок, посвящённых коренным народам, чьи судьбы и память были увековечены в стенах Музея «Нас». Исходя из истории музея, связанной в прошлом с достаточно провокационными практиками, критики было также много.

Так, в 1987 году Джеймс Луна устроил неординарный перфоманс с целью противостоять и раскритиковать музейную практику, которая на тот момент была замешена во лжи с точки зрения представления истинной истории коренных народов Америки.

Луна лежал в витрине полуобнажённым, а среди него был усыпан песок и личные вещи художника: книги, документы о разводе, фотографии, предметы индейской медицины и даже бумажки с описанием его шрамов.

Артефакт

Джеймс Луна, «Артефакт» (1987), Музей «Нас» (бывший Музей человека Сан-Диего)

Его перфоманс «Артефакт» оказал огромное влияние на то, как музеи стали представлять наследие коренных народов сквозь призму репатриации и стратегии деколонизации. Луна презентовал и доказал, что артефакты, находящиеся в стенах музеев, не просто предметы, а многовековая история, которая будет всегда жива. Таким образом, процесс деколонизации в данном перфомансе является стратегией, поскольку включает в себя прямое опровержение колониальных практик и мышления, которые использовал музей на тот период.

RACE: Are We So Different?

Ещё одним очевидным примером влияния деколонизации на музей можно выделить выставку, проведённую в 2020 году «RACE: Are We So Different?». Цель этой выставки представляет продвижение равенства и справедливости в отношении расовой принадлежности (что в какой-то мере является стратегией). Помимо этой важной цели есть еще не менее важная — это построение инклюзивного общества, способного к активной борьбе с расизмом.

Original size 2500x1666

Выставка «RACE: Are We So Different?» (2020), Музей «Нас»

Original size 1326x855

Выставка «RACE: Are We So Different?» (2020), Музей «Нас»

Проведение выставки стало значимым изменением музейной практики и одновременно публичным заявлением для музея. Несомненно колониальное прошлое оставило большой след в истории музея, но новое стратегическое влияние деколонизации позволило вернуть музею былую востребованность и шанс на историко-этническое восстановление.

Original size 2560x1707

Выставка «RACE: Are We So Different?» (2020), Музей «Нас»

Представленная ниже фотография является фото инсталляцией, созданной в 1988 году в колледже Макалестер в Сент-Поле студентами младших курсов. Их задачей было показать с помощью этого проекта, насколько сильно изменилась численность расовых категорий с течением обстоятельств. На процесс работы повлияли сведения в переписи населения США. Благодаря этим переписям классификация людей по расовому признаку стала неотъемлемой частью истории США, в том числе и работы многим антропологических музеев.

Original size 1455x838

Фотоинсталляция, представленная на выставке (1988)

Original size 1799x813

Выставка «RACE: Are We So Different?» (2020), Музей «Нас»

Стоит отметить стратегический факт, который стал ключевым. Выставка стала ключевым моментом, прочно закрепив музейную приверженность деколонизации и социальной справедливости.

Original size 1707x2560

Выставка «RACE: Are We So Different?» (2020), Музей «Нас»

Справа: Инсталляция «Wealth Accumulation by Race» (2020) Слева: Инсталляции (вид сверху)

В ходе изучения информаци о выставке «RACE: Are We So Different?», я нашла очень интересный новостной репортаж, который демонстрирует эту выставку, но уже в Северной Каролине в 2017 году. В данном репортаже выставка рассматривается как стратегия с точки зрения перспектив развития в области классификации расовой принадлежности в современном обществе.

Проект «Хапа»

Проект «Хапа», разбработанный Кипом Фуллбеком стал акцентным элементом выставки «RACE: Are We So Different?» в Музее «Нас». Он демонстрирует концепцию развития расовой идентичности, используя портретные фотографии людей, которые были дискредитированы из-за социального неравенства в обществе. Но самой важной задачей этого проекта была дать высказаться тем, кто столкнулся с расизмом. Так, при создании проекта людям разных рас задавали вопрос, на который они должны были ответить: «Кто ты?».

Достаточно сложный вопрос, но при этом раскрывающий размышления и травмы, вызванные отсутствием деколониальной стратегии. «Хапа» показал, что это не просто часть большого проекта, а энергетический и эмоциональный общественный стимулятор, который включал расовую идентичность и культурную политику в музейные коллекции.

Original size 1132x736

Проект ''Хапа» (2001) в рамках выставки «RACE: Are We So Different?» (2020)

Как я уже отметила ранее проект «Хапа», представленный в рамках выставки «RACE: Are We So Different?» является лишь малой частью масштабного перфоманса-выставки. В 2025 году музей «Нас» представил полноценное выставочное пространство, посвящённое исключительно проекту «Хапа», но уже с другим названием, «Hapa.me — 25 years of the Hapa Project». Выставка будет представлять ту же концепцию, но с очень важным дополнением, который послужит важным шагом для поддержки межрасовых общин.

«Музей „Нас“ приглашает посетителей принять участие в проекте „Хапа“, включив в экспозицию интерактивный элемент. В определенные дни посетители выставки могут сфотографироваться на камеру Polaroid и написать свое личное заявление, отвечая на вопрос „Кто ты?“. Затем портреты будут представлены на выставке», — заявление на официальном сайте Музея «Нас»

дополнить про выставку и фотка автора

Original size 750x409

Проект ''Хапа» (2001) в рамках выставки будущей «Hapa.me — 25 years of the Hapa Project» (2027)

0

Проект ''Хапа» (2001) в рамках выставки будущей «Hapa.me — 25 years of the Hapa Project» (2027)

Участники проекта «Хапа» спустя 25 лет, в том числе жители Сан-Диего, представляют свои личные заявления, отвечая на вопрос «Кто вы?».

Original size 750x409

Участник проекта «Хапа» спустя 25 лет

Процесс репатриации в музее

прописать подробнее про репатриацию

Большим прорывом в музейной практике стала репатриация культурных ценностей коренных народов. Этот процесс является критически важным для восстановления исторической и этнической травмы. Музей «Нас» на протяжении многих лет активно меняет концепцию и практику в создании своей коллекции, и конечно же, придерживается закона NAGPRA, сохраняя артефакты не как бездушные предметы, а как живую историю.

Добавить фотки предметов

Добавить фотки предметов

про что не все доступно

Добавить фотки предметов

Также хотелось бы отметить официальное заявление музея, которое произвело неизгладимое впечатление на публику и позволило ему начать свою историю с чистого листа.

«Мы также признаем, что многие из наших прошлых выставок носят глубоко колониальный характер. Мы стремимся возместить ущерб, причиненный этими выставками, уделяя приоритетное внимание общественному согласию, борьбе с расизмом и деколонизации в рамках процесса разработки нашей выставки. Мы планируем пересмотреть и обновить конкретные выставки, опираясь на опыт и рекомендации сообществ, представленных на них, чтобы дать им возможность рассказать свои собственные истории.» [2]

Акцент на голоса коренных народов

Процесс деколонизации привнёс очень важные трансформации в практику Музея «Нас». Благодаря ему музей стал акцентировать своё внимание на коренные народы Америки, в том числе племя Кумейяай. Этот народ был первым, кто находился на территории Сан-Диего в Калифорнии. Так, поменяв стратегию и придерживаясь закона NAGPRA и воли племени, в 2019 году музей совместно с народом Кумеяй представил выставку «Kumeyaay: Native Californians/ Iipai-Tipai». Это послужило укреплению дружеских связей между народом и музеем. Поэтому эта выставка продолжает существовать и по сей день.

Original size 1500x843

Фотография вождя племени Кумеяй в Сан-Диего (XVIII), Музей «Нас»

Справа: Фотография женщины племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас» Слева: Корзина племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

Original size 1260x708

Куклы детей племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

1

Справа: Ваза для приготовления пищи племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас» Слева: Посуда для сбора желудей племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

Original size 1260x708

Мешок для носки племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

Справа: Различные инструменты племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас» Слева: Корзина для сбора зерна и семян племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

1

Справа: Охотничьи навыки племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас» Слева: Человек племени Кумеяй собирает урожай агавы (XVIII), Музей «Нас»

Справа: Дом-ива племени Кумейяай (XVIII), Музей «Нас» Слева: Корзина для сбора различных предметов Кумейяай (XVIII), Музей «Нас»

Справа: Плетеная шляпа племени Кумеяй (XVIII), Музей «Нас» Слева: Юбка из ивовой коры Кумеяй (XVIII), Музей «Нас»

Заключение

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Деколониальный процесс в роли стратегии оказал своё воздействие не только на изменением музейной практики Музея «Нас», но и стал важнейшим долгосрочным инструментом, который будет преобразовывать и преследовать новые концептуальные решения в сотрудничестве с коренными народами США. Благодаря этому процессу и общественному резонансу пересмотр и критика колониального наследия закрепились в этнической идее музея, позволяя современному миру познавать истинные исторические события, которые были затронуты и искажены отсутствием реституционного закона и инклюзивности общества.

Bibliography
Show
1.

Короткова Ольга Анатольевна КОНЦЕПЦИЯ ДЕКОЛОНИЗАЦИИ МУЗЕЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ // Кунсткамера. 2021. № 3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-dekolonizatsii-muzeya-problemy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 12.11.2025).

2.3.4.5.6.
Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.
Деколониальная стратегия в Музее «Нас»
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more