Original size 1140x1600

Визуальный образ детства в криминальном мире в фильме «Сёстры» (2001)

PROTECT STATUS: not protected
9
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 2142x1080

Концепция

Выбор темы, связанной с визуальным образом детства в криминальном мире фильма Сергея Бодрова «Сёстры», обусловлен уникальностью художественного решения, объединяющего две совершенно противоположные эстетические сферы — детское восприятие и жестокую реальность криминальной среды в постсоветской России. В отечественном кино начала 2000-х годов детство в большинстве случаев изображается либо как пространство ностальгии (фильм «Кукушка», реж. Александр Рогожкин), либо как причину социальной травмы (фильм «Возвращение», реж. Андрей Звягинцев), в то время как Бодров предлагает иную модель, основанную на сюжетном и визуальном столкновении образов детства и криминального мира. Именно эта особенность делает фильм продуктивным материалом для визуального анализа.

0

Фото со съемок. В кадре: режиссер фильма Сергей Бодров, актрисы Оксана Акиньшина и Екатерина Горина

Принцип структурирования материала в данном исследовании строится на последовательном рассмотрении визуальных стратегий, определяющих восприятие детства внутри криминального пространства. Важным элементом структуры станет анализ отдельных сцен, в которых наиболее ярко проявляется взаимодействие детского и криминального взглядов.

Гипотеза исследования заключается в том, что визуальный язык фильма создаёт особое гибридное пространство детства и окружающей его криминальной угрозы, в котором первое становится способом интерпретации второго. Образ детства в фильме не исчезает под давлением криминального мира, а наоборот, усиливается за счёт различных визуальных решений. Одновременно криминальная среда визуально воздействует на зрителя как внешняя сила, которая непрерывно вторгается в то, что изначально кажется самым безопасным миром.

Original size 1598x894

Слева — актриса Екатерина Горина; справа — актриса Оксана Акиньшина

Ключевой исследовательский вопрос формулируется следующим образом: каким образом визуальные средства фильма «Сёстры» создают образ детства в условиях криминальной реальности и какую роль этот образ играет в формировании смыслов и эмоциональной динамики картины?

«Когда тебе восемь — весь мир против тебя. Когда тебе тринадцать — ты против всего мира» — слоган фильма «Сёстры»

Original size 2808x1596

Контекст появления фильма связан с непростой социальной атмосферой конца 1990-х — временем криминализации, нестабильности и утраты привычных ориентиров. Режиссер Сергей Бодров стремился показать влияние этой эпохи на детей, оказавшихся невольными участниками разборок, организуемых их родителями. Его интересовала не криминальная интрига сама по себе, а ее влияние на хрупкий детский мир. Сценарий вырос из наблюдений за примерами того, как дети адаптируются к агрессивной криминальной среде, которых в то время было предостаточно.

Original size 2812x1612

Сюжет «Сестёр» сосредоточен на двух девочках — Дине и Свете, которые настигает угроза похищения с целью шантажа их отца, бывшего авторитета. Попытка спрятать дочерей не увенчивается успехом: на их след быстро выходит банда похитителей. Девочки вынуждены бежать, сталкиваясь с миром, где детская логика вступает в противоречие с жестокими обстоятельствами. Путешествие сестёр становится не только развитием конфликтной линии, но и формой стремительного взросления, построенного на преодолении страха, потери и необходимости молниеносного принятия самых сложных и самостоятельных решений.

Original size 1200x900

Переходя к аналитической части, важно обозначить методы, которые будут использоваться в данном исследовании. Поскольку в центре внимания находится не столько сюжет, сколько особенности визуальной репрезентации, работа опирается преимущественно на анализ визуальных приемов, позволяющий рассматривать движение камеры, ритм монтажа, цветовую палитру и особенности мизансцены как элементы, формирующие эмоциональный опыт зрителя.

Original size 2800x1570

Дина Муртазаева и Сейфулин

Ключевыми визуальными стратегиями, которые предстоит рассмотреть, являются:

- Стратегии освещения и цветовой палитры; - Приемы работы с кадром; - Предметы и детали мизансцены.

Таким образом, дальнейший анализ будет сосредоточен на том, каким образом совокупность этих визуальных стратегий формирует образ детства в условиях криминального давления и как визуальный язык фильма помогает зрителю пережить этот конфликт через призму детского взгляда.

Original size 2842x1592

Табличка «Стоянка автотранспорта запрещена» у ворот колонии

Стратегии освещения и цветовой палитры

Действие открывающей фильм сцены происходит в квартире матери главной героини Светы, старшей из дочерей. Цветовая палитра кадров этой сцены теплая, основные оттенки желтоватые, мягкие, создающие атмосферу спокойствия и уюта, «дома» как места, где человек находится в мире, любви и безопасности.

Original size 2808x1576
Original size 2808x1580

Теплые тона и естественное освещение в фильме становятся метафорой безопасности и защиты для девочек. Все места, в которых героини скрываются от преследователей, квартиры их родственников и дома друзей, отличаются мягкостью цветов и преобладанием света над тенью

Original size 2806x1598

Комната Дины

Original size 2800x1582

Квартира бабушки Светы

Original size 2784x1578

Дача Климкина, второе убежище девочек

В сценах, связанных с криминальным миром, цветовая гамма и световые решения, наоборот, формируют ощущение угрозы и социальной тени. Бодров использует преимущественно приглушённые, «грязные» и холодные тона

Original size 2792x1568

Отец девочек, бандит Альберт Муртазаев

Освещение часто контрастное и низкое: локальные источники света — фонари и фары. Жёсткие тени на лицах криминальных персонажей и резкие перепады яркости подчёркивают их непредсказуемость и опасность.

Original size 2790x1564
Original size 2816x1596

Метаморфоза цвета

Пожалуй, одно из самых интересных наблюдений, сделанных во время просмотра фильма является то, как меняется цветовая палитра сцен из одних и тех же мест, где прячутся девочки, по мере приближения к ним преследователей.

Дача Климкина. Слева — до прихода бандитов; справа — после.

Дом Сейфулина. Последнее убежище девочек перед спасением

Как уже было упомянуто, теплые цвета в фильме являются метафорой безопасности и уюта. Когда девочки только появляются в этих местах, перед зрителем создается иллюзия защищенности, постепенно рассеивающаяся и сменяемая ощущением тревоги и надвигающейся опасности за счет изменения цветовой палитры и освещения с теплых и естественных, — детских, на холодные, жесткие и грязные, — символы криминального мира.

Приемы работы с кадром

Первым, самым главным и самым говорящим операторским решением являются крупные кадры, почти полностью занимаемые лицами героев. Такой прием — не что иное, как яркая демонстрация зрителю эмоций, а через них и характеров персонажей

0

Света, старшая сестра

0

Дина, младшая сестра

Почти никто из героев никогда не улыбается. Лица многих персонажей, снятые крупным планом, почти всегда демонстрируют зрителю постоянное напряжение, боль, тревогу и страх. По взглядам девочек можно понять, с какими совершенно недетскими трудностями им приходится сталкиваться, но как они хладнокровны перед их лицом и в свои 13 и 8 лет способны справляться с такими ситуациями, которые даже не каждый взрослый способен выдержать

Original size 2800x1572

Света с мамой

Original size 2794x1594

Полицейский из поселка, не давший похитителям забрать девочек

Следующий операторский прием — приближение камеры и изменение ее стабилизации. Кадры напряженных моментов отличаются динамичностью. В погонях кадр дестабилизируется таким образом, чтобы у зрителя создавалось ощущение его собственного участия в сюжете

Loading...
Loading...

В случае, когда нужно продемонстрировать особенное напряжение из-за близости угрозы, оператор использует плавный зум, фиксируя центр кадра на лице персонажей с целью передать обстановку не только визуально, но и эмоционально

Loading...
Loading...

Предметы и детали мизансцены

Анализ предметов и деталей мизансцены в фильме «Сёстры» позволяет увидеть, как Бодров формирует эмоциональный и смысловой контекст истории через вещи и окружение. Рассмотрение этих элементов помогает выявить не выраженные напрямую, но также определяющие атмосферу фильма смыслы

Original size 2804x1602

Образ оружия в руках детей является, пожалуй, самым показательным визуальным символом утраты детской наивности. Особенно ярко это проявляется в линии Светы: девочка посещает секцию стрельбы, мечтает стать снайпером или телохранителем. Эти профессии напрямую связаны с насилием и охотой за человеческими жизнями, и, казалось бы, совершенно не подходят 13-летней девочке, но Света искренне увлечена этим, ведь в ее представлении эти навыки дают защиту и власть.

Света уверенно держит винтовку, с вниманием, свойственным скорее взрослому профессиональному стрелку, рассматривает и оценивает качество оружия, благодаря чему сцены, демонстрирующие это, становятся суровым напоминанием: мир, в котором вынуждены жить девочки, не оставляет им шансов на нормальное детство.

Original size 2778x1598

Следующей деталью, характеризующей разницу между криминальным миром и обычной жизнью, являются автомобили.

Original size 2760x1580
Original size 2804x1584

Режиссер выбирает для бандитов автомобили Mercedes Benz W140. Автолюбителям известно, что такие автомобили являлись чуть ли не самым ярким символом власти и влияния в 90-е годы. На них передвигались первые лица разных государств, олигархи и люди, приближенные к ним.

0

Mercedes Benz W140 Бориса Ельцина (президента РФ 1991-1999), Эдуарда Шеварнадзе (президент Грузии 1995-2003)

В то время, как бандиты патрулируют улицы на элитных зарубежных автомобилях, полицейские пользуются отечественным УАЗ-31512. Машина не отличается удобством управления и во многом однозначно проигрывает бандитскому Mercedes. Этой деталью режиссер создает контраст между криминальной и мирной реальностями, демонстрируя абсолютную доминацию первого над вторым, свойственную постсоветской России 90-х, вследствие чего зритель понимает: ни детям, ни простым людям того времени не удастся избежать вторжения криминала в их хрупкий жизненный уклад.

Original size 2810x1582

Полицейский УАЗ-31512

Стоит также обратить внимание на цыганского мальчика — персонажа-ребенка, которого полностью поглотил криминальный образ жизни. Он выглядит намного младше Светы и демонстрирует зрителю последнюю стадию слияния сознания ребенка с криминальной реальностью. Мальчик совершает поступки, которые абсолютно не свойственны ребенку: дает денежные «откаты» милиции, возглавляет банду попрошаек, часто курит, а его речь больше похожа на речь заядлого сидельца, чем на речь ребенка.

Original size 2802x1596

Да, этот мальчик смог выжить в мире криминала, но ценой этого стало его собственное детство. Он больше не ребенок, он полноценный криминальный элемент, часть мира насилия и жестокости. Он одновременно антипод девочек и их эквивалент. Он часть мира, вторгающегося в жизнь Светы и Дины и в то же время становящегося их неотъемлемой частью.

Выводы

Original size 2606x1582

Проведённый визуальный анализ фильма «Сёстры» показывает, что Сергей Бодров выстраивает образ детства в криминальном мире не через прямые высказывания, а посредством тщательно организованной визуальной среды. Детский взгляд становится центром картины, а элементы изображения формируют пространство, в котором постепенно размывающиеся границы между миром детей и миром взрослых становятся двигателем действия фильма и его основным сюжетом.

Original size 2798x1582

Камео Сергея Бодрова в роли криминального авторитета, пообещавшего защищать Свету, если она попросит

Цветовая палитра позволяет зрителю почувствовать переход героинь из безопасного мира в угрожающий. Освещение подчёркивает этот переход контрастом: детские сцены наполнены естественным светом и мягкими тонами, тогда как эпизоды, связанные с погонями, угрозой или криминальным миром, погружены в полумрак, в котором лица и тела словно растворяются. Это создаёт визуальную метафору утраты детской наивности простоты.

Original size 2792x1556

Отдельное значение имеют предметы, особенно оружие: в руках девочек оно превращается в символ не только внешней опасности, но и возникшего в их сознание взрослого опыта, который им слишком рано приходится познать. Линия Светы, мечтающей стать снайпером или телохранителем, подчеркивает, насколько глубоко криминальная реальность проникает в её представления о будущем.

Original size 2804x1574

В совокупности визуальные приемы раскрывают главную идею фильма: в криминализированном обществе детство перестаёт быть пространством невинности и игры, превращаясь в поле выживания и постоянного эмоционального напряжения. «Сёстры» демонстрируют, что взросление героинь — не их выбор, а влияние окружающей среды, которая навязывает им требования, несоразмерные их возрасту. Этим противостоянием внутреннего детского мира и внешней угрозой фильм превращает визуальный образ детства в отражение социальной травмы эпохи.

Список источников:

Визуальный образ детства в криминальном мире в фильме «Сёстры» (2001)
9
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more