Original size 989x1280

Трансформация как способ самоиндефикации в «Нимоне»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

big
Original size 1280x669

Early sketches of Nimona by creator ND Stevenson / год не указан

В последнее время визуальный язык комикса становится все более важной частью обсуждений в медиа и в культуре в целом. Комикс уже давно перестал быть просто веселым развлечением — сегодня его рассматривают как полноценную художественную картину и произведение, способное раскрыть и передать в простой, понятной для всех манере сложные эмоциональные вопросы. Все чаще можно увидеть, как стиль в комиксе упрощается, но заменяется смысловой нагрузкой. Это особенно заметно на примере независимых графических романов, где авторы активно экспериментируют с формой, ритмом, композицией и визуальными метафорами.

post

Одним из таких произведений стала «Нимона» (выпущенная в 2015) Н. Д. Стивенсон. Это комикс выделяется среди остальных своим необычным жанровым сочетанием рыцарской эстетики, магии и высоких технологий — средневековье с компьютерами и лабораториями (жанр схож со стимпанком, но город, все же, менее продвинутый). А также и особым отношением к теме самоидентичности и влиянию общества на нее. Центральной героиней выступает маленькая дерзая беспризорница по имени Нимона, которая обладает способностью менять форму своего тела, как душе угодно. Именно эта её особенность определяет большую часть визуального языка произведения.

big
Original size 1280x669

оэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» / год выпуска романа: 2015 г.

В отличие от привычных всем нам супергеройских трансформаций, которые строятся вокруг силы, мощи или угрозы, превращения Нимоны выглядят куда более личными. Они часто возникают на фоне эмоциональных всплесков, нарушают композицию страницы, ломают границы панелей и буквально меняют собой визуальное пространство истории.

оэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» / год выпуска романа: 2015 г.

На мой взгляд, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня вопросы идентичности — особенно если она нестабильна (а в реалиях нашего времени это повсеместная проблема), подвижна, не укладывается в «стандартные рамки» или изменяется под действием внешних факторов — занимают значимое место в публичной и культурной повестке. «Нимона» предлагает интересный способ раскрыть это с помощью комикса: не через прямые объяснения, а через визуальные приемы — линию, цвет, форму и динамику фреймов. Анализируя то, как именно изображаются метаморфозы Нимоны, можно лучше понять, как графический роман конструирует ее личность, внутренние переживания и отношение к миру, который пытается ее классифицировать и контролировать.

0

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» / год выпуска романа: 2015 г.

Для исследования были рассмотрены: 1. Сам комикс «Нимона» в оригинальном издании; / 2. Рецензии, рассматривающие визуальный стиль произведения, его основной посыл; 3. Интервью и материалы, где Н. Д. Стивенсон говорит о создании персонажа, мира и концепции комикса в целом; 4. Работы по теории комиксов (например, исследования Скотта МакКлауда), позволяющие анализировать визуальные решения в структуре графического романа.

Ключевой вопрос моего исследования звучит так: как визуальная трансформация Нимоны помогает понять ее идентичность и какие художественные средства используются для этого?

Моя гипотеза заключается в том, что превращения Нимоны работают не просто как сюжетный прием или способ изображения некого гэга, но как особый визуальный язык, с помощью которого автор передает ее эмоциональное состояние, конфликт с внешним миром и постоянное чувство нестабильности и вражды внешнего к ее внутреннему. Иначе говоря, метаморфоза в «Нимоне» — это способ показать то, что словами не всегда передается: тревогу, свободу, ярость, одиночество и внутреннюю подоплеку героини, раскрывающую ее мотивы и поступки.

Original size 1280x669

Early sketches of Nimona by creator ND Stevenson / год не указан

1. Мир, спрятанный за стенами: сюжет комикса

Если рассматривать сюжет на поверхностном уровне то может показаться, что это легкая пародия на фэнтези-клише: «злодей» Баллистер Блэкхарт берет себе в помощницы таинственную девочку Нимону, которая обладает способностью превращаться в кого угодно по щелчку пальцев. Вместе они решают доказать, что Институт (местная власть) правоприменения героев — вовсе не такой белый и пушистый, каким себя выставляет.

Original size 853x1280

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 11) / год выпуска романа: 2015 г.

Original size 853x1280

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 12) / год выпуска романа: 2015 г.

История начинается с неожиданного появления Нимоны в лаборатории Баллистера Блэкхарта — темного рыцаря, гения механика, которого оклеветали и выставили всемирным злодеем. Визуально эта сцена построена на контрасте: спокойное, почти стерильное пространство лаборатории оформлено сдержанными голубовато-серыми оттенками и строгими прямыми линиями. На этом фоне Нимона буквально «врывается» в кадр — яркое пятно красного плаща, открытая поза, резкая смена динамики фреймов. Ее пышная розовая шевелюра и общий образ становится чем-то, что выделяется на фоне остального серого, унылого пространства.

0

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 1-2) / год выпуска романа: 2015 г.

Когда она демонстрирует свою способность к превращению, становясь акулой, композиция становится более стабильной, так как Нимона становится схожим по массе силуэтом, как и Блэкхарт. Уже здесь становится заметным главный визуальный принцип комикса: Нимона всегда тянет на себя одеяло структуры мира и фреймов своим присутствием.

0

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 2) / год выпуска романа: 2015 г.

Нимона самовольно становится напарницей Блэкхарта и буквально врывается в его жизнь — хаотичная, энергичная, с бесконечным количеством форм, в которые она может превращаться. Их союз постепенно превращается из вынужденного сотрудничества (потому что Нимона насильно хотела стать помощницей какого-нибудь злодея) в настоящую дружбу, хотя Нимона постоянно нарушает правила Блэкхарта и выводит его из себя своей непредсказуемостью. Вместе они пытаются разоблачить Институт, но с каждым шагом борьба становится всё опаснее, а Нимона всё труднее контролирует свои способности и эмоции, что свойственно подростку.

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 17) / год выпуска романа: 2015 г. / Демонстрация взаимоотношений персонажей

По мере развития сюжета становится ясно, что её трансформации связаны с глубокими личными травмами и ощущением отверженности. В кульминации Нимона теряет контроль и превращается в огромного монстра, который угрожает всему городу, — и Блэкхарту приходится выбрать между ролью злодея-героя и попыткой спасти ту, кто стала ему близка и приняла таким, какой он есть. Их противостояние с Институтом заканчивается жертвой Нимоны: она исчезает после разрушительного взрыва, оставляя открытый финал и вопрос о том, что с ней стало — выжила ли она или погибла вместе с Институтом? Визуально комикс постоянно подчеркивает эту текучесть идентичности и конфликт между хаосом и порядком — через цвет, ритм панелей, композицию и контраст между структурированным миром Института, Блэкхартом и живой, изменчивой природой Нимоны.

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 239-240) / год выпуска романа: 2015 г. / Изображение внутреннего зверя Нимоны

Поэтому сюжет можно воспринимать не только как приключенческую историю, но и как визуальную метафору поиска себя и сопротивления навязанным ролям.

2. Анализ визуальной трансформации Нимоны

2.1 Линии и строение форм

Одним из ключевых визуальных особенностей «Нимоне» — это линии. Стивенсон использует упрощенный стиль в рисовке, схожий со стилем Времени приключений, но эта простота не губит произведение, а дает широкий спектр возможностей для автора.

В спокойных сценах линия чаще всего мягкая, округлая. Передается спокойная атмосфера, как это видно на фреймах ниже. Линии плавные, жесты лёгкие — видно, что главной героине комфортно.

0

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 23) / год выпуска романа: 2015 г. / Изображение пластичности

Ее пластичность, способность менять форму — это не просто сюжетная функция или фича, а это способ показать конфликт между свободой и системой, рамки, под которые загоняют ее личность. Блэкхарт, сдержанный и аккуратный, формирует визуальную ось порядка, а Нимона становится противоположным его полюсом — хаосом, движением и нарушением границ.

Но как только начинается эмоциональный всплеск, линия резко меняется. Для примера возьму первую сцену перевоплощения Нимона, которую описывала ранее — перевоплощение в акулу. Контуры становятся толще, зубчатее, движения резче. Сама форма — удлинённая, направленная вперёд, как стрела — визуализирует агрессию. Пластика формы здесь напрямую связана с эмоцией. Когда Нимона становится: акулой — она агрессивна; дракончиком — игрива; гигантским монстром — потеряла контроль над самообладанием.

0

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 2/221) / год выпуска романа: 2015 г. /

Каждая форма — это эмоциональная реакция.

2.2 Цвет и динамика

В «Нимоне» цветовой язык работает скорее как эмоциональный фон, нежели чем как реалистическая передача окружающего мира (хотя фон задает изначально такой серый, мрачный мир). Автор часто передает настроение героини, меняя насыщенность палитры не между сценами, а буквально по ходу действия. В моменты спокойствия, когда Нимона ведет себя почти как обычная девочка-подросток, цвета выглядят мягко, спокойно — много светлых тонов, тёплых красноватых оттенков. Но стоит начаться движению или всплеску эмоций, палитра становится резче: появляются насыщенные тёмные бордовые, более глубокие серые, иногда почти чернильные сочетания.

Особенно это заметно, когда трансформация происходит на глазах. В сценах, где Нимона переходит от человеческой фигуры к звериной, насыщенность увеличивается, создавая ощущение резкого движения или перехода от одной сцены к другой. Цвет в комиксе работает почти как эмоциональная температура. У Нимоны есть постоянный визуальный маркер — красный.

Original size 852x1280

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 37) / год выпуска романа: 2015 г.

post

Интересно понаблюдать за тем, как этот самый красный играет от сцене к сцене, от ситуации к ситуации (ведь даже ее образ, розовые волосы и розовые перевоплощения — это все оттенок красного, но более мягкий, будто бы детский).

Теплый и мягкий красный фигурирует в спокойных сценах; Насыщенный и яростный красный — в моменты гнева или во время яростных споров; Темнеет и «загустевает», когда она становится монстром. Цвет буквально подсказывает нам, читателю, что Нимона перестает контролировать себя, своего внутреннего монстра. Чем ярче красный — тем острее ее внутренний конфликт.

Таким образом можно провести параллель между ее душой и красным цветом, который дает ориентир читателю, что чувствует Нимона в определенный момент.

Original size 1280x669

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 236) / год выпуска романа: 2015 г.

2.3. Композиция страницы и ритм фреймов

Композиция в «Нимоне» работает как эмоциональные качели. Когда ситуация стабильная, фреймы обычный, прямоугольные и располагаются аккуратно, почти симметрично. Читатель считывает эту стабильность.

Но стоит персонажам оказаться под давлением — сетка фреймов ломается, композиция становится неустойчивой и трансформируется: кадры начинают «сползать» вниз, увеличиваются промежутки, появляются растянутые горизонтальные полосы. Делается крупный акцент на глазах или когтях, фреймы в целом становятся крупнее. Такое представление пространства делает действие более напряженным, хаотичным, будто сама страница не выдерживает происходящего или же, наоборот, перестаёт выдерживать внутреннюю энергию девочки-перевертыша. (К примеру: финальная форма гигантского монстра. Страница полностью отдана под её массивную фигуру, подчёркивая масштаб эмоционального взрыва).

Original size 889x1280

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 105) / год выпуска романа: 2015 г.

Original size 889x1280

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 202) / год выпуска романа: 2015 г.

Во флэшбеках (примерно главы 6–8) автор намеренно использует более мягкие линии, приглушённый цвет, чтобы подчеркнуть неопределённость её воспоминаний. Кажется, что она сама не уверена, кем была и правдив ли ее рассказ на самом деле. Эти фрагменты часто имеют рваную композицию: панели резко сменяют друг друга, в них мало фона, а кадры почти пустые. Это визуально передаёт чувство, что её прошлое — это набор разрозненных обрывков с большими пробелами. И только сама Нимона знает правду.

Ритм страницы подчиняется состоянию Нимоны, а не сюжету. Автор часто обыгрывает пустоты между панелями — где-то они сжимаются до тонкой линии, а где-то превращаются в большие молчаливые разрывы. Эти паузы работают так же, как тишина в музыке: она нужна, чтобы что-то прозвучало громче.

3. Трансформация, как метафора идентичности

Сама способность Нимоны к превращению — это визуальная метафора её внутренней нестабильности, попыток примирить разные стороны своей личности и одновременно — её одиночества. Она постоянно меняет облик, потому что внутри не чувствует себя цельной и единой личностью. Будто бы она пытается затеряться в этих образах, тем самым убегая от «истинной себя». Это видно начиная с первых сцен: даже мелкие трансформации — смена размера, превращение в волка, маленьких животных — подаются читателю как естественная часть её речи, будто она не отделяет свою личность от способности менять форму.

3.1 Текучесть личности

Нимона — персонаж, у которого нет одной «точной» самоидентичности. Визуально она постоянно в движении: даже когда кажется, что героиня стоит спокойно, ее образ остается слегка взбалмошным — волосы чуть по-другому ложатся, корпус ненадолго меняет угол наклона, улыбка соскальзывает в другую сторону. Эти мелкие движения создают ощущение, что удержать одну, постоянную форму для неё просто невозможно (ну и, конечно же, постоянная смена образов).

Original size 816x1024

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 132) / год выпуска романа: 2015 г.

Ее личность в комиксе представлена как постоянное бушующее море, в котором ее кидает из крайности в крайность: между тем, кем Нимона мечтает быть (принятой личностью обществом), тем образом, который навязывают ей окружающие (неправильный, ужасный монстр), и тем, кем она страшится оказаться (образом, которым наделили ее окружающие).

Её пластичность — способ выразить, что она всё время ищет своё место.

Стивенсон умышленно избегает фиксированного, «канонического» портрета Нимоны — благодаря этому её неустойчивость чувствуется не как недоработка, а как смысловой приём, подтверждающий центральную тему истории — человек, который сам для себя ещё не определился и потому постоянно меняется.

Текучесть её образа — это постоянное напоминание: Нимона находится в процессе поиска себя, и каждая форма — это один из вариантов ответа.

Original size 1200x1553

Early sketches of Nimona by creator ND Stevenson / год не указан

3.2. Конфликт между хаосом и контролем

Визуально весь комикс построен на столкновении структурированного мира, который олицетворяют Институт, Блэкхарта, и хаотичной природы Нимоны. Это прослеживается классическим графическим контрастом: прямые линии против рваных, симметрия против органичной случайности.

Original size 1280x669

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» / год выпуска романа: 2015 г.

«Я всегда ощущала, что есть нечто большее, чем моё тело, или что моё тело — лишь часть разговора, но не главная его часть… Я хочу, чтобы быть всеми этими разными вещами было возможно, и просто иметь возможность меняться так часто, как я ощущаю, что меняюсь внутри себя». by Ноэль Стивенсон

У Института помещения и устройства нарисованы строгими формами — прямоугольниками, ровными вертикалями, чистыми углами. Панели в сценах с Институтом почти всегда упорядочены. Нимона же нарушает эту визуальную дисциплину одним своим присутствием: как только она появляется, линии начинают изгибаться, пропорции ломаются, динамика возрастает. Это будто физическое столкновение порядка и природы.

Original size 1280x669

Ноэль Стивенсон / Фрагменты из комикса «Nimona» (стр. 35) / год выпуска романа: 2015 г.

Когда Нимона теряет контроль, и её форма становится слишком большой или слишком аморфной, композиция буквально разрушается: панели могут рваться, исчезать, выталкиваться огромной массой её тела. Художник показывает, что хаос не умещается в структуру — и это конфликт не только сюжетный, но и формальный.

Заключение

В процессе работы над визуальным исследованием становится ясно, что трансформации в «Нимоне» — это не просто фантазийный элемент, а полноценный способ рассказа о внутреннем мире героини. Ноэль выстраивает графику так, что каждое изменение формы воспринимается как эмоциональный жест: линия, цвет и композиция реагируют на переживания Нимоны так же живо, как и она сама. Ее превращения действуют как своеобразная внутренняя речь — она меняется в тот момент, не только по своей прихоти, но и когда не находит других способов выразить то, что с ней происходит.

post

По мере развития истории визуальный язык усиливает ощущение того, что Нимона все время находится в поиске себя. Легкость и игривость ее первых появлений постепенно уступают место более тяжелым, масштабным, а иногда и пугающим формам, которые демонстрируют нарастающую тревогу и разрушительность. Благодаря этому графика становится не фоном, а смысловым посылом сюжета: трансформация превращается в тейк к ее борьбе за право быть собой в мире, который стремится ограничить и зафиксировать любую индивидуальность, выходящую за рамки «нормального».

Таким образом, визуальное изображение «Нимоны» работает как самостоятельный язык — язык сомнений, сопротивления и принятия. И именно через это становится понятно, что история Нимоны — не только о метаморфозах тела, но и о поиске собственной формы души и личности.

«Вы можете любить кого-то и принимать кого-то, даже не понимая абсолютно каждой части этой личности … С персонажем вроде Нимоны, которая почти невозможна, чтобы понять каждую её часть, важно просто знать, что „я буду рядом“.». by Ноэль Стивенсон

Bibliography
Show
1.

Sata Prescott (Northern Illinois University). Embracing the Monster: Explicating and Recovering from Trans1 Child Abuse in Nimona. [Электронный ресурс]// Literature/Film Quarterly.-VOL.52, NO. 2 SPRING 2024 URL://https://lfq.salisbury.edu/_issues/52_2/embracing_the_monster_explicating_and_recovering_from_trans_child_abuse_in_nimona.html (Дата обращения 15.11.2025)

2.

Beatrix Kondo. From Ink to Action: An exclusive interview with Nimona character designer José Manuel Fernández Oli.[Электронный ресурс]// Loose Lips Magazine.-JAugust 17, 2023 URL: // https://looselipsmag.com/music-film/from-ink-to-action / (Дата обращения 15.11.2025)

3.

Abbey White. The Power of Pink: How ‘Nimona’ Uses Color to Subvert Stereotypes and Embrace Self-Expression.[Электронный ресурс]//The Hollywood Reporter.-July 4, 2023.-URL://https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-features/nimona-production-design-pink-acceptance-1235527657/ (Дата обращения 11.15.2025)

4.

Laura Zornosa. The Deeper Meaning Behind Nimona’s Shape-Shifting Story. [Электронный ресурс]// TIME POV.-June 30, 2023.-URL: https://time.com/6291748/nimona-shape-shifting-trans/ (Дата обращения 15.11.2025)

5.

By Tracy Brown. How ‘Nimona’ survived a studio shutdown among many challenges on its way to the screen [Электронный ресурс]// Los Angeles Times.-July 2, 2023.-URL: https://www.latimes.com/entertainment-arts/movies/story/2023-07-02/nimona-netflix-comic-movie (Дата обращения 15.11.2025)

Image sources
1.

By Tracy Brown. How ‘Nimona’ survived a studio shutdown among many challenges on its way to the screen [Электронный ресурс]// Los Angeles Times.-July 2, 2023.-URL: https://www.latimes.com/entertainment-arts/movies/story/2023-07-02/nimona-netflix-comic-movie (Дата обращения 15.11.2025)

2.

Ноэль Стивенсон. Нимона. Jellyfish Jam, 2019

3.

Ноэль Стивенсон [Электронный ресурс]// -URL: https://batcave.biz/reader/22752/156546#page-26 (Дата обращения 15.11.2025)

Трансформация как способ самоиндефикации в «Нимоне»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more