Original size 540x720

Трагическое как вершина эстетики в визуальном языке «Крестного отца»

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Основополагающим любой истории, в том числе, которые мы видим в кино, является драма, а трагедия в свою очередь является апофеозом драматичности и именно трагедию часто использовали в своих картинах авторы 20 века.

Трагедию принято считать ничем иным как сюжет страдания, разрушения, боли или несправедливости. В большинстве своем сцены насилия изображаются через хаос монтажа, экспрессивные кадры, динамику и сверх эмоциональность. Предполагая, что зритель в момент увиденного испытает чувство страха, шок и жалость к героям. Однако, фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крёстный отец» — показательный пример того, как трагическое перестает быть сюжетом, а становится эстетикой. Насилие и смерть поданы не как хаос, а визуализируются через симметрию, молчание, строгость композиции и это в свою очередь, становится некой современной аттической трагедией, в которой трагическое переживается как столкновение человека с судьбой.

В момент морального осуждения происходит эстетическая дистанция и хаос удерживается в красоте. Сюжет превращается в художественную форму восприятия, вызывая эстетическое удовольствие у зрителя (жестокость показана красиво)

Этот принцип напоминает идею западного философа о восприятии трагедии. Фридрих Ницше разрушил понимание трагедии, как феномена «боли». Если взглянуть на мир, через призму его философии, то существование оправдано «только как эстетический феномен», в котором страдания становятся выносимымы не через мораль, а через форму, образ и искусство.

Трагическое способно существовать только в случае равновесия двух сил: аполлонической — сила формы, ясности, меры и дионисийской — сила, которая не боится разрушения, хаоса и боли, потому что чувствует в них полноту бытия. Момент когда хаос дионисийского переживания получает аполлоническую форму (когда ужас жизни не отрицается), а становится видимым и прекрасным, рождается трагедия.

nur als aesthetisches Phänomen ist das Dasein und die Welt ewig gerechtfertigt 1

1 «Лишь как эстетический феномен бытие и мир оправданы».

Основная идея данной работы — показать как изображение ужаса, может быть показано через призму красоты. Взглянуть как дионисийское насилие удерживается аполлонической формой кадра через симметричную композицию, неподвижные кадры, контролируемый свет и минимализм визуального выразительного средства. Эстетическая организация выдержанного пространства превращает насилие в неизбежный и величественный акт, что соответствует ницшеанскому пониманию трагического как способности удерживать хаос в красоте формы.

Метод рубрикации исследования включает анализ визуального языка фильма и разделение на тематические блоки. Разделение на блоки позволяют глубже проследить, как эстетика фильма превращает ужас в объект созерцания. План исследования будет включать следующие этапы:

1. Аполлоническое начало 2. Свет и тень 3. Ложная ясность 4. Эстетизация Дионисийского Насилия 5. Синтез: рождение трагедии 6. Вывод

Апполоническое начало

Визуальный язык «Крестного отца» создает видение особого визуального мира, в котором сила не проявляется через действие, сила проявляется через форму. Форма, в свою очередь, показывающая стойкость мира, ясность и порядок и является аполлоническом началом в ницшевском понимании.

Это пространство строится оператором Гордоном Уиллисом, который выстраивает кадры как архитектуру. В его визуальном языке аполлоническое начало проявлено через статичность, симметрию кадра, работы со светом и тенью. Совместно с ритуальным подходом изображения кадров Фрэнсиса Копполы, в Крестном отце отчетливо создавалось ощущение тяжёлой, плотной, монументальной реальности (аполлонической формы).

In der apollinischen Kunst erblicken wir die Welt der schönen Scheinbilder, geschaffen als Erlösung von dem tiefsten Leiden 2

2 В аполлоническом искусстве мы видим мир прекрасных видимостей, созданный как убежище, как избавление от глубин страдания

«Schein» — видимость, которая делает жизнь выносимой, но одновременно обманывает, скрывая глубины страдания и хаоса.

Пространство в фильме часто геометрически упорядочено, что придает происходящему характер неизбежности. Камера, будучи статичной и часто расположенной низко, неподвижно фиксирует персонажей в их заранее структурированной системе. Это создаёт ощущение мира, в котором: ничего не меняется, а значит, хаос невозможен.

Кадры свадебного торжества в самом начале фильма формируют первичную модель аполлонического мира. Статичность композиции в кадрах, фронтальные ракурсы, отсылающие к визуальным конвенциям семейного портрета, равномерное распределение света и цветовая палитра мягких пастельных оттенков, только усиливают ощущение гармонии и стабильности. Свадьба выступает символом традиции и культурного цикла, чтобы укрепить представление о мире как пространстве предсказуемых форм.

Мир, который опирается на форму как средство удержания глубинного напряжения, впоследствии станет основой для драматического разрыва, когда дионисийское насилие прорвет созданную видимость.

Original size 967x540

В случае кабинета Дона Корлеоне аполлоническое достигает монументальности. Все еще присутствует статичность и строгость ракурсов, начинает появляться ритуальность движений, например, жест с розой, контраст тьмы и света дополняет общую атмосферу, создавая эстетику храма, в котором порядок, строгость и неизменность — структура.

Это создаёт ощущение мира, в котором: ничего не меняется, а значит, хаос невозможен.

0

-Центрированная фигура главного героя -Строгое использование глубины кадра -Фронтальная симметрия

Аполлонический порядок проявляется и через общую атмосферу мира в котором существуют события. Все пространство вокруг передает ощущение вечности, красоты и равновесия (порядка во всем), создавая ощущения мифа о реальности. Именно этот мир создает разрушительное столкновение с дионисийским (поскольку хаос проявляется сильнее всего там, где мир кажется незыблемым)

0

Свет и тень

Продолжая работать не только с ракурсами, но и со светом Гордон Уиллис интегрирует свет не только как технический прием, но как самостоятельную эстетическую и смысловая структуру, которая формирует образ мира Корлеоне. Следует выделить два ключевых инструмента операторской работы: низкий ключ света (low-key lighting) и верхний направленный свет (top-lighting). Оба метода формируют специфическую аполлоническую дисциплину видимости, в которой тьма используется не как отсутствие света и темнота, а как инструмент художественного выражения. Свет и тень не просто освещают, а моделируют эмоции и мораль.

Low-key lighting —

строится на минимальном уровне освещения и резком контрасте между участками света и тени.

Тень используется не для усиления драматического эффекта, а существует для усиления передачи мафиозной повседневности, которая существуют в промежутке между светом и тенью, в зоне контролируемой видимости, определяя ее для зрителя.

Original size 967x540

00:15:04

0

Top-lighting —

верхний свет, падающий сверху вниз образует четкие тени под глазами. Этот метод маскирует мимику, эстетически создает эффект монументальности персонажа, делая их фигурами трагического искусства

0

Ложная ясность

Аполлоническая форма раскрывается не только как восприятие общей атмосферы кадра и мира, в котором существуют герои. Эта форма параллельно превращаться в маску и выполняет более тревожную функцию.

За каждым спокойным кадром скрывается потенциал разрушения и визуальная стабильность подрывается, становясь способом спрятать хаос до момента его порыва. Состояние когда разрушительное присутствует, но не допускается в изображении напрямую. Такое состояние Ницше называл состоянием «видимости» (schein)

0
Original size 967x540
0

Гармония кадра становится ложно декоративной, что является важным для формирования трагического: чем чище и спокойнее форма, тем острее ощущается внутренний разлом. Создавая ощущение безопасности через визуальную красоту, сюжет уже заражен будущей трагедией.

Предельная точка перед прорывом — момент тревожного напряжения, которое не выражается действием, а выражается ожиданием. Момент, когда мир все еще удерживает видимость порядка, но внутри уже происходит смещение и ощущение слома: невыносимая предсмертная тишина, медленный ритм, ощущение, что трагедия готова прорваться в любую секунду. Это то состояние, которое Ницше описывал как «приближение дионисийского»: не сам хаос, а вибрация, которая предшествует его появлению.

«Под чарами дионисийского возрождается связь между людьми; природа, прежде враждебная или подчиненная, снова празднует своё примирение с человеком»

В «Крестном отце» эта вибрация показана именно через эстетику: кадры становятся чрезмерно ровными, что вызывает ощущение тревоги, выверенность напрягает, статичность тревожит, ровный свет вызывает дискомфорт. Именно в этот момент проявляется трагическое в его чистом виде как ощущение неизбежности, и мир, каким он существует в моменте, существует только ради того, чтобы быть разрушенным. Всё вокруг подготавливает зрителя к тому, что аполлоническая оболочка вот-вот будет прорвана дионисийским взрывом.

Эстетизация дионисийского насилия

Возвращаясь к понятию о дионисийском как разрушение формы, взрыву или страданию, то в «Крёстном отце» насилие (Дионис) это моменты, когда порядок мира рушится, но операторская работа удерживает хаос в эстетике.

Это делает насилие одновременно ужасным и прекрасным, то есть происходит прямое рождение трагического как искусства.

Loading...
Loading...
0
Loading...
Original size 967x540
0

Синтез: рождение тревоги

Подлинное рождение трагического, происходит в момент когда форма перестала справляться с удержанием растущего напряжения. И происходит финальный момент убийства.

Трагическое это не просто сюжет о жестокости и смерти, это момент когда ужас жизни получает форму, а форма не способна скрывать ужас. Насилие не ломает эстетику фильма, а наоборот становится внутренней кульминацией, происходит «превращение страдания в видимость» — хаос становится образом, а разрушение эстетическим переживанием.

Самым ярким изображением этого явления является параллельная сцена крещения и убийств. Церковь — это идеальная симметрия: вертикали колонн, белая одежда (имитация аполлонической чистоты), но за пределами стен: кровь, выстрелы и смерть. Эти два мира склеены единным сюжетом и трагедия рождается в самом акте их соединения, позволяя разрушению пройти через форму.

Original size 967x540
Loading...
0

Стекло и зеркала выступают в качестве аполлонического инструмента, удерживая дистанцию, и дополнительно организуя композицию. Граница, между зрителем и жестокостью, которая не позволяет провалиться в «хаос».

post

лалалалал

Трагическое как вершина эстетики в визуальном языке «Крестного отца»
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more