
Рубрикатор
01 The Smiths 02 Концепция 03 Альбомы и компиляции 03-1 The Smiths 03-2 Hatful of Hallow 03-3 Meat Is Murder 03-4 The Queen Is Dead 03-5 The World Won’t Listen 03-6 Louder Than Bombs 03-7 Strangeways, Here We Come 03-8 Rank 04 Заключение 05 Источники изображений 06 Библиография
The Smiths
The Smiths — английская рок-группа, образованная в Манчестере в 1982 году. Классический состав коллектива: Моррисси (вокал), Джонни Марр (гитара), Энди Рурк (бас-гитара) и Майк Джойс (ударные). Моррисси и Марр сформировали творческий дуэт, заложивший основы авторского материала группы. The Smiths признаны одной из самых значимых групп, вышедших из британской независимой музыкальной сцены 1980-х годов. В 1983 году The Smiths подписали контракт с независимым лейблом Rough Trade Records и выпустили дебютный альбом «The Smiths» в 1984 году. Группа сознательно отказывалась от преобладающего в то время синт-попа, ставя в центр звучания гитару, бас и ударные, развивая свою концепцию на стыке рока 1960-х и постпанка. Несколько синглов коллектива вошли в топ-20 британского чарта, а все их студийные альбомы достигли топ-5 в UK Albums Chart, включая «Meat Is Murder» (1985), который занял первую строчку. Наибольший коммерческий успех в Европе группе принесли альбомы «The Queen Is Dead» (1986) и «Strangeways, Here We Come» (1987), оба вошли в топ-20 European Albums Chart. В 1986 году на короткое время состав был расширен за счет гитариста Крейга Гэннона, однако внутренние разногласия привели к распаду группы в 1987 году. За этим последовали нашумевшие судебные разбирательства по поводу гонораров и авторских прав, а участники неоднократно отклоняли предложения о воссоединении. Бас-гитарист Энди Рурк скончался в 2023 году.

Стивен Райт, The Smiths — Salford Lads Club Outtake, 1985 Andy Rourke, Morrissey, Johnny Marr, Mike Joyce (слева направо)
Концепция
Появление The Smiths в Манчестере в начале 1980-х годов совпало (и во многом катализировало) со сложными изменениями, которые сформировали характер британской музыки конца XX века. Они сформировались в диалоге с разветвлённой и противоречивой традицией, где наследие бит-культуры 1960-х, интеллектуализм глэм-рока и экзистенциализм постпанка сливались в единое поле дискурсивного напряжения. В то время, когда британская сцена была занята тревожным поиском новых форм самоидентификации под давлением быстро меняющихся социальных реалий, The Smiths стали носителями ироничного нигилизма и тонкого размышления, ставя на первый план беспрецедентное равенство между лирикой и музыкой. Моррисси, как и поэт и исполнитель, и Джонни Марр, как «архитектор» гитарного языка группы, создали ансамбль, отличающийся острой лаконичностью, уникальной мелодезированностью и неисчерпаемым интеллектом. Их творческая биография характеризуется поразительной интенсивностью: всего за четыре года они выпустили четыре студийных альбома: ’The Smiths’ (1984), экспериментальный ’Meat Is Murder’ (1985), легендарная ’The Queen Is Dead’ (1986) и их лебедь ’Strangeways, Here We Come’ (1987). Помимо этого, к корпусу их наследия примыкают компиляции, такие как «Hatful of Hollow» (1984), «The World Won’t Listen» (1987) и концертный альбом «Rank» (1988), релизы, которые продолжают привлекать новые поколения слушателей, для которых такие композиции, как ’This Charming Man’ и ’There Is A Light That Never Goes Out’, остаются резонансными и поныне.
Сложность группового кода The Smiths проявляется не только на уровне музыки и текста, но и в визуальном дискурсе, где каждая обложка стремится нарушить границы привычного восприятия, переходя из сферы утилитарной упаковки в самостоятельное поле художественного жеста. Их альбомные и сингловые обложки представляют собой тщательно сконструированные экскурсы в историю визуальной культуры, где кинематографические цитаты, британская фотография 1960-х, элементы постмодернистской иронии и культурной меланхолии образуют сложную сеть аллюзий, индивидуальных высказываний и культурных прецедентов. Моррисси, оставаясь основным куратором визуального ряда, сознательно избегал прямой корреляции между обложками и текстами песен, передавая пространство интерпретации слушателю, превращая каждый альбом в приглашение к «альтернативному прочтению», разом расширяя смысловое поле и вовлекая адресата в диалог с эстетикой времени.
Стивен Райт, The Smiths, 1985
В визуальном исследовании предпринята попытка рассмотреть альбомные обложки The Smiths как своего рода продолжение музыкального языка, в котором изображения, будь то портрет Джо Далласандро, силуэты из классического кинематографа или выхваченные из потока времени документальные фотографии, становятся самостоятельными медиаторами культурных и исторических смыслов. Такая стратегия приводит к деконструкции бинарного между обложкой альбома как обычного маркера и его скрытой семантической нагрузкой; напротив, визуал интегрируется в ткань общей повествовательной структуры, становясь неотъемлемой частью поэтики группы. Подобный подход обусловлен стремлением показать, что оформление альбомов отражает не только эстетические предпочтения участников коллектива, но и их сознательное включение в дискурс британского культурного наследия, от свободных ассоциаций с эстетикой «новой волны» до акуратных реминисценций постиндустриальной поэтики Манчестера. Всё это, в совокупности с интенсивностью музыкального высказывания и богатством культурных реминисценций, побуждает к глубокому, многоуровневому прочтению визуальных кодов, в которых память о скоротечности группы становится не менее многозначной и парадоксальной, чем её звучание.
The Smiths, 1984
«The Smiths» — дебютный студийный альбом английской рок-группы The Smiths, выпущенный в 1984 году на независимом лейбле Rough Trade Records. Он стал важным музыкальным явлением, определившим звучание британской инди-сцены 1980-х благодаря характерному сочетанию мелодичной гитарной игры Джонни Марра и лирики Моррисси. Альбом достиг второго места в UK Albums Chart, а несколько синглов, включая «This Charming Man» и «What Difference Does It Make?», закрепили успех группы в британских чартах. Обложка альбома выполнена в узнаваемом стиле, содержащем винтажные фотографии и культурные отсылки, что отражает эстетику группы и характерное для них стремление к соединению музыки с визуальным искусством и историко-культурными контекстами. Активное участие в создании обложек принимал Моррисси, зачастую вокалист самолично подбирал фотографии, которые впоследствии занимали места на обложках альбомов и компиляций. «The Smiths» заложил фундамент для дальнейшего развития группы, став культовым и сохраняющим актуальность в музыкальной культуре по сей день.


Винил «The Smiths», 1984
Кадр из фильма «Плоть» (Flesh), 1968
В музыкальном плане дебютный альбом The Smiths представлен балансом между различными настроениями и темами, создающими особую атмосферу и настроение всего релиза. В центре внимания темы социального отчуждения, меланхолии и иронии, что характерно для лирики Моррисси, чья вокальная манера дополняет эти эмоциональные оттенки. Альбом наполнен песнями, вызывающими разные звуковые пейзажи: например, «What Difference Does It Make?» создаёт ощущение непринужденной грусти и неопределенности, а «This Charming Man» выражает более жизнерадостное и одновременно ироничное настроение. Примеры таких песен отлично иллюстрируют разнообразие звучания альбома: «Still Ill» — мятежная и драматичная, с насыщенными гитарными риффами, а «Hand in Glove» более мягкая и мелодичная, с легкими романтическими нотами. Влияние продакшна заметно в создании атмосферы: использование чёткой, прозрачной звуковой палитры подчеркивает баланс между ироничностью и искренностью, придавая каждому треку уникальную эмоциональную окраску. Общее звучание альбома — это тонкая смесь меланхоличных мелодий, аккуратно подчеркнутых гитарных линий, и насыщенного, темного аутентичного настроения.


Внутренний конверт «The Smiths», 1984


Этикетка «The Smiths», 1984
Обложка дебютного альбома The Smiths несет глубокую семантическую и эстетическую нагрузку, которая резонирует с общим звучанием и настроением записи. Для дизайна использовалась фотография американского актера Джо Д’Аллесандро из культового фильма «Flesh» 1968 года (режиссёр Пол Моррисси), которая является сознательным культурным выбором, свидетельствующим о желании группы создать провокационный, но в то же время ностальгический и ироничный визуальный образ. На обложке представлен фрагмент кадра, в котором мы видим сконцентрированное напряженное и несколько тревожное выражение лица (скорее даже поза) героя. Так дизайнеры проводят параллели между визуальным, эмоциональным и аудиальным: напряжение в кадре совпадает с темами отчуждения, одиночества и внутренней борьбы, которые доминируют в текстах и звучании альбома. Подобный портрет служит своего рода символом «вечно молодого» и «вечно невинного» бунтарства. В деталях раскрывается эстетика «винтажных» фотографий с богатой культурной коннотацией, которая дополняет атмосферу альбома, придавая ему оттенок ретро и одновременно превращая в современное интеллектуальное искусство. Акцент на эту структуру подчеркивает желание группы и, в частности, Моррисси, построить сложный культурный диалог, в котором музыка и визуал образуют совместный код для выражения эмоций и идей, задавая тон для всего творчества группы.
Hatful of Hallow, 1984
«Hatful of Hollow» — компиляция, выпущенная в ноябре 1984 года на лейбле Rough Trade Records. Пластинка представляет собой уникальный конгломерат студийных записей, сессий для BBC Radio 1, а также нескольких синглов и би-сайдов, что делает её своеобразным срезом раннего творческого периода группы и символом британской инди-сцены 1980-х. Звучание альбома богато вариативностью настроений и тем: от заразительного оптимизма и причудливой лёгкости в «William, It Was Really Nothing» до тёмных, задумчивых и меланхоличных переливов в «This Night Has Opened My Eyes» и «Reel Around the Fountain». Лирика Моррисси продолжает тему отчуждения, но в ней также появляются очерки о любви, социальных конфликтах и самоиронии, что сопровождается фирменным мелодичным джангл-звуком гитары Джонни Марра, поддерживаемым чёткой и динамичной ритм-секцией. Благодаря выверенному продакшену удалось сохранить живую энергетику концертных записей, в сочетании с обработанным студийным звучанием, что привело к балансу между интимностью и драйвом. Общий звуковой ландшафт альбома наполнен искренним эмоциональным напряжением, тонко отражающим внутренние переживания и социальные темы.


Винил «Hatful of Hallow», 1984
Фабрис Коллетт, французский журнал «Libération», июль 1983 Фанат, сделавший татуировку рисунка Жана Кокто из его книги «Le Livre Blanc»
Альбом «Hatful of Hollow» представляет собой уникальный музыкальный срез раннего творчества The Smiths, в котором сочетаются темы эмоционального отчуждения, социальной рефлексии и ироничного самосознания, схожие с лирическим настроением дебютного альбома, но представленными здесь в более живом, непосредственном ключе. Тематически пластинка затрагивает чувства одиночества, поиска себя и внутренней борьбы, а также социальные конфликты и противоречия. Мелодии в альбоме построены на чётких, звонких гитарных риффах Джонни Марра, обрамлённых ритмичной басовой линией Энди Рурка и выразительной ударной партией Майка Джойса. Ритм нередко подкрепляет эмоциональную текстуру песен, варьируясь от живого и пульсирующего в более оживлённых треках до спокойного и медитативного в лирических моментах.
Оборотная сторона винила «Hatful of Hallow», 1984
Обложка альбома глубоко созвучна с музыкальным содержанием и эмоциональным настроением сборника. Центральное изображение — фотография модели Фабриса Коэтле, сделанная фотографом Жилем Декруа, — взято из специального выпуска французской газеты Libération 1983 года. Особенностью фотографии является татуировка на плече модели, вдохновлённая рисунком французского писателя и кинематографиста Жана Кокто, что дополняет культурный пласт визуального ряда. Жан Кокто был известен своим новаторским подходом к искусству, смешением различных жанров и форм, а также репрезентацией сложных, многослойных чувств и тем—что корреспондирует с музыкой и текстами The Smiths, наполненными иронией, внутренней борьбой и социальной критикой. Ношение татуировки с символикой Кокто на портрете обретает смысл творческого и эстетического родства между визуальным образом и музыкой. Это одновременно знак уважения к культурной традиции и акт объединения художественных канонов прошлого с новой субкультурой 1980-х. Татуировка служит своего рода мостом, связывающим исторический и современный художественный контекст, она усиливает идею глубины, сложности и интеллектуальной многозначности альбомного визуала Синий оттенок фона, окружающего портрет, был взят прямо из газеты: это цветовая полоса, расположенная в правом верхнем углу статьи, что добавляет обложке элемент аутентичности и цитатности. Холодный синий цвет усиливает ощущение эмоциональной отрешённости и меланхолии, гармонируя с темами социальной изоляции и внутреннего конфликта, которые звучат в песнях альбома. Дизайн обложки со своей неотшлифованной и слегка асимметричной композицией, скажем так, «аматорским» подходом к расположению текста и изображения, подчёркивает дух независимости и антикорпоративность группы. Простота и сдержанность, дополненные культурными отсылками, создают визуальный язык, который служит продолжением и усилением музыкальных смыслов, превращая обложку в самостоятельный арт-объект и формируя целостную эстетику релиза.


Внутренний конверт «Hatful of Hallow», 1984


Этикетка «Hatful of Hallow», 1984
Meat Is Murder, 1985
Альбом «Meat Is Murder» вышел в феврале 1985 года и стал вторым студийным релизом The Smiths. Пластинка сразу же достигла вершины UK Albums Chart, став первым альбомом группы, занявшим первое место, и получила широкое признание критиков как один из их лучших и самых значимых релизов. Журналисты отмечали политическую и социальную направленность альбома, отмечая его stylistic diversity и насыщенность иронией и эмоциональной глубиной. В центре внимания — темы насилия, социальной несправедливости и этического выбора, что нашло отражение как в текстах, так и в звучании. Заглавный трек одноимённого названия — мощный протест против насилия над животными, который подчёркивает активную гражданскую позицию вокалиста Моррисси. Песни «The Headmaster Ritual», «Rusholme Ruffians» и заглавный трек считаются классикой британского инди-рока, а басовые партии Энди Рурка и энергичный гитарный саунд Джонни Марра получили особую похвалу за свою мощь и выразительность.


Винил «Meat Is Murder», 1985
Билл Холл, Майкл Уинн, 21 сентября 1967
Альбом продолжает и расширяет тематическую палитру, заложенную в дебютном альбоме The Smiths, но при этом становится более политизированным и эмоционально насыщенным. В центре звучания социальная критика, насилие, внутренние конфликты и вопросы этики, которые активно отражаются в текстах Моррисси. В этой пластинке доминируют темы социальной несправедливости и эмоционального протеста, что раскрывается в острых и насыщенных звуковых пейзажах. Так, трек «The Headmaster Ritual» представляет собой острую сатиру на насилие в школе и отражает гневный и динамичный звук с выраженной ритмикой и агрессивными гитарными риффами. Напротив, песня «I Want the One I Can’t Have» исполняется в более лирическом ключе, с мелодиями, наполненными тоской, где ритм приобретает размеренный, почти меланхоличный характер. Заглавная композиция «Meat Is Murder» служит ярким политическим заявлением, с тяжелыми, массивными гитарными слоями и интенсивностью, подчёркивающей актуальность поднятых вопросов. Продакшн альбома создаёт прочный фундамент для передачи сложных эмоций: он сочетает глубокое звучание гитар и баса с чёткой и экспрессивной ударной партией, а также учитывает атмосферу живого исполнения, сохраняя динамичность и искренность. Общая звуковая картина характеризуется плотностью, эмоциональной насыщенностью и энергией, при этом не утратив мелодической выразительности. Это придаёт пластинке зрелость и мощь, благодаря которым «Meat Is Murder» остаётся не только важным в творчестве The Smiths, но и значимым для музыкальной истории британской альтернативы.


Внутренний конверт « Meat Is Murder», 1985


Этикетка «Meat Is Murder», 1985
Обложка альбома является мощным визуальным выражением, идеально согласующимся с тематикой самой пластинки. На ней изображён американский морской пехотинец Майкл Уинн, сфотографированный во время войны во Вьетнаме, что подчёркивает антивоенную и гуманитарную направленность альбома. Моррисси использовал фотографию из документального фильма Эмиля де Антонио «In The Year Of The Pig», изменив надпись на шлеме солдата с оригинального «Make War Not Love» на «Meat Is Murder», что стало логичным продолжением посыла альбома. Этот смелый ход усиливает символизм и вызывает мощный эмоциональный отклик. Майкл Уинн не был в курсе использования своего образа и публично выразил недовольство изменением надписи, узнав об этом случайно через сестру, что добавляет истории элемент непреднамеренности и конфликта. Фотография и её детали подчёркивают уязвимость и трагизм человека в условиях войны: молодой солдат на обложке выглядит одновременно героем и жертвой, что резонирует с общей темой альбома о страданиях и социальной несправедливости. Противопоставление жизни и смерти, насилия и гуманизма заложены в самом образе и названии. Изображение солдата служит метафорой, связывающей убийство животных («Meat Is Murder») с разрушительной силой войны, что возводит послание пластинки на уровень моральной критики во всех её формах. Так обложка становится не просто снимком, а тщательно продуманным символом, объединяющим визуальные и смысловые слои. Она задаёт тон всему альбому, приглашая слушателя к размышлению о жестокости в её разных проявлениях, о ценности жизни и необходимости переосмысления моральных принципов общества.
Обложку «Meat Is Murder» прокомментировал сам герой на фотографии: «I first learned of it when my sister happened to see the album while she was shopping. I wasn’t real happy about The Smiths changing the wording».
The Queen Is Dead, 1986
Альбом «The Queen Is Dead», выпущенный 16 июня 1986 года, стал третьим студийным альбомом группы и мгновенно завоевал признание, заняв второе место в британских чартах и оставаясь в них на протяжении 22 недель, а также найдя свою аудиторию в США и Европе; критики высоко оценили его за острый лиризм Моррисси и мастерство гитариста Джонни Марра, выделив песни «There Is a Light That Never Goes Out» и «Bigmouth Strikes Again» как культовые, что подчёркивает глубину и значимость альбома. Основными темами стали социальная критика, отчуждение, ирония, смерть и любовь — темы, пронизанные эмоциями и критическим взглядом на власть и общество, и это идеально отражается в обложке с изображением статуи короля Ричарда III, символизирующей власть и её падение.


Винил «The Queen Is Dead», 1986
Ален Кавалье, Непокорённый (The Unvanquished), 1964
«The Queen Is Dead» сохраняет фирменную меланхолию и иронию, но приобретает более зрелый и разнообразный саунд с использованием сложных гитарных текстур, богатых аранжировок и острой ритмики. В отличие от «Meat Is Murder», который был сосредотачен на вопросах гуманизма и социальной критики, таких как антивоенные и этические проблемы (например, заглавный трек и «Barbarism Begins at Home»), «The Queen Is Dead» развивает темы отчуждения, критики власти и социального порядка с более острым, ироничным взглядом на британскую монархию и общество в целом. Например, заглавная песня словно манифест против институтов власти, насыщенная аллюзиями и сарказмом, в то время как «There Is a Light That Never Goes Out» раскрывает меланхолическую сторону одиночества и тоски. Звучание альбома впечатляет своей художественной зрелостью: ритмические партии гитар Джонни Марра варьируются от бодрой и танцевальной энергии «Bigmouth Strikes Again» с её быстрым темпом и акцентированными нотами, до более размеренных и эмоциональных арпеджио в «I Know It’s Over», где каждое движение мелодии наполнено драматизмом и глубиной. Мелодии песен часто строятся на повторяющихся мотивах и контрапунктных гитарных линиях, создающих богатую текстуру и динамику, благодаря чему каждая композиция воспринимается как отдельная звуковая сцена, отличающаяся от других, но в то же время органично вписывающаяся в общий концепт альбома. Альбом предлагает более сложные музыкальные и тематические решения, балансируя между резкой социальной критикой и личными переживаниями.
Оборотная сторона винила «The Queen Is Dead», 1986
Обложка альбома The Smiths «The Queen Is Dead» глубоко согласована с содержанием и общим настроением пластинки, демонстрируя тщательно продуманный визуальный ряд, который отражает темы альбома. На обложке изображён известный французский актёр Ален Делон в роли дезертира из французского фильма-нуара 1964 года «Непокорённый» (L’Insoumis), снятый в кульминационной сцене, где его герой умирает на полу. Этот образ отлично сочетается с атмосферой альбома, насыщенного иронией, отчуждением и критикой властных институтов. Использование розового и зелёного цветов играет важную роль в создании эмоционального и визуального контраста, который усиливает общее впечатление от образа альбома. Розовый цвет, традиционно ассоциирующийся с мягкостью, романтикой и даже уязвимостью, здесь приобретает оттенок иронии и нестандартности, поскольку он контрастирует с серьёзным, почти мрачным образом умирающего героя в лице Алена Делона. Этот оттенок розового добавляет визуальной теплоты и эмоциональной глубины, смягчая драматизм сцены и подчёркивая двойственную природу альбома: баланс между сарказмом и меланхолией. В то же время зелёный оттенок фотографии создаёт холодный, чуть болезненный фон, который придаёт изображению лёгкое чувство отчуждения и безысходности. Такое сочетание тёплого и холодного цвета создаёт визуальное напряжение, отражающее сложный характер музыки и текстов на альбоме, которые одновременно проникнуты личными переживаниями и социальной критикой. Кроме того, именно дуализм цветов подчеркивает кинематографичность обложки и усиливает атмосферу интриги и драматизма, что хорошо сочетается с темами власти, смерти и отчуждения, затрагиваемыми в альбоме. Внутри альбома в так называемом «регальном гейтфолде» размещена фотография группы у стен клуба Salford Lads’ Club, украшенных граффити, сделанная знаменитым фотографом Стивеном Райтом — это подчёркивает связь коллектива с их корнями и городской культурой. Обложка несёт в себе скрытый смысл, объединяя кинематографический образ погибающего героя с социальной критикой и личной уязвимостью, которые развёртываются в музыке и текстах альбома.


Внутренний конверт «The Queen Is Dead», 1986


Этикетка «The Queen Is Dead», 1986
The World Won’t Listen, 1987
Компиляционный альбом The Smiths «The World Won’t Listen» был выпущен 23 февраля 1987 года и достиг впечатляющего второго места в британском чарте, где держался 15 недель, что подтверждает его коммерческий успех. В то время как в США вместо него вышел похожий по содержанию сборник «Louder Than Bombs». Критика альбома была в целом положительной: он воспринимался как сборник ключевых и редких треков, представлявших музыкальное разнообразие и эволюцию группы за период творчества до этого момента. Тематически альбом продолжает исследовать типичные для The Smiths темы отчуждения, социальной критики и личных переживаний, предлагая слушателю широкий спектр эмоций и настроений, объединённых меланхолией и острым сарказмом. Обложка отличается лаконичностью и выдержана в духе группы, представляя фирменный стиль The Smiths, который объединяет эстетическую простоту и культурный подтекст. В целом «The World Won’t Listen» служит идеальным мостом между студийными работами, демонстрируя значимость и глубину творчества The Smiths с музыкальной и концептуальной точек зрения, продолжая их традицию создания песен, которые одновременно личные и общественные по своему значению.


Винил «The World Won’t Listen», 1987
Юрген Фольмер, книга «Rock’n’Roll Times», 1983
В компиляции собраны песни, которые словно говорят о том, что мир не слушает и не принимает многих важных сообщений и переживаний группы. Название можно интерпретировать как критику общественного невнимания к голосу и заботам молодых людей, к социальной несправедливости и внутренним конфликтам, что особенно ярко выражено в ключевых треках сборника, таких как «Panic» с её призывом к бунту против музыкального мейнстрима и «Shoplifters of the World Unite», которая является провокацией и манифестом против социальных норм. В музыкальном плане альбом демонстрирует широкий спектр звукопейзажей: от энергичных, насыщенных ритмом и яркой гитарной игрой песен, например «Bigmouth Strikes Again», до меланхоличных и интроспективных партий, как в «Asleep», которые раскрываются через плавные арпеджио и мягкие мелодические линии. Ритмика и мелодии тщательно выстроены, создавая баланс между драйвом и задумчивостью, что усиливает эмоциональное воздействие текста. Подборка треков не случайна, она словно отражает многогранный характер группы и непростой диалог с окружающим миром, делая название альбома ещё более глубоким и резонирующим с историей и идеями творчества The Smiths.
Оборотная сторона винила «The World Won’t Listen», 1987
Обложка альбома необычна тем, что передняя и задняя части несут в себе два разных, но взаимодополняющих послания. Передняя сторона, выполненная в оттенках сепии, создаёт атмосферу ностальгии и отстранённости, символизируя взгляд на прошлое и отражая ретроспективный характер компиляции — сборника значимых синглов и редких треков The Smiths. Это словно приглашение заглянуть в прошлое, в мир голосов и эмоций, которые теперь собраны вместе, несмотря на то, что в своё время они могли быть проигнорированы или восприняты лишь фрагментарно. Задняя же часть с ярко-розовым цветом представляет живую, эмоциональную и настоятельную сторону творчества группы, тот самый голос, который, несмотря на всё, требует быть услышанным. Этот визуальный дуализм глубже раскрывает название альбома, подчёркивая конфликт между забытым или незамеченным и ярким, громким посланием, передаваемым через музыку. Снимок, использованный для обложки, был сделан фотографом Юргеном Фолльмером — другом The Beatles в их гамбургский период 60-х годов. Изображение взято из его книги «Rock’n’Roll Times: The Style And Spirit Of The Early Beatles And Their First Fans» и представляет собой анонимных молодых мужчин на ярмарке 1950-х годов. Эта сцена символизирует юность, энергию и одновременно некую потерянность, что согласуется с содержанием сборника — коллекцией синглов и B-сайдов, созданных в период активного творческого роста и эмоциональной насыщенности The Smiths. Скрытый смысл обложки заключается в сочетании ностальгии и бунтарства: оттенки сепии говорят о прошлом и меланхолии, а насыщенный розовый — о живости и вызове традиционным нормам, отражая конфликт внутреннего мира и общества. Визуальная концепция обложки не только эстетически привлекательна, но и органично поддерживает основные идеи компиляции, которые, как говорит название, можно интерпретировать как послание автора тем, кто «не слушает» или не обращает должного внимания.


Внутренний конверт «The World Won’t Listen», 1987


Этикетка «The World Won’t Listen», 1987
Louder Than Bombs, 1987
Альбом The Smiths «Louder Than Bombs» был выпущен 30 марта 1987 года в США и занял 62-е место в чарте Billboard 200, а в Великобритании, где вышел чуть позже, в мае 1987-го, достиг 38-й позиции. Эта двойная компиляция стала американским аналогом британского сборника «The World Won’t Listen», объединив синглы и почти все B-сайды, которые до этого не были доступны в США, а также несколько дополнительных треков, таких как «Sheila Take a Bow». Альбом получил положительную критику, высоко оценивался за качество и значимость собранных песен, а в 2003 году был включён в список 500 величайших альбомов всех времён по версии Rolling Stone (под номером 365). Тематически «Louder Than Bombs» продолжает исследовать чувства отчуждения, сарказма, социальных и личных конфликтов, тонко балансируя между энергией и меланхолией, что хорошо видно в таких композициях, как «Panic» с её резкой ритмикой и навязчивым гитарным риффом, «Ask» — более светлой и лиричной, и «Sweet and Tender Hooligan», наполненной острым сарказмом. Обложка в лаконичных тонах не отвлекает внимание от музыки, но в то же время сохраняет фирменную эстетику группы. В целом, «Louder Than Bombs» служит важным звеном в истории The Smiths, представляя слушателям комплексный и глубокий микс как хитов, так и менее известных композиций, подчёркивая многогранность и эмоциональную насыщенность их творчества и продолжая традицию создания музыки, которая одновременно лична и социально значима.


Винил «Louder Than Bombs», 1987
Арнольд Ньюман, портрет Шела Делани, 1961
Компиляция «Louder Than Bombs» собрала почти все важнейшие синглы и B-сайды The Smiths, включая «Panic», «Sheila Take a Bow», «Shoplifters of the World Unite», «Ask», «William, It Was Really Nothing», «Heaven Knows I’m Miserable Now», «Hand in Glove», «Please, Please, Please Let Me Get What I Want», «Sweet and Tender Hooligan», «Girl Afraid», «Unloveable», «Asleep», «Rubber Ring» и другие, что позволяет в одном альбоме проследить широту их музыкальных и тематических поисков. Мелодии и темы в компиляции созвучны с ее аналогом «The World Won’t Listen»: темы песен охватывают отчуждение, одиночество, сарказм по отношению к обществу и власти, юношескую растерянность, а также мечты о любви, свободе и внутренней борьбе. Звукопейзажи компиляции весьма разнообразны: синглы типа «Panic» и «Sweet and Tender Hooligan» строятся на стремительном ритме, цепких гитарных риффах и резкой вокальной подаче, создавая заряжённую атмосферу протеста и нервной энергии; для контраста «Asleep» и «Please, Please, Please Let Me Get What I Want» демонстрируют мягкие и простые аккорды, тревожные, но лиричные мелодии, со сдержанным вокалом и безмятежным, почти камерным оформлением; «Ask» иллюстрирует солнечный, оптимистичный звук с танцевальной основой и светлыми гитарными партиями; «Rubber Ring» и «Unloveable» углубляются в сферу личных переживаний — здесь слышны повторяющиеся мотивы, меланхоличные ноты и задумчивые тексты. Мелодии большинства треков строятся на фирменной технике Джонни Марра: перекрёстные арпеджио, контрапунктные гитарные линии, ритм-секция двигается от стабильного медленного темпа к стремительным прыжкам, позволяя легко переключаться между задумчивостью и динамичной энергией. Такой подход подчёркивает эмоциональную гибкость группы и делает компиляцию однородной по сути, но разной по ощущению.
Оборотная сторона винила «Louder Than Bombs», 1987
Для оформления обложки был выбран портрет Шела Делани — драматурга из Салфорда, одного из самых значимых вдохновителей Моррисси, чьё творчество отражало внутреннюю жизнь британского рабочего класса. Сам портрет был опубликован в 1961 году в The Saturday Evening Post на волне успеха пьесы Delaney «A Taste Of Honey», частично легшей в основу текста песни «This Night Has Opened My Eyes», включённой в компиляцию. Выбор насыщенных оранжевых оттенков для главной части обложки создаёт атмосферу интенсивности и эмоционального напряжения, перекликается с названием альбома («Громче, чем бомбы») и усиливает ощущение настойчивого социального высказывания, характерного для лучших треков группы. Оранжевый здесь выступает как цвет протеста, внутреннего огня и голоса, в котором нет компромиссов; он заметно выделяет обложку на фоне более привычной меланхолии The Smiths, символизируя жизненную энергию, юношеский бунт и стремление быть услышанным. Фотография Шила Делейни на обложке «Louder Than Bombs», выбранная лично Моррисси, демонстрирует глубокую связь между британской литературой и музыкой. Делейни, драматург из Салфорда, принадлежит к поколению, которое говорило о буднях рабочего класса с искренностью и без прикрас, и её пьеса «A Taste of Honey» сыграла значительную роль в творчестве Моррисси, вдохновив его на создание лирики. Скрытые смыслы обложки связывают тему рабочей независимости и внутреннего напряжения: на фоне социального и личного конфликтов, которыми наполнен альбом, её портрет становится эмблемой силы и отчуждения, а насыщенный оранжевый оттенок — метафорой громкого, выросшего из тишины высказывания. Этот подход соединяет специфическую визуальную символику с концепцией сборника, в котором собраны непримиримые, цельные и глубоко личные песни, доказывая, что голос личности способен прозвучать так же «громко», как бомбы.


Этикетка «Louder Than Bombs», 1987
Strangeways, Here We Come, 1987
Альбом The Smiths «Strangeways, Here We Come», четвертый и последний студийный релиз группы, вышел 28 сентября 1987 года, уже после того, как коллектив официально распался. Он занял высокие позиции в чартах, достигнув второго места в Великобритании и оставшись там 17 недель, а в США — 55-го места в Billboard 200. Критика признала альбом зрелым и концептуально завершённым произведением, в котором группа экспериментирует с более богатым инструментарием и сложными музыкальными структурами, отходя от ранее узнаваемого «jingly-jangly» звучания. Тематически альбом охватывает знакомые слушателю личные и социальные темы: одиночество, смерть, любовь и отчуждение, что хорошо прослеживается в таких треках, как «Girlfriend in a Coma», «I Started Something I Couldn’t Finish» и «Last Night I Dreamt That Somebody Loved Me» — последних синглах группы, наполненных иронией и глубокой эмоциональностью. Обложка альбома выполнена в сдержанных цветах с изображением дорожного знака в Манчестере, что символизирует неизбежность и замкнутость судьбы, перекликаясь с названием и тематикой тюрьмы Стренгуэйз, откуда «нам предстоит прийти», что придаёт альбому оттенок прощания и замыкания цикла. В целом «Strangeways, Here We Come» считается вершиной творчества The Smiths как музыкально, так и концептуально, предлагая слушателю глубокое эмоциональное погружение и философский подтекст последней главы в истории группы.


Винил «Strangeways, Here We Come», 1987
Снимок со съемок фильма «К востоку от рая» (East Of Eden), 1955 Джеймс Дин (сидит), Ричард Давалос (стоит)
Альбом представляет собой музыкальный и тематический кульминационный этап The Smiths, где звучание трансформируется в более зрелое и экспериментальное русло. Расширение аранжировки и уход от прежнего гитарного акцента в альбоме «Strangeways, Here We Come» являются показателями зрелости и эволюции звучания The Smiths. В отличие от ранних работ, где доминировала гитарная игра Джонни Марра, здесь появляются струнные секции, клавишные, маримба, гармоника и электронные ударные, что придаёт музыке более глубокое и многослойное звучание. Например, открывающий трек «A Rush and a Push and the Land Is Ours» начинается с минималистичного клавишного мотива и маримбы, создавая атмосферу пробуждения и настроения тревоги, где гитара ушла на второй план. Песня «Death of a Disco Dancer» демонстрирует сложную динамику: от тихого начала к мощному завершению с использованием множества инструментов, включая клавишные и драм-машину, которые добавляют драматизма и масштаба. В «I Started Something I Couldn’t Finish» слышен более тяжелый гитарный глэм-роковый рифф с электронной драм-секцией, что отличается от типичного инди-звучания группы, а «Girlfriend in a Coma» характеризуется нежностью и минимализмом акустической гитары и вокала, оттенённого оптимистичным мелодизмом. Эти примеры иллюстрируют, как музыка стала более разнообразной и насыщенной, уходя от типового звука ранних альбомов. В сравнении с предыдущими альбомами, такими как «Meat Is Murder» и «The Queen Is Dead», «Strangeways, Here We Come» отличается большей смелостью в звукорежиссуре и музыкальном разнообразии, отходя от более традиционного инди-рокового звучания к более многослойным и экспериментальным решениям, что отражает внутреннюю трансформацию группы и приближающийся конец их совместного творчества. Таким образом, альбом воспринимается как изысканное и эмоциональное заключение карьеры The Smiths, подводя итоги их музыкального и лирического пути.
Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Кто стучится в мою дверь?» (Who’s That Knocking at My Door), 1967
Обложка альбома довольно точно согласуется с содержанием диска, представляя собой размышление о судьбе, замкнутости и неизбежности, что перекликается с темами личных и социальных конфликтов в песнях. Изначально Моррисси планировал использовать для обложки кадр с актёром Харви Кейтелем из фильма Мартина Скорсезе «Кто стучится в мою дверь?» (1967), однако Кейтель не дал разрешения на использование своего изображения. В итоге был выбран сильно обрезанный и размытый фрагмент фотографии Ричарда Давалоса в образе Арона Траска из фильма «К востоку от раяа» (1955), на котором он смотрит на невидимого для зрителя Джеймса Дина. Использование размытых, нечетких образов на обложке отражает смену фокуса группы с чётких гитарных линий на более сложные и многослойные музыкальные идеи. Это визуальное решение подчёркивает отдаление от простых форм и выражений, что можно интерпретировать как попытку уйти от традиционных ожиданий слушателей и музыкальной индустрии, ставя во главу угла эксперименты и внутренний эмоциональный кризис. В случае с «Strangeways, Here We Come» мы можем говорить о создании визуального «звука», который перекликается с музыкальным лейтмотивом, расширяет и дополняет его, обеспечивая слаженность всей презентации искусства.


Внутренний конверт «Strangeways, Here We Come», 1987


Этикетка «Strangeways, Here We Come», 1987
Rank, 1988
Альбом «Rank» является единственным официальным концертным релизом группы, вышедшим в сентябре 1988 года, спустя год после распада The Smiths. Записанный на концерте в National Ballroom в Килберне, Лондон, в октябре 1986 года, «Rank» занял второе место в британских чартах и достиг 77-й позиции в американском Billboard 200. Критика оценивает альбом положительно, признавая его достойным отражением живой энергии группы и мощным дополнением к студийному наследию. В композициях, включённых в альбом, отражены ключевые темы творчества The Smiths — отчуждение, социальные противоречия, внутренние конфликты и эмоции, что хорошо слышно в таких треках, как «The Queen Is Dead», «Panic», «Ask» и «I Know It’s Over».


Винил «Rank», 1988
Джон Д. Грин, портрет актрисы Александры Бастедо, 1967
Обложка альбома The Smiths «Rank» представляет собой лаконичное и светлое изображение британской актрисы Александры Бастедо, позирующей на фоне, что подчёркивает простоту и интимность оформления в контрасте с наполнением альбома. Фотография была сделана Джоном Д. Грином и впервые опубликована в его книге 1960-х годов «Birds of Britain», отражая эстетику эпохи «Свингующего Лондона». Выбор этого образа принадлежал Моррисси, а дизайн вновь был выполнен давним соавтором Кэрин Гау. Светлые оттенки и минималистичная композиция подчёркивают живую энергетику и атмосферу записи во время концерта в Национальном баллуруме Килберна в Лондоне, состоявшегося во время тура «The Queen Is Dead» в 1986 году, когда группа находилась на пике творческих сил. Такой визуальный стиль выражает одновременную открытость и некоторую отстранённость, которые можно услышать в исполнении и атмосфере концерта. В скрытом смысле обложка обращается к образу молодости, красоты и для многих — утраченного времени, что перекликается с настроением альбома, наполненного ностальгией и мощной эмоциональной отдачей. Использование портрета актрисы из эпохи 1960-х годов связывает музыкальный материал с более широкой культурной и временной контекстуальностью. Обложка с изображением Александры Бастедо, выбранная спустя 12 месяцев после распада группы для их единственного официального живого альбома, становится не просто оформлением, а символом пика и одновременно завершения эпохи The Smiths, фиксируя момент их живого звучания и запечатляя его во времени.
Оборотная сторона «Rank», 1988
Фотграфия на обороте также может отсылать ко временнОму «архивированию». Честное и живое осталось в творчестве группы, которое теперь обрамлено светлой и «тихой» рамкой.


Внутренний конверт «Rank», 1988


Этикетка «Rank», 1988
Заключение
Несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, визуальные и звуковые решения альбомов The Smiths скрывают глубокий смысл и мощный посыл, отражающие внутренний мир группы и их отношение к миру вокруг. Фотографии на обложках, будь то культовый портрет Джо Д’Аллесандро на дебютном альбоме, символичная фотография Фабриса Коэтле с цитатами Жана Кокто для «Hatful of Hollow» или антивоенный образ морского пехотинца Майкла Винна на «Meat Is Murder», становятся не просто декорацией, а квинтэссенцией идей и настроений, заложенных в музыке. Каждый визуальный элемент тщательно продуман и тесно связан с главенствующими темами творчества и каждого альбома в отдельности, которые исследуются на уровне текстов и звукового строя. Цветовые решения, выбор портретов и культурных отсылок создают мощное эмотивное поле, сопровождающее слушателя и усиливающее восприятие музыки. Так каждая обложка — это выдержка из сердца альбома, отражающая его концепцию и задающая тон восприятию. Это визуальное воплощение глубины смыслов, скрывающихся за формой, которые делают наследие The Smiths актуальным, многозначным и по-настоящему культовым в истории музыки.
Kevin Cummins, Morrissey in front of a sign reading «Penis Mightier Than The Sword» during the Japanese leg of his «Kill Uncle Tour», September 5, 1991.
Комментарий к обложке проекта: На, казалось бы, странном снимке изображен Моррисси, во время турне 1984 г. вокалист часто бросал гладиолусы со сцены. Stephen Wright, Morrissey — Bum & Flowers, Free Trade Hall Manchester, 1984
Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома // cyberleninka.ru URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Smiths#Members (дата обращения: 11.11.25).
Графический дизайн обложек музыкальных альбомов: индивидуальность и общая стилистическая тенденция в единстве и противоположности // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-dizayn-oblozhek-muzykalnyh-albomov-individualnost-i-obschaya-stilisticheskaya-tendentsiya-v-edinstve-i (дата обращения: 11.11.25).
Johnny Marr Set The Boy Free The Autobiography // calameo.com URL: https://www.calameo.com/books/0062789517f1ab3d52b36 (дата обращения: 12.11.25).
Peepholism: into the art of Morrissey // archive.org URL: https://archive.org/details/peepholismintoar0000slee (дата обращения: 12.11.25).
The Smiths // officialsmiths.co.uk URL: https://www.officialsmiths.co.uk/?frontpage=true (дата обращения: 12.11.25).
The Smiths // en.wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Smiths#Members (дата обращения: 12.11.25).
Songs That Saved Your Life // songstthatsavedyou.com URL: https://www.songsthatsavedyou.com/p/no-3-these-things-take-time-the-smiths (дата обращения: 13.11.25).
Обложка рок-альбома как зеркало семиотической трансформации концептуальной программы // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oblozhka-rok-alboma-kak-zerkalo-semioticheskoy-transformatsii-kontseptualnoy-programmy (дата обращения: 13.11.25).
The Smiths — The Stories Behind All 27 Of Their Provocative Album And Single Sleeves // nme.com URL: https://www.nme.com/photos/the-smiths-the-stories-behind-all-27-of-their-provocative-album-and-single-sleeves-1424816 (дата обращения: 13.11.25).
The Smiths’ Retro-Chic Album Covers // thepressmusicreviews.wordpress.com URL: https://thepressmusicreviews.wordpress.com/2024/05/22/more-album-cover-outtakes-43/ (дата обращения: 14.11.25).
https://www.officialsmiths.co.uk/sites/g/files/g2000019451/files/2025-02/Copy%20of%2001_TheSmiths_3000.jpg (дата обращения 12.11.25)
https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4343059/img_id6033658533597591474.jpeg/optimize (дата обращения 12.11.25)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8f/Flesh_%281968%29_Joe_Dallesandro_and_Louis_Waldon_%281200_dpi%29.jpg/2545px-Flesh_%281968%29_Joe_Dallesandro_and_Louis_Waldon_%281200_dpi%29.jpg (дата обращения 12.11.25)
https://unifiedgoods.com/cdn/shop/products/IMG_0206_65ac14e9-897f-4c23-9b05-2823f3127838_2000x.jpg?v=1652697002 (дата обращения 12.11.25)
https://unifiedgoods.com/cdn/shop/products/IMG_0207_f67974f5-bfec-43ff-9438-30a95414fb06_2000x.jpg?v=1652697001 (дата обращения 12.11.25)
https://i.discogs.com/yjL0rZZJwJzOIQdMBPh_mMKj1TbushiqVOghXSvmSAY/rs:fit/g:sm/q:90/h:600/w:600/czM6Ly9kaXNjb2dz/LWRhdGFiYXNlLWlt/YWdlcy9SLTQ2Mzk4/MjctMTM4Mzk5Njc2/NS0xOTIzLmpwZWc.jpeg (дата обращения 12.11.25)
https://i.discogs.com/Bx4iS6WHZR0FHbAG6XuuQWE_XfXvYve0_FvRpxctaDA/rs:fit/g:sm/q:90/h:600/w:600/czM6Ly9kaXNjb2dz/LWRhdGFiYXNlLWlt/YWdlcy9SLTQ2Mzk4/MjctMTM4Mzk5Njgx/MC05NDgzLmpwZWc.jpeg (дата обращения 12.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/sites/g/files/g2000019451/files/2025-02/Hatful%20Of%20Hollow.jpg (дата обращения 13.11.25)
https://megamarket.ru/catalog/details/vinilovaya-plastinka-the-smiths-hatful-of-hollow-100023768033/ (дата обращения 13.11.25)
https://d7hftxdivxxvm.cloudfront.net/?height=1598&quality=80&resize_to=fit&src=https%3A%2F%2Fd32dm0rphc51dk.cloudfront.net%2FChTRtZPqCJqR07xRVtwSGQ%2Fmain.jpg&width=1600 (дата обращения 13.11.25)
https://www.discogs.com/ru/sell/item/3785655560 (дата обращения 13.11.25)
https://www.discogs.com/ru/sell/item/3785655560 (дата обращения 13.11.25)
https://www.discogs.com/ru/sell/item/3785655560 (дата обращения 13.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/sites/g/files/g2000019451/files/2025-02/Meat%20Is%20Murder.jpg (дата обращения 14.11.25)
https://www.amazon.nl/-/en/Smiths/dp/B007FGPZGG (дата обращения 14.11.25)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%22Make_War_Not_Love%22_Vietnam_War_photo.jpg (дата обращения 15.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6MjMzOTA5Nw== (дата обращения 15.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6MjMzOTA5OQ== (дата обращения 15.11.25)
https://thepressmusicreviews.wordpress.com/wp-content/uploads/2024/05/593813-ce-5611-4389-b510-f0-a91812988-e-1.jpg (дата обращения 15.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6ODczNTk2OA== (дата обращения 15.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6ODczNTk2OQ== (дата обращения 15.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/album/world-wont-listen (дата обращения 16.11.25)
https://thepressmusicreviews.wordpress.com/wp-content/uploads/2024/05/djdwjmxxuaaru1z.jpg (дата обращения 16.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6NDc1MDIxNjU= (дата обращения 16.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20137-The-Smiths-The-Queen-Is-Dead/image/SW1hZ2U6NDc1MDIxNjc= (дата обращения 16.11.25)
https://lh6.googleusercontent.com/proxy/z8qGDyK5_Rnwafj1vDz1McX8_WjBhNVqS5eoH5yN-JIKjvDY_3TQJNKoYZH3HHE9kJz4LXw3kjCnjRuH0vTM5_WCpFfkZYi7U6AF3iA (дата обращения 16.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/4150847-The-Smiths-The-World-Wont-Listen/image/SW1hZ2U6NDE1NDgyNTg= (дата обращения 16.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/4150847-The-Smiths-The-World-Wont-Listen/image/SW1hZ2U6NDE1NDgyNTk= (дата обращения 16.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/album/louder-bombs (дата обращения 17.11.25)
https://hundredrecords.co.uk/cdn/shop/products/SmithsLouderb_1024x1024@2x.jpg? v=1620827770 (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/3554985-The-Smiths-Louder-Than-Bombs/image/SW1hZ2U6NjA1OTQ3MTg= (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/3554985-The-Smiths-Louder-Than-Bombs/image/SW1hZ2U6NjA1OTQ3MTg= (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20975-The-Smiths-Louder-Than-Bombs/image/SW1hZ2U6MTcyNzU0MQ== (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/20975-The-Smiths-Louder-Than-Bombs/image/SW1hZ2U6MTcyNzU0Mw== (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/26326712-The-Smiths-Hatful-Of-Hollow/image/SW1hZ2U6OTE2OTY3MjE= (дата обращения 17.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/26326712-The-Smiths-Hatful-Of-Hollow/image/SW1hZ2U6OTE2OTY3MTU= (дата обращения 17.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/album/strangeways-here-we-come (дата обращения 18.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1617973-The-Smiths-Strangeways-Here-We-Come/image/SW1hZ2U6MjM4ODk5NA== (дата обращения 18.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1617973-The-Smiths-Strangeways-Here-We-Come/image/SW1hZ2U6MjM4ODk5NQ== (дата обращения 18.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1617973-The-Smiths-Strangeways-Here-We-Come/image/SW1hZ2U6MjM4ODk5Ng== (дата обращения 18.11.25)
https://thepressmusicreviews.wordpress.com/wp-content/uploads/2024/05/0-e8748-e6-3174-480-f-b907-b59-ef1552899.jpg (дата обращения 18.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/10892306-The-Smiths-Strangeways-Here-We-Come/image/SW1hZ2U6MTI1MTU1NTYz (дата обращения 18.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/10892306-The-Smiths-Strangeways-Here-We-Come/image/SW1hZ2U6MTI1MTU1NTY2 (дата обращения 18.11.25)
https://www.officialsmiths.co.uk/album/rank (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNzI= (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNzE= (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/master/21051-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MjM0MDAxNQ== (дата обращения 19.11.25)
https://thepressmusicreviews.wordpress.com/wp-content/uploads/2024/05/3988.jpg?w=758&h=758 (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNzQ= (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNjc= (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNjk= (дата обращения 19.11.25)
https://www.discogs.com/ru/release/1061627-The-Smiths-Rank/image/SW1hZ2U6MTkxODAyNzA= (дата обращения 19.11.25)
https://lastfm.freetls.fastly.net/i/u/ar0/5da1c627933c8c1bd3f42317ebf46a5b.jpg (дата обращения 20.11.25)
https://www.snapgalleries.com/product/stephen-wright-bum-flowers-free-trade-hall-manchester-1984/?portfolioCats=51399 (дата обращения 20.11.25)