
Рубрикатор
Введение Тема быстротечности жизни в искусстве Тема быстротечности жизни в работах голландских художников Тема быстротечности жизни в работах Хармена ван Стенвейка Заключение Источники
Введение
Быстротечность жизни, бессмысленность земных наслаждений, укор человеческой распущенности и безответственности — довольно частые в искусстве темы. Такой жанр картин как ванитас (лат. «vanitas», что переводится как «суета») заинтересовал меня своей необычностью, эстетика мрачности, несущая в себе важное послание к людям, показалась по-своему притягательной, и потому я решила подробнее изучить это направление в живописи. Кроме того, меня всегда интересовал символизм в изобразительном искусстве, так что провести исследование затрагивающего его жанра было отличным поводом открыть для себя что-то новое.
Чтобы наиболее подробно и ярко проиллюстрировать своё визуальное исследование, я выбирала те картины, которые бы достаточно подробно изображали особенности жанра, о котором идёт речь. Я старалась проводить работу таким образом, чтобы текст и визуальный материал дополняли и подтверждали друг друга, а не сбивали читателя с толку.
Моей задачей было провести исследование в порядке «от общего к частному», поэтому для начала я выделила самую обширную тему: быстротечность жизни в искусстве, затем сузила её до исключительно голландских художников и, наконец, подробно изучив и разобрав эту часть, выбрала из всех мастеров Голландии одного, чьи работы проанализировала подробнее, подчеркнув в своём исследовании, чем они отличаются от остальных. Подбор картин я проводила в соответствии с частями повествования, к которым они относились, следила, чтобы это были работы в определённом жанре, определённых мастеров из определённой страны.
До начала работы с исследованием я мало что знала про символизм в живописи нидерландских художников, поэтому использовала источники, где могла найти на эту тему достаточно информации. Для полноценного раскрытия темы мне необходимо было знать, в чём заключаются особенности голландской живописи и картин в жанре ванитас, почему это направление в XVII веке набирало такую популярность, понимать, каких художников из Голландии можно считать самыми выдающимися, а также просто изучить жанр натюрмортов. Поэтому я использовала те источники, где могу найти подробные и качественные ответы на свои вопросы. Чтобы не ошибиться в анализе картин, не перепутать значения тех или иных предметов, я читала разборы, написанные искусствоведами. Таким образом я сверялась со знаниями более опытных людей.
Тема эфемерности и бренности жизни в искусстве довольно обширна, и многие авторы над ней размышляли. Можно ли назвать голландских живописцев лучшими мастерами в таком жанре как ванитас? И есть ли среди них кто-то один, кто наиболее ярко раскрывал тему быстротечности жизни? На эти вопросы я собираюсь ответить в данном визуальном исследовании.
Тема быстротечности жизни в искусстве
Искусство уже множество веков стремится к тому, чтобы пробудить в зрителе разнообразные чувства и натолкнуть на мысли, именно поэтому тема быстротечности жизни стала такой распространённой среди творцов. В чём она заключается? Время пробежит незаметно, старость наступит быстрее, чем кажется, только от нас зависит, чего мы успеем добиться, и какими людьми нас запомнят окружающие — вот её основные идеи. Художники, скульпторы и писатели не раз обращались к ним в своих работах.
«Ева — первая Пандора», автор: Жан Кузен Старший, 1550.
Мотив быстротечности жизни сформировал отдельный жанр в живописи — «Ванитас». Его особенность заключается в том, что на картине обязательно должен фигурировать человеческий череп и другие символы, связанные с бренностью жизни. Название пошло от латинского выражения из Библии:
«Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas». (Еккл. 1:2)
В переводе на русский это означает:
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл. 1:2)
Что же означает эта фраза? «Суета» — это что-то незначительное в сравнении с огромным миром, не имеющее никакого смысла в сменяющих друг друга веках, никак ни на что не влияющее. Выражение намекает, что люди тратят слишком много времени на что-то, что по большому счёту не принесёт никакой пользы, не запечатлеет их в истории, не поможет другим. Проще говоря, это укор тем, кто тратит свою жизнь впустую.
Каждая картина в стиле ванитас — небольшое нравоучение, напоминание о том, что ничто не вечно. Этот жанр можно также описать фразой «Memento mori» — в переводе с латыни: «Помни о смерти». Одними из самых распространённых символов в таких натюрмортах являются череп, свеча, лист с поучительной фразой, цветы, зачастую увядающие, фрукты, еда и песочные часы — всё это напоминает зрителю о бегущем времени.
«Натюрморт с черепом», автор: Филипп де Шампень, 1644.
Может показаться, что цель таких картин — запугать, но это не так. Они скорее преподносились как мотивация: напоминание о том, что смерть близко, должно было не вогнать человека в страх, а воодушевить его жить в настоящем, не откладывая дела на потом и не тратя время на вещи, которые ему на самом деле не нужны.
«Ванитас», автор: Симон Ренар де Сен-Андре, Ок. 1650.
Тема быстротечности жизни в работах голландских художников
На тему быстротечности жизни писали художники разных стран, но именно в Голландии она получила наибольшее распространение. Это связано с тем, что на XVII век в голландской живописи пришёлся пик популярности натюрморта, а вместе с этим возрос спрос и на работы в стиле ванитас.
Кроме того, ванитас несёт в себе религиозный подтекст, отсылая к стиху из Библии и призывая не тратить время попусту, а в Голландии XVII века был распространён кальвинизм — учение, осуждающее моральную распущенность.
Натюрморты в XVII веке украшали не только поместья знати, но и дома обычных горожан и даже крестьян. Сложно сказать, связано ли это с доступностью образов на картинах, ведь символизм ванитаса очень разнообразен, но образы вроде черепа как смерти и свечи как быстротечности жизни вполне могли быть понятны даже простому народу.
На примере нескольких работ разберём символизм в картинах жанра ванитас.
Посмотрим на автопортрет Питера ван Лара. Он отличается от других картин жанра, но самый главный атрибут — череп, символ неизбежности смерти — в произведении присутствует. Также можно заметить потухшую свечу — другой частый образ в ванитасе. Она напоминает, что ничто не вечно: как быстро тает воск, также незаметно проходит жизнь.
«Автопортрет в стиле ванитас», автор: Питер ван Лар, между 1635 и 1637.
Лицо автора на картине перекошено от страха, а справа к нему тянутся когтистые лапы, возможно, они принадлежат смерти или Дьяволу, ясно одно: они хотят забрать застывшего в ужасе художника с собой.
На картине «Vanitas» Якоба де Гейна под черепом разложены монеты — они намекают на тщетность земных богатств и славы: перед лицом смерти бедные и богатые люди равны. Над черепом огромный мыльный пузырь — образ эфемерности, в любой момент может лопнуть, как и жизнь может оборваться когда угодно. Две фигуры, показывающие на пузырь — смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит, изображение двух филососфов, один из которых смеялся над глупостью людей, а второй — сострадал им.
«Vanitas», автор: Якоб де Гейн, 1603.
Слева от черепа — ваза с цветами, красивыми, яркими, но недолговечными. Самый большой цветок в вазе — тюльпан, символ необдуманности. Прекрасные растения будут радовать глаз недолго, на это намекает уже пустая ваза справа.
На картине Яна Ливенса, помимо уже привычных черепа и свечи, мы можем заметить песочные часы — символ времени, стремительно утекающего прочь.
«Ванитас. Натюрморт с черепом, часами и скрипкой», автор: Ян Ливенс, 1627.
Мастера ванитаса стремились не только к красоте работ, они старались передать через них идею о разумном распределении человеком своего времени, сил и ресурсов, и поэтому подбирали предметы, участвующие в окружении, таким образом, чтобы наиболее подробно и действенно донести мысль.
Тема быстротечности жизни в работах Хармена ван Стенвейка
Из всех голландских художников я решила выделить Хармена ван Стенвейка. Ванитас был основным жанром, в котором он писал, потому на своих картинах он уделял особое внимание деталям, тщательно продумывал композицию.
На картине ниже традиционный для ванитаса череп. Рядом с ним сургучная печать, символизирующая материальность слова. На столе стоит большая корзина с фруктами. Виноград, вишни, персики, цитрусы, всё это — символы грехопадения. Персики также несут эротический подтекст, говорят о мимолётности земных утех, о быстротечности молодости. Под корзиной флейта. Музыкальные инструменты в голландских натюрмортах являются символом эфемерности жизни.
«Натюрморт Vanitas с черепом, книгами и фруктами», автор: Хармен ван Стенвейк, 1630 г.
На следующей работе на столе лежат две курительные трубки — напоминание о том, как незначительны земные наслаждения. Опрокинутый стеклянный бокал — хрупкость, смерть, раковина — останки моллюска, бренность, гаснущая свеча — душа, покидающая земной мир. Но на картине есть и довольно необычный предмет, ранее часто не встречавшийся — самурайский меч. Острое оружие, но как бы хорошо человек им ни владел, оно не способно победить смерть.
«Ванитас», автор: Хармен ван Стенвейк, ок. 1640.
Одна из самых известных картин Хармена ван Стенвейка — «Аллегория суетности человеческой жизни». Она похожа на «Ванитас», но кроме повторяющихся предметов их объединяет падающий на череп луч света. Это религиозный символ жизни после смерти, вознесения. Этим автор будто говорит: «да, жизнь каждого действительно конечна, и стоит помнить об этом, но у всех есть шанс обрести после смерти вечный покой на небесах». Такой посыл сильно отличается от других работ голландских авторов и даже кажется позитивным.
«Аллегория суетности человеческой жизни», автор: Хармен ван Стенвейк, 1640.
Натюрморты Хармена ван Стенвейка отличаются от других картин в жанре ванитаса обилием и необычностью несущих смысл предметов и даже посылом: если большинство голландских художников просто мрачно напоминает зрителю о том, что жизнь не вечна, то Стенвейк не только запугивает смотрящего, но и даёт ему надежду на вечную жизнь как следствие отказа от земной суеты.
Заключение
Мне понравилось работать над этим исследованием, в процессе я ещё больше прониклась к ванитасу. Так можно ли назвать голландских художников, пишущих на тему мимолётности всего земного, лучшими в своём деле? Я считаю, что да. Меня поражает, как грамотно они подбирают элементы композиции для натюрморта, как придерживаются символизма, как хорошо в нём разбираются и как тонко им удаётся передавать свою мысль через искусство.
Каждый ванитас — как маленькая притча, нравоучение, напоминание о настоящих ценностях, но, даже если не знать о смысле этих картин, они всё равно выглядят потрясающе эффектно и атмосферно, могут произвести впечатление на кого угодно. Меня в принципе часто привлекают довольно мрачные темы в искусстве, но картины голландских творцов мне понравились в том числе за их понятность.
Больше всего из художников, работавших в стиле ванитас, мне запомнился Хармен ван Стенвейк, я считаю, что его картины самые необычные в своём жанре, а ко всем скрытым смыслам автор добавляет новый посыл. Поэтому я выделила его как частное среди особенного — голландских живописцев, которое, в свою очередь, находилось в общем — картинах с темой быстротечности жизни.
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas (дата обращения: 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas_vanitatum_et_omnia_vanitas (дата обращения: 18.11.2025)
https://gallerix.ru/pedia/old-masters--harmen-van-steenwyck/ (дата обращения: 18.11.2025)
Власов В. Г. «Ванитас» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. (дата обращения: 18.11.2025)
Киселёв А. Голландская живопись XVII века. (дата обращения: 18.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%86%D1%8B (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9,%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D0%B4%D0%B5 (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas_vanitatum_et_omnia_vanitas (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Barthel_(Bartholom%C3%A4us)Bruyn-_Vanitas.JPG (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas (дата обращения: 19.11.2025)
https://portrets.ru/natyurmort/stenvejk-harmen/natyurmort-vanitas-s-cherepom-knigami-i-fruktami.html (дата обращения: 19.11.2025)
https://en.wikipedia.org/wiki/Harmen_Steenwijck#/media/File: Harmen_Steenwijck_-Vanitas_Still-Life-_WGA21768.jpg (дата обращения: 19.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/Harmen_Steenwijck_-_Vanitas.JPG (дата обращения: 19.11.2025)
https://artchive.ru/janlievens/works/533708~Vanitas_Natjurmort_s_cherepom_chasami_i_skripkoj (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Jacob_de_Gheyn_-_Vanitas.JPG (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Simon_Renard_de_Saint-Andr%C3%A9_-Vanitas(1).JPG (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Philippe_de_Champaigne_Still-Life_with_a_Skull.JPG (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Pieter_van_Laer_-Self-Portrait_with_Magic_Scene-PvL-100-_Leiden_Collection.jpg (дата обращения: 19.11.2025)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Jean_Cousin_the_Elder, _Eva_Prima_Pandora.jpg (дата обращения: 19.11.2025)