Original size 792x1188

Тело как объект в женском перформансе

PROTECT STATUS: not protected
11
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Содержание исследования

1. Концепция исследования 2. Ана Мендьета: Серия силуэтов 3. Джина Пане: Сентиментальное действие 3.1. Психея 4. Марина Абрамович: Ритм 10 5. Йоко Оно: Отрежь кусок 6. Микейла Старк: Боди-морфизм 7. Заключение

Концепция исследования

Человеческое тело является предметом интереса в искусстве с зарождения цивилизаций. Его изображения разнятся от абстрактных наскальных рисунков до доскональных 3-д моделей. Тело предстает перед зрителем как детальная и изящная античная скульптура, как аккуратно и точно сконструированный портрет представителя королевской знати, а также как объект научного и медицинского изучения — раскрытый, демонстрирующий сложную систему внутренних органов, нервов, костей.

Визуальный образ тела в искусстве менялся в соответствии с его общественным восприятием, а также социальными нормами и культурными веяниями.

В ХХ веке искусство начало меняться вслед за окружающим миром под воздействием индустриализации и социальных волнений. Оно становилось более авангардным, оно противостояло поп-культуре и статусу-кво. Зародились такие движения, как футуризм и дадаизм. Их целью был вызов устоявшемуся понятию о визуальном искусстве, о его форме, границах, возможностях.

big
Original size 1500x1000

Gina Pane, Sentimental Action, 1974

Так нашел свое место перфоманс-арт — вид искусства, в котором человек предстает перед публикой как творец и как объект одновременно и в реальном времени.

Для перформанс-арта художнику нужно лишь его собственное тело. Человек выступает как творец и как объект своего творения. Использование тела как материала в реальном времени, без дистанцирования театральной сцены или экрана, ставит художника и зрителя наравне, что позволяет вызвать эмпатическую реакцию у последнего.

Женское тело всегда было объектом в искусстве: его изображали сакральным и обнаженным, в объеме камня и на плоскости холста. Женское тело также является объектом политических дискуссий: от права на репродуктивную автономность до права голосовать. Репрезентация женского образа в искусстве, а также политическая власть над реальными женщинами исторически была в руках мужчин. Именно поэтому фокусом данного визуального исследования является тело в женском перформанс-арте. Использование тела в качестве визуального языка уменьшает разрыв между художником и зрителем, ведь семиотика человеческой телесности узнаваема и близка каждому.

Для исследования были выбраны работы нескольких художниц, у которых выстроилась уникальная репрезентация тела как способа общения и взаимодействия с людьми и миром, а также прослеживается особая иконография в работе с телом.

Ана Мендьета: Серия силуэтов

Original size 1937x1275

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1977

Ана Мендьета (1948-1985) — американская художница, которая родилась в Гаване, но была вынуждена бежать во время Кубинской революции, когда ей было всего 12 лет. Первые годы в США она была в статусе беженки, ее направляли из одной приемной семьи в другую. В «Серии силуэтов» Ана использует свое тело и его очертания на органических плоскостях окружающего мира. Статичная человеческая форма на земле напоминает погребение, но окружающая природа представляет мотивы перерождения и слияния с миром вокруг, возвращение человека к своим истокам. Процесс отпечатка негативного пространства своего тела в работах Аны параллелен негативным отпечаткам рук 13000-9500 лет назад.

Original size 2872x1080

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1974, Untitled from Silueta series, 1976. Hands at the Cuevas de las Manos upon Río Pinturas, between 13000-9000 ВР

Original size 1200x800

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1978

Original size 904x608

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1979

Original size 1200x800

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1979

Original size 1954x1275

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1976

Многие «Силуэты» создавались художницей на эфемерных поверхностях, — льде, земле и песке, — или же подвергались уничтожению. Вид исчезающей человеческой формы, будто сдавшейся с поднятыми руками, не только является мотивом смерти, но и показывает неумолимость времени, как безвластен и беспомощен человек перед окружающей средой. Сама Ана описывает свои работы и их процесс, как «восстановление связей которые связывают [ее] с Вселенной, возвращение к материнскому источнику».1

Использование негативного отпечатка тела, а именно создание пустоты, ямы, выстраивает сюжет расставания, в частности — расставания со своим местом, своей землей.

Ana Mendieta, Untitled from Silueta series, 1974, Untitled from Silueta series, 1978

Джина Пане: Сентиментальное действие

Original size 1494x257

Gina Pane, Sentimental Action, 1973

Джина Пане (1939-1990) — создательница и лидер Art corporel, французского боди-арт движения. Она работала в жанре фотографии, скульптуры и перформанса. В серии своего перформанс-арте она наносила себе множественные увечья с целью вызвать у зрителя реакцию на вид крови и боли.

«Сентиментальное действие» начиналось с Джины Пане, облаченной во все белое и с букетом белых роз. Шипы с цветов она вжимала в кожу своих рук, а затем лезвием рассекала кожу на ладонях. Кровью художница красила свою белую одежду и белые цветы.

Original size 1495x1071

Gina Pane, Sentimental Action, 1973

Белое облачение Джины словно пустой холст, который приобретает краски впоследствии страданий художницы. Выбор ладоней как места для истязания лезвием и следы шипов розы напоминают стигматы Христа, что придает мучениям духовное, почти возвышенное значение.

Gina Pane, Sentimental Action, 1973

Психея

Gina Pane, Action Psyché, 1974, photographer: Françoise Masson

Психея — олицетворение души в древнегреческой мифологии. Одноименный перформанс Джины Пане снова представляет собой процесс кровопролития. Художница оставляет порезы лезвием под бровями, позволяет кровь закрыть ее глаза. Затем она наносит порезы на живот — четыре линии, обрамляющие пупок. Таким образом художница лишает себя способности беспрепятственно видеть, а также ставит то ли крест, то ли мишень на самое незащищенное место в человеческом теле, которое также скрывает за собой репродуктивную систему.

Original size 843x571

Gina Pane, Action Psyché, 1974, photographer: Françoise Masson

Original size 1200x803

Gina Pane, Action Psyché, 1974, photographer: Françoise Masson

Марина Абрамович: Ритм 10

Marina Abramović, Rhythm 10, 1973

Original size 528x174

Marina Abramović, Rhythm 10, 1973

Вдохновение для этого перформанса Марина Абрамович (1946) взяла у игры на выпивание крестьян Югославии и России. Перед художницей было двадцать ножей, которыми она поочередно быстро била между пальцев раскрытой ладони. Каждый раз, когда она задевала кожу, она сменяла нож на следующий. Перформанс записывался на диктофон — стук ножа и издаваемые звуки боли от порезов.

Original size 532x172

Marina Abramović, Rhythm 10, 1973

После того, как все двадцать ножей были использованы, Марина Абрамович воспроизводила запись и повторяла удары и промахи, которые были слышны, пока второй диктофон записывал.

Сама художница говорит о том, что данный перформанс предоставляет возможность наглядно увидеть и услышать столкновение прошлого и настоящего — былых и новых ошибок человека.

Original size 530x172

Marina Abramović, Rhythm 10, 1973

Original size 1477x1028

Marina Abramović, Rhythm 10, 1973

Йоко Оно: Отрежь кусок

Yoko Ono, Cut piece, 1964

Свой известный перформанс «Отрежь кусок» Йоко Оно исполняла множество раз по всему миру с 1964 вплоть до 2003 года. Этот перфоманс подразумевает непосредственное взаимодействие зрителя с художницей. Пока она сидит на сцене, публике в зале предлагается подойти, взять ножницы, и отрезать кусочек одежды с тела Йоко Оно. Перфоманс продолжается до тех пор, пока на художнице совсем не останется одежды.

Original size 680x394

Yoko Ono, Cut piece, 1965

Многие арт-критики интерпретируют «Отрежь кусок» как феминистический перформанс, который иллюстрирует физическое и эмоциональное насилие над женщинами, отсутствие автономии над собственным телом, и как легко такой порядок в обществе зарождается и прогрессирует благодаря конформизму человека и его безнаказанности.

Original size 1500x1000

Yoko Ono, Cut piece, 2003

Микейла Старк: Боди-морфизм

Michaela Stark, lingere, 2021, photographer: Solve Sunsbo

Микейла Старк (1995) — создательница уникального нижнего белья. Ее работы направлены одновременно на искажение человеческого тела и на отражение его естественной телесности и красоты. Корсеты, лифы, чулки и ленты намеренно созданы так, что впиваются в тела ее моделей, создавая образ, противоположный идеально-пластиковому телу, которое транслируют в массмедиа.

Michaela Stark, The Anatomy of a Flower series, 2025

Сама Микейла называет свой профиль деятельности боди-морфизм — подчинение мягкой плоти, словно глины, под воздействием ее белья.

Michaela Stark, lingere, 2022, photoprapher: Lea Colombo

Изделия художницы демонстрируют бесконечные возможности пластичности человеческого тела, стирает каноны визуальной эстетики. Форма тела не полностью подчиняется конструкциям Микейлы, оказывая естественное сопротивление, создавая новые образы.

Original size 1000x1468

Michaela Stark, lingere, 2022, photoprapher: Lea Colombo

Заключение

Тело, как художественный образ, универсально для каждого живого человека. Оно может нести в себе множество метафор и идей, а его пластичность и непостоянность в форме предоставляет возможность распоряжаться им в вольной форме. В женском перформанс-арте прослеживается сюжет продолжительных мучений от своих и чужих рук, что отражает борьбу за место в культурном и общественном пространстве. Однако параллельно с этим идет сюжет протеста: отказ от стандартов внешней телесности и борьба за автономию собственного тела.

Bibliography
Show
1.

https://www.anamendietaartist.com/about (дата обращения: 23.11.2024)

2.

https://www.guggenheim.org/artwork/artist/ana-mendieta (дата обращения: 23.11.2024)

3.4.5.6.7.

https://www.moma.org/audio/playlist/15/373 (дата обращения: 24.11.2024)

8.9.
Тело как объект в женском перформансе
11
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more