
Содержание
1. Концепция 2. Основные характеристики стиля 3. Ключевые художники и их работы 4. Символизм и скрытые смыслы 5. Заключение 6. Библиография 7. Источники изображений
Концепция
Целью данного визуального исследования является анализ главенствующего в стиле «рококо» мотива, заключающегося в изображении тайных свиданий, любовных треугольников и адюльтеров. Исследуемый мною стиль зародился во Франции в начале XVIII века и стал не только символом эстетики своего времени, влечения к красоте, гедонизму, но и отражением постоянных любовных интриг, присущих обществу той эпохи.
Рококо, как ответ на более строгий и формальный барокко, акцентирует внимание на чувственности, флирте и эротизме в отношениях между мужчиной и женщиной. Страстные встречи и романтические прогулки, изображаемые художниками, становятся метафорой человеческих желаний, которые зачастую должны были быть скрыты от общественного взгляда. Творцы часто использовали сюжет супружеской неверности и соблазнения, чтобы передать легкое отношение к жизни, непосредственность и спонтанность, царствовавших в людских душах.
Важным аспектом в анализе рококо является его связь с социальными изменениями в Европе XVIII века. Этот временной отрезок характеризуется ростом буржуазии, изменением традиционных ценностей и увеличенным интересом к индивидуализму. Любовные связи становятся отблеском этих перемен — они символизируют стремление молодых людей и девушек к свободе, праздному образу жизни и всевозможным наслаждениям.
Эта тема была выбрана мной, потому что стиль рококо и свойственные ему сюжеты я нахожу обворожительными и наиболее интересными для исследования. Испокон веков людям было интересно читать про чужие тайны, становиться свидетелями чьего-то секрета. Для любопытного зрителя моя работа станет отличной возможностью познакомиться с полотнами эпохи рококо и будто сквозь дверную щель увидеть эпизоды из любовных сцен героев.
Принцип рубрикации моего исследования был построен на точечном анализе темы от общего к частному. В первой главе я рассказала об основополагающих чертах рококо как стиля искусно декоративного и эротического. Во второй — познакомила с художниками эпохи, чье творчество было посвящено не просто красоте и процветанию аристократии, а непосредственно любовным интригам и физическим удовольствиям. Третья глава стала самой узконаправленной: вместе со зрителем мы искали символы и скрытые смыслы в представленных работах. Также хочу отметить, что в повествовании я применила кольцевую композицию и в финальной главе подробно проанализировала обложку исследования, дабы усилить впечатления аудиториии после всего прочитанного.
Знакомство со стилями и направлениями живописи у каждого человека происходит своим уникальным образом. Одни открывают для себя новое знание, прослушав лекцию или посмотрев документальный фильм, другие — увидев на прилавке книгу, внешнее оформление которой сразило их наповал.
Что есть рококо я узнала, взяв в руки роман «Опасные связи» издательства «Азбука-классика» — его украсила картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Качели». Этот факт объясняет мой выбор обложки для исследования.
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767.
Основные характеристики стиля
Франсуа Буше. Похищение Европы. 1747.
Нежные и сочные тона. Рококо отличается полупрозрачной и отдающей жемчугом цветовой палитрой, которая играет ключевую роль в визуальной составляющей стиля. Она состоит из розовых, голубых, мятных, кремовых оттенков, передающих игривое настроение, декоративность и «кукольность». Художники стремились писать легко, несколькими мазками, добиваясь полутонов и переливов краски — так полотна не выглядели перегружено и излучали сияние.
Жан-Франсуа де Труа. Признание в любви. 1731.
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767. // Жан Оноре Фрагонар. Блеф слепого человека. 1750.
Франсуа Буше. Купание Дианы. 1742.


Жан-Оноре Фрагонар. Блеф слепца. 1767. // Франсуа Буше. Женская головка. 1730.
Легкость и игривость. В отличие от претенциозного и торжественного барокко, рококо отличается плавностью и легкостью форм в композиции, стремится к более свободным, изящным линиям, чем демонстрирует беззаботность и «сладость» происходящего момента, который зафиксировал художник.
Франсуа Буше. Мадам де Помпадур за туалетом. 1760.
Жан-Оноре Фрагонар. Три грации. 1765-1770.
Франсуа Буше. Венера и Купидон. 1769.
Франсуа Буше. Венера и путти. 1761.
Интимность и нагота. Обнаженные тела в рококо рассматриваются не как предмет пошлости или прямолинейной откровенности, а скорее как символ свободы и близости. В выборе сюжетов для своих картин художники отдавали предпочтение чувственным сценам из частной жизни людей. Они не просто отражали физическую красоту, но и создавали особую связь между зрителем и произведением искусства. Голое тело гармонично вписывается в окружающую природу и интерьеры, изображенные на полотнах, и создает ощущение гармонии.
Франсуа Буше. Диана после охоты. 1745.
Франсуа Буше. Обнаженная на софе (Луиза О Мерфи). 1752.
Жан Оноре Фрагонар. Похищение рубашки Амуром. 1760-е.
Жан Оноре Фрагонар. Игра с огнем. 1763-1764.


Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1735. // Франсуа Буше. Венера и Купидон. 1769.
Ключевые художники и их работы
Франсуа Буше. Он был смел, раскован и талантлив, поэтому позволял себе создавать легкие и фривольные сюжеты, буквально срисовывая их с придворных. Самым желанным заказчиком Буше стала фаворитка короля — маркиза де Помпадур, портреты которой он рисовал до самой ее смерти.


Франсуа Буше. Мадам де Помпадур. 1756. Франсуа Буше. // Портрет маркизы Помпадур. 1759.
Буше часто обращался к мифологическим и пасторальным темам, изображая моменты, излучающие любовь. Например, в картине «Венера и Амур» (1751) боги любви изображены в достаточно интимной обстановке, что подчёркивает не только их божественную природу, но и наличие человеческих чувств.
Франсуа Буше. Венера и Амур. 1751.
Работы художника по большей части написаны в пастельных тонах, создающих ощущение легкости и невесомости. В картине «Цветочница» (1758) Буше использовал светлые цвета и нежные оттенки, чтобы подчеркнуть невинность и юный возраст героини.
Франсуа Буше. Цветочница. 1748.
Картины Франсуа Буше эффектны по композиции и исполнены динамичным мазком, что мотивирует зрителя передвигать взгляд по картине. Асимметричные формы в сочетании с плавными линиями создают ощущение движения. В его работе «Фонтан любви» (1748) композиция организована так, что человек просто не может не следить за «перемещением» фигур.
Франсуа Буше. Фонтан любви. 1748.
Жан-Оноре Фрагонар. Ученик Буше, художник, ставший известным, изображая образы жизнерадостных садовниц, артистичных любовников, купидонов и мифологических персонажей, а также используя сочные краски и подчёркивая изящество форм. Он был последним из творцов, воспевающих рококо.


Жан Оноре Фрагонар. Музыкальное состязание. 1775. // Жан Оноре Фрагонар. Счастливые влюбленные. 1760-1765.
Практически во всех своих работах Фрагонар обращался к теме любви, игры и удовольствия. Герои его картин — это гедонисты, которые наслаждаются жизнью и коротают свои дни путем погружения в мир забав и утех. Отношения между мужчиной и женщиной пропитаны страстью и эротизмом. Так, в центре картины «В пшенице» находятся двое возлюбленных, укрывающихся в высоких колосьях. Их позы и выражения лиц передают атмосферу желания и упоения моментом. Пшеничное поле, символизирующее плодородие и ставшее местом для тайных встреч молодых людей, подчеркивает идею о любви как о чем-то естественном и жизненно необходимым.
Жан Оноре Фрагонар. В пшенице. Точная дата написания неизвестна.
Жан Оноре Фрагонар. Прекрасный слуга. Точная дата написания неизвестна.
Жан Оноре Фрагонар. Купальщицы. 1772-1775.
Символизм и скрытые смыслы
Яркий румянец на фарфоровой коже. Отличительной особенностью героинь картин периода рококо являются горящие румянцем щеки, даже если сами девушки белы, как куклы из фарфора. Кстати говоря, эта деталь также является одним из отличий барокко от рококо: прилив крови к лицу, ранее считавшийся неприличным, впоследствии стал признаком женской красоты и юности.


Жан Оноре Фрагонар. Любовное письмо. 1770. // Франсуа Буше. Четыре времени года — Осень. 1775.
Франсуа Буше. Пастораль. 1730-1735.
Путти. Художественные образы маленьких мальчиков (с крыльями или без), которые дополняют любовные сцены и являются символом чистоты, искренности и красоты чувств. В античные времена путти были просто одним их способов заполнения пустого пространства на картине, однако вскоре, в 1760-е, легким взмахом кисти Франсуа Буше, они превратились в самостоятельных персонажей.


Франсуа Буше. Даная. Точная дата написания неизвестна. // Франсуа Буше. Алллегория музыки. Точная дата написания неизвестна.
Франсуа Буше. Три Грации. 1735-1740.
«Дьявол кроется в мелочях». «Качели» — приличная на первый взгляд, но на самом деле абсолютно фривольная по мнению современников картина. Изначально на полотне мы видим юную особу, раскачивающуюся на качелях — казалось бы, ничего криминального, правда? Однако, чем больше вглядываешься в изображение, тем больше открывается деталей, которые в силах полностью поменять мнение об увиденном. Перед нами предстал любовный треугольник, коих в то время на пальцах было невозможно пересчитать. Кроме девушки, на картине можно разглядеть еще двух мужчин. Один из них, тот, что в правом углу — вероятно, муж. В левом — молодой любовник, спрятавшийся в кустах и наслаждающийся видом, который открывал приподнятый подол возлюбленной. Именно по этой причине у картины есть второе название — «Счастливые возможности качелей». Кроме того, об адюльтере также сигнализирует статуя Амура, приложившего палец к губам и словно подсказывающего молодой женщине, что теперь это их секрет. Маленькие путти, символизирующие, в свою очередь, чистую любовь, явно не одобряют сию связь — один из них даже отвернулся в знак своего несогласия с происходящем.


Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767.


Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767.
Заключение
Таким образом, в ходе визуального исследования поставленная мною цель была выполнена: любовный мотив в стиле рококо был подробно проанализирован и раскрыт со всех сторон.
Агратина, Е. Е. Фрагонар. Грани рококо [Текст] / Е. Е. Агратина — 1-е изд. — Москва: БуксМАрт, 2022 — 336 c.
Даниэль, С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара [Текст] / С. М. Даниэль — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010 — 336 c.
Капустина, И. В. Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии: специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»: Диссертация на соискание кандидата исторических наук / Капустина, И. В. ; . — Москва, 2004. — c.
Эротизм и изящество: живопись рококо // ЯндексДзен URL: https://dzen.ru/a/Y9pC3L7AwlC-tUzo (дата обращения: 09.11.2024)
Стиль рококо в живописи, искусстве и архитектуре: черты, примеры, художники, особенности, картины // art-dot URL: https://art-dot.ru/rokoko/?ysclid=lptzvyo2jz686821407 (дата обращения: 09.11.2024)
Обложка: https://pin.it/5LeS6vvsA