Original size 730x1037

СВЕТ (в живописи 19-20 века)

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор:

big
Original size 2649x456

Концепция:

Свое визуальное исследование я решил построить вокруг такого явления как «Свет». Свет окружает нас по всюду, естественный свет от солнца во время дня, а так же свет от луны и звезд в ночное время суток, постоянные источники света в наших домах и квартирах, на работе, торговых центрах и так далее. Даже сейчас, сидя в темной комнате, я пишу это визуальное исследование на компьютере, который так же является источником света.

big
Original size 2649x961

Большие купальщицы, Пьер Огюст Ренуар, 1884-87 Темза под Вестминстером, Клод Моне, 1871 Перед зеркалом, Берта Моризо 1875-80

Все таки, это визуальное исследование по истории искусства, так что я буду говорить о роли света в совершенно разных его видах. Сейчас, работа со Светом, является необходимым навыком практически для всех художников. Он помогает придать объектам форму и объем, чтобы избавиться от «плоской» картинки.

Городские пейзажи, Джереми Манн, 2017

post

Тоже самое сейчас делают и делали раньше в фотографии, которая в целом построена на работе со светом, ведь без должного освещения кадра, камера может вовсе ничего не запечатлеть.

0

Фотороботы, Богдан Богданов (bohdanovbo), 2025

Но объемной картинка была не всегда. Изначально люди не уделяли такое большое внимание свету, взять к примеру иконопись — плоское изображение, где совсем отсутствуют тени.

Original size 2649x1178

Троица, Андрей Рублев, 1410 Владимерская икона Божией Матери, Лука, XII век

Original size 2649x456
Original size 888x336

Гробница Небамуна, Музыкантов и танцовщицы, 1350 г. до н. э.

post

В средневековье появились витражи готических соборов как «божественный светофильтр». Таким образом через архитектуру люди начали олицетворять присутствие бога (бог есть свет), необходимо было создать архитектуру, которая была бы пронизана светом и роль стен уменьшилась.

Шартрский собор, Витражи, XII век

Original size 2649x456
Original size 1068x635

Все, что после. 2024

В живописи же использовать световые приемы стали в эпоху Возрождения. Одним из первых стал Леонардо да Винчи, он как раз изучал особенности восприятия света человеком, а далее уже перенес свои исследования в художественную плоскость и начал создавать на них новые перспективы и формы при помощи света. Но экспериментировать со светом стали уже позже.

Original size 2560x1138

Благовещение, Леонардо да Винчи, 1475

Original size 2649x456

Импрессионизм

Купальщики, Фредерик Базиль, 1869 Рыбак с сетью, Фредерик Базиль, 1868

post

Течение в искусстве, которое зародилось в конце 19 века во Франции. Представители импрессионизма сняли с себя огромный груз ответственности, теперь художник не пытается запихнуть в одну картину всю вечность. Сильно больше ценится момент в его изменчивости.

Впечатление. Восходящее солнце, Клод Моне, 1872

Original size 2649x456
post

В этом направлении было множество экспериментов, они работали с перспективой, кадром и формой. Как например в данной картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), где нарушаются законы пропорций.

Свет в импрессионизме занимал ключевую роль

Свет –– не просто инструмент для освещения форм, а самостоятельная визуальная стихия. Свет который видно сквозь толщу воздуха. В «Руанском соборе» Клода Моне (1894 г.) фасад здания буквально растворяется в воздушной среде.

Original size 2492x1181

Руанский собор, Клод Моне, 1894

Импрессионисты в один момент разрушили все каноны реализма и академизма, которые считали, что самое главное в живописи это линия и объемная форма. Они ушли от раскраски формы, к лепке цветом. От этого возникает ощущение что все объекты как-будто полупрозрачные и свет сочится прямо сквозь них.

Original size 2492x1196

Вокзал Сен-Лазар, Клод Моне, 1877

post

В произведениях импрессионизма есть деталь, которая сильно отличает это направление от других. Из-за этой толщи воздуха, через которую проникает свет, который нам демонстрирует автор, в данном случае, на картине «Откровенность» (1878) Пьера Огюст Ренуара, возникает ощущение приостановленного момента. Картинка немного смазанная, будто поставил фильм на паузу.

Постимпрессионизм

Постимпрессионисты унаследовали от импрессионистов тот самый интерес к свету. Только теперь свет стал инструментом для выражения их эмоций и метафизических идей. Свет был мостом между реальностью и мифом. Он превратился в цвет, часто совсем неестественный.

А, ты ревнуешь? , Поль Гоген, 1892 Больше никогда, Поль Гоген, 1897

Original size 2492x1021
Original size 550x442

Портрет Винсента ва Гога, рисующего подсолнухи, Поль Гоген, 1888

Винсент Ван Гог в свою очередь использовал густые слои краски, чтобы казалось, что свет буквально выступает из холста. Так же он писал контрастные цветовые пары (желтый/фиолетовый, синий/оранжевый), делал он это затем, чтобы усилить эффект свечения.

Звездная ночь, Винсент ван Гог, 1889 Ночная терраса кафе, Винсент ван Гог, 1888

Original size 2649x456
post

«Спальня в Арле» (1889) –– тут Винсент Ван Гог помимо свечения и интересного светового рисунка, так же демонстрирует один из приемов импрессионизма (игра с перспективой).

Другие примеры Постимпрессионизма и игры со светом.

Купальщики в Аньере, Жорж Сёра, 1884 Натурщицы, Жорж Сёра, 1888

0

Поцелуй в постели, Анри де Тулуз-Лотрек, 1892 Туалет, Анри де Тулуз-Лотрек, 1889 В Мулен Руж. Танец., Анри де Тулуз-Лотрек, 1890 Прачка, Анри де Тулуз-Лотрек, 1889

Лучизм

Основателем данного стиля является Михаил Ларионов. Художник сильно вдохновлялся работами постимпрессионизма, так что цели и философия были довольно похожи. Творчество Михаила Ларионова так же характеризовалось передачей ощущения от предметов, а не их внешнего вида, создавал это он через динамичные и яркие вспышки света (лучи).

Original size 2492x1021

Стекло, Михаил Ларионов, 1912 Лучистые линии, Михаил Ларионов, 1911 Петух. Лучистый этюд, Михаил Ларионов, 1912

Original size 2337x1021

Желтый и зеленый лес, Наталья Сергеевна Гончарова, 1913

«Лучизм стирает границы между картинной плоскостью и натурой, как мираж в пустыне» — Михаил Ларионов.

Заключение

Подводя итоги проведенного мной визуального исследования, могу сказать о том, что свет в искусстве использовался совершенно по разному. Когда-то он отсутствовал совсем, когда-то он помогал художникам подсветить, придать форму или объем объекту, а иногда, например как в случае и Лучизмом, свет становился главным героем истории на холсте. Думаю, что экспериментировать с ним можно еще очень долго.

Bibliography
Show
1.

Level One. Импрессионизм [Электронный ресурс] // Бюро Горбунова. — URL: https://bureau.ru/books/levelone-imp/10 (дата обращения: 17.05.2025).

2.

Why Old Churches Face East [Электронный ресурс] // Italoamericano. — URL: https://italoamericano.org/why-old-churches-face-east/ (дата обращения: 15.05.2025).

3.

Солнечный свет в искусстве: как художники изображали солнце [Электронный ресурс] // Нож. — URL: https://knife.media/sunlight-art/ (дата обращения: 17.05.2025).

4.

Аксёнова А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения. — М.: Эксмо, 2021. — 224 с.

5.

Лучизм [Электронный ресурс] // Русский авангард. — URL: https://rusavangard.ru/online/history/luchizm/ (дата обращения: 18.05.2025).

Image sources
Show
1.2.

Клод Моне. Темза под Вестминстером — URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Monet_The_Thames_at_Westminster_1871_Westminster.jpg

3.4.

Джереми Манн. Мистические городские пейзажи — URL: https://museum-design.ru/jeremy-mann-gorodskie-peyzazhi-na-kartinah-v-stile-sovremennogo-impressionizma/

5.6.7.8.

Владимирская икона Божией Матери [Электронный ресурс]. — URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cb/Vladimirskaja_ikona_Božiej_Materi.jpg (дата обращения: 15.07.2024).

9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

Пьер Огюст Ренуар. Откровенность — URL: https://artchive.ru/pierreaugusterenoir/works/228472~Otkrovennost%27#show-work://228472

21.22.23.

Поль Гоген. Видение после проповеди — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Видение_после_проповеди#/media/Файл: Paul_Gauguin_137.jpg

24.

Поль Гоген. Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи — URL: https://ic.pics.livejournal.com/giterleo/23090943/732/732_original.jpg

25.26.

Винсент ван Гог. Ночная терраса кафе — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ночная_терраса_кафе#/media/Файл: Gogh4.jpg

27.28.29.30.

Анри де Тулуз-Лотрек. Поцелуй в постели — URL: https://www.singulart.com/blog/wp-content/uploads/2024/04/in-bed-the-kiss-1892-1.jpgLarge-1.jpg

31.32.33.34.35.

Михаил Ларионов. Лучистые линии — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/835~Rayonism#show-work://380610

36.

Михаил Ларионов. Петух. Лучистый этюд — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/835~Rayonism#show-work://14527

37.

Наталья Гончарова. Жёлтый и зелёный лес — URL: https://artchive.ru/nataliagoncharova/works/253194~Zheltyj_i_zelenyj_les#show-work://253194

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more