
Концепция
Страх — это универсальное человеческое чувство, которое на протяжении веков находило свое отражение в различных формах искусства. Художники используют страх для выражения личных и общественных тревог, экзистенциальных вопросов, а также для исследования подсознания. В искусстве страх не просто отражает чувство опасности или тревоги, но и становится инструментом катарсиса, очищения и трансформации внутреннего состояния человека, позволяет глубже понять причину этих эмоций и осмыслить их в контексте культурных и исторических изменений.
В этой работе я рассматриваю подвиды страхов в искусстве и то, как они отражаются в картинах в зависимости от восприятия художников. Начиная с 19 века, тревога и страх стали неотъемлемой частью жизни людей. Постоянные социальные и экономические изменения, глобальные угрозы, усиление требований цивилизации и другие факторы влияют на эмоционально-нестабильные настроения общества. Поэтому цель исследования — изучить, как и какие страхи выражаются в искусстве, и через какие приемы художники это доносят до зрителя. От этого и выстраивается принцип рубрикации: от экзистенциального страха до страха перед технологическим прогрессом.

Сальвадор Дали, «Балерина в черепе» (1939)
Для раскрытия темы я подбирала соответствующие визуальные материалы, в этой работе анализируются работы многих авторов: Эдварда Мунка, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Ганса Гигера и других. В процессе написания я изучала различные научно-искусствоведческие статьи по теме страха в искусстве, а также анализы отдельно взятых работ.
Энди Уорхол, серия «Смерть и катастрофы» (1962–1963)
Визуальное исследование поднимает вопрос эмотивности страха, того, как и для чего чувство тревоги проявляется в искусстве.
Экзистенциальный страх и тревога перед неизведанным
Этот страх возникает из ощущения неопределённости, неизвестности и неизбежности смерти, что приводит к внутреннему потрясению и тревоге.
Михаил Врубель, «Демон сидящий» (1890)
В искусстве экзистенциальный страх часто выражается через образы одиночества, пустоты, хаоса и внутренней борьбы человека с бессмысленностью мира. Это не просто страх перед конкретной угрозой, а фундаментальное переживание, связанное с осознанием собственной конечности и бессилия. Художники используют этот страх для создания катарсиса — очищения через сострадание и страх, позволяющий зрителю глубже осознать свою сущность и место в мире.
Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот» (1888)
Юлия Кривозубова в работе «Тревожное в искусстве глазами современников» отмечает, что через образы художники подчеркивают уязвимость человека перед силой природы и неизвестностью будущего. Это стремление к самоопределению противодействует осознанию существующих угроз, что создает сложную и многослойную динамику в восприятии зрителей. [4]
Вся серия картин Эдварда Мунка «Крик» в хронологическом порядке (1893-1910)
Эдвард Мунк погружают зрителя в мир тревожных эмоций. Его знаменитая серия картин «Крик» демонстрирует остроту страха, внутреннего конфликта и экзистенциального беспокойства. Некоторые считают «Крик» результатом маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник, другие полагают, что сцена была вдохновлена одним особенно жутким природным явлением, которое художник описал в дневнике.
«Однажды вечером я шел по тропинке, город был с одной стороны, а фьорд внизу. Я чувствовал себя усталым и больным. Я остановился и посмотрел на фьорд — узкий, извилистый и глубоко врезающийся в сушу морской залив со скалистыми берегами — солнце садилось, и облака становились кроваво-красными. Я почувствовал крик, пронесшийся сквозь природу; мне показалось, что я услышал этот крик. Я нарисовал эту картину, нарисовал облака как настоящую кровь. Цвета пронзительно кричали. Это и стало Криком», — писал Мунк. [5]
Танатологический страх
Франсиско Гойя, серия «Мрачные картины» (1819–1823)
Танатологический страх — это страх смерти и бренности бытия. В художественных произведениях этот страх выражается через символы смерти, разложения, пустоты и перехода в иное состояние, что помогает человеку осмыслить свою смертность и найти смысл жизни.
Франциско Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына» (1819–1823)
В период с 1819 по 1823 год Франсиско Гойя создал свои «мрачные картины» — серию из 14 произведений. На самом известным из них отец буквально поедает своего ребенка. Несмотря на весь ужас этого произведения, трудно найти более выразительный способ показать цикличность времени. С одной стороны, выпученные глаза Сатурна и его резкие движения громко кричат о том, насколько ему важна его власть, однако с другой стороны, в его взгляде можно поймать оттенок отчаяния, он как бы осознает весь ужас своих действий, но, увы, не видит иного выхода. Сатурн — символ времени, которое поедает всё живое. Картина становится метафорой страха перед необратимостью смерти, перед тем, что время уничтожает всё, в том числе и самое дорогое. Это не только страх физической смерти, но и страх утраты, разрушения, конца рода, исчезновения самого себя.
Франсиско Гойя. «Собака», «Донья Леокадия Соррилья» (1819-1823)
Эдвард Мунк, «Больная девочка» (1885)
В статье Л. Г. Ореховой «Метафизика страха в искусстве» отмечается, что танатологический страх является одной из важных форм страха, отражающихся в искусстве, как эмоционально-чувственный и символический образ. Художники создают образы, которые служат средством смысловой коммуникации и помогают осмыслить значение смерти в культуре. [7]
Стихийный ужас: тревога и страх перед природой
Иван Айвазовский, «Девятый вал» (1850)
Страх перед природными катастрофами и силой стихии в искусстве выражается через драматические образы бушующей природы, подчёркивающие уязвимость человека перед непредсказуемой и могущественной силой. Художники используют динамичные композиции, контраст света и тени и эмоционально насыщенные сцены, чтобы передать панику, ужас и бессилие перед стихией.
Каспар Давид Фридрих, «Монах у моря» (1808–1810)
Иван Айвазовский, «Буря на море» (1876)
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи» (1833)
Тени конфликта: социальный страх и страх войны
Сальвадор Дали, «Лицо войны» (1940)
Социальный страх и страх перед насилием выражаются через образы хаоса, страдания, разрушения и отчуждения, отражая коллективные тревоги общества перед социальными кризисами.
Василий Верещагин, «Апофеоз войны» (1871)
Художники структурируют и упорядочивают страх, помогая осмыслить хаос и горе, вызванные насилием и войной, превращая разрушительные эмоции в художественные образы, которые облегчают переживание и понимание страха.
«Ужасы войны» — серия из 82 гравюр Франсиско Гойи (1810-1820)
Франсиско Гойя в серии гравюр «Ужасы войны» (также известная как «Бедствия войны») показал страдания мирных жителей, разрушения и насилие, передавая коллективный страх общества перед войной и жестокостью. В этом цикле работ Гойя отказывается от традиционного героического образа войны. В то время как многие художники изображали войну метафорически, подчёркивая героизм, романтику и военную славу, Франциско Гойя сосредоточился на передаче страха, ужаса и разрушительного влияния войны. Кроме того, он отказался от ярких цветов, предпочтя работать со светом и тенью, что усиливает трагический эффект изображаемых событий.
Пабло Пикассо, «Герника» (1937)
Пабло Пикассо в этой работе выразил страх и протест против бомбардировок и насилия, создав мощный антивоенный символ, который отражает социальный страх перед войной и разрушением. Это выражается через ряд символов и художественных деталей: - Искажённые и деформированные фигуры (люди и животные изображены ломаными формами, что символизирует разрушение и хаос, вызванные войной). - Плачущие женщины по краям композиции олицетворяют отчаяние и страдания мирных жителей. - Воин с разорванным телом и сломанным мечом в центре картины символизирует поражение и бессилие перед насилием. - Черно-белая цветовая гамма напоминает кадры хроники, усиливая ощущение трагедии. - Электрическая лампа в верхней части картины создает клаустрофобное, напряжённое пространство.
Все эти детали вместе создают мощный эмоциональный образ страха, разрушения.
Страх перед внутренними демонами и бессознательным
Психологический страх в искусстве часто представлен как столкновение человека с хаосом, неупорядоченностью и иррациональностью мира. Этот страх связан с глубинными аспектами психики — подсознательными страхами, тревогами и переживаниями, которые сложно осознать и выразить напрямую.
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)
Работы Сальвадора Дали, направлены на исследование абсурдного и иррационального. Они создают новые уровни страха, детализируя его природу и место в человеческой жизни. Размытые линии между реальностью и сном показывают, как неведомое может вызывать не только страх, но и восхищение.
В картине «Постоянство памяти» изогнутые часы символизируют страх перед течением времени и изменчивостью реальности. Этот мотив времени создает атмосферу неопределенности и страха перед будущим, где привычные вещи теряют свою значимость, а мир становится абсурдным и нелогичным.
Сальвадор Дали, «Сон» (1937)
Сальвадор Дали, «Великий мастурбатор» (1929)
Анализируя творчество Сальвадора Дали, можно заметить, что он часто использует страх, как средство для создания чувства дезориентации, шока и удивления у зрителей, раскрывая внутренние конфликты и страхи, связанные с реальностью.
Тишина одиночества
Страх перед социальной отчуждённостью и одиночеством в искусстве раскрывается через визуальные образы изоляции, эмоциональную напряжённость, символику пустоты и внутреннего конфликта, создавая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя.
Эдвард Хоппер, «Ночная сова» (1942)
Эдвард Мунк, «Меланхолия» (1892–1896)
Рене Магритта, «Сын человеческий» (1964)
Механизмы тревоги: страх перед технологическим будущим
Страх перед технологическим прогрессом в искусстве появился как реакция на быстрые и масштабные изменения, вызванные промышленной революцией и последующим развитием науки и техники. Эти перемены кардинально поменяли образ жизни, социальные структуры и восприятие мира, порождая в обществе тревогу и опасения. В картинах этот страх выражается через обезличивание образов. Человек изображается как часть массы, которая олицетворяет утрату индивидуальности. Также часто используются искажённые, гротескные формы техники, контрасты света и тени, пустые пространства и изолированные фигуры. Эти приёмы усиливают чувство тревоги, одиночества и неопределённости.
Вольфганг Паален, «Les étrangers» (1937)
Картина иллюстрирует асимметричные конструкции из неизвестного материала, который левитирует над землёй, создавая ощущение чуждого, неизвестного, почти неземного технологического мира, что отражает страх перед непонятными и неконтролируемыми технологиями.
Ганс Рудольф Гигер, «Биомеханоид», «Биомеханический гуманоид», «Биомеханоиды» (1983)
Ганс Рудольф Гигер, «Японская экскурсия» (1996), «Последний» (1987), «Пейзаж» (1996), «Гиперскорость» (1985)
Работы Ганса Рудольфа Гигера через мрачные, гротескные образы биомеханики визуализируют страх перед всепоглощающей технологической цивилизацией, потерей человечности и неопределённостью будущего, делая его творчество квинтэссенцией этих тревог. Органическое и механическое сливаются в единое целое в его работах, символизируя утрату человечности.
Ганс Рудольф Гигер, «Эротомеханика» (1979)
В заключении я хочу показать проект Рефика Анадола «Glacier Dreams», который отражает страх перед будущим через визуализацию уязвимости природы и последствий климатических изменений, вызванных деятельностью человека и технологическим прогрессом. В основе проекта лежит огромный массив данных и изображений ледников Исландии, которые с помощью искусственного интеллекта преобразуются в абстрактные, динамичные визуальные образы — словно «сны» тающих ледников. Через художественное воплощение данных о ледниках художник передаёт тревогу и страх перед будущим, в котором природные ландшафты могут быть необратимо разрушены из-за технологического и индустриального воздействия человечества. Эта работа интересна в контексте страха перед будущем, так как она выполнена с помощью самых инновационных технологий, что отражает неоднозначность этой темы.
Рефик Анадол, «Glacier Dreams» (2023)
Заключение
Употребление страха в искусстве нельзя недооценивать, поскольку он становится мощным инструментом для стимулирования дискуссий о моральных и этических аспектах нашей жизни. Страх и тревога, будучи неотъемлемой частью человеческого существования, находит свое отражение в произведениях искусства, которые становятся не только зеркалом внутреннего мира художника, но и отражением социальных и культурных изменений, происходящих в обществе, а также оно способно вызвать у зрителя полный спектр эмоций, от страха до понимания и принятия.
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.Р. ГИГЕРА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11904 (дата обращения: 17.05.2025).
Guernica, 1937 by Pablo Picasso // Pablo Picasso. URL: https://www.pablopicasso.org/guernica.jsp (дата обращения: 16.05.2025).
Искусственный интеллект показывает сны ледников // goarctic. URL: https://goarctic.ru/kultura/iskusstvennyy-intellekt-pokazyvaet-sny-lednikov/?ysclid=mauqzps8yi153945059 (дата обращения: 18.05.2025).
Кривозубова Ю.И. ТРЕВОЖНОЕ В ИСКУССТВЕ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ // Символ науки. 2020. № 12-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnoe-v-iskusstve-glazami-sovremennikov (16.05.2025).
Мунк, Э. Дневники и письма / пер. с норв. Е. Рачинской, М. Макаридиной, Е. Воробьевой. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 352 с.
Ночь в музее: по следам самых пугающих картин // ART FLASH. URL: https://artflashmagazine.ru/noch-v-muzee-po-sledam-samyh-pugayushhih-kartin/ (дата обращения: 17.05.2025).
Орехова Лариса Георгиевна Метафизика страха в искусстве // Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2009. № 03. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafizika-straha-v-iskusstve (дата обращения: 17.05.2025).
Сакурин Александр Вячеславович Сюрреализм как реакция на кризис культуры в начале XX века // Философская мысль. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syurrealizm-kak-reaktsiya-na-krizis-kultury-v-nachale-xx-veka (13.05.2025).
Фролова О. С. Страх как феномен культуры // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. №S9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-kultury (11.05.2025).
https://veryimportantlot.com/uploads/over/files/Новости/2020/Декабрь 2020/Статья 12 (1) Сальвадор Дали. Картина «Лицо войны», 1940.jpg