Original size 2480x3508

Сравнение выставок «Уроки радости и боли» и «Сергей Параджанов…»

PROTECT STATUS: not protected
8

Целью визуального исследования является сравнение двух выставок, которые раскрывают биографию кинорежиссёров и их различные методы. Задачами визуального анализа являются выявление и сравнение подходов, которыми руководствовались кураторы, создавая выставочные проекты.

Обе выставки отражают как разными методами возможно показать тему кино. Выставки посвящены кинорежиссёрам: Динаре Асановой и Сергею Параджанову.

В ГЭС-2 выставка посвящена жизни, творчеству и режиссерскому методу Динары Асановой — уроженки Киргизии, раскрывающей в своих фильмах мир детей и подростков эпохи застоя. А экспозиция в ГМИРЛИ к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова погружает зрителя в мир режиссёра, чьё творчество и судьба были наполнены многочисленными событиями.

«Уроки радости и боли» куратор Андрей Василенко 25 апр–14 июля 2024 ГЭС-2

Выставка «Уроки радости и боли» обращается к фильмам и историям из жизни кинорежиссера Динары Асановой (1942–1985). Ключевые темы ее работ: юность, взросление и конфликт поколений — признак социальной разобщенности.

Экспозиция состоит из трёх частей. Это позволяет отойти от привычных моделей представления фильмов за пределами кинотеатра. «Такой подход напрямую связан с резонным вопросом: „А зачем вообще отрывать кино от естественного контекста?“ Отказ от характерной для „выставок о кино“ структуры, где нет места собственно фильмам, возвращает этому медиуму самую важную его черту — воздействие непосредственно на зрителя». Куратор пришёл к формату «выставки-блокбастера», а не использовал стандартный метод.

big
Original size 1399x880

О пространстве

Выставка проходит в доме культуры «ГЭС-2», которое позиционируется как современное культурное пространство, ориентированное на широкую аудитории: от молодежи до взрослых, с акцентом на творческую молодежь и ценителей современного искусства.

Структура

Характер выставки не представлял особого маршрута, однако все работы выстроены в хронологическом порядке (от первого фильма, снятого Динарой Асановой до воспоминаний коллег). На выставке фокус был на камерном представлении. Выставка занимает 1 большой зал, где архитектура «белого куба» стала удачной базой для застройки экспозиции. Также особая архитектурная застройка дополняет работы своими удачными подходами (миндалевидные отверстия похожие на глаза). Архитектурное решение представляется как композиция небольших кинозалов, где зритель сможет оказаться наедине с работами режиссера.

Кураторская идея

«Уроки радости и боли» отличается от стандартных выставок о режиссерах и кинематографе: здесь нет костюмов и артефактов, связанных с кинопроизводством. Вместо этого организаторы сосредоточились на методах, которыми руководствовалась сама Динара. Такое кураторское решение подходит Асановой, которая любила работать с непрофессиональными актерами, требовала, чтобы они говорили своими словами, а не учили текст, превращала их в соавторов и отходила от сценария, включая в фильм болтовню на съемочной площадке.

«Выставочный формат дает нам возможность иначе узнать режиссера. Не открыть, а именно узнать… Это не мемориальная выставка, не биографическая» — Андрей Василенко

0

«Уроки радости и боли», вид экспозиции, 2024

Параллельная программа

Паралелльная программа служит здесь инструментом погружения зрителя в дополнительный контекст. Представлены программа вотчинг-группы, медиаторский тур, публичные программы, интерактивные занятия и кинопрограмма. Также присутсвуют туры для незрячих и слабовидящих посетителей, позволяющие познакомиться с выставочным проектом с помощью вербальных, телесных и игровых практик.

Упоминание в СМИ

Дом культуры активно развивает собственные соцсети (Telegram, VK, YouTube). Выставку также осветили крупные медиа: Афиша, Артгид, Design Mate и журнал «Сеанс».

«Сергей Параджанов. Вечный полёт» Государственный Музей Истории Российской Литературы Имени В. И. Даля куратор Ольга Залиева 24 мая–27 окт 2024

Выставка, посвящённая 100-летию Сергея Параджанова, демонстрирует многогранное творчество, в котором он соединял разные жанры и искусство. Он оказал влияние на советско-поэтическое кино, а его творчество неразрывно связано с визуальными искусствами: картинами, коллажами, инсталляциями. На выставке представлены редкие архивные материалы, фильмы, произведения искусства, а также экспонаты, связанные с его жизнью. Колорит восточных кинолент передаётся засчёт насыщенного бордового цвета стен. Благодаря декору можно отметить раскрытие экспонатов, он помогает.

Original size 1797x1200

Фотографии Сергея Параджанова работы Юрия Мечитова

Original size 1798x1200

«Сергей Параджанов. Вечный полёт», вид экспозиции, 2024

О пространстве

Выставка проходила в Государственном Музее Истории Российской Литературы Имени В. И. Даля. ГМИРЛИ ориентирова на широкую аудиторию, от школьникови студентов до взрослых и пожилых людей, заинтересованных в истории литературы и культуры.

Структура

Выставка состоит из 3 залов: зал с коллажами Сергея Параджанова, его живописью и графикой, другой зал с национальными костюмами, предметами декоративно-прикладного искусства, ещё один зал с архивными материалами — фотографии, творческие автографы, документы. Дополняют экспозицию отрывки из кинофильмов режиссёра: «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб». Архитектурная застройка присутствовала только для того, чтобы вместить в себя работы, которые не поместились. Другой цели она не несла.

Кураторская идея

Идея выставки — показать Параджанова как многогранного художника, чьё творчество продолжает вдохновлять и преодолевать время.

«Мы хотели бы подарить зрителям выставки волшебную, феерическую атмосферу „вечного праздника“, который создавал своим творчеством и самим своим существованием Сергей Параджанов», — сказала куратор выставки Ольга Залиева

0

«Сергей Параджанов. Вечный полёт», вид экспозиции, 2024

Параллельная программа

Представлены такие паралелльные программы как кураторские и тематические экскурсии.

0

«Сергей Параджанов. Вечный полёт», вид экспозиции, 2024

Упоминание в СМИ

Музей не особо продвигает свои экспозиции в соцсетях. Выставку осветили крупные медиа: Афиша, Культура РФ, Точка ART. Главным партнёром является Музей Кино.

Вывод

Обе выставки затрагивают тему кино и кинорежиссёров. Экспозиции, посвящённые Динаре Асановой и Сергею Параджанову, открывают зрителю не просто творческие миры двух выдающихся режиссёров, но и их биографии, которые глубоко связаны с их искусством.

Что касается организационных моментов, то скорее всего у второй выставки был небольшой бюджет и в некоторых местах она уступает первой (это и инклюзивные материалы, работа со светом и параллельная программа).

Актуальность заключается в том, что кино остаётся мощным инструментом самовыражения и общественного обсуждения, а интерес к биографиям режиссёров помогает лучше понять как их творчество, так и контекст времени, в котором они работали.

Библиография:

Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) //Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2019. — №. 3. — С. 197-215.

Сравнение выставок «Уроки радости и боли» и «Сергей Параджанов…»
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more