
Рубриктор
1. Концепция 2. Исторический контекст 3. Анализ света и цвета в зарубежном импрессионизме 4. Анализ света и цвета в русском импрессионизме
Концепция
Как различия в культурном контексте влияют на восприятие цвета и света в русском и зарубежном импрессионизме? Хотя российские импрессионисты переняли базовые постулаты европейского течения, их трактовка цвета и освещения была существенно скорректирована под воздействием отечественной природы, культуры и обычаев. Следовательно, настоящее визуальное исследование ставит своей целью выявление самобытных характеристик русского импрессионизма через сопоставление с его западными аналогами. Это позволит не только углубить понимание художественных практик того времени, но и выявить культурные различия между двумя традициями. Основываясь на ключевых принципах европейской школы, трактовка света и цвета способна преображаться, подвергаясь влиянию иных культур и устоявшихся обычаев. Импрессионизм, как художественное направление, коренным образом изменил взгляд на свет и цвет в живописи, предложив новаторские приемы передачи визуального опыта. В то время как зарубежный импрессионизм (прежде всего, французский) получил широкое признание и изучение, отечественный импрессионизм зачастую рассматривается как местная версия европейских веяний. Вместе с тем, своеобразие восприятия света и цвета в русской школе обладает неповторимыми чертами, формирование которых обусловлено культурными, климатическими и историческими факторами. Изучение этих различий позволяет глубже понять специфику национального художественного мышления и расширить представление о развитии импрессионизма.
«Импрессионисты показывали красоту реального мира, в котором каждый миг уникален- Ги Орландо Роуз» [1].
Импрессионизм, зародившийся во Франции в завершении девятнадцатого столетия, оставил глубокий след в истории живописи, распространившись по всей Европе и достигнув российских земель. Ключевой акцент импрессионистов — на передаче света и цвета, стремление уловить мимолетные впечатления от окружающей действительности — делает это течение объектом пристального изучения. Если зарубежные мастера, такие как Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар, делали акцент на отображении подвижности света и его влиянии на игру красок, то русские живописцы, среди которых Исаак Левитан и Валентин Серов, творчески переосмысливали эти принципы в рамках своей культурной среды. Сравнительный анализ этих двух подходов позволит не только лучше понять методы художественного воплощения, но и увидеть культурные различия, сформировавшие эти два течения.
«Пьер -Огюст Ренуар писал: „Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, да, привлекательной! В мире и так слишком много неприятных вещей.“ — это отражает суть подхода к свету как к динамическому явлению» [2].
Импрессионизм зародился во Франции в период с 1870 по 1880 годы, будучи ответом на академическую живопись. Художники стремились запечатлеть неуловимые впечатления от действительности, используя свет и цвет для передачи этих ощущений. Центральной идеей было отображение постоянно меняющегося природного освещения, атмосферных изменений, а также субъективных переживаний конкретного мгновения. В России это направление появилось с некоторым опозданием, претерпев адаптацию к местным особенностям — климатическим условиям, освещению и культурному наследию.
Анализ света и цвета в зарубежном импрессионизме
Французские мастера — Моне, Ренуар — работали преимущественно на открытом воздухе, что позволяло фиксировать естественные изменения освещения. Их палитра была светлой, насыщенной желтыми, зелеными, голубыми оттенками; тени часто изображались не черными или серыми, а цветными — синими или фиолетовыми.
Ренуар же уделял больше внимания теплым тонам кожи при дневном свете, создавая эффект живой теплоты. Особенность французского импрессионизма — стремление передать изменчивость момента через световые эффекты: мерцание листьев на ветру, отражения воды, дымку воздуха.
Портреты в зарубежном импрессионизме
Эта картина передает ощущение легкости и запечатляет момент прогулки в парке в солнечный день. Моне создает живую сцену, наполненную движением и светом, передавая атмосферу спокойствия и радости. Благодаря испульзуемой цветовой палитре: мягкие оттенки зеленого, голубого, желтого и белого, ярко-красные или оранжевые цвета, создается контраст и фокусируется внимание на фигуре дамы. Светлые тона подчеркивают солнечный день, а тени — прохладные голубые или сероватые оттенки. Моне в совершенстве передает игру света: солнечные лучи, пробиваясь сквозь листву, рисуют световые пятна на траве и фигуре дамы. Свет выглядит живым, меняясь вместе с перемещением солнца, что придает сцене особую реалистичность и динамичность. Мазки кисти художника не стремятся к детализации, вместо этого формируя образы посредством взаимодействия света и цвета. На участках неба и травы мазки особенно свободны и энергичны, что усиливает эффект солнечного сияния.
Клод Моне Прогулка. Дама с зонтиком 1875 г.
В Картине «Завтрак гребцов» сочетается реализм с тонкими нюансами импрессионизма, создавая атмосферу непринужденности и гармонии с природой. Пьер Огюст использует характерные для импрессионизма короткие, прерывистые мазки, которые создают ощущение динамики и живости сцены. Мазки расположены в разных направлениях: у воды — горизонтальные и волнообразные, у фигур — более мягкие и округлые. Такой подход позволяет передать текстуру воды, травы, ткани одежды и даже мимолетное освещение. Важной особенностью является мастерство в передаче света: мазки кажутся наложенными так, что создается эффект мерцания поверхности воды и солнечного сияния.
Пьер Огюст Ренуар Завтрак гребцов 1880–1881 гг.
Эдгар Дега Танцевальный класс между 1873 и 1876 г.
Пейзаж в зарубежном импрессионизме
Моне предпочитал работать с максимально краткими и скоротечными мазками, не выделяя четких границ между оттенками. Краска наносилась им в несколько слоев, благодаря чему зритель скорее ощущал общую атмосферу, чем наблюдал тщательную проработку деталей. Манера письма казалась почти импровизационной, что создавало ощущение динамики и переменчивости.
Клод Моне Стога сена 1891 г.
В качестве палитры цветов французские художники импрессионисты в своих работах используют более яркие чистые цвета.
Клод Моне Впечатление, Восход 1873 г.
В серии картин «Впечатление. Восход солнца» Моне показывает, как играет утренний свет, рассеивающийся над водной гладью. Он использует мягкие переходы: от теплых оранжевых оттенков к прохладным голубым.
Художник виртуозно изображает взаимодействие света и воды. Отражения солнца формируют живые блики на поверхности моря. Свет кажется мягким и рассеянным. Ключевой чертой его работы является умение уловить мимолетное мгновение — переход от ночи к утру. Это достигается тонкой игрой цвета и мазков.


Клод Моне Купальщицы в Ла Гренуйере 1869 г.
Клод Моне Прогулка к утёсу в Пурвиле 1882 г.
Клод Моне Пруд с лилиями 1899 г.
Клод Моне Сад художника в Живерни 1900 г.
Картины Клода Моне «Купальщицы в Ла Гренуйре», «Погулка к утесу в Пурвиле», «Пруд с лилиями» и «Сад художника в Живерни» ярко отражают мастерство художника в передаче цвета и света. Цветовая палитра в них богата зелеными, голубыми и жёлтыми оттенками, что подчеркивает летнюю свежесть и передает момент запечатления особой атмосферы на его картинах.
Особенность французского импрессионизма — стремление передать изменчивость момента через световые эффекты: мерцание листьев на ветру, отражения воды, дымку воздуха.
Русский импрессионизм
Российские живописцы, работавшие в стиле импрессионизма, заимствовали ключевые положения у французских мастеров — практика работы на открытом воздухе, пристальное изучение света. Однако, они приспособили эти принципы к своеобразию северного климата, характеризующегося более холодным светом и продолжительными зимними тенями.
Палитра российских художников зачастую отличалась большей сдержанностью по сравнению с французской: в ней доминировали холодные тона синего и серого, а желтые оттенки были менее насыщенными, что обусловлено особенностями природного освещения в России.
При этом, именно эта приглушенность способствовала созданию особой атмосферы тоски или глубокой задумчивости
Портреты в русском импрессионизме
Н. А. Касаткин Обнаженная натурщица 1898 г.
Илья Машков Рыжеволосая натурщица на фоне ковра 1908 г.
Н. И. Фешин, Золотые волосы, 1914 г.

В портретах русского импрессионизма часто можно встретить такое явление, как «смакование фигуры». Русские художники импрессионисты уделяют особое внимание фигуре человека, своим наслаждением они передают настроение, внутреннюю динамику и характер своих натурщиц. Именно это и позволило создать живые моменты, которые наполнены особой эмоциональностью.
И. С. Куликов, Фонарики в саду, 1906 г.
Антонина Леонардовна Ржевская Музыка 1903 г.
Художник своей игрой света и цвета акцентирует утончённые и благородные черты лица модели и её непринуждённую позу. Яркими красками и контрастами цветов он прекрасно изобразил летнюю прогулку в солнечный день


И. С. Горюшкин-Сорокопудов Девушка под солнцем 1910-е г.
Арнольд Борисович Лаховский Базарный день. Провинциальный рынок 1914 г.


Детали картины Арнольд Борисович Лаховский Базарный день. Провинциальный рынок 1914 г.
И. Е. Репин Портрет Леонида Николаевича Андреева 1912 г.


Алексей Исупов Пикник в лесу Середина ХХ века


Николай Тархов Мамина комната утром 1910-е
Николай Фешин Портрет жены 1924 г.
Константин Коровин Настурции 1888 г.
Пейзаж в русском импрессионизме
Русский импрессионизм отличается меньшим стремлением к броской эффектности. В нём восприятие света подчинено задаче передачи настроения — чаще всего размышляющего или даже драматического.


Н. П. Богданов-Бельский Лето 1911 г.

«Николай Богданов-Бельский говорил: „Меня всегда привлекала детвора, я ей посвятил и посвящаю всю свою жизнь. С одной стороны — воспоминания детства, переживания юношеских лет, а с другой — уж больно хорош детский мир!“ Художник родился и вырос в семье крестьян, поэтому его детство было полно непростых моментов и о них Николай Петрович не забывал. Именно поэтому в своих работах зачастую художник показывал повседневную жизнь простых людей» [3].
Детали картины Н. П. Богданов-Бельский Лето 1911 г.


Н. Н. Дубовской Свежий ветер (У скалистого берега) 1914 г.
Благодаря короткому и быстрому мазку создаётся ощущение динамичности и воздушности. Несмотря на не особо контрастные оттенки, которые используются для скал и фигур людей, зритель четко отличает, где что находится и это происходит именно из-за техники мазка, которой работает художник.


Арнольд Борисович Лаховский На Волге 1918 г.
Николай Клодт Набережная. Ялта 1910 г.


Детали Николай Клодт Набережная. Ялта 1910 г.
П. П. Кончаловский Корабли в порту 1903 г.


Станислав Юлианович Жуковский Интерьер 1917 г.
Николай Богданов-Бельский Яблоневый сад 1920-1930-е
Заключение
Сопоставление использования света и цвета в западном и российском импрессионизме обнаруживает тесную взаимосвязь художественных подходов с природно-климатическими особенностями родины художника. Французский импрессионизм отличается насыщенной палитрой и теплым освещением, передающими оптимистичный дух эпохи модерна. Российская интерпретация этого течения обретает особую лиричность благодаря более сдержанной цветовой гамме и нежному, рассеянному свету северных широт.
Следовательно, можно заключить: невзирая на общие принципы техники изображения кратковременных впечатлений от природы посредством световых эффектов и цветовых решений, национальный колорит обуславливает формирование самобытных художественных образов внутри одного художественного направления.
[Электронный ресурс]: https://studbooks.net/1133276/kulturologiya/osnovnye_harakternye_cherty_impressionizma?ysclid=mau4antjok432282509 (дата обращения 15.05.2025)
[Электронный ресурс]: https://geniusrevive.com/hudozhniki-i-skulptory-o-tvorchestve/ (дата обращения 15.05.2025)
[Электронный ресурс]: https://rusimp.su/ru/collection/object/23?ysclid=mau472z2zh638651520 (дата обращения 15.05.2025)
[Электронный ресурс]: https://yandex.ru/video/touch/preview/8404696687976907217(дата обращения 03.05.2025)
Изображая воздух. Русский импрессионизм., И. Вакар, А. Петрова, О. Юркина, Ю. Петрова./Издательство «Музей русского импрессионизма»., 2025. — 240 с.
https://dogadinka.ru/картина-с-выставки-и-с-горюшкин-сороко/? ysclid=maslllmdhr232971785, (дата обращения 13.05.25)
https://artchive.ru/artists/133~Nikolaj_Alekseevich_Kasatkin/works/208490~Obnazhennaja_model', (дата обращения 13.05.25)
https://drawpaintacademy.com/wp-content/uploads/2019/03/Claude-Monet-Impression-Sunrise-1872.jpg, (дата обращения 13.05.25)
https://drawpaintacademy.com/impression-sunrise/, (дата обращения 13.05.25)
https://gallerix.ru/album/Claude-Monet?ysclid=masopm8rj7222613071, (дата обращения 13.05.25)
https://sr.gallerix.ru/_EX/442966767/408096995.jpg, (дата обращения 13.05.25)
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/8a8/680810.webp, (дата обращения 13.05.25)
https://gallerix.ru/fullpic/5dbee47518c3e0ddb6b0e757f97acb66/, (дата обращения 13.05.25)
https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/work/703/498701.webp, (дата обращения 13.05.25)
https://cdn.mediatheque.epmoo.fr/link/3c9igq/pyx1apqfcobexk0.jpg, (дата обращения 13.05.25)
http://ru.artsviewer.com/images/M/monet/1869-1.jpg, (дата обращения 13.05.25)
https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/work/e43/295769.webp, (дата обращения 13.05.25)
https://cdn.mediatheque.epmoo.fr/link/3c9igq/szk1apqf8lip6g0.jpg, (дата обращения 13.05.25)
Все фотографии картин из раздела «русский импрессионизм» были сфотографированы мной, в Музее русского импрессионизма, на выставке «Изображая воздух», (дата обращения 11.05.25)