
Рубрикатор:
1. Концепция 2. Леонардо да Винчи 3. Рафаэль 4. Тициан Вечеллио 5. Лоренцо Лотто 6. Заключение
Концепция
Меня давно увлекают живопись и история искусства, изучение особенностей отображения совершенно различных вещей и сущностей. Одним из самых интересующих меня в данном ключе объектов является изображение человека. На мой взгляд, образ человека — это одна из самых сложных в исполнении, многосоставных и эмоционально насыщенных тем в искусстве. Если рассматривать историю отображения человека в живописи, наиболее эстетичным и гармоничным оно для меня является в эпоху Возрождения, называемую также Ренессансом.
Начиная разговор об эпохе Возрождения, в первую очередь хочется отметить, что это довольно сложный, и во многом переломный момент между средневековьем и новым временем. Зародилось данное течение в Италии, в городе Флоренция и распространило свои тенденции далеко за пределы страны, породив впоследствии Северное Возрождение, а также на протяжении многих веков оказывая свое несомненное влияние на искусство мастеров совершенно разных эпох.
Ренессанс делится на следующие периоды: 1. Проторенессанс или Треченто (XIV век)- тесно связан со средневековьем, его также называют предвестником Возрождения. 2. Раннее Возрождение или Кватроченто (начало — конец XV века). 3. Высокое возрождение или Чинквиченто (конец XV века и начало XVI века). 4. Позднее Возрождение (середина — конец XVI века).
Этой эпохе характерно отображение культа красоты человеческого тела, обращение к искусству античности, а также выражение идей гуманизма. В отличии от средневековья, где изображение человека одухотворенно, но как будто бесплотно и бестелесно, и живопись все еще имеет крайне иконографичные черты. На развитие живописи эпохи Возрождения оказывали влияние течения философии, литературы, науки и технологии, а также, как упоминалось ранее, интерес к гуманистическим идеям. В сознании человека менялась сама структура взаимоотношений с Богом, где человек начинает понимать, что может даже превосходить природу (что было кощунственным в Средневековье и абсолютно отрицалось церковью).
В связи с уходом феодализма идёт развитие городов и появление школ живописи: Сиенская (XIII–XVII вв), Падуанская (XV в.), Умбрийская (XIII–XVI вв.), Флорентийская (XIII–XVI вв.), Венецианская (XV–XVI вв) и т. д. Главный художественный центр в период Чинквеченто перемещается в Рим, где основными заказчиками всё ещё остаются церковь и меценаты, приближенные к церковным лидерам. Подобных заказчиков в этот период волновало уже не столько реалистичное и объективное исполнение художественных образов, сколько создание такого искусства, которое бы более соответствовало их статусу, подчеркивая величие, монументальность и могущество католической веры. Зачастую работы были довольно крупномасштабными и связаны в первую очередь с росписью храмов, хотя появляются и фрески выполненные в общественных и частных домах. Если же говорить о небольших индивидуальных заказах, то наиболее популярным было изображение Мадонны с младенцем.
В рамках темы визуального исследования я решила не просто выбрать фигуру человека, а подробно изучить и проанализировать особенности изображения младенцев. Образ Христа является основой для огромного количества художественных поисков на религиозную тематику, что также повлияло на моё желание проследить тенденцию изменения этих обликов. Таким образом, темой данного визуального исследования является: «Сравнение образов младенцев в живописи эпохи Высокого Возрождения в Италии».


Мадонна с младенцем / Джотто ди Бондоне / 1320-1330 Мадонна в кресле / Рафаэль / ок. 1514
Если сравнивать облик младенцев эпохи Проторенессанса с более поздними изображениями эпохи Ренессанса, можно заметить, насколько их вид кардинально поменялся. Задачей Чинквеченто во многом было найти новый путь изображения одухотворённого, богоподобного человека, создать иносказательный, метафорический способ отображения его всемогущества через красоту тела, а также грацию поз и жестов. В Проторенессанс по большей части стояла аналогичная задача, но художники решали её по-другому.
Леонардо да Винчи
Леонардо родился 15 апреля 1452 года недалеко от городка Винчи во Флоренции, умер 2 мая 1519 года. Леонардо да Винчи является одним из гениальнейших художников нашего мира и является ярким представителем живописи эпохи Возрождения. Он был крайне многогранным человеком, который живо интересовался природой окружающего мира, в частности человека и его строением, анатомией. Он был не только живописцем и графиком, но также учёным, исследователем и изобретателем. Нельзя не отметить, что все увлечения художника и его необычный для того времени взгляд на мир находили свое отражение в его работах. В своих работах автор стремился к максимальной живости, реалистичности и пропорциональности в изображении людей, что в первую очередь было обусловлено его интересом к анатомии, её правильности и точности. Каждая мышца и связка являлась вдохновением для художника и отображалось в его картинах.
Мадонна в скалах / Леонардо да Винчи / 1499—1506
На данной картине Леонардо да Винчи изображена Мадонна, справа от которой мы видим ангела и двух младенцев по обе стороны от фигуры женщины: Иисуса и Иоанна Крестителя. На холсте изображены вполне реалистичные дети: у младенцев крупная голова по отношению к вытянутому телу. Но их движения и жесты столь красноречивы и осознанны, что подходят скорее взрослому человеку. У младенцев очень длинное тело, как будто им года 3-4, и в фигуре проглядывается чуть ли не каждая мышца, что также не может соответствовать действительности. Справа от Мадонны находится вставший на одно колено и вытянувший перед собой руки Иоанн Креститель. Слева от Девы Марии в сидячей позе изображён Иисус с жестом благословления. Подобными приёмами Леонардо добивается создания идеального, богоподобного человека.
Мадонна Литта / Леонардо да Винчи / 1490-1491
На холсте Леонардо да Винчи изображена Мадонна, кормящая обнажённого младенца — Христа. У ребёнка кудрявые волосы, но также довольно непропорциональное, мускулистое телосложение. Также нельзя не отметить, что у младенца, находящегося на руках Девы Марии спокойный и осознанный взгляд взрослого человека, обращённый прямиком на зрителя. При тщательном рассмотрении картины Леонардо да Винчи, в сжатой левой руке младенца можно заметить живую птичку, предположительно щегла, а правой рукой ребёнок придерживает грудь матери.
Мадонна с веретеном / Леонардо да Винчи / ок. 1501
На данной картине художником изображена Мадонна с младенцем Христом на руках. У ребёнка рыжие кудрявые волосы, непропорциональное, длинное, изогнутое тело, голова и взгляд обращены вверх, а в обеих руках держит веретено. Стоит обратить внимание, что данное положение тела младенца задаёт диагональ в композиции картины.
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти родился 28 марта 1483 года, а умер 6 апреля в 1520 году в Италии. Он был художником, живописцем, рисовальщиком и архитектором разных школ: Умбрийской, Флорентийской и впоследствии Римской. В работах художник изображал представление об идеале человека в его физическом и духовном совершенстве. Можно сказать, что в своих полотнах Рафаэль соединяет обновлённое христианское мировоззрение с идеалами гуманизма, сохраняя при этом античное понимание красоты. Общее впечатление, которое создаётся от взгляда на творчество художника — это спокойствие, возвышенность, простота и ясность, идеалистичность.
Мадонна на лугу / Рафаэль Санти / 1506
Рафаэль Санти в своей работе изобразил Мадонну с двумя младенцами: справа мы видим Иисуса, а слева Иоанна крестителя. Взгляд у детей направлен друг на друга, а их лица выражают спокойствие и внимательность. Их тела довольно длинные в соотношении с детскими головами, над которыми едва видны нимбы. Иоанн показан в каленопреклонённом положении, в его руках находится крест. Иисус также держится за этот крест своей правой рукой, стоя рядом, корпусом по направлению ко второму мальчику. Таким образом, между изображёнными детьми создаётся особый пластический диалог. Иисуса придерживает Дева Мария, но её взгляд направлен на Иоанна. Особое внимание художник уделил внимание детальной проработке волос. У Иисуса мы видим короткие светлые волосы, в то время как у Иоанна Крестителя они рыжие, кудрявые и пышные.
Мадонна с гвоздиками (Мадонна деи Гарофани) / Рафаэль Санти / ок. 1506-1507
На данном холсте Рафаэля Санти отображена Мадонна маленьким Христом, сидящим у неё на коленях. Их лица выражают довольно яркие эмоции, а пластика жестов рук и положения тел, повёрнутых друг к другу создаёт особую связь между матерью и ребёнком. Взгляд младенца с легким прищуром направлен в сторону Девы Марии, но сосредоточен на цветке, который он держит в руках. Тело ребёнка довольно пышное по своим формам, и также смотрится более взрослым, тогда как голова всё ещё остаётся младенческой. Над головами Иисуса и Марии находится едва заметный нимб. Также хочется отметить, что у данной картины очень интересный колорит, построенный на сочетании оттенков голубого и жёлтого, а кожа изображённых людей, особенно младенца, написана очень светло, не контрастно, и как будто создаёт перламутровое свечение.
Сикстинская Мадонна / Рафаэль Санти / 1512
Данная картина Рафаэля отличается от прочих работ с аналогичным сюжетом, особой торжественностью композиций. Вытянутый вертикальный формат и разное расположение героев, создают эффект движения к небу. Обрамление верхних углов драпировками ткани создают поистине театральные декорации данному сюжету. Мадонна с младенцем изображена в небесах, стоящая ногами на облаке, её лицо обращено ко зрителю как же как и Христа, но его взгляд как будто ускользает от зрителя. Младенец полулежит в руках матери. Пропорции тела довольно вытянуты, также художник подчеркнул анатомичность и строение мышц. Нельзя не обратить внимание на выражение лица Христа его взгляд и мимика выражают некоторую встревоженность. в нижней части композиции будто бы опирающиеся на раму находятся два ангела-путти, которые выглядят как дети пяти — шести лет. Их пухлые руки сложены в задумчивых жестах, а взгляды обращены к небу. За спинами ангелочков мы видим маленькие тёмные крылья.
Мадонна в кресле / Рафаэль Санти / ок. 1514
На холсте Рафаэля «Мадонна в кресле» мы можем наблюдать очень эмоциональную и динамичную по своим жестам композицию. позади кресла изображён Креститель Иоанн, смотрящий в сторону Мадонны и Христа. Его лицо выражает беспокойство, а его руки сложены в молитвенном жесте. Общий колорит картины восхищает своей контрастностью и построен на парах дополнительных цветов: красным и зелёным, голубым и жёлтым. Ярко выраженная светотень и чёрный фон усиливают эмоциональные настроения картины. В отличии от других работ художника, Иисус изображён не нагим, а в жёлто-золотом одеянии. Пропорции тела сохраняются такими же, как на предыдущих картинах, единственное отличие — это чрезмерная пухлость, которая придаёт ощущение физического совершенства младенца. Голова ребёнка небольшая, а взгляд спокоен, и направлен наискосок, мимо зрителей.
Тициан Вечеллио
Тициан Вечеллио родился приметно в 1490 году, а умер 27 августа в 1576 году. Основу творчества художника составляют библейские сюжеты, мифологические и исторические сюжеты, а также пейзажи и пасторали. При этом, он является небезызвестным художником-портретистом, который прославился во многом благодаря подобным работам. Его зачастую выступали известные, именитые люди: Папа Римский Павел III, Император Карл V, и аристократы. Особое место в живописи у Тициана было уделено женским образам, но героини картин зачастую остаются для нас безымянными или являются мифологическими. В основу его работ в первую очередь ложатся особенности тональных отношений, взаимодействие цвета и света, а не линейный рисунок, который, к примеру, организует пространство в работах Рафаэля и Леонардо. Цвет в его картинах имеет особую глубину, материальность и пластичность, в частности он питал отдельную любовь к сочетанию синего и красного. Также художник предпочитал создание монументальных, претенциозных композиций, пронизанных особой яркостью и психологичностью художественных образов.
Цыганская Мадонна / Тициан Вечеллио / 1511-1512
На картине Тициана Вечеллио изображена Мадонна в красно-голубом одеянии, придерживающая практически обнажённого младенца, чуть прикрытого на груди её белым шёлковым платком. Удлинённое тело ребёнка не имеет столь ярко выраженных и прорисованных мышц, как например в работах Леонардо. Оно более плотных и пышных форм с характерными маленькими младенческими ручками. Светлая кожа без контрастных теней создаёт очень возвышенный и утончённый образ. У ребёнка редкие прямые волосы, лоб достаточно широкий, а также маленькие изящные глазки и нос, соответствующие возрасту младенца. Ребёнок изображён в полный рост, своей ручкой придерживает вуаль матери, а своим взглядом, направленным вниз, задаёт меланхоличное настроение в картине.
Мадонна с вишнями / Тициан Вечеллио / 1515
В своей картине Тициан изобразил Мадонну, за спиной которой стоят двое Святых: Захарий и Иосиф. Взгляд Мадонны обращён на младенца — Христа, которого мы видим стоящим слева. В своём динамичном жесте он будто бы шагает и протягивает ветвь вишни Марии, его грудь и плечо полу-прикрыты прозрачной вуалью. Лицо Христа обращено к Матери, создавая между ними красноречивый диалог. У младенца вытянутое, пухлое тело, крупная голова и рыжеватые, пушистые волосы. Особая плавность форм тела и светящаяся кожа создаёт легкий, возвышенный образ. В правом нижнем углу картины мы видим маленького Иоанна Крестителя, завёрнутого в меховую ткань и протягивающего свиток Марии и Христу. На его пышном теле видны младенческие складки, а круглые щёки и русые, кудрявые волосы дополняют детский образ. Лицо Иоанна также обращено в сторону Мадонны и Христа, он как будто наблюдает за ними, едва придерживаемый рукой стоящего на заднем плане Святого старца.
Мадонна Пезаро / Тициан Вечеллио / 1518-1526
Данная картина Тициана Вечеллио выполнена на заказ. На ней изображена Мадонна с младенцем на руках, в правом углу холста стоят святые: Антоний Падуанский и Франциск Ассизский. Слева, от Марии мы видим святого Апостола Петра с книгой в руках и в жёлто-синем одеянии. Но самое интересное, что на картине изображён сам заказчик со своей семьёй, приклонённые на колени с обеих сторон от Мадонны. Младенец на картине выглядит очень живым, пластичным и в отличие от многих картин данной эпохи показывает непосредственные детские эмоции, жесты рук и пластику движений. Особое жизнеподобие картине придаёт диалог, возникающий между младенцем Иисусом и одним из Святых, стоящих рядом с Мадонной. Над земной композицией на парящем облаке мы видим двух ангелов-путти. Их телосложение очень реалистично, они имеют довольно пышные формы, маленькие ручки и ножки, а их спины дополнены небольшими крыльями. Позы ангелов динамичны и напоминают своего рода совместную игру, в которой они своими крохотными ручками пытаются удержать огромный, наклонённый крест.
Святой Христофор / Тициан Вечеллио / 1523
На данном холсте Тициана Вечеллио главной фигурой является Святой Христофор изображённый идущим по воде, с сидящим на его плечах младенцем Христом. Крайняя динамичность работы подчёркивается диагональю посоха в руках мужчины, движением его ног, а также развивающимися одеяниями. Младенец одет в лёгкую белую тунику, его рука поднята в довольно повелевающем, указующем жесте, а лицо обращено к Христофору. Ребёнок как будто говорит что-то мужчине, который внимательно его слушает, запрокинув голову и повернув лицо в сторону Христа. Пропорции фигуры ребёнка выполнены в реалистичной манере: небольшое тельце с маленькими ручками и ножками, а также довольно крупной головой. На лице младенца присутствует детский румянец на округлых щеках. Едва заметный нимб над головой Христа обозначает его священную природу, и отчасти сливается со светящейся тканью. Контрастность складок и теней придаёт большую динамичность данной композиции, пронизанной жизнью и силой веры.
Лоренцо Лотто
Лоренцо Лотто родился в Италии в 1480 году, умер приблизительно в 1556. Он непростой художник со сложной судьбой: испытывал финансовые трудности, в связи с чем ему пришлось много путешествовать в поисках заказчиков, но в какой-то момент его перестали признавать. Его портреты наполнены символическими значениями, при этом в каждом изображаемом человеке он сохраняет индивидуальный характер и черты, в связи с чем создаётся особая живость и эмоциональность художественных образов.
Мадонна с младенцем и со святыми / Лоренцо Лотто / 1506
На данной картине Лоренцо Лотто изображает сидящую Мадонну со стоящим на её коленях младенцем Христом, в окружении Святых и старцев. Пластика изображаемых героев картины отличается особой рубленностью движений и форм, что создаёт эффект не жизнеподобных людей, но статичных деревянных статуй. Лица людей выглядят словно иконографичные маски, выражающие каждая свою эмоцию. Фигура младенца напоминает застывшую фарфоровую статуэтку, склонённую над свитком, находящимся в руках у одного из старцев. Крупная голова ребёнка дополнена маленькими чертами лица, находящимися близко друг к другу, над его кудрявой головой мы видим тонкий нимб, обозначающий его святую природу. Верхняя часть тела прикрыто туникой, оставляя открытыми довольно мускулистые ноги и руки. Яркой деталью данного сюжета является изображение Христа, читающего неизвестный нам свиток.
Мадонна с младенцем и ангелами / Лоренцо Лотто / 1520
На холсте изображён классический сюжет — Мадонна, кормящая младенца грудью. С обеих сторон от фигуры женщины на заднем плане находятся ангелы. Их лица, обращены на Христа. Лицо младенца отвёрнуто от зрителя, его голова покоится на руке матери, он лежит на коленях Мадонны. Пропорции фигуры ребёнка вполне соответствуют младенческому возрасту: пышностью форм, а своими маленькими, пухлыми ручками он хватается за одеяние матери. Божественный свет падает не лицо, тело Мадонны и ребёнка, а ангелы будто бы отступают в тень позади них. Колорит картины построен на дополнительных цветах: голубой и жёлтый, красный и зелёный, а материя складок образует пространство вокруг фигур.
Мессер Марсилио Кассотти с женой Фаустиной / Лоренцо Лотто / 1523
Данная картина Лоренцо Лотто необычна в исполнении для эпохи Высокого Возрождения. Главными героями в данном сюжете выступают молодые мужчина и женщина, являющиеся мужем и женой. Это портрет семьи купца, который заказал данную работу. В правой части картины изображена молодая девушка в пышных богато-украшенных одеяниях, рядом с ней сидит мужчина и держит кольцо, собираясь надеть на палец своей невесте. Сверху над героями парит ангел-путти, возлагающий на их плечи ярмо, тем самым освещая и скрепляя союз молодых. У ребёнка густые, кудрявые волосы на голове. Также у младенца необычная мимика лица, его хитрый, прищуренный взгляд направлен на мужчину. Тело ребёнка довольно вытянутое, в особенности это можно наблюдать по длинным, пухлым рукам. За его спиной раскинуты голубо-розовые крылья, за которыми виднеется колчан с луком и стрелами, что отсылает нас к древне-греческой мифологии и образу купидона.
Заключение
В данном визуальном исследовании был проведён анализ образов младенцев в картинах эпохи Высокого Возрождения для изучения этой темы мною были выбраны следующие художники: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио и Лоренцо Лотто. Все мастера работали в период Высокого Возрождения, однако у всех сложилась личная манера письма, свои особенности в изображении человека, в частности в образах младенцев.
Леонардо да Винчи в своих работах стремился к чёткой пропорциональности и точности, прорабатывая каждую мышцу и связку, а также прочие детали. В связи с этим, в изображениях младенцев отчётливо прослеживаются черты и особенности пропорций более взрослого человека, а в их лицах и жестах отражено особое спокойствие и осознанность. Всё вышеперечисленное по итогу создавало идеальный возвышенный образ богоподобного человека.
В работах Рафаэля Санти наблюдаются более плавные и мягкие черты, больше пышность форм, удлинённость тел, а также более ярко выраженные эмоции на изображённых лицах. Во многих картинах кожа написана очень светло, не контрастно, создавая ощущение внутреннего света, подчёркивая величие души.
В образах младенцев Тициана, по моему мнению, гораздо больше реалистичности в пропорциях. Дети изображены приближенно к своей действительной соразмерности, при этом художник не стремился к столь детальной проработке мышц, как например Леонардо да Винчи. Акцент в работах Тициана на простую детскую непосредственность, живые эмоции и динамичные жесты. Подобная пластика создавала особую выразительность и жизнеподобие в картинах художника.
В ранних работах Лоренцо Лотто движения людей, в том числе и младенцев отличались особой рубленностью, иконографичностью и отсутствием живой пластики. В более позднем творчестве образы детей становятся более реалистичными, несмотря на их удлинённые пропорции тела.
Обобщая тенденции в изображении младенцев эпохи Высокого Возрождения, нужно сказать, что они являлись частью религиозных и иногда мифологических сюжетов. Главными изображаемыми детьми были Христос и Иоанн Креститель, также очень часто дополнительными героями картин выступают ангелы путти — младенцы с ангельскими крыльями. Все художники стремились отобразить святость и одухотворённость в человеческих образах, что было связано с изменением мировоззрения людей, появлением новых философских течений, распространением идей гуманизма. При этом, каждый художник использовал стилистические, пропорциональные, световые и цветовые особенности для реализации своего живописного замысла. Общими чертами становится реалистичность, пластичность и пропорциональность в изображении тела. Все картины с подобными сюжетами пронизаны особым спокойствием и гармонией, создавая идеалистическое представление о жизни и людях.
Андреа дель Сарто // Renesans.ru URL: https://renesans.ru/renaissance/artist_02.shtml (дата обращения: 10.10.2024).
Бузукашвили И. Рафаэль Санти //Человек без границ. — 2009. — №. 11. — С. 32-37.
Василенко Н. В. Живопись эпохи Возрождения. — ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Дашкова С. С. Психолого-исторические особенности понимания человека в творческом наследии Леонардо да Винчи //Вопросы психологии. — 1988. — №. 6. — С. 78-84.
Куратмагомедова К. К., Депелян Э. Д., Арутюнян А. А. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО «МОНА ЛИЗА» //ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ-ГЕНИЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА (К 500-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ). — 2020. — С. 102-104.
Лоренцо Лотто // Артхив URL: https://artchive.ru/artists/240~Lorentso_Lotto (дата обращения: 10.10.2024).
Морозова А. В. Европейский романтизм и испанская живопись: от Рафаэля Санти к «Испанскому Рафаэлю» //Новое искусствознание. — 2019. — №. 2. — С. 30-35.
Пиотровская А. А. Между школами Венеции и Террафермы. Особенности стиля и иконографии «Мужского портрета» Джованни Баттиста Морони из собрания Государственного Эрмитажа //Университетский научный журнал. — 2021. — №. 61. — С. 61-68.
Пичугина О. и др. Развитие методов подражания в живописной практике итальянских мастеров XVI–XVII вв //Архитектон: известия вузов. — 2020. — №. 4. — С. 18-18.
Рафаэль // Renesans.ru URL: https://renesans.ru/renaissance/artist_18.shtml (дата обращения: 10.10.2024).
Сеайль Г. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. — Litres, 2017.
Филиппова О. Н. Тициан-величайший художник эпохи Возрождения //Флагман науки. — 2023. — №. 11. — С. 11.
Черняк Е. А. «Вечные младенцы»: изображения новорожденных детей в итальянском искусстве эпохи Возрождения //Вестник Московского университета. Серия 8. История. — 2012. — №. 3. — С. 83-96.
Черняк Е. А. Детский портрет в европейской живописи XV–XVI вв //Вестник Московского университета. Серия 8. История. — 2010. — №. 3. — С. 96-108.
Степанов А. Искусство эпохи Возрождения. Италия 16 век. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 640 с.
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/work/da0/517886@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy1000/work/1f1/367005@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy1400/work/4de/33368@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e24/7506220@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/b43/590328@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 12.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/2db/7503547@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/948/448928@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/564x/f7/33/de/f733deb33b64862724a0a9908ade4b7b.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/10/2c/9f/102c9fb2f64ea489f35fd1906967a513.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/49/2a/55/492a554afb85abc1d26ff706e660907d--high-renaissance-venice-italy.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/84/3e/05/843e05a7b18be54469f689c22ca7af0e.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://i.pinimg.com/736x/f4/73/50/f47350ad64123bc16feea45fc0ea250d.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 04.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://ic.pics.livejournal.com/galik_123/67366286/6649487/6649487_original.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/madonna-s-mladencem-djotto+.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).
/ [Электронный ресурс] //https://www.culture.ru/s/hermitage/large-hermitage/images/tild6564-6437-4133-a366-313836363331__leonardo_da_vinci_at.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 03.11.2024).