Original size 1140x1600

Мастер и Маргарита. Сравнение романа и его экранизации

PROTECT STATUS: not protected
8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Основные различия 2. Москва в романе vs экранизации 3. Люди как портрет общества 4. Свита 5. Воланд — Сатана 6. Бал у Сатаны 7. Финал

Введение

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых мистических и загадочных произведений русской литературы, который по сей день привлекает внимание читателей и кинематографистов. В начале 2024 года на экранах страны появилась современная экранизация романа (режиссер Михаил Локшин), которое помогает сделать произведение более понятным и доступным для тех, кто его не читал.

Целью исследования является сопоставления книги и фильма в таких элементах как: 1. трактовка мистических событий 2. образ героев 3. хронология событий и финал

Новая экранизация не просто перессказывает роман, но и создает отдельный мир на его основе. Новая экранизация не просто перессказывает роман, но и создает отдельный мир на его основе.

После выхода фильмов мнение зрителей разделилось: одни говорят, что в фильме ничего не осталось от книги, так как: 1. присутствует сильное отклонение от сюжета романа 2. ослабили линии Пилата и Иешуа 3. осовременнили многие смыслы 4. упростили отдельные эпизоды Другие считают, что дух произведения сохранился, несмотря на то, что от первоисточника далеко отошли, а в самом фильме затрагиваются важные современные филосовские вопросы: 1. есть сильная актерская игра 2. удачная попытка говорить с молодым зрителем на актуальном языке 3. выразительные визуальные метафоры 4. сохранились ключевые темы: любовь, творчества, моральный выбор

В ходе анализа будут рассмотрены: 1. трансформация сюжета и мотиваций героев: как изменены обстоятельства жизни Мастера, его отношения с Маргаритой и Воландом. 2. различия в изображении Москвы как символического пространства: от сатирического портрета 1930‑х в романе к двум контрастным обликам города в фильме (стройка vs. сталинская архитектура). 3. роль свиты Воланда и её функции в книге и фильме: сокращение эпизодов с Фаготом, Бегемотом и Азазелло, их функциональная нагрузка в киноверсии. 4. переосмысление образа Воланда и его взаимоотношений с Мастером: от всеведущего сатаны к возможному альтер эго Мастера. 5. символика Бала у Сатаны и финальные сцены: как визуальные решения заменяют литературные детали, а открытый финал фильма провоцирует новые трактовки.

Актуальность работы обусловлена тем, что новая экранизация интерпретирует «булгаковские» темы для современного зрителя: свободу творчества и силу любви в условии репрессий. Однако из-за некоторых режиссерских решений появляется вопрос: где эта грань, и не была ли она нарушена? фильм 2024 специально смещает акцент с мистического романа на психологическую драму. Он заставляет зрителя задаваться вопросом: а вдруг Воланд и все сопутствующие мистические элементы — вымысел автора? Благодаря этому фильм обретает новые смыслы, однако все больше отдаляется от книги.

Основные различия

История в фильме подана не как что-то мистическое, а как галлюцинации мастера с намеками на сверхъестественное. В книге же, фантастические события описаны как реальные. Существование Воланда ставится под сомнение. В книге Мастер создает произведение о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, а в фильме «Мастера и Маргариту», примеряя шкуру Булгакова. Мастера отправили в фильме в психбольницу насильно, а в книге он ушел по собственному желанию.

Original size 2940x1236

«Мастер и Маргарита» (2024)

Москва в романе vs экранизации

Одним из самых важных персонажей Булгакова в романе стал сам город. Автор часто указывает на то, что Москва является жарким, перенаселенным и шумным городом. Он показывает последствия революций и распорядков. В фильме Локшина зритель видит сразу две Москвы. Первой характерно обилие строек и бурное развитие, а второй — сталинская архитектура. Однако в романе нет ни одного упоминания о такой Москве, поэтому этот образ является лишь замыслом режиссера.

Original size 2940x1238

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 900x349

«Мастер и Маргарита» (2024)

Люди как портрет общества

Булгаков очень точно описывал своих героев. В начале романа читатель думает, что речь пойдет о порядочных гражданинах, однако после выясняется, что жители Москвы алчные, жадные и мелочны. Автор делает упор на писателей, казалось бы совсем не материальных персонажей, однако даже те стоят в очереди за рыбой лучшего сорта, выбивают себе путевки в Перелыгино и мечтают отобедать именно в «Грибоедове». В фильме почти не даётся возможности узнать писателей (массолиты) и других жителей Москвы.

Взаимодействие свиты и горожан в фильме можно заметить только в театре Варьете. Постановку срывает Воланд и его свита, между ними завязывается диалог об изменении горожан. В книге он звучит так: " — Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме «Коровьев», — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.  — Точно так, мессир, — негромко ответил Фагот-Коровьев.  — Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи, автомобили…  — Автобусы, — почтительно подсказал Фагот.» В фильме же, диалог немного дополняется.

— Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме «Коровьев», — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.  — Точно так, мессир, — негромко ответил Фагот-Коровьев.  — Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи, автомобили… Но мне, конечно, кажется, что гораздо более важный вопрос — изменились ли эти горожане внутри?»

Original size 2940x1226

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1912

«Мастер и Маргарита» (2024)

Свита

Фагот, Кот Бегемот и Азазело — призма, через которую читателям легче всего увидеть пороки персонажей. Они искушают людей и склоняют их к неправильным поступкам. Их похождениям посвящена четверть книги. К сожалению, в фильме нет историй превращения Варенухи в вампира, ужаса, который натворили Фагот и Бегемот в ресторане «Грибоедов», сумасшествия Григория Римского и предыстория Фагота. В фильме эти персонажи не раскрываются.

Original size 2940x1236

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1236

«Мастер и Маргарита» (2024)

Воланд — Сатана

В книге Воланд является связующим звеном между разными линиями повествования. Он ведёт диалоги о свете и тьме с Иешуа, рассказывает о прошлом Маргарите и убеждается в том, что он не существует в разговоре на Патриарших. Благодаря ему линии в романе как начинаются, так и заканчиваются. Режиссер фильма сделал Воланда «другом» мастера. В книге герои виделись всего один раз: после бала, в фильме они достаточно часто взаимодействуют друг с другом.

Original size 2940x1236

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

В романе внешность Воланда описывается как: мужчина 40 лет, высокий, «с левой стороны зубов у него были платиновые коронки, а с правой — золотые», лицо Воланда было скошено и имело морщины, у него был кривой рот, разные брови и цвет глаз, а также низкий голос. В фильме Воланд — это просто харизматичный человек среднего возраста.

Original size 880x418

Воланд, Мастер и Маргарита

«…Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар…»

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

Бал у Сатаны

В книге бал описывается как событие, которое происходит всего один раз в год. Всех грешников выпускают из ада, и они могут танцевать, не испытывая нечеловеческих мук. Маргарита пропускает всю злобу мира через себя, переживает вместе с грешниками их преступления.

Original size 2940x1226

«Мастер и Маргарита» (2024)

Original size 2940x1210

«Мастер и Маргарита» (2024)

«В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный.»

В романе описывается оркестр, бассейны с шампанским, тропический лес и сотни гостей-мертвецов, а в фильме, к сожалению, это отсутствует. В фильме показан только один зал и сцена с приветствием гостей бала.

Original size 2940x1240

«Мастер и Маргарита» (2024)

Финал

В эпилоге Азазелло дает Мастеру и Маргарите отравленное вино, после чего герои умирают и оказываются в мире, где их ждёт вечный покой. В фильме же финал выглядит так: Мастер, Маргарита, Воланд и его свита смотрят на горящий город.

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

В финальной сцене показали, как Воланд читает рукопись Мастера, благодаря которой Понтий Пилат был услышан Иешуа Га-Ноцри и обрел покой. В книге такой сцены не было

Original size 2940x1234

«Мастер и Маргарита» (2024)

Bibliography
1.

Булгаков М. А. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс] // Вехи. — URL: https://www.vehi.net/mbulgakov/master/index.html (дата обращения: 17.11.2025).

Image sources
1.

Кинопоиск [Изоматериал]: Мастер и Маргарита. — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1115471/ (дата обращения: 17.11.2025).

Мастер и Маргарита. Сравнение романа и его экранизации
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more