Original size 3050x4067

Способы адаптации человечества к будущему во вселенной Метрономикон

3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Способы адаптации человечества к сценарию будущего в фантастической вселенной Метрономикон

Предупреждение:

Упоминаемая в рамках данной работы информация может содержать сюжетные подробности.

Материалы для исследования взяты со страниц сборника фантастических рассказов «Metronomicon» (2022, издательство PULSART).

В качестве визуального ряда были использованы цифровые картины художника Алексея Андреева и связанные со вселенной Метрономикона изображения.

Содержание

post

Задача исследования О Метрономиконе Название и обложка сборника Концепция сборника Стиль Метрономикона Инфильтрация Адаптация к Инфильтрации Влияние Инфильтрации на прогресс Влияние Инфильтрации на общество

Рассказы Метрономикона: 1. «Вместе» Роман Корнеев 2. «Каблук» Олег Кожин 3. «Человек на земле» Николай Калиниченко 4. «Звуки тише, небо ближе» Ирина Лазаренко 5. «Нити» Дарья Зарубина 6. «Поезжай за кольцевую» Максим Макаренков 7. «Цена света» Таисия Севрюкова 8. «Визит» Сергей Лукьяненко 9. «Вагошка» Олег Дивов 10. «Пелена» Леся Катрич

Заключение Библиография

Задача исследования

Данная работа исследует способы адаптации человечества к условиям вселенной, описанной в сборнике фантастических рассказов «Metronomicon». Представленные в нем истории не просто рассказывают о мире, пережившем катаклизм, и альтернативном будущем, но описывают узнаваемые реалии, позволяя читателю задуматься о настоящем и своем месте в нем.

Original size 997x997

Ключевой интерес для анализа представляет феномен «адаптивности», позволяющий через восприятие персонажей Метрономикона проследить отношение к существующим мировым тенденциям и будущему, ставшему неизбежностью. Реальности, в которой, вопреки всем трудностям, люди стремятся жить.

О Метрономиконе

«Metronomicon» — сборник рассказов в жанре «советпанк», созданный при участии современных фантастов, вдохновленный и проиллюстрированный цифровым художников Алексеем Андреевым.

Создатели отмечают, что, несмотря на мрачный тон, произведение несет в себе «надежду на светлое будущее» и ставит перед читателем вопрос: «Можно ли быть счастливым, если мир вокруг тебя планомерно превращается в ад?».

Название сборника и обложка

Название сборника является отсылкой к творчеству Г. Ф. Лавкрафта, придумавшего чудовищный гримуар «Некрономикон».

Благодаря ореолу зловещей недосказанности образ стал популярным в массовой культуре и породил множество интерпретаций. По легенде оккультная книга, написанная арабским поэтом Абдулом Альхазредом, способна наделить могуществом, но лишает рассудка, поскольку человеческое сознание сталкивается со знанием, которое не в силах осмыслить.

post

Обложка Метрономикона также отсылает к Лавкрафтианской мифологии: хтонический спрут напоминает Ктулху — одного из самым известных Древних богов пантеона писателя. Вместе с тем в силуэте легко различим футуристический истребитель, что отсылает к современности, как и приставка «metro» в названии.

Очертания крыльев насекомого, едва заметные в контуре, могут воплощать идею «эффекта бабочки». В научной фантастике она стала символом хрупкости бытия и напоминанием о том, что одно случайное событие способно повлиять на ход истории и сформировать альтернативное будущее.

Концепция сборника

Книга сочетает актуальные социально-философские идеи с запоминающимися научно-фантастическими образами и предлагает футурологическую теорию, в большей мере касающуюся самого человека, нежели судьбы мироздания.

Из предисловия создателей проекта к сборнику «Metronomicon»:

«Проникшись этими картинами (прим. ред. — о работах Алекса Андреева), мы решили создать книгу, в которой между собой будут переплетаться хтонический ужас, безысходность, любовь, отвага и повседневная жизнь обычных людей. Таких же людей, как мы с вами».

Работы Алексея Андреева, иллюстрирующие сборник, контрастны. Картины различаются по цветовой гамме, настраивая на атмосферу того или иного рассказа.

Подобно светотени, в сюжетах Метрономикона тревога от сумрачной неизвестности сочетается с восторгом от ослепительного грядущего.

В новом мире нашлось место меланхоличному уюту, а утрата опоры становится полетом.

Стиль Метрономикона

Original size 300x300

В описании мироустройства Метрономикона авторы придерживаются формата «мокьюментари».

Вымышленная информация преподносится как реальные материалы архива НИИ «Спецбиотех» — организации, специализирующейся на изучении Инфильтрации. Странные для непосвященного наблюдателя элементы фантастической реальности для ее обитателей являются обыденностью.

Эти приемы позволяет сходу погрузить читателя в новый мир и убедить в достоверности происходящего.

post

Форматное сходство:

Подобный подход роднит Метрономикон с такими воображаемыми мирами, как «SCP Foundation» (2007), «Самосбор» (2018) и «Backrooms» (2019), которые, благодаря фантазии интернет сообщества, стилизованной под документалистику, из абстрактных концепций сумели развиться в правдоподобные сеттинги.

Инфильтрация

В конце 19 века во вселенной Метрономикона произошел катаклизм, названный «Инфильтрацией». Событие исказило фундаментальные законы реальности, наводнило мир непредсказуемыми аномалиями и неизвестными сущностями, затронув все сферы человеческой жизни.

Original size 700x513

Несмотря на тревожные перемены, описываемое явление не воспринимается как однозначная трагедия. Напротив, люди не только стараются жить, как прежде, но также не прекращают попыток адаптировать последствия Инфильтрации под собственные потребности, как если бы это стало катализатором прогресса.

Адаптация к Инфильтрации

Влияние Инфильтрации сказалось сразу на всех аспектах мира и разделило существование человечества на «до» и «после».

Отдельно авторы Метрономикона выделяют понятие «адаптация», которое в первую очередь проявляется в:

- обучении общества актуальным реалиям через внедрение новых протоколов безопасности и запретов;

- использовании изученных инфильтрационных проявлений на пользу человечеству;

- переформатировании городской инфраструктуры для защиты от аномалий и враждебных сущностей.

Влияние Инфильтрации на прогресс

С начала 20 века наблюдается значительный скачок научного прогресса, направленного на подавление и подчинение вызванных Инфильтрацией явлений.

Создаются исследовательские комплексы, разрабатываются технологии по добыче необходимых для выживания ресурсов. Удается не только обороняться, но и давать отпор инфильтрационной угрозе. Наземный транспорт поднимается в воздух, а гравитационные стабилизаторы обеспечивают безопасность нахождения в пространствах, парящих над землей.

Чужеродное вмешательство открыло человечеству возможности, о которых оно могло только мечтать.

Необратимые условия Инфильтрации повысили спрос на изобретательность — ведь, если возникают дрейфующие в небе острова и бездонные полости, человек должен иметь возможность до них добраться.

Уже на этом этапе можно заметить аналогию с реальным миром, в котором по-прежнему остаются неизведанные пространства космоса и водных глубин. Тем не менее без гарантии ценности или исходящей оттуда явной угрозы, они так и остаются неисследованными.

Влияние Инфильтрации на общество

Инфильтрация затронула не только мир, но и умы. Создается впечатление, что люди легко приняли новые правила игры и даже сумели отыскать в них выгоду.

Объединив усилия, уцелевшие государства стремятся сделать реальность понятной и безопасной, обеспечив следующим поколениям надежду на лучшее будущее. Аномалии поражают воображение и становятся источниками вдохновения в искусстве, а невраждебных существ начали одомашнивать, использовать в хозяйстве и быту.

Original size 1000x1000

Тем временем в метро за щедрую надбавку трудятся шахтеры, рискуя наткнуться на ульи с неведомыми тварями. На биомеханоидов — гибридов техники и органических существ — охотятся браконьеры. Порождения Инфильтрации обретают самосознание, перенимая человеческие повадки, а люди мутируют. Распространяется влияние сект, поклоняющихся монструозным левиафанам, сводят с ума миражи, а таинственные «хозяева» зовут за грань реальности.

Original size 1000x1000

Большинству неизвестны причины Инфильтрации. Исследования продолжаются, однако в сложившихся условиях немногие задаются экзистенциальными вопросами.

Чтобы выжить, человечество приняло катаклизм как данность. Это вновь отсылает к характерному для реального мира понятию «окно Овертона», когда отношение общества к ранее неприемлемому явлению постепенно меняется, делая его допустимым, а само общество адаптируется к его воздействию.

Рассказы Метрономикона

Вселенная Метрономикона одновременно завораживает и вызывает отторжение. Иная реальность представлена гротескно, однако через нарочитую чужеродность авторы стремятся изобразить знакомую действительность.

О причудливом будущем они рассказывают как сухим языком научных статей, так и голосами людей, ищущих способ сделать неизведанное привычным.

Хотя каждый рассказ сборника раскрывает авторское видение будущего и дополняет устройство Метрономикона, далее будут рассмотрены сюжеты, иллюстрирующие в первую очередь способы адаптации к изменениям, вызванным Инфильтрацией.

Original size 997x997

Как утверждают авторы, при всех невзгодах жители постинфильтрационного мира «не огрубели, не разучились любить и восхищаться и все так же с надеждой смотрят в будущее…»

1. «Вместе» Роман Корнеев

Способ адаптации: возникновение привычки.

«Это началось не сразу, как и все в этом мире».

Original size 1400x1400

При чтении открывающего сборник рассказа может показаться, что автор описывает утопию. Люди начали работать слаженно и усердно, возросла степень пунктуальности, повысился уровень профессионализма. Заметно улучшился настрой в обществе, и участилось количество альтруистических поступков. Даже безбилетников в общественном транспорте практически не осталось.

Странное совпадение — подобный эффект наблюдается после посещения «подземки»: человек ощущает особое благодушие, его все сильнее тянет в метро, покидать которое не хочется.

Обычное явление в мире Метрономикона — ехать в переполненном вагоне, выйти на нужной станции, а потом «просто так, для общего тонуса» прокатиться еще раз… Казалось бы, идеальный мир, но он вызывает у читателя противоречивые чувства. Автор с первых же страниц намекает, что дело неладно.

В рассказе описываются ежедневная рутина, знакомые локации и узнаваемые ситуации, однако воспринимаются они в ином свете. Мир не изменился, поменялось человеческое отношение. Слишком хорошо, слишком правильно — всего стало слишком.

Если игнорировать художественный вымысел и опустить подробности влияния Инфильтрации, становится ясно, что человек неоправданно легко способен принимать перемены, какими бы чудны́ми они ни были.

Более того, постепенно он адаптируется к ним настолько, что даже не вспомнит, как было раньше.

2. «Каблук» Олег Кожин

Способ адаптации: утрата человечности.

«В нашем деле душа только мешает».

Original size 1000x1000

В данном рассказе автор показывает неприглядную сторону Метрономикона, которая не менее актуальна для нашей реальности. Сюжет подается через разговор браконьеров, занятых рискованным, но прибыльным промыслом — охотой на биомеханоидов, шкуру и мясо которых можно продать на черном рынке.

Измененный Инфильтрацией легковой фургон, в простонародье «каблук», оказывается не единственной жертвой браконьеров. Мужики издеваются над главным героем, оказавшемся на вынужденной подработке. За нерешительность и мягкость ему дают обидное прозвище и сваливают всю грязную работу.

Чтобы вписаться в коллектив, «Каблук» переступает через себя, хотя ему претит причинять боль «живой» машине. Когда с ним случается несчастный случай, и он сам становится биомеханоидом, бывшие напарники не погнушаются подзаработать и на нем: «Пусть покатается, отъестся, вес нагуляет. Наш будет, не денется никуда».

Рассказ иллюстрирует крылатую фразу «человек человеку волк». В условиях выживания человеком движут низменные инстинкты.

Если одни в попытке адаптироваться к неблагоприятным условиям звереют, другие уже стали чудовищнее любых фантастических монстров.

3. «Человек на земле» Николай Калиниченко

Способ адаптации: передача опыта.

«Внукам оставлю. Пускай разбираются. Дело-то нехитрое».

Original size 1240x698

Рассказ повествует о быте отшельника, под влиянием Инфильтрации ставшего интегрантом — человеком, зараженным «ростком», который повышает продолжительность жизни. Вдали от городской суеты старик занимается сельским хозяйством, держит в качестве питомцев арахнидов и даже не боится шамаша — медведоподобного монстра, управляющего пчелиным роем.

Еще он выращивает в полях себе «смену», которая, к удивлению рассказчика, оказывается вполне себе настоящей.

Эта история демонстрирует обмен опытом и преемственность поколений, помогающую адаптироваться к переменчивому миру.

4. «Звуки тише, небо ближе» Ирина Лазаренко

Способ адаптации: вклад в мир.

«Если смотреть на мир иначе, то можно увидеть в нем нечто новое».

Главный герой этого рассказа выражает свое негативное отношение к наступившему будущему через протест. За раскуроченный автобус-биомех его направляют на парящий в небе остров, где расположен НИИ, работать швартовщиком летучих автобусов. Бунтарь страшится нового мира, испытывает презрение к «извращенцам» из лабораторий, видит в инфильтрационных инновациях нарушение естественного порядка.

Летать на работу в живых монстрах, способных играючи перемолоть кости, и вправду пугает. На остановке он слушает тревожные разговоры, ставшие своеобразной нормой: «– … Представляешь, спустился в метро и пропал… — … так она ему под кожу залезла и сидит прям в загривке … — … теперь под трибунал, там же военный объект…»

Там же он слышит призывы сумасшедшего бывшего сотрудника НИИ, попрошайничающего на «билет отсюда»: «– Мир не должен быть таков, какой есть! — громко вещает механоид. — Наука может сделать его лучше! Нужно лишь понять, куда смотреть!»

И главный герой смотрит. Ночью на звездное небо, пугающее своим простором и незамутненностью, к утру видит рассвет с высоты птичьего полета — «чистый, свежий и ярко-оранжевый», совсем не такой, как в городе. Он решает остаться. Не просто смириться с новым миром, но сделать свой вклад в будущее, устроившись в местный научный центр.

Способы адаптации к миру бывают разными. Увидеть его красоту, попытаться сохранить ее и посильно сделать жизнь лучше — посыл в лучших традициях гуманистической фантастики.

5. «Нити» Дарья Зарубина

Способ адаптации: поиск смысла.

«Смысл жить, если впереди только ожидание…»

Original size 650x953

Повествование ведется от лица порождения Инфильтрации, воплотившегося прямо в жилом доме. Оно начинает осознавать себя, наблюдая за людьми, находя странные нити, прикрепленные к их телам, которые будто бы управляют их поведением. Оно мимикрирует, пытается понять собственную и человеческую природу, разрезая нити, задается вопросом: «Если ты человек, зачем тебе все эти хвосты?».

Как и подобные ему проявления Инфильтрации, существо скоро исчезнет. На его пути встречаются те, кто, имея возможность, добровольно прекращает борьбу за существование, и те, кто сохраняет тягу к жизни вопреки всему. Мутант устраивает прохожим проверку на наличие человечности: спрашивает, кто они, проникая в самое нутро. Несмотря на ответы, приходит к неутешительному выводу: «не человек», когда самого его разрывают изголодавшиеся по смыслу люди.

Рассказ поднимает значимую для адаптации тему зависимости между витальностью и поиском жизненного смысла.

В тяжелые времена, когда существование сопровождается тягостным ожиданием новой напасти, смысла остается все меньше. Люди опускают руки, придумывают извращенные смыслы или отказываются от них вовсе.

Ценность определяется мерилом: «Человек или бессмысленная срань?»

6. «Поезжай за кольцевую» Максим Макаренков

Способ адаптации: побег или присоединение.

«… раз твари пришли сюда и здесь, у нас, заскакало время, поломалось что-то в самой основе мира, то есть где-то и проход в другой мир».

Главный герой, переживающий потерю близких, по наводке товарища спускается в метро, чтобы найти несуществующую на картах станцию, ведущую в другой мир. В отличие от актуальной реальности, тот мир, якобы, «совершенно правильный и чистый».

В своем путешествии герой встречает людей, подключенных к шлангам. Одурманенные, они стоят на платформе в ожидании поезда. Друг рассказывал про вагоны, заполненные безликой серой массой из тел, рыщущих в поисках «непонятного». Тот, к кому присосался шланг, не сможет увидеть заветную станцию.

На первый взгляд, в рассказе противопоставляются темы бегства от невыносимой реальности и присоединения к большинству ради поиска опоры.

Финал рассказа открытый. Трудно сказать наверняка, действительно ли герой нашел вход в другой мир, стал ли он частью массы, в которой нашел успокоение, или просто вышел из метро.

«Хочется стоять вот так и чувствовать, как меня ласково поглаживают ветки, обнимают, шепчут что-то успокаивающее, обещают, что все будет хорошо. Всегда-всегда будет хорошо».

7. «Цена света» Таисия Севрюкова

Способ адаптации: созидание и потребление.

«Если бы он и правда был художником, то обязательно нарисовал бы такую картину».

На примере общения друзей рассказ раскрывает принципиально разный взгляд на жизнь. Один из них мечтатель, бережно относящийся к миру и ценящий его красоту, другой — предприниматель, ищущий во всем выгоду и воспринимающий мир как мастерскую.

Предметом спора приятелей становятся недавно появившиеся в городе таинственные сущности, прозванные «светлячками». Они миролюбивы и даже выводят людей из аномалий. Их голова похожа на фонарь, излучающий свет. Такая способность вполне может стать источником освещения, не нуждающимся в подзарядке. Если существо умрет, свет погаснет, однако есть способы вытащить лампу у еще живого светлячка.

Один из друзей загорается идеей организовать на этом промысел, другой считает это варварством.

Таким образом демонстрируется не только актуальное для человечества потребительское отношение к природе, но и полярные способы адаптации.

Человек либо сам адаптируется к миру, сохраняя его устройство, либо, несмотря на разрушительные последствия, меняет его под себя.

Если искусство еще позволяет влиять на мир безвредно, цена прогресса зачастую неумолима.

8. «Визит» Сергей Лукьяненко

Способ адаптации: преодоление через эскапизм.

«… биомеханоид, изображающий человека».

История затрагивает темы переживания утраты и принятия смерти. Повествование ведется от лица внука, рассказывающего о своей бабушке — нелюдимой старухи, закаленной жизненными тяготами. Женщина пережила смерть одного из сыновей, погибшего во время атаки левиафана на подлодку. Она не общается с уцелевшим сыном и обижена на то, что тот «не остался», бросив брата. Внук с детства чувствует отстраненность бабушки и понимает, что и он ей неинтересен. Несмотря на ежедневную готовку шанежек, она «лишь изображает из себя бабушку».

Единственную радость ей доставляют прогулки к холодному морю, где она общается с тем самым левиафаном — хтоническим существом, которое, кажется, вобрало в себя души погибших на подлодке.

Нельзя сказать, что главная героиня выбрала однозначный уход от реальности. Напротив — она вовлекается в нее, превозмогая, сколько хватит сил. Левиафан — метафора, воплощение неизбежности, встречу с которой каждый человек переживает по-своему. И вот уже повзрослевший внук провожает бабушку в последний путь к ожидающему левиафану.

Рассказ описывает историю человека, замкнувшегося и опустошенного, ставшего после потери бледной тенью себя.

Несмотря на внутреннюю боль, бабушка через заботу о внуке свыкается с давно потерявшей смысл жизнью. Беседы с левиафаном — потусторонним существом, достаточно далеким, чтобы с ним можно было общаться, как с близким — становятся отдушиной.

9. «Вагошка» Олег Дивов

Способ адаптации: служение предназначению.

«Как и многим людям, попавшим под волну, вагонам стерло память, и они забыли свое предназначение».

История о дружбе работника метрополитена «Бати» с биомеханоидом «Вагошкой» рассказывает о приверженности любимому ремеслу, заботе о ближних и открытости к новому изменившемуся миру.

Несмотря на черную полосу в жизни и захлестнувшее отчаяние, Бате удается сохранить человечность в опасных лабиринтах метро. В спасенном им вагоне-многоножке машинист видит не потенциальную угрозу, а живое существо, нуждающееся в помощи. Впоследствии Вагошка станет надежным товарищем и выручит уже самого Батю.

Нельзя сказать, что главный герой рассказа проживает свою лучшую жизнь, ведь, как замечает рассказчик, «став едва ли не богом подземки, он задыхается наверху».

В сюжете оставлены намеки, что поведение машиниста может быть одержимостью и влиянием Инфильтрации, однако он верит в то, что делает, и, похоже, меняет мир к лучшему.

10. «Пелена» Леся Катрич

Способ адаптации: память

«Нам оставалось только щелкать затвором „Зенита“, схватывать чужой ужас, запечатывать его внутри линз и на поверхности пленки, закреплять на бумаге проявителем».

Original size 1280x960

В этом рассказе автор рассуждает об иллюзорности воспоминаний и хрупкости человеческой жизни. Повествование представлено в виде внутреннего монолога главного героя. Он вспоминает о вылазках в опасные места, которые совершал со своей возлюбленной ради уникальных фотографий.

Изначально создается впечатление, что его напарница мертва. Их последнее дело пошло не по плану. Даже взяв на себя роль приманки, рассказчик не уберег дорогого человека: «Ты чувствовала смерть. Но я всегда чувствовал жизнь».

Рассказчик нашел способ адаптации к безумному миру, где за фотографию «особенно мерзкой твари» научно-исследовательские институты платят крупные суммы. Он просто хотел выжить. Его рассказ — манифест памяти их тандема. Но кто и кого помнит?

Концовка истории разрушает ожидания. В финале становится ясно, что прочитанные «воспоминания» не более, чем отголоски агонизирующего сознания главного героя, поглощенного монстром.

«Снимай милая, снимай и уходи», — говорит рассказчик. Она сделала выбор, запечатлев последние мгновения жизни любимого. Фиксация явления становится важнее человеческой жизни. Память увековечена на пленке, но был ли в этом смысл?

Заключение

Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие способы адаптации:

1. Возникновение привычки 2. Утрата человечности 3. Передача опыта 4. Вклад в мир 5. Поиск смысла 6. Побег или присоединение 7. Созидание и потребление 8. Преодоление через эскапизм 9. Служение предназначению 10. Память

Original size 1000x1000

Каждый из героев рассказов сборника находит собственные пути сосуществования с новым миром.

Сюжеты разнятся по настроению, персонажи относятся к разным возрастным группам и социальным статусам и порой наделены противоположным мировоззрением. Авторы не дают оценку их поступкам, а методы адаптации зачастую метафоричны.

Хотя читатель становится свидетелем фрагментов жизни Метрономикона, остается возможность примерить их на собственную реальность.

Bibliography
1.

Сборник фантастических рассказов «Metronomicon». СПБ: PULSART, ARTSCP, 2022 г.

2.

Страница книги с сайта издательства PULSART: https://pulsart.pro/tproduct/547591188-808327347001-metronomicon

3.

Страница книги с описанием от издательства PULSART на маркетплейсе: https://www.ozon.ru/product/metronomicon-546813532/?_bctx=CAQQ1qIE&hs=1

Image sources
1.

Сайт художника Алекса Андреева: https://alexandreev.com/

Способы адаптации человечества к будущему во вселенной Метрономикон
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more