
Рубрикация
1. Концепция 2. Арт-медиация 3. Стратегия 4. Заключение
Концепция
В рамках моего исследования мне хотелось бы проанализировать, как в современном музейном пространстве России представлено искусство советской эпохи.

Открытие выставки «Искусство СССР от „оттепели“ до „перестройки“ Живопись, графика, скульптура из фондов Белгородского художественного музея».
Проводя анализ, я выделила два принципиально разных подхода к созданию временных экспозиций. Первый — исследовательские проекты. Их основная задача — ввести в научный и общественный оборот те художественные явления, которые долгое время находились на периферии или были недоступны для широкой аудитории.

В экспозицию в «Новом Иерусалиме» вошли более 160 работ 40 авторов. Среди них не встретишь имен признанных живописцев начала XX века.
Так, например, выставка в музее «Новый Иерусалим» представляет коллекцию из 160 картин, созданных сорока художниками. В отличие от привычных экспозиций, здесь сознательно избегают известных имен классиков того времени, делая акцент на уникальных и малоизученных шедеврах из запасников. Особое место занимает творчество Александра Волкова, стоявшего у истоков среднеазиатского авангарда. Именно его полотна, посвященные будням тружеников — хлопкоробов, рабочих, железнодорожников, — легли в основу коллекции нукусского музея, посвященной искусству 20-30-х годов. Вместе с произведениями таких авторов, как Николай Карахан и Урал Тансыкбаев, работы Волкова позволили сформировать целостное представление о восточной ветви модернизма и его национальном своеобразии.
Другие проекты делают ставку на зрелищность и часто ссылаются к ностальгическим чувствам. Они конструируют определенный, часто мифологизированный образ советского прошлого, который легко воспринимается зрителем.
Геннадий Голобков. Чаша Солнца. 1971.
Особый интерес для меня представляет то, как временные выставочные решения влияют на постоянные экспозиции музеев. По сути, именно они формируют канон и задают определенный сценарий интерпретации советского искусства для будущих поколений.
Таким образом, через анализ выставочной политики можно понять, какие именно представления о советском культурном наследии закрепляются в нашем общественном сознании.
Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Историческом музее.
Если проанализировать выставочную практику последних десятилетий, можно выделить два основных подхода к «второй жизни» советского искусства. С одной стороны, существуют серьезные исследовательские проекты, целью которых является научное переоткрытие забытых или запрещенных ранее явлений — например, искусства авангарда 1920-х или нонконформистов 1960-1980-х годов.
Зрители у работ Джексона Поллока на Американской национальной выставке в Москве, 1959. Источник: Archives of American Art, Smithsonian Institution.
С другой стороны, широкое распространение получили выставки, эксплуатирующие ностальгию по советскому прошлому. Такие выставки создают эмоциональный, иногда упрощенный образ эпохи, предлагая зрителю готовые визуальные решения.
Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Историческом музее.
В рамках моего исследования, посвященного трансформации репрезентации советского искусства в музейном пространстве постсоветского периода, особое внимание уделяется визуальному материалу. Именно он становится не просто иллюстрацией, а ключевым инструментом арт-медиации — то есть посредничества между художественным наследием и современным зрителем. Я рассматриваю, как работа с визуальными источниками может выстраивать новые смысловые мосты и делать сложные культурные образы доступными для современной аудитории.
Исследовательская выставка «Группа 13» в переулках эпохи».
Арт-медиация
Одним из самых ценных визуальных ресурсов являются архивные фотографии выставок разных лет. Например, сравнивая снимки залов Русского музея или Третьяковской галереи 1970-х и 1990-х годов, можно наглядно проследить эволюцию экспозиционных стратегий. Как размещались работы авангардистов в эпоху «застоя». И как изменилось их представление в 1990-е — когда эти же произведения заняли центральные залы, были помещены в эффектное освещение, сопровождены развернутыми аннотациями?
Выставка в Манеже. 1962
Такой визуальный ряд позволяет буквально «увидеть» смену культурной парадигмы. Через эти кадры можно обсуждать со зрителями, как музейное пространство влияет на восприятие искусства, как через архитектуру, развеску, свет создается определенный нарратив. Это не просто «было — стало», а возможность прочитать историю идеологических трансформаций через материальную, визуальную среду.
Выставка «Наш авангард. Великий эксперимент русского искусства» в Русском музее.
Сравнение
Для визуализации и авангарда, и соцреализма — можно создавать наглядные сравнительные экспозиции. Например, разместить в одном поле работы Казимира Малевича и Александра Герасимова, созданные в один исторический период. Такой прием позволяет зрителю наглядно понять, что советское искусство никогда не было монолитом, что в одни и те же годы сосуществовали радикально разные эстетические взгляды.
Александр Михайлович Герасимов. Половецкие пляски. 1955.
Этот визуальный контраст помогает преодолеть стереотип о «едином советском искусстве» и показать его внутреннюю сложность и противоречивость. Через такое сопоставление можно поставить перед зрителем вопрос: что считалось «актуальным» в разные периоды? Чье искусство получало официальное признание, а чье — маргинализировалось?
Казимир Малевич. Спортсмены. 1930-1931.
Чтобы сделать ощутимыми масштабы и динамику «возвращения» советского наследия, можно разработать инфографику.
На временной шкале можно отметить ключевые выставки — от первых показов Филонова и Малевича в конце 1980-х до международных проектов начала 1990-х («Великая утопия», «Агитация за счастье»). На инфорграфике можно выделять исследовательские проекты и «выставки-аттракционы», показывая, как менялся баланс между этими подходами.
Такая визуализация помогает увидеть не отдельные события, закономерность выставочной политики, волны интереса к тем или иным явлениям. Так мы можем разрозненные факты в соеденить в целостную картину культурного процесса. Для зрителя это возможность узнать, что каждая выставка — не изолированное явление, а часть диалога музея с обществом и историей.
Такие простые, на мой взгляд, инструменты арт-медиации позволяют переделать сложные историко-культурные процессы в наглядные образы, сделать их доступными для понимания современному зрителю.
Аудитория
Зрительская аудитория делится, в основном, на три группы с разной моделью поведения. Эти которых можно поделить на три:
Старшее поколение.
Молодежь, посещающая выставки.
Молодые люди, чье знакомство с искусством носит эпизодический характер.
Наиболее заметные различия в художественных предпочтениях наблюдаются внутри молодежной аудитории, где отношение к официальному искусству сталинской эпохи выступает своеобразным маркером.
Молодые постоянные посетители, как правило, представляют собой сложившуюся социокультурную группу. Часто это художники, представители творческих профессий, студенты гуманитарных и художественных вузов, выросшие в семьях с высоким уровнем образования. Для них характерно критическое осмысление советского исторического периода.
В сфере эстетических предпочтений это выражается в скептическом отношении к каноническому искусству соцреализма и устойчивом интересе к авангардным поискам начала ХХ века, которые они воспринимают как более аутентичную и ценную художественную традицию.
Это позволяет говорить о том, что восприятие исторического искусства сегодня тесно связано не только с эстетическим вкусом, но и с более широким мировоззренческим контекстом.
Таким образом, исследование выявляет не просто возрастные различия, но и связь между художественными предпочтениями, уровнем образования, профессиональной принадлежностью и базовыми ценностными установками личности.
Современная молодежь, интересующаяся искусством, демонстрирует два основных подхода к восприятию культурного наследия. Эти подходы можно рассматривать как полярные стратегии осмысления прошлого.
С одной стороны, часть молодых зрителей сознательно ориентируется на авангардные и новаторские течения. Для них такое искусство становится не просто эстетическим выбором, а формой интеллектуальной и ценностной позиции. Они видят в авангарде культурный феномен, который находился в оппозиции к тоталитарной системе, и именно эту его критическую функцию они считают особенно значимой.
Фото имеет иллюстративный характер
С другой стороны, существует иная позиция, связанная с интересом к традиционным художественным формам. Ее сторонники склонны рассматривать искусство 1930-1950-х годов как неотъемлемую часть исторического пути страны. Их подход характеризуется скорее примирением с прошлым, принятием его сложности и противоречивости. Для них это наследие — не идеологический символ, а часть общей культурной памяти, которую необходимо понимать в ее историческом контексте.
Художественные предпочтения современной молодежи оказываются тесно связанными с их отношением к истории и их попытками найти собственный способ понимания прошлого.
Стратегия
Выявленные различия в восприятии искусства у разных поколений и социальных групп создают сложную, но плодотворную почву для разработки стратегий арт-медиации. Медиация в данном случае не может сводиться к универсальным методам; она должна подстраиваться под зрителя, учитывая его ценностные и эстетические установки. На основе анализа аудитории, представленного ранее в исследовании, можно предложить несколько подходов.
Работа с архивными материалами, то есть работа с дневниками художников, стенограммами обсуждений, эскизами позволит наглядно увидеть историю создания многих работ. Понимание личных трагедий, творческих поисков и сложных компромиссов, стоящих за картинами, делает эпоху объемной и помогает перевести разговор из одних только политических оценок в действия художника в условиях несвободы.
Фокус на языке формы. Для этой группы продуктивно сместить акцент с идеологического содержания произведений соцреализма на анализ их пластического языка. Можно проводить параллели между композиционными решениями в работах Александра Дейнеки или Юрия Пименова и приемами, использовавшимися в европейском монументализме или даже в киноплакатах того времени. Это позволяет увидеть в этом искусстве не только пропаганду, но и определенный эстетический код, интернациональный художественный диалект.
Практика «медленного смотрения» (slow looking). Предложить аудитории детально разобрать одно ключевое произведение авангарда и одно — соцреализма, предлагая им сфокусироваться на том, как в каждом из них решаются проблемы пространства, цвета, ритма. Такой анализ даст преодолеть черно-белое видение и обнаружить неожиданные формальные пересечения между, казалось бы, антагонистическими направлениями для людей не слишком знакомых с исскуством.
Фото имеет иллюстративный характер
Заключение
Проведя исследование я выяснила, что современная арт-медиация советского наследия требует достаточно простого но понятного подхода. Выявленные возрастные и социальные различия в восприятии искусства показывают, что универсальные стратегии работы с аудиторией недостаточно эффективны, так как большую роль играет жил ли человек в определенное время (и застал все своими глазами) или он должен правильно прочитать представленные образы.
Ключевой задачей становится создание таких форматов диалога со зрителем, которые позволяют разным группам зрителей — от критически настроенной молодежи до старшего поколения — найти собственные пути взаимодействия с нашим историческим наследием. Успех медиации определяется не передачей готовых оценок критиков, а созданием условий для формирования личных выводов зрителей.
Библиография
1. Пропущенные страницы: как коллекции двух периферийных музеев сохранили забытый пласт советского модернизма // Сноб URL: https://snob.ru/art/propushchennye-stranitsy-kak-kollektsii-dvukh-periferiinykh-muzeev-sokhranili-zabytyi-plast-sovetskogo-modernizma/ 2. Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987 // Сергиево-Посадский музей-заповедник URL: https://www.museum-sp.ru/exhibition/archive-outside/sotsrealizm-metamorfozy-sovetskoe-iskusstvo-1927-1987?SID=259
Источники
Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/ (дата обращения 18.11.2025)
ГИМ URL: https://shm.ru/shows/41209/ (дата обращения 18.11.2025)
Сноб URL: https://snob.ru/art/propushchennye-stranitsy-kak-kollektsii-dvukh-periferiinykh-muzeev-sokhranili-zabytyi-plast-sovetskogo-modernizma/ (дата обращения 18.11.2025)