
Несмотря на существующий интерес к совершенно уникальной и самобытной советской анимации, желание возродить эту стилистику в актуальное время — анализы и разборы конкретных мультфильмов, эссе и книги на эту тему очень сложно находить.
Кажется, что интерес есть, но подойти к вопросу анализ культурных веяний очень сложно.
Меня как художника, арт-директора, гейм-дизайнера — очень давно интересует вопрос структуры и тайминга в советской анимации, и, за неимением иных опций, мне приходится попытаться сделать такой анализ самостоятельно. Конечно, советская анимация невероятно разнообразная и необъятная область, и она не держится на отдельных режиссёрах, но кажется что даже небольших разбора отдельно взятых фильмов и режиссёров уже неплохое начало для возможных дальнейших работ в нарратологии.

фрагмент из фильма «Снежная Королева» (1957 год)
Что такое нарратив?
В анализе мы опираемся и будем ссылаться на следующие работы в области нарратологии: Мономиф Джозефа Кэмпбелла (1949), в частности упрощённую до 12 ступеней версию Кристофера Воглера, и на Пирамиду Фрейтага (1900).
Мономиф — это схема сюжета, практичная инструкция для построения захватывающего и напряжённого сюжета, которая применялась человечеством при написании мифов и фольклора в разных частях мира с древнейших времён. Упрощённый мономиф описывает следующие этапы сюжета: обычная жизнь, зов к приключению, встреча с фигурой наставника, испытания и тесты, апогей «смерть и перерождение», получение награды, возвращение домой.
Пирамида Фрейтага более просто описывает, как развивается сюжет в романах и пьесах. Сначала идёт завязка, затем постепенное повышение конфликта, пик событий, затем спад и короткая развязка.
фрагмент с плясками овечек из фильма «Кот и Пёс» (1955)
Интерес к анализу фильмографии Льва Атаманова обоснован тем, что многие мировые режиссёры и деятели культуры упоминают «Снежную Королеву» как один из своих любимых фильмов, повлиявших на их творчество. Однако, Лев Атаманов интересен также тем, что за свою долгую жизнь он работал в разных жанрах — диснеевский стиль, эклер, загребская школа, и его подход к работы сильно менялся в зависимости от требований времени.
Для анализа были отобраны его наиболее известные и значимые работы, хотя и опускается загребский период 1960-70х лет, поскольку он отличается скорее комедийным гэговым стилем, и интересен был бы скорее не для нарративного анализа, а для анализа тайминга юмора в комедии.
Исследование структурировано хронологичически, в порядке выпуска мультфильмов.
Для анализа мы рассматриваем существующие подходы к нарратологии, их критику, а также рассматриваем интервью и комментарии самого режиссёра касательно своего подхода к кино, характеризации, кинематографии, осмысление деятельность.
В исследовании можно наглядно проследить авторский путь, как от копирования диснеевских гэгов, а в дальнейшем экранизации существующих мифов и сказок — режиссёр приходит к уникальному самобытному запоминающемуся стилю своих финальных работ.
Кот и Пёс
буря, фрагмент из фильма «Кот и Пёс» (1938)
Структура фильма 1938 года следующая:
Начало, привычный мир, 2 минуты — Пёс-пастух играет на дудке, его овечки пляшут, в его мире всё чудесно.
Завязка, зов к странствиям, 40 секунд — начинается ужасная гроза, у главного героя слетает шапка, он мёрзнет.
Искушения в пути, 2 мин 20 секунд — Пёс идёт в город к шапочнику. Он падает в горах, в городе его ждут беспокойства — Заяц предлагает ключевую воду, Медведь предлагает виноград, волк предлагает шашлык, Свинья предлагает вино. Пёс принимает стакан воды, засматривается на выступление уличных музыкантов, но наконец находит Кота — мастера по шитью папах.
Развитие действия, Испытание, 2 минуты — Пёс отдаёт свою шапку в работу коту (1 минута). Кот и котята поют песню, пока работают (1 минута).
Кульминация, смерть… и перерождение?.. для шапки? Если это можно так называть? 42 секунды — к шапочнику приходит Козёл, и ему подходит только та папаха, которую Кот сделал для Пса. Ещё 1 минута — котята закрывают магазин на замок. Пёс не может туда зайти и узнать, что его шапки больше нет, а работа не готова. Пёс мёрзнет в непогоду.
Развязка, Дорога назад, 2 минуты — Пёс пробирается к Коту, пока котята спят, обвиняет его в шарлатанстве. Начинается погоня, с музыкой и танцами (1 минута). Пёс приводит Кота в суд, но Козёл оказывается судьёй — и таким образом, Пёс проигрывает дело (1 минута).
Эпилог, 1 минута — теперь мы знаем, что все собаку навсегда враждуют с котами в память об этой несправедливости.
сцена погони из фильма «Кот и Пёс» (1938)
Визуально во многих приёмах видно влияние ранних мультфильмов диснея — то как выглядит сцена погони, как танцуют животные, даже то, как утрировано Пёс играет на дудке — условно, по одной дуге, слегка дёргано.
Однако, нарративно мультфильм самобытен и следует скорее стандартным традициям написания сказок и театральных пьес.
В фильме «Кот и пёс» 1955 заметно видно разницу в анимационных решениях — та же сцена с дудкой становится более сложной, нюансной, актёрской, напоминает ротоскоп.
фрагмент с игрой Дональда Дака на флейте из фильма «Концерт» (1935) // фрагмент с игрой Пса на флейте из фильма «Пёс и кот» (1938)
фрагмент с флейтой из фильма «Кот и Пёс» (1955)
Структура фильма 1955 года, однако, остаётся во многом без изменений.
Вступление, 1 минута Завязка (шторм), 30 секунд
Уже можно заметить, что хотя сама кинолента длиннее предыдущей (17 минут вместо 13), начало стало сильно более скорым.
Испытания, 2 минуты 30 секунд — помимо всех предыдущих сцен, также появляются мишки, собирающие груши. Они роняют свою лесенку, и Пёс почти теряет папаху, наблюдая за ними. У уличных музыкантов в этом версии Пёс всё-таки оставляет одну монетку.
50 секунд занимает теперь встреча с Котом и заказ Папахи.
Однако, дальнейший сюжет заметно отличается.
добавленный в фильм 1955 фрагмент, Пёс смотрит на медвежат с грушей, почти потеряв овечью шкуру для своей папахи
фрагмент с Козлом и Козочкой из фильма «Кот и Пёс» (1955)
Развитие действия, 1 минуту 40 секунд занимает новая сцена — Пёс приходит забрать шапку в назначенную дату, но шапка не готова — Кота нет, а котята играют и бездельничают. Они называют ему новую дату.
Долгий хронометраж занимает предыстория Козла. Сцена в 1 минуту показывает, как он встречает молодую козочку и хочет перед ней покрасоваться, но его шапку уносит ветром. 2 минуты 30 секунд он проведёт в магазине Кота, где переберёт все шапки, но выберет именно папаху Пса.
Кульминация в виде погони и суда занимает 3 минуты, а эпилог — всего 20 секунд.
Вероятно, акценты расставлены по-другому, чтобы более наглядно дать зрителю ощутить мораль фильма — в своих интервью Лев Атаманов говорил, что он против приспособленчества, подлости и равнодушия.
фрагмент с Котом и котятами из фильма «Кот и Пёс» (1955)
Снежная Королева
Кай и Герда вместе сажают цветы, фрагмент из фильма «Снежная Королева» (1957)
Структура повествования «Снежной Королевы» заметно отличается от других фильмов — как минимум появлением Оле-Лукойе, рассказчика.
Первые 4 минуты 40 секунд мы наблюдаем вступление — Оле-Лукойе знакомится со зрителем и поясняет свою роль в сюжете как рассказчика.
Обычный мир — 3 мин 40 секунд — мы видим быт Герды и Кая. Они сажают цветы, живут в мире и любви.
Снова отступление — бабушка Герды рассказывает легенду о Снежной Королеве. Однако, этот отрывок также играет роль завязки, поскольку пока Снежная Королева наблюдает за жизнью Кая и Герды и она злится, что они не боятся её, смеются над её легендой. Буря задувает Каю ледяной осколок в глаз и сердце — и теперь он видит везде только зло.
Следующие 45 секунд снова отступление. Таймскип, как изменилась жизнь Кая и Герды, рассказывается для нас от лица Оле-Лукойе.
Развитие действий, совпадает с «сверхъестественными обстоятельствами» по Кэмпбеллу, 4 минуты 30 секунд — Кай привязывает свои санки к карете Снежной Королевы, и она забирает его в свой ледяной замок. Она дует на него холодом, чтобы он совсем заледенел и не чувствовал холода, и от этого дыхания вокруг умирают цветы и птицы.
фрагмент, как Кай катает Герду на Санках, «Снежная Королева» (1957)
Стоит отметить, что в нюнсах изменённый характер Кая сложно назвать злым, скорее лишь циничным и холодным. Про разибтые горшок с цветами он говорит «выкинуть этот мусор», отказывается катать Герду на санках, потому что «она упадёт и будет плакать» — и она действительно падает и плачет.
Этот тонкий психологизм и философия Снежной Королевы, которая учит Кая жить в покое, без болей и радостей — как раз то, что зрители хорошо ощущают, находят привлекательным и узнаваемым в персонажах.
река несёт Герду в другой волшебный мир, «Снежная Королева» (1957 год)
Отступление, 42 секунды, ещё один таймскип. Оле-Лукойе рассказывает, что наступает весна, а Кай не вернулся домой.
Зов к приключениям, 48 секунд — Герда обращается за помощью к природе, умоляет птиц, зверей и реку отвести её к Каю. Она отдаёт свои туфельки реке и та везёт её лодочку сквозь густые заросли — в новый мир, полный магии и чудес.
Первое испытание, 2 минуты 20 секунд — Герда встречает колдунью-цветочницу, будто бы персонификацию весны как антипод Снежной Королеве. Однако, как и Снежная Королева забрала Кая, колдунья-цветочница хочет оставиь у себя Герд.
Отступление, 30 секунд — Оле-Лукойе поясняет нам, что цветочница не злой человек, просто во всём следует своим прихотям.
Развязка первого испытания, 1 минута 40 секунд — Герда просыпается и всё-таки вспоминает Кая, ночью, пока всех спят, она сбегает — и умоляет солдатиков не трубить, а калитку отвориться.
колдунья-цветочница баюкает Герду, «Снежная Королева» (1957 год)
Второе испытание, 10 минут — проиходят приключения Герды с воронами, принцем и принцессой — напряжённая самостоятельная мини-история. Если честно, по структуре всё это приключение также можно было бы разбить на ключи, здесь есть и «обычный мир» — бал, на который Герда может только смотреть в окно, и испытания — Герда путает пустой доспех и спящего солдата, и фигура-ментор — ворон Карракс, который проводит Герду по ночному дворцу.
Отступление, 1 минута — Оле-Лукойе предлагает взглянуть, что тем временем происходит с Каем.
Исушение героя, 2 минуты 15 секунд — мы видим, как Снежная королева учит Кая забывать чувства, отказаться от болей, радостей и любви.
Волшебный артефакт, 1 минута 13 секунд — Принцесса и Принт тронуты романтичной историей Кая и Герды, они отправляют Герду в путь на золотой карете, подарив ей шубку, шапку, рукавички и муфточку.
можно проследить структуру в отдельно взятом эпизоде, завязка-испытания-кульминация-награда-развязка, фрагменты из фильма «Снежная Королева» (1957)
Третье испытание, 2 минуты — на Герду нападают разбойники, ломают её карету и почти съедают её.
Новая отдельная мини-история, 8 минут 8 секунд — дочь разбойника спасает Герду, хочет оставить её «питомцем», но в итоге отпускает с оленем, растроганная её добротой.
Здесь мы также видим отдельную структуру, но уже с дочерью разбойника как протагонистом — мы видим её «обычный мир» — жизнь разбойников, как они пьют и поют страшные песни, видим как «телячьи нежности» Герды являются для неё зовом к приключениям, чтобы стать добрее (распустить свой зверинец); видим, как она забирает свою «награду» — оставляет себе муфточку, как вся история её меняет — после ухода Герды она плачет, а звери, теперь тронутые добротой дочери разбойника, утешают её.
Герда умоляет дочь разбойника отпустить её на далёкий север к Каю, «Снежная Королева» (1957 год)
Нарастание напряжения, новое испытание, 1 минута 15 секунд — Герда мчится на олене по заснеженному северу и умоляет его спешить и бежать дальше, даже когда он выбирается из сил
Отстуление?.. 1 минута — Герда встречает лаппландку, которая отогревает её, дарит новый волшебный атрибут — рыбу-записку — и направляет дальше, к старухе финке.
Нарастание напряжения, новое испытание, 30 секунд — Герда снова мёрзнет в пути, торопится дальше, а олень практически падает без сил.
Отступление?.. Кульминация?.. Встреча со стурахой-финкой длится 1 минуту 30 секунд и несмотря на то чтоы кажется уже повторяющейся, здесь происходит очень важный, ключевой диалог. Олень просит финку дать девочке силу двенадцати богатырей, но финка говорит, что сильнее неё уже никого сильнее Герды нет: верное сердце мощнее любой магии. Герда спешит обратно в метель, оставляя позади шубку, шапку и рукавички.
Апогей, 1 минута 40 секунд — в страшной метели олень падает без сил, и больше не может идти. Герда извиняется перед ним и бежит дальше босая по морозу.
Теперь точно кульминация, 3 минуты — Герда достигает замка Снежной королевы, её слёзы и объятия растапливают осколок в сердце Кая. Он вспоминают друг друга, смеются и танцуют.
Развязка, 1 минута — перед Гердой и Каем появляется Снежная королева. Герда говорит ей, что Кай свободен, просит её уйти. Снежная Королева исчезает, не сказав ни слова.
Возвращение, 1 минута 20 секунд — Герда и Кай едут домой, все прошлые помощники их провожают в дороге.
Эпилог, 35 секунд — Герда и Кай снова дома в Коппенгагене, вместе сажают цветы, разбитые в метели. Оле-Лукойе появляется из бутона и прощается со зрителем.
Снежная Королева молча уходит от Кая и Герды, «Снежная Королева» (1957 год)
Действия и структура фильма становятся сильно более путанными и ускоренными к концу — отступления с Оле-Лукойе больше не появляются, а важные примечания вместо него говорят старуха-лаппландка и старуха-финнка.
Очевидно, такой темп выбран, чтобы усилить напряжение, и действительно работает на психологию зрителя — сложно передать словами, как разительно ощущается разница после скоро сменяющихся сцен побега по снегу, где постоянно видно движение, слышна громкая оркестровая музыка, звуки ветра, которые персонажам приходится перекрикивать — а потом мы резко видим медленный холодный бездвижный и безмолвный ледяной замок Снежной Королевы.
Всё приключение Герды интересно тем, что сама она — никак не изменяется до и после. Этим вообще часто отличаются персонажи Льва Атаманов — и Мальчик из «Золотой Антилопы», и Пони и Офицер из «Пони бегает по кругу», и Котёнок Гав — они твёрдо следуют своей правде, своему пути, и никакие испытания их не меняют. Во многом Снежная Королева вообще получается и не про Герду, и не про Кая, а про зрителя — и направлены на то, что погрузить зрителя в волшебное путешествие.
Котёнок по имени Гав
Возможно, «Котёнок Гав» не кажется стандартным произведением для анализа структуры — ведь это детская комедия, сценарий основан на книге Григория Остера, разве нет?
Однако, Котёнок Гав скорее не смешон, а трогателен и очарователен, и построение эпизодов в Котёнке Гаве отличается от знакомых нам в комедии «set up — punch line» и как раз больше похожи на сценарные «завязка — развитие — кульминация — развязка», а в них присутствуют стандартные элементы сказочного повествования — ментор, напарник, испытания, награда.
фрагмент из фильма «Одни неприятности» (1976)
В фильме «Котёнок Гав» 1 минуту каждой серии занимают титры: во вступительных титрах Котёнок отзывается на лай Шарика и говорит, что «Гав» — это его имя; В заключительных титрах, также занимающих 1 минуту — котёнок Гав говорит, что это не его зовут, а просто собаки лают.
Эпизод «Одни неприятности»
Обычный мир, 10 секунд — Котёнок Гав умывается на солнышке.
Завязка, 1 минута 12 секунд — появляется Кот, выступающий в роли ментора, и говорит, что имя «Гав» котёнку не годится: с таким именем его во дворе ждут одни неприятности.
Зов приключений, 40 секунд — Котёнок Гав спускается по лестнице и поёт весёлую песенку о том, какие неприятности могут его ждут.
Развитие событий, 1 минута — во дворе Котёнок встречает только свою тень, но неприятностей нет! Котёнок играет со своей тенью в салочки.
Первое испытание, 20 секунды — Пёс зовёт Котёнка познакомиться, но думает, что тот его дразнит, когда представляется.
Кульминация, Апогей, 40 секунд — Пёс бросается на Котёнка Гава, происходит сцена погони! Кот помогает Котёнку убежать.
Заключение, 20 секунд — Котёнок Гав объясняет Коту, что никаких неприятностей не встретил и ничему так и не научился.
фрагмент из фильма «Одни неприятности» (1976)
фрагмент из эпизода «Одни неприятности» (1976)
Эпизод «Где лучше бояться»
Завязка, Обычный мир, 15 секунд — Котёнок Гав прячется от грозы на чердаке.
Развитие событий, другой мир 35 секунд — Шарик предлагает Котёнку бояться грозы в доме, а не на чердаке.
Кульминация, 15 секунд — Котёнок Гав объясняет что на чердаке бояться веселее, ведь в доме совсем не слышно грозы.
Развязка, 10 секунд — Гав и Шарит возвращаются на чердак и боятся грозы вместе, пока она не утихает.
фрагмент из эпизода «Давай бояться вместе!» (1976)
Эпизод «Середина сосиски»
Зов к приключениям, 10 секунд — Котёнок Гав идёт грустный, повесил нос.
Первое испытание, 5 секунд — он встречает Пса, но тот не делится косточкой.
Второе испытание, 13 секунд — Котёнок встречает Кота, но тот не делится рыбкой.
Завязка, 22 секунды — встреча с Шариком: тот предлагает Гаву разделить сосиску пополам.
Развитие событий, 32 секунды — друзья устанавливают точную середину сосиски, чтобы поделить её правильно.
Кульминация, 4 секунды — они вместе едят сосиску!
Развязка, 17 секунд — Шарик ставит под сомнение честность деления, но Котёнок Гав отвечает, что уже поздно что-то менять, весь сосиска съедена.
фрагмент из эпизода «Середина сосиски» (1976)
у Кота культурный шок, фрагменты из эпизода «Так нечестно» (1977)
Эпизод «Так нечестно»
Обычный мир, 30 секунд — сцена погони: Пёс гонится за Котом.
Завязка, 20 секунд — Шарик и Гав играют в догонялки, Кот рассуждает как философ о смысле погони, о неизбежном вечном цикле судьбы.
Кульминация, 25 секунд — Дети говроят, что мир нечестный, и решают играть по-другому: пусть сначала Шарик гоняет за Гавом, а потом Гав — за Шариком!
Развязка, 15 секунд — у Кота культурный шок, он не верит своим глазам: котёнок гоняется за щенком!
Эпизод «Хорошо спрятанная котлета»
Завязка, 50 секунд — Шарик приносит котлету Котёнку Гаву, чтобы тот присмотрел за ней.
Первое испытание, 15 секунд — котлета искушает Котёнка, но он прячет её в коробку.
Второе испытание, 25 секунд — появляется муха, которая пытается сесть на котлету.
Третье испытание, 40 секунд — Кот учуял котлету и пытается её украсть.
Кульминация, 25 секунд — Шарик встречает во дворе Гава и спрашивает с претензием, почему тот не сторожит котлету!
Развязка, 20 секунд — Котёнок объясняет, что спрятал котлету очень хорошо, где её точно никто не найдёт — в свой животик.
Кот показывает Котёнку Гаву крышу, фрагмент из эпизода «А всё-таки она вкусная!» (1980)
Эпизод «А всё-таки она вкусная»
Зов приключений, 15 секунд — кот зовёт Котёнка Гава смотреть крыши.
Первое испытание, 20 секунд — они скачут по крышам. Кот помогает там, где Гав не может сам допрыгнуть.
Развитие событий, 35 секунд — Кот философствует о крыше и своей молодости.
Завязка, 15 секунд — Котёнок Гав видит Луну и считает, что она очень вкусная; Кот говорит, что её нельзя съесть, ведь она «только кажется» — и демонстрирует, что он не может до неё не дотянуться.
Второе испытание, 45 секунд — начинается дождь, они бегут с крыши и прячутся под деревом.
Кульминация, 40 секунд — Котёнок видит Луну в луже и пробует её на вкус.
Развязка, 15 секунд — Котёнок делает вывод, что она вкусная: она «не кажется», она — есть!
В совсем коротком эпизоде «Дрыг и прыг» структура и темп, а соответственно и мораль всего сериала считываются особенно хорошо:
Вступление, 18 секунд — Котёнок Гав играет, гоняется за своим хвостом.
Завязка, 10 секунд — приходит Кот и критикует игру — ведь Котёнок Гав заранее знает, когда хвостик делает «прыг».
Кульминация, 12 секунд — Котёнок объясняет, что в его игре всё честно, потому что он — котёнок хвостика, а значит зхвостик тоже заранее знает, когда Гав делает «прыг»!
Развязка, 13 секунд — Котёнок Гав продолжает играть.
Котёнок Гав и Кот взаимодействуют с луной, фрагменты из эпизода «А всё-таки она вкусная!» (1980)
Итого — единой универсальной формулы успеха не существует. И в коротких минутных зарисовках, и в полном метре действительно прослеживается общая трёхступенчатая схема — завязка, кульминация, развязка, — однако структура каждый раз меняется и подстраивается под конкретную историю.
В своих интервью Лев Атаманов подчёркивал, что в планировании темпа прежде всего полагается на интуицию и ощущения сердца. При этом он считает самым важным в мультфильмах не структуру, а проработку персонажей — ведь именно им зритель будет сопереживать, через них проживать и ощущать мораль и историю в фильме.
титры из фильма «Котёнок Гав» (1976)
Campbell J. The hero with a thousand faces, 1949
Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства, Киноведческие записки N92, 2009
Дмитрий З. Я люблю свои сказки, 2018
https://csdfmuseum.ru/articles/1167-%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 18.112025)
Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, 1929
Неклюдов Ю. С. Проблемы структурно-семантического указателя фольклорных сюжетов и мотивов
Пропп В. Я. Указатель сюжетов, 1958
https://www.kinopoisk.ru/film/260074/ (дата обращения: 18.11.2025)
https://mults.info/mults/?id=3916 (дата обращения: 18.11.2025)
https://www.kinopoisk.ru/film/45376/ (дата обращения: 18.11.2025)
https://www.kinopoisk.ru/film/29818/ (дата обращения: 18.11.2025)
https://www.intanibase.com/iad_entries/screenshots?shortID=218 (дата обращения: 18.11.2025)