Original size 1140x1600

Сходства портретной живописи Антониса ван Дейка и Джона Сингера Сарджента

PROTECT STATUS: not protected
23
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оглавление

1. Концепция 2. Позы 3. Ткани 4. Освещение и цветовая гамма 5. Выводы 6. Библиография 7. Источники изображений

Концепция

Я выбрала в качестве темы проекта сравнение портретной живописи Джона Сингера Сарджента (1856-1925) и Антониса ван Дейка, потому что люблю этих авторов. Я думаю, что у работ этих художников действительно много общего, несмотря на то, что Антонис ван Дейк (1599-1641) жил в 17 веке, а Джон Сингер Сарджент — в 19 веке и в начале 20-го.

Для этого проекта я изучила очень много работ Сарджента и ван Дейка, стараясь находить похожие. Я обнаружила несколько сайтов, где собраны почти все их работы и наглядно видны сходства и различия.

Мне показалось самым правильным разделить работы художников на несколько частей: изображения, на которых люди в похожих позах, картины, где оба художника делают акцент на тканях и украшениях, работы, где похожее освещение или цветовая гамма.

Я нашла и изучила несколько текстовых источников о влиянии живописи Антониса ван Дейка на будущих художников, о его работах и о картинах Джона Сингера Сарджента, чтобы подкрепить ими исследование.

Так, Catherin Onuchin пишет: «Visitors also can see portraits, written by authors of XVIII–XX centuries, such as Joshua Reynolds (Joshua Reynolds) and John Singer Sardzhent (John Singer Sargent), and they feel the impact that Van Dyke has had on subsequent generations of artists.» [3]

Это исследование могло бы быть намного больше, потому что картин, в которых герои Джона Сингера Сарджента находятся в позах, очень напоминающих позы героев Антониса ван Дейка довольно много.

Важно понимать, что Антонис ван Дейк — один из создателей языка парадного портрета. Он оказал влияние не только на Джона Сингера Сарджента, но и на многих других авторов. Он задал некую традицию. Джон Сингер Сарджент, в свою очередь, рисовал не только парадные портреты, ближе к концу жизни он разочаровался в них и стал делать много пленерных зарисовок. Джон Сингер Сарджент пишет в намного более свободной, импрессионистической манере, у него быстрые, толстые мазки. Портреты же Антониса ван Дейка более скованные, застывшие люди. Мне кажется, что оба автора старались не только возвысить своих моделей, показать их статус и богатство, но и передать характер заказчиков с помощью позы и выражения лица людей.

Оба художника тщательно прописывали ткани, камни, украшения, но всё-таки Антонис ван Дейк рисовал подробнее, а у Сарджента было желание «ухватить момент». «Sargent often used fabric as an active element of the picture, draping and pinning it to supplement his subjects’ outfits.» [2]

Позы

На этих работах очень хорошо видно, как Сарджент вдохновлялся ван Дейком. Сарджент, как и ван Дейк, выбирал для своих моделей более естественные, расслабленные позы.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

Обратите внимание на руки девушек.

Original size 3500x2480

Сарджент и ван Дейк изображают своих моделей немного снизу, как бы ставя их на пьедестал.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

Ткани

И ван Дейк, и Сарджент уделяют много внимания одежде своих моделей и прорисовке деталей этой одежды. Им нужно подчеркнуть богатство и статус своих клиентов.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

Эти портреты похожи не только нарядами, но и композицией.

Original size 3500x2480
Original size 3500x1002

детали воротника и украшения

Original size 3500x2480

детали платья

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

В этих работах можно сравнить то, как Сарджент написал мальчика, и как это сделал ван Дейк.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

На первый взгляд, это очень разные портреты, но на самом деле, у них много общего. Например, диагональная композиция, позы героинь, украшения и нога, лежащая на кушетке и черепе.

Освещение и цветовая гамма

Original size 3500x2480

Мягкий свет сбоку, наклон девушки от зрителя и коричнево-зелёный фон объединяют эти работы ван Дейка и Сарджента.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

Красные ткани на фоне и красная одежда контрастируют с белыми, холодный свет справа, поворот головы, взгляд вдаль.

Original size 3500x2480
Original size 3500x759

Оба художника очень подробно передают все детали лица, прописывают синяки под глазами. Яркий свет сверху выделяет на тёмном фоне головы мужчин и их белые воротники. У мужчин одинаковый усталый взгляд.

Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480
Original size 3500x2480

Выводы

Между портретной живописью Джона Сингера Сарджента и Антониса ван Дейка много общего. Оба художника ставят своих моделей в естественные позы, рисуют их немного снизу, уделяют много внимания прорисовке деталей одежды и украшений, стараются передать богатство своих моделей, рисуют портреты детей. Обычно модели Сарджента и ван Дейка находятся в интерьере или на природе с элементами архитектуры на фоне. Видно, что работы Сарджента похожи на работы ван Дейка цветовыми сочетаниями и ярким освещением, которое выделяет голову и руки моделей, в то время как всё остальное остаётся в тени.

Источники

Bibliography
Show
1.

Mr. Gearoid Hayes, M. Phil. in Art History, ART+IRELAND, Department of History of Art and Architecture, Trinity College, Dublin. The Influence of Van Dyck’s Iconography on Artists //https://vandyck.edwardworthlibrary.ie/influence/#_ftn26

2.

Karen Rosenberg. Sumptuous Attire Shines in John Singer Sargent’s Portraits from the Gilded Age. Nov. 14, 2023. Through Jan. 15, at the Museum of Fine Arts, Boston, 465 Huntington Avenue, Boston; (617) 267-9300, mfa.org//https://www.nytimes.com/2023/11/14/arts/design/john-singer-sargent-mfa-boston.html

3.

Catherine Onuchin. Portraits painted by Van Dyck in the Tate Gallery. 21 февраля 2009//https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090221_van_dyck_and_britain.html

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.
Сходства портретной живописи Антониса ван Дейка и Джона Сингера Сарджента
23
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more