Original size 1490x2188

Скандинавские мифы в иллюстрации

3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Скандинавские мифы в иллюстрации конца XIX — начала XX века и их влияние на современные интерпретации пантеона.

Оглавление

1. Концепция; 2. Отголоски античности и влияние греческой культуры; 3. Образы богов; 4. Образы великанов и других существ Девяти миров; 5. Образ норн; 6. Фольклор; 7. Заключение; 8. Библиография; 9. Источники изображений

Концепция

Долгое время скандинавский пантеон оставался едва известным широким массам, уступая в популярности другим всесторонне раскрытым с точки зрения визуального представления пантеонам (например, греческому). Лишь с середины XIX века место скандинавского эпоса в искусстве стало более заметным и ярким: именно в этот период наблюдалось активное возрождение интереса к национальной идентичности, культурному наследию и поиску почти забытых артефактов прошлого, что привело к новым попыткам иллюстраторов того времени переосмыслить мифологические и легендарные образы северного региона, казавшегося диковинным простором для реализации фантазии.

Именно на стыке XIX и XX веков, с развитием искусства модерна и символизма, классические сюжеты о богах и монстрах приобретают живое, многогранное и сложное исполнение как в отдельных работах, так и в серийной книжной иллюстрации. Обилие оригинальных текстов и изложений, средневековые эскизы и поздние эксперименты, а также определённая новизна материала стали основой для дальнейшей эволюции пантеона, благодаря которой сегодня мы имеем богатое разнообразие интерпретаций в поп-культуре, включая комиксы, иллюстрацию, видеоигры, кинематограф и анимацию.

big
Original size 1425x933

Иллюстрация из книги «Walhall Germanische Götter und Heldensagen», Феликс и Тереза Дан, дата публикации книги: 1903 г.

Выбор данной темы визуального исследования я могу обосновать исторической значимостью иллюстраций конца XIX — начала XX веков для возрождения скандинавского эпоса в массовой культуре и актуальностью исследования в рамках современной волны интереса публики. Представленные в исследовании работы показывают, насколько сильно модные веяния и течения оказывают влияние на формирование мифологических образов в различные периоды.

Материал отбирался в строгом соответствии с указанным временным отрезком и следовал принципу подбора иллюстраций по каждой основной группе и важным фигурам скандинавских мифов: от богов до монстров. Исследование поделено на соответствующие разделы. Отдельная глава посвящена сопоставлению иллюстраций с античными образами, которыми вдохновлялись авторы обозначенного периода истории.

Original size 1600x1125

Иллюстрация из книги «Walhall Germanische Götter und Heldensagen», Феликс и Тереза Дан, дата публикации книги: 1903 г.

Целью данного исследования является определение основных черт и особенностей иллюстрирования мифов и легенд скандинавского региона в указанный период, а также попытка понять, каким образом они трансформировались и адаптировались, отражаясь в современном контексте в различных медиа-форматах.

В процессе исследования я сосредоточилась на таких задачах, как: широкий поиск связанного с темой материала, его визуальный, смысловой и исторический анализ; изучение сопутствующей литературы и статей; соотношение иллюстраций с оригинальными текстами и источниками вдохновения.

Отголоски античности и влияние греческой культуры

В XIX веке смещение внимания на скандинавскую мифологию и её новые интерпретации сопровождалось значительными заимствованиями уже существовавших на тот момент образов из античного искусства, поскольку оно было не только более привычно широкой публике, но и считалось вершиной эстетического совершенства. Художники и иллюстраторы стремились к более классическим представлениям героев.

Всё это нашло отражение в идеализированных чертах многих героев скандинавского эпоса: в их привлекательности, правильных пропорциях, лёгкой тканевой одежде, схожей с туниками, в оголённых фигурах, демонстративно позирующих для зрителя подобно античным мраморным статуям. Нельзя не отметить и христианские мотивы, прослеживающиеся в иллюстрациях некоторых положительных героев (как, например, у Бальдра за авторством Иоганнеса Герца, «Baldur», 1889).

Сюжетные иллюстрации делали упор на драматизм, динамику, торжественность сцен, а также на общую выверенность композиции.

Слева: Johannes Gehrts, «Odhin», 1889 Справа: Johannes Gehrts, «Thor», 1889

Можно заметить, что даже такие отрицательные персонажи и частые злодеи скандинавских мифов, как богиня мёртвых Хель и великаны, изображались куда более человечными, чем предполагает их описание из текстов мифов. Зачастую, например, в ранних иллюстрациях опускалась черта разложения половины тела Хель в пользу целостного и живого вида, несмотря на визуальное расхождение с сутью персонажа.

Слева: Johannes Gehrts, «Baldur», 1889 Справа: Johannes Gehrts, «Hel», 1889

Original size 2192x1493

Lorenz Frølic, дети Локи (Фенрир, Хела и Йормунганд) отправляются Одином в изгнание, (1906)

В работе датского художника Лоренца Фрёлиха (иллюстрация выше) и вовсе, на первый взгляд, трудно узнать нордических героев. Влияние античного искусства здесь достигает апогея, а построение композиции напоминает древнегреческую вазопись с сюжетом, двигающимся по горизонтали слева направо. Черты лиц героев максимально приближены к аполлоновским пропорциям, и даже Один малоотличим от своего двойника Зевса.

Original size 1959x1458

Emil Doepler, «Loki’s Brood», 1905

К началу XX века визуальный нарратив начал меняться: влияние античности отходило на второй план, и иллюстраторы чаще отступали от привычных силуэтов. Обретённая стилистическая свобода позволила представить отпрысков Локи и других врагов асов с куда более нелицеприятной, гипертрофированной стороны.

Так, символизм в образе богини мёртвых стал многограннее и очевиднее, как и её ассоциации с подземным царством.

Original size 1858x2726

John Charles Dollman, «Hermod before Hela», 1909

Original size 1280x708

Willy Pogany, «The children of Loki», 1920

Образы богов

Original size 3740x2756

W.G. Collingwood, «Loki insults the gods at dinner in Asgard», из «Elder or Poetic Edda» (Sæmund’s Edda), Olive Bray, 1908.

Несмотря на историческую недостоверность одеяний героев и сильный уклон в сторону романтизма, иллюстраторы фокусировались лишь на некоторых отличительных элементах нордической культуры для передачи нужной эстетики. В более поздних работах на героях начали появляться такие частые украшения, как традиционные скандинавские обручи, пояса, спиральные браслеты. Декоративные узоры на нарядах и в предметах интерьера точнее опирались на скандинавскую вязь. В одежды мужчин добавлялись меховые накидки, шлемы и кольчуга, что подчёркивало воинственность героев и суровость места их обитания. Образы начали конкретизироваться и постепенно обособляться от античности, хоть и неполностью.

Original size 2310x1456

Charles E. Brock, заголовок к главе «Bifrost, Urda and the Norns» книги Энни Кири «Герои Асгарда» (1930).

Слева: Louis Moe, «Hadingus and the Old Man» (1898). Справа: W. G. Collingwood, «Odin Rides to Hel» (1908).

Слева: John Bauer, «Freyja and Svipdag», 1911. Справа: John Bauer, «Loki and Idun», 1911.

Слева: Конрад Диелиц, гравюра «Прощание Одина с Брунгильдой», 1892 г. Справа: Arthur Rackham, «Donner Summons a Storm» из «Volume I: The Rhinegold ; & The Valkyrie», 1939.

В целом, это всё ещё были идеализированные персонажи, но со временем каждый из богов приобретал всё более уникальные — свойственные лишь его сути — черты, которые перерабатывались до тех пор, пока не установились почти единые представления, актуальные по сей день.

Та же богиня Идунн сохранила свою нежность, чистоту и золотую ауру, подстать её яблокам, на протяжении всего XX века и сейчас.

Слева: George Hand Wright, «The Abduction of Íðunn», из «Norse Stories» автора Hamilton Wright Mabie, 1902. Справа: Louis Huard, «Íðunn and the Magic Apples» из книги Энни Кири «Герои Асгарда» (1908).

Слева: Джон Чарльз Доллман, «Сиф», 1909 г. Справа: Карл Эмиль Дёплер, «Фригг и её прислужницы», 1882 г.

Original size 1917x2982

Louis Huard, «Týr Feeding Fenrir» из книги Энни Кири «Герои Асгарда», 1908.

Original size 733x855

John Bauer, «Tyr and Fenrir», 1911.

Original size 739x684

Карл Эмиль Дёплер, «Хеймдалль стоит на мосту Биврёст и дует в Гьяллархорн», 1905 г.

Charles Edmund Brock, иллюстрации из пересказа скандинавской мифологии в издании 1930 г. книги Энни Кири «Герои Асгарда» (1857 г.).

Образы великанов и других существ Девяти миров

В скандинавских сагах йотуны и великаны зачастую играют роль врагов рода асов или как минимум проблемы, возникшей на пути героев. Чёткого описания их внешности нет: она варьируется слишком сильно, чтобы составить собирательный портрет, и зависит от вида великана. Схожесть прослеживается лишь в одном: в очевидном олицетворении стихийных, природных и демонических сил, что полностью противопоставляется натуре богов.

Original size 800x1176

Джон Чарльз Доллман, Огненный великан Сурт размахивается своим огненным мечом в день Рагнарёка, 1909 г.

Original size 2631x1860

Слева: Louis Huard, «Freyja in the Dwarfs' Cave», иллюстрация из книги «The Heroes of Asgard» (1871). Справа: Louis Huard, «Giant Skrymir and Thor», иллюстрация из книги «The Heroes of Asgard» (1871).

Charles Edmund Brock, иллюстрации из пересказа скандинавской мифологии в издании 1930 г. книги Энни Кири «Герои Асгарда» (1857 г.).

В иллюстрациях рубежа XIX–XX веков наблюдается визуальное опущение этих характеристик. Великаны выглядят как обыкновенные, чуть диковатые и неряшливые, но всё-таки люди большого размера. Это разительно контрастирует с последующими представлениями о них середины XX века и начала XXI века, где наблюдается большее разнообразие в формах, цвете, атрибутике и даже биологической составляющей великанов: они могут изображаться как из плоти и крови, так и непосредственно из присущего природного элемента, будь то лёд или пламя. Комиксы Marvel особенно пестрят подобными концептами.

Слева: George Pearson, «Thrym with dog, The King of the Frost-Giants», 1871. Справа: H. L. M., «Thor’s Battle with the Frost Giants» из «Asgard Stories: Tales from Norse Mythology», 1901.

Original size 1596x2400

George Hand Wright, иллюстрация «Odin and his brothers kill Ymir» из книги «Norse Stories» автора Hamilton Wright Mabie, 1902.

Слева: Arthur Rackham, «The Forging of Mjöllnir», из коллекции иллюстраций «The Land of Enchantment», 1907. Справа: E. Boyd Smith, «The Treasures of the Gods», из «In the Days of Giants», 1930.

Говоря о гномах, нельзя не отметить общую тенденцию гипертрофирования и карикатуры в иллюстрациях того периода. Несмотря на значимую роль в скандинавском эпосе и весомый статус лучших кузнецов, гномы предстают в нарочито сказочных образах, почти оксюморонных. Разглядывая их скрюченные тела, длинные худые конечности и общую неряшливость, задаёшься вопросом, как такие несуразные существа были способны выковать одни из самых могущественных орудий скандинавского эпоса, как Мьёльнир или Гунгнир.

Образ норн

В текстах «Эдды» и «Старшей Эдды» норны представлены как три сестры, отвечающие за судьбы людей и богов. Урд соотносилась с прошлым, Верданди — с настоящим, Скульд — с будущим. Это не уникальный концепт символизма предрешённой жизни. Транскультурный образ норн имеет других «сестёр» в виде древнегреческих мойр и древнеримских парок. Однако, в отличие от них, норны окутаны таинственностью своего происхождения и отчуждённостью; они не богини, а нечто большее и сакральное. В иллюстрации Артура Рэкхэма к опере Рихарда Вагнера «Гибель богов» (Götterdämmerung) норны исчезают последними в хаосе Рагнарёка, буквально растворяясь в пляске смерти. Откуда они пришли и куда пропали — остаётся загадкой.

Слева: Arthur Rackham, «The Norns Vanish», 1910. Справа: L. B. Hansen, Норны у источника Урд под мировым деревом Иггдрасиль, гравюра в издании Поэтической Эдды Фредрика Сандера, 1893 г.

Слева: Charles Edmund Brock, «Norns». Иллюстрация из пересказа скандинавской мифологии в издании 1930 г. книги Энни Кири «Герои Асгарда» (1857 г.). Справа: Johannes Gehrts, «Die Nornen», 1889 г.

Original size 1228x1494

Lorenz Frölich, «Verdandi Skuld Urd: Norner», 1882

Фольклор

Помимо устоявшихся мифов, фольклор скандинавии также набирает обороты в период XIX–XX веков, подпитываемый романтическим национализмом. Здесь примечательны работы шведского художника Джона Бауэра: его иллюстрации для серии книг «Среди эльфов и троллей» настолько стилистически отходят от всех иных эпических изображений того времени, что позволяют по-новому взглянуть на мифологический мир севера. В них нет вычурной идеализации, а фокус композиции, палитры и форм делается на создание уютной, сказочной атмосферы маленького приключения.

Original size 1598x1500

John Bauer, «Trolls with an abducted princess», 1915.

Слева: John Bauer, «God kväll, farbror! hälsade pojken», 1915. Справа: John Bauer, «Sicken liten puttefnasker!», 1912.

Original size 1383x1401

John Bauer, «Trollörten», 1912.

Джон Бауэр соединяет персонажей с природой, не боится гиперболизировать их черты, но при этом не переступает границу, когда образ теряет сказочность, превращаясь в жуткое подобие героя. Это удачное сочетание мистики и повседневности, которое вдохновляет и современных авторов, которое стало стилистической отправкой точкой многих проектов, как, например игры Bramble: The Mountain King от студии Dimfrost Studio (2023).

0

John Bauer, «Vill Vallareman», 1910. Далее: скриншоты из игры Bramble: The Mountain King от студии Dimfrost Studio (2023)

Заключение

Рубеж XIX–XX веков стал ключевым периодом в формировании визуального канона скандинавского эпоса, предоставив богатый иконографический материал для бесконечных творческих переработок. Постоянное переосмысление мифологических сюжетов свидетельствует об их способности адаптироваться к стремительно меняющимся культурным условиям, сохраняя при этом свою актуальность и значимость в любой период.

Если художники конца XIX века создали целостную и эпическую систему образов под влиянием модных факторов того времени, то современная культура разбирает эту систему на части, гибридизирует и смело наделяет новыми смыслами, иногда даже доходя до смены полярности добра и зла. Кроме того, с появлением технологий кинематографа и с компьютеризацией, стали возможны эксперименты с формой подачи скандинавского материала.

Источники

Bibliography
Show
1.

Скандинавские мифы и легенды. Жизнеописания богов и героев с иллюстрациями и подробными комментариями / Том Биркетт; — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. — 320с.; ил.

2.

Walhall. Germanische Götter- und Heldensagen by Dahn, Felix; Dahn, Therese, 1903 (https://archive.org/details/4396362/page/n11/mode/thumb)

3.

Unveiling the Destiny of a Nation: The representations of Norns in Danish Art (1780-1850), Johnni Langer, 2021 (https://www.perspectivejournal.dk/en/unveiling-the-destiny-of-a-nation-the-representations-of-norns-in-danish-art-1780-1850/)

4.
Image sources
Show
1.

Walhall. Germanische Götter- und Heldensagen; Dahn, Felix; Dahn, Therese, 1903 (https://archive.org/details/4396362/page/n11/mode/thumb) (дата обращения: 05.11.2025)

2.

The heroes of Asgard: Tales from Scandinavian mythology; Annie Keary (несколько изданий: 1871, 1908, 1930) (дата обращения: 05.11.2025) (https://openlibrary.org/books/OL6276400M/The_heroes_of_Asgard) (дата обращения: 05.11.2025)

3.

https://www.thecollector.com/jotun-giants-norse-mythology/ (дата обращения: 06.11.2025)

4.

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Johannes_Gehrts (дата обращения: 09.11.2025)

5.

https://myndir.uvic.ca/gallery.html (дата обращения: 09.11.2025)

6.

https://www.germanicmythology.com/works/FROLICHART5.html (дата обращения: 09.11.2025)

7.

https://commons.wikimedia.org/wiki/John_Bauer (дата обращения: 09.11.2025)

8.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more