Original size 1140x1600

Саундарт в московских галереях: инструмент или искусство?

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Аннотация

big
Original size 1372x830

«Мотет из сорока частей» (The Forty Part Motet), созданный канадской художницей Джанет Кардифф.

Настоящая работа посвящена исследованию феномена саундарта в контексте выставочной деятельности московских галерей. Рассматривается проблема двойственности позиции саундарта в рамках художественных проектов: с одной стороны, он функционирует как вспомогательное средство, усиливающее впечатление от основного визуального ряда, с другой, стремится обрести автономию, утверждая себя как полноценную форму искусства, обладающую собственной ценностью и способностью передавать смыслы независимо от визуальных компонентов.

big
Original size 1674x1056

Релефоны. Олег Макаров, Николай Попов. Фото: solyanka.org

Автор ставит перед собой цель выявить и классифицировать функции саундарта в столичных галереях, определить характер отношений между аудиальными и визуальными составляющими, установить закономерности эволюции саундарт- практик и оценить потенциал направления как самостоятельного жанра современного искусства.

Методология исследования основана на анализе публикаций о реализованных проектах, наблюдении за функционированием саундарт-выставок, интервьюировании экспертов отрасли (художников, кураторов, критиков). Также проводится историко-культурологический обзор, позволяющий проследить развитие саундарта в российском контексте ХХ-XXI вв.

Original size 1092x790

Stephen Vitiello Fear of High Places and Natural Things, 2004. Modified CD player, stereo CD, nine 10-inch speakers. Courtesy of the artist and The Project, New York City.

Введение.

Original size 788x1138

Max Neuhaus Listen, 1976. This poster refers to his «Listen» series, which were «field trips» to listen to sounds guided by the artist (begun in 1966). This work was inspired by the sounds of traffic

Определение понятия «саундарт».

Саундарт (sound art) — это междисциплинарное направление искусства, основным выразительным средством которого служит звук. Несмотря на отсутствие единого общепринятого определения, большинство исследователей сходятся в том, что саундарт охватывает широкий спектр практик, включая звуковую скульптуру, саунд-инсталляцию, саундскейпы и другие виды работ, основанных на использовании звука как главного элемента художественного высказывания

Original size 1200x1600

Блэкпульский приливной орган — музыкальная скульптура высотой 15 метров, созданная в 2002 году в Великобритании

История возникновения.

Зарождение саундарта связано с экспериментальным музыкальным движением начала ХХ века, когда такие фигуры, как Джон Кейдж и Пьер Шеффер, начали исследовать возможности звука как объекта искусства. Со временем саундарт стал частью широкого спектра направлений, связанных с использованием новых технологий и материалов, постепенно обретая признание как отдельное направление искусства.

Original size 1792x1044

Пьер Анри Пьер Шеффер.

Original size 900x556

Паноптиконы — серия из четырёх скульптур, расположенных в Блэкберне, Барнли, Пенделе и Россендэйле, графство Ланкашир, Англия.

Функциональная роль саундарта в московских галереях.

Саундарт как инструмент сопровождения.

Одной из наиболее распространенных функций саундарта является создание атмосферы и усиление эффекта от визуальных объектов. Многие галереи используют звуковые композиции для придания дополнительной глубины и эмоциональности своим экспозициям. Например, московская галерея «Солянка» регулярно включает в свои выставки пространственно-звуковые инсталляции, подчеркивая важность синтеза различных видов искусства.

Original size 1986x1218

Тотальная звуковая инсталляция лейбла Köta.Moscow в галерее RuArts

Original size 800x1156

афиша спектакля Петра Айду в театре Маяковского в Москве

Однако такая функция нередко приводит к недооценке саундарта как полноценного компонента экспозиции. Некоторые критики утверждают, что звуковые элементы воспринимаются скорее как фоновый шум, нежели как самостоятельное произведение искусства. Тем не менее, именно такой подход доминирует в большинстве российских галерей, особенно среди начинающих авторов и организаторов выставок.

Original size 1490x924

«Демидова. Фест — 2020». Галерея Граунд Солянка.

Проблемы идентификации саундарта.

Еще одна важная тема — трудности четкого разделения саундарта и смежных дисциплин, таких как музыка и звукорежиссура. По мнению некоторых экспертов, многие авторы называют свои работы саундартом просто ради модного ярлыка, не обладая достаточным уровнем понимания специфики направления. Так, композитор и художник Олег Макаров отмечает, что важно избегать злоупотреблений термином «саундарт», называя им исключительно те работы, которые действительно соответствуют критериям жанра.

0

Выставка в галерее Краснохолмская «Новые Прометеи» (2025 г.)

Original size 1610x1066

Работа Екатерины Баженовой-Ямасаки для выставки «Умный дом» в ММОМА (Москва).

Original size 1476x932

Перформанс «Мыльная опера» в галерее Граунд Солянка

Original size 946x886

Афиша выставки «Город говорит» в галерее Марсаков на Хлебозаводе

Автономия саундарта: художественный язык и независимость.

Несмотря на преобладание функционалистского подхода, существует ряд примеров, демонстрирующих стремление саундарта к независимости. Такие работы выходят за пределы простого сопровождения и становятся центральным элементом экспозиции, формирующим собственное смысловое поле.

Original size 1670x1166

Генерация. Видеозапись работы в среде MAX/MSP. Фото: Ольга Проходцева

Например, выставка «Черная земля, белый шум, красный холм!» в галерее «Краснохолмская» представила серию работ, созданных студентами и преподавателями кафедры «Саунд-арт и саунд-дизайн». Эти проекты демонстрируют, как саундарт способен самостоятельно формировать художественную концепцию, используя звук как основное средство выражения идей и чувств.

Original size 1704x960

Чёрная земля, Белый шум, Красный холм!

Кроме того, некоторые исследователи указывают на растущую популярность саундарта среди молодежи, стремящейся выразить себя через нестандартные формы искусства. Галереи, такие как SA))_gallery, играют ключевую роль в продвижении саундарта, предлагая молодым авторам площадку для экспериментов и профессионального роста.

Original size 1670x1102

Кубическая октофоническая аудиосистема. Фото: @kholmygallery

Эволюция саундарта в России.

Развитие саундарта в России началось относительно недавно, примерно в начале XX века. Одним из первых значимых сообществ стало объединение SoundArtist.ru, основанное в 2004 году группой энтузиастов, заинтересованных в изучении возможностей звука в искусстве. Постепенно саундарт получил признание как отдельная дисциплина, чему способствовали регулярные выставки и фестивали, такие как «Электромеханика» и «Термен-центр».

Original size 2114x1346

Концерт центра электроакустической музыки Московской консерватории при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Рахманиновский зал

Original size 2118x1368

Солисты «CEAM Artists»: Юлия Мигунова (виолончель), Феодосия Миронова (дисклавир), Алена Верин-Галицкая (голос), Евсевий Зубков (ударные) Персоны: Мигунова Ю.

Сегодня саундарт прочно закрепился в культурной повестке Москвы, став неотъемлемой частью программ крупнейших культурных площадок города. Среди ярких представителей направления выделяются Александр Сенько, Дмитрий Морозов (: vtol:) и Павел Жагун, чьи работы получили широкое признание как в России, так и за рубежом.

Original size 2112x1088

афиша фестиваля «Поэтроника» в галерее Граунд Солянка

Original size 792x740

афиша юбилейного концерта П.Жагуна

Original size 1178x1172

: vtol:

Original size 2588x1260

: vol:. Гибридные инсталляции takir, 2020; guest, 2019; 12262, 2018.

Original size 2580x1258

работы: vtol:

Original size 2582x900

работы: vtol:

Перспективы развития саундарта в Москве.

Original size 1446x954

Влад Добровольский. Квадрофоническая инсталляцию «Эхо Дао»,

Анализ текущей ситуации показывает, что саундарт продолжает развиваться, приобретая всё большую автономию и узнаваемость. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы финансирования и поддержки молодых авторов, а также недостаточная интеграция саундарта в образовательную систему. Одним из возможных путей решения данных проблем является расширение сотрудничества между галереями, университетами и другими учреждениями культуры.

Также перспективным направлением представляется дальнейшее освоение новых технологий, таких как VR и AR, которые открывают широкие возможности для создания уникальных саундарт-экспериментальных проектов.

Original size 1140x768

образовательный подкаст на arzamas

Original size 1092x1624

Киберорганическая скульптура ARBOR. Silva художницы Марии Купцовой, музыканта Сергея Костырко и команды ARBOR.Art — Корбиниан Энцингер, Глеба Андреева, Марины Музыки, Артема Коневских

Bibliography
Show
1.

Саунд-арт // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саунд-арт (дата обращения: 12.11.2025).

2.

Саундарт в московских галереях // Портал-Культура. URL: https://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/343942-chto-takoe-saund-art-i-kto-im-zanimaetsya (дата обращения: 11.11.2025).

3.

Интервью с Олегом Макаровым // ARTandYou. URL: https://artandyou.ru/interview/artists/oleg_makarov_cherez_neskolko_let_sound_art_budet_vezde (дата обращения: 14.11.2025).

4.

Выставка «Черная земля, белый шум, красный холм!» // Портал-Культура. URL: https://kholmy.vzmoscow.ru/blackearth (дата обращения: 13.11.2025).

5.

Soundartist.ru // URL: https://soundartist.ru (дата обращения: 15.11.2025).

6.

Электромеханика // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электромеханика (дата обращения: 10.11.2025).

7.

Термен-центр // URL: https://www.theremin.ru/posters (дата обращения: 13.11.2025).

8.

Александр Сенько // ARTGuide. URL: https://artguide.com/people/1663-alieksandr-sien-ko-1789?page=4 (дата обращения: 11.11.2025).

9.

Дмитрий Морозов (: vtol:) // ARTGuide. URL: https://artguide.com/people/1870 (дата обращения: 14.11.2025).

10.

Жагун, Павел Николаевич // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жагун, _Павел_Николаевич (дата обращения: 15.11.2025).

Image sources
Show
1.

Музей современного искусства «Гараж». Умный дом: звуковое искусство в пространстве музея [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mmoma.ru/visit/gallery/smarthome/description (дата обращения: 10.11.2025).

2.

Kota. Звуковая инсталляция [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kota.moscow/soundinstallations (дата обращения: 11.11.2025).

3.

Холмы. Прометей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kholmy.vzmoscow.ru/prometheus (дата обращения: 12.11.2025).

4.

Хлебозавод 9. Город говорит: выставка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hlebozavod9.ru/events/gorod-govori-vystavka (дата обращения: 13.11.2025).

5.

Википедия. Блэкпульский приливной орган [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блэкпульский_приливной_орган#/media/Файл: Blackpool_tide_organ.jpg (дата обращения: 14.11.2025).

6.

MyDecor. Умный дом: звуковое искусство в пространстве музея. Новая выставка открывается в ММОМА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mydecor.ru/news-art/umnyi-dom-zvukovoe-iskusstvo-v-prostranstve-muzeya-novaya-vystavka-otkryvaetsya-v-mmoma (дата обращения: 15.11.2025).

7.

Аннанова Галерея. Владимир Толкунов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.annanova-gallery.ru/artists/320-%3A%3Avtol%3A%3A/overview (дата обращения: 16.11.2025).

8.

Muzlife Magazine. Граунд-солянка на стыке театра и вы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://muzlifemagazine.ru/graund-solyanka-na-styke-teatra-i-vy (дата обращения: 17.11.2025).

9.

Kaverafisha. Черная земля, белый шум, красный холм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kaverafisha.ru/moscow/events/chernaya-zemlya-belyy-shum-krasnyy-holm-196086 (дата обращения: 10.11.2025).

10.

DelArte Magazine. Саунд-арт: как экспонировать звук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://delartemagazine.com/tech/saund-art-kak-eksponirovat-zvuk (дата обращения: 11.11.2025).

11.

Arzamas. Автор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://arzamas.academy/authors/34 (дата обращения: 12.11.2025).

12.

Маяковский. Сон в русскую ночь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mayakovsky.ru/performance/son-v-russkuyu-noch (дата обращения: 13.11.2025).

13.

Тетерин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=327&Itemid=122 (дата обращения: 14.11.2025).

Саундарт в московских галереях: инструмент или искусство?
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more