Original size 1120x1580

Российский медиа-арт эпохи технологического перелома (конец 1980-х-2000-е)

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция исследования

Инновации в технологическом секторе являются не только двигателем прогресса, повышающим производительность компаний и развивающим страны и экономики, но импульсом, оказывающим воздействие на сферы искусства.

Каждая новая технология (от фотографии до видеокамеры и цифровых инструментов) не просто меняет способы создания искусства, но и порождает совершенно новые художественные формы и жанры, такие как видеоарт, цифровое искусство, инсталляции с использованием ИИ и т. д.

big
Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор». Реж. Аманда Ким. 2023

Если в мировой культуре началом такого направления, как видеоарт принято считать 1965 год (Нам Джун Пайк использовал новую технологию для создания своих работ — камеру Sony Portapak, которая стала ключевым инструментом для зарождения видеоарта), то в истории российского медиа- и видеоарта этот отсчет ведется с 1985 года (Андрей Монастырский «Разговор с лампой»).

big
Original size 1920x1080

Андрей Монастырский, Сабина Хэнсген. «Разговор с лампой». 1985. Кадр из видео на выставке Андрея Монастырского в Московском музее современного искусства, 2010–2011. Фото: Вадим Захаров.

Такой временной разрыв является результатом политических факторов (напряженные отношения между СССР с США и Японией, которые обладали наработками в области магнитной и аудио записями, но не стремились ими делиться), внутрисистемных (в СССР осуществлялся контроль за системами записи и репродуцирования, это было частью программы государственной цензуры и контроля над информацией) и технологических (советские инженеры разрабатывали видео- и аудио- оборудование, но оно было дорогостоящим и недостпуным обычному обывателю).

Перестройка (1985-1991), а затем и распад Советского Союза меняют все. Российские художники получают доступ к технологиям, а значит и открывают для себя новые способы создания искусства и коммуникации со зрителем. После пионеров российского видеоарта таких, как: Андрей Монастырский, Булат Галиев (группа «Прометей»), «Пиратское телевидение» (Юрис Лесник, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Сергей Шутов и Кирилл Преображенский), Игорь и Глеб Алейниковы, Борис Юхананов, Сергей Курехин были те, кто пошел дальше и стал работать с возможностями ПК, программным обеспечением, погрузился в появившийся бродбэнд. Нас интересуют именно эти российские художники, которые стали первопроходцами. Как выглядели их работы? Посредством каких новых технологий они могли и хотели выразить себя?

0

1] Полный логотип «Пиратского телевидения» 2] Кадр из видео. Программа «Новости культуры» ПТВ 3] Коллектив «Прометей». «Собака лает а караван идет». 1991 4] Сергей Курехин. «Ленин гриб». 1991

Целью исследования является изучение и выявление новых технологических способов выражения среди наиболее ярких представителей российского медиа-арта, ознаменовавших этот исторический и технологический переход. В принципе рубрикации работы лежит историческая последовательность создания произведений (от ранних первых опытов работы художников с новыми технологиями, до момента создания целых миров и направлений в искусстве). Визуальное исследование основывается на исторических, исследовательских и публицистических материалах.

Сергей Шутов

0

Тимур Новиков, Сергей Шутов. «Самолет», «Подводная лодка», «Восход», «Пингвины». 1990

Сергей Шутов — художник, первопроходец российской психоделики, «новой волны», видео-арта, мультимедиа и учредитель Института технологии искусства. В 1988 году Шутов приобретает свою первую видеокамеру во время поездки в Финляндию, затем у него появлется пульт-контроллер Panasonic для сведения видео и наконец — компьютер Atari 1040 c 4 мегабайтами памяти, на котором он начинает эксперименты с новыми медиа. Так возникает первая анимация, сделанная Шутовым в 1990 году по мотивам текстильных коллажей Тимура Новикова.

Loading...

В 1992 году выходит фильм Сергея Шутова «Небесный тихоход-2», визуальной основой которого становится советский фильм «Небесный тихоход» 1946 года. Этот опыт стал примером «реанимации» старого фильма за счет применения новых технологий.

Original size 1920x1080

Кадр из видеофильма Сергея Шутова «Небесный тихоход-2». 1992

Сергей Шутов. Фрагменты из видеофильма «Небесный тихоход-2». 1992

Алексей Исаев

Алексей Исаев — один из первых в России художников, использовавших трехмерную компьютерную графику, основатель исследовательской платформы «МедиаАртЛаб». В начале 1990 х Исаев работает с режиссером Вадимом Кошкиным в «Студии эгоцентрических особенностей», предоставлявшей художникам доступ к оборудованию для монтажа видео и создания 3D графики. Что конечно же подталкивает Алексея к экспериментам и созданию материалов при помощи новых инструментов.

Original size 0x0

Кадр из работы Алексея Исаева «Лета». 1994

В 1994 году Исаев создает работу «Лета»: художник снимает струю воды, после дублирет видео с небольшой задержкой на нескольких экранах, продлевая и превращая струю в горизонтальную пульсирующую «волну», совершенно меняя сущность транслируемого для зрителя. Также художник усиливает эффект, добавляя 3D графику. К которой он обратится и в своих последующих произведениях, таких как «Animation (izm), или Дело врачей» (1993–1997), «Нейромансеро» (1995) и «Монтаж аттракционов, или Революция по кругу» (1996).

Original size 1920x1080

Алексей Исаев совместно с В. Подорогой. Видеоинсталляция Павильон С. Эйзенштейна «Монтаж аттракционов» или «Революция по кругу». 1996

Ольга Лялила

Original size 1240x700

Оля Лялина. My Boyfriend Came Back from the War. 1996

Оля Лялина — пионер сетевого искусства, участница неформального объединения родоначальников сетевого net.art искусства (особый вид медиа-арта, которое использует Интернет в качестве основной среды для создания и демонстрации своих произведений) в России, теоретик новых медиа, архивист и исследователь цифрового фольклора и раннего веба. Один из основателей клуба СИНЕ ФАНТОМ.

«Середина 1990-х — это время, когда кому-то казалось, что всё будет возможно через несколько недель, а кому-то — что скоро не будет никакого веба» [1]

В 1996 году Лялина создала работу My Boyfriend Came From The War («Мой парень вернулся с войны»). Работа родилась из кода html страницы и интереса создать произведение специально для браузера, net-фильм о встрече бывшего военнослужащего со своей девушкой, где «сцены» были разделены с помощью тега.

Loading...
Original size 1920x1080

Выставка с работой Ольги Лялиной My Boyfriend Came From The War. 2016. Базель/Binary Koala from RU/DE, TCP/IP

Алексей Шульгин

Алексей Шульгин — художник, куратор, музыкант, пионер меда-арта. Окончил Московский государственный институт стали и сплавов по специальности «Кибернетика металлургических процессов». Основатель группы «Непосредственная фотография» (1987). На ряду с Ольгой Лялиной внес свой вклад в развитие net.art искусства в России.

Одним из ранних проектов Шульгина стал — Form Art (1997). В нем художник в шутливой форме обыграл визуальные и концептуальные возможности HTML.

Loading...

В 1998 году Шульгин создает музыкально-перформативный проект Computer. 386DX — это поющий компьютер на процессоре Intel, который появился на рынке в 1985 году и к моменту создания работы уже считался устаревшим (с процессором частотой 40 MHz, 8 Mb оперативной памяти, жестким диском объемом 40 Mb, звуковой картой Creative Soundblaster 16 и оперативной системой Windows 3.1.). Компьютер исполняет поп и рок-хиты российской и зарубежной эстрады при помощи партитур, записанных художником в программе для синтеза речи TextAssist и MIDI-файлов мелодий. Поэтому при прослушивании зрителю кажется, что он слышит нечто космичекое инопланетное. При этом по экрану компьютера без отсановки скользит строка — «Подайте кто сколько может!». Сам автор определяет эту работу, как «первую киберпанк‑рок‑группу».

Original size 1920x1080

Алексей Шульгин. Инсталляция Computer. 386DX. 1998

AES+F

AES+F (АЕС+Ф — названо по первым буквам фамилий участников), российское художественное объединение, арт-группа, которую в 1987 году основали Татьяна Арзамасова, Лев Евзович (выпускники архитектурного инситута), и Евгений Святский (выпускник полиграфического института). В 1995 году группе присоединился фотограф Владимир Фридкес.

Уже изначально такой отличный друг от друга опыт участников в разных сферах деятельности был предтечей наполненного и разносторонне направленного творчества группы.

Поначалу группа (АЕС) создавала графические и живописные работы. Но в 1996 году, после прихода нового участника, свет увидел — «Исламский проект» (1996-2003).

Original size 1619x1080

AES+F. «Центральный парк, Нью-Йорк». 1996, цифровой коллаж

AES+F. «Бобур», «Париж, Нотр-Дам». 1996, цифровые коллажи

AES+F. «Новая свобода», «Музей Гуггенхайма». 1996, цифровые коллажи

Первыми в этом проекте стали цифровые коллажи, в которых виды европейских городов были умело скомпилированы при помощи графических редакторов с классическими шаблонными ассоциациями (минареты, мечети, дети с оружием и прочее), представлявшими западные фобии. Это было так точно, так иронично и умело, что не оставило равнодушным аудиторию. Проект длился вплоть до 2003 года и дополнился перформансами и инсталляциями.

Original size 1619x1080

AES+F. «Северная Германия». 1996, цифровой коллаж

«Исламский проект» наметил и постепенно раскрыл индивидуальный визуальный язык группы, в котором соединялась фотография, 3D-графика, эстетика «глянцевых» журналов и мотивы классического искусства. И показал, что группа не боится использовать в качестве рабочих инструментов современные технологий.

Со временем мастерство членов команды и технологии, а значит и возможности воплощения идей, набирали обороты. Помимо работы с цифровыми коллажами и фотоматериалами они стали создавать видеопроекты, моделировать 3D объекты для реализации их потом в материале, а позднее даже затронули сферу VR пространства.

1] AES+F. AHL, Warrior #4 (фрагмент скульптуры). 2006, бронза и латунь 2] AES+F. AHL, Episode 1, #6. 2004, цифровой коллаж

Loading...

Синий суп

Группа «Синий суп» была создана в 1996 году, как и в случае с AES+F, основателями стали выпускники Московского архитектурного института: Алексей Добров, Даниил Лебедевым и Валерий Патконен (в 2010 году он покинул группу). В 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов.

Художественные методы и «эффект реальности» в работах «Синего супа» эволюционируют параллельно с развитием цифровых технологий (компьютерные игры, CGI). Группа сознательно участвует в этой «гонке за рендер».

Их ранние работы — это не взлом компьютерного кода, а «хакерские атаки на смысл»: искажение логики цифровой среды для демонстрации минимума вместо максимума.

1] Синий суп. Mute. 1998 2] Синий суп. For Ever in the Wake of the Sun. 1998

1] Синий суп. «Отчёт». 1999 2] Синий суп. «В час беды». 2000

1] Синий суп. «Пять звёзд». 2000 2] Синий суп. «Три желания». 2002

Original size 400x270

Синий суп. «Панорама». 2002, видео

С 2000-х, уже хорошо набив руку в работе с 3D-графикой, группа перешла к исследованию повествовательных структур, порождаемых этими технологиями.

Идея работ «Синего супа» — это иллюзия картины, внутри которой существует «внутренний монтаж». Статика, сменяется динамикой, монтажом, опять динамикой, и снова приходит статичное положение. Это позволяет зрителю не пассивно наблюдать, а визуально вычленять и собирать собственные временные нарративы из предлагаемых фрагментов.

Так же важно отметить, что в работах зачастую присутствует аудиосопровождение, которое кратно усиливает и погружает в атмосферу видеоряда, нагнетает напряжение (как в работе «Каскад» или «Выход») или же сбивает с толку, поражает, раскрывая визуальный ряд с неожиданной стороны («Гад», «Оборона»).

Original size 640x512

Синий суп. Кадр из видео «ВЕСТИБЮЛЬ». 2003

Синий суп. Кадры из видеоинсталляции «Выход». 2004-2005

Синий суп. Кадры из видеоинсталляции «Выход». 2004-2005

Original size 2200x1513

Вид инсталляции Синего супа «Эшелон». 2006 (инсталляция в галерее XL. 2023)

Original size 1920x1080

Синий суп. Кадр из видеоинсталляции «Муть». 2014-2015

Эволюция творчества группы за 30 лет — это прямое отражение прогресса в CGI: от двумерной анимации до сложных трёхмерных ландшафтов. Их видео (около 30 работ) лишены традиционного повествования, но благодаря тщательно выстроенной сценографии, аудиодополнениям и гиперреалистичной проработке деталей создают особый саспенс.

Original size 1920x1080

Синий суп. Кадр из видеоинсталляции «Каскад». 2016

Заключение

Из всех рассмотренных выше работ можно сделать вывод, что художники в России, работавшие и творившие в период с 1980-х по 1990-е, использовали все доступные технические возможности (от портативных видеокамер, телевизоров, техники для монтажа видео, персональных компьютеров, нового программного обеспечения, программ для обработки аудиоматериалов, программ по 3D-моделированию, первых программ по фоторедактированию, программированию, первых опытов создания виртуальных работ в сети Интернет до создания новых виртуальных миров при помощи CGI) в качестве способа создания своих художественных высказываний.

Весь этот технический арсенал российского медиа-арта того периода был мостом между аналоговой эрой и рождающимся цифровым миром, а художники были его и создателями, и первопроходцами.

Bibliography
Show
1.

http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/204799-olia (дата обращения: 17.11.2025).

2.

История российского видеоарта. Том 1 / History of Russian Video Art. Volume 1. автор: Антонио Джеуза. Москва 2007 год

3.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/20211018-ytdt/ (дата обращения: 16.11.2025).

4.5.

https://postnauka.org/longreads/156867 (дата обращения: 16.11.2025).

6.

https://moscowartmagazine.com/issue/30/article/564 (дата обращения: 17.11.2025).

7.8.

https://aesf.art/page/short_biography/ (дата обращения: 15.11.2025).

9.

https://www.graphicon.ru/history/russia (дата обращения: 16.11.2025).

10.

https://bigenc.ru/c/aes-f-10a187 (дата обращения: 17.11.2025).

11.

https://russianartarchive.net/ru/catalogue/person/PMKH (дата обращения: 17.11.2025).

12.

https://vladey.net/ru/artist/sergey-shutov (дата обращения: 17.11.2025).

13.

https://artguide.com/posts/989 (дата обращения: 17.11.2025).

Image sources
Show
1.

https://artguide.com/events/12163 (дата обращения: 16.11.2025).

2.

https://vladey.net/ru/lot/4819 (дата обращения: 17.11.2025).

3.

https://postnauka.org/longreads/156867 (дата обращения: 17.11.2025).

4.5.

https://garagemca.org/collection/catalogue/CM7 (дата обращения: 18.11.2025).

6.7.

https://aesf.art/projects/islamic_project/ (дата обращения: 17.11.2025).

8.

https://www.kuryokhin.net/isaev (дата обращения: 17.11.2025).

9.

https://www.bluesoup.ru/ (дата обращения: 17.11.2025).

10.11.12.13.

https://www.c3.hu/collection/form/ (дата обращения: 17.11.2025).

Российский медиа-арт эпохи технологического перелома (конец 1980-х-2000-е)
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more