Original size 1750x2480

Роль Magnum Photos в становлении международной фотокниги

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор:

1. Концепция; 2. История Magnum и ее ключевые принципы; 3. Этика авторского взгляда и документальности; 4. Организация фотокниг как персональных проектов; 5. Социальный резонанс и мировое влияние; 6. Заключение.

Концепция

Значительную роль в становлении международной фотокниги занимает Magnum Photos — они продвигали фотокнигу не просто как объект, а как особый художественный и документальный медиум.

Выбор темы обусловлен тем, что именно Magnum стали первым фотографическим объединением, где фотокнига стала не просто продуктом какой-либо деятельности, а самостоятельной формой, в которой четко прослеживается авторская мысль и высказывания. Во второй половине ХХ века у фотографов появилась возможность презентовать свои работы без цензуры и значительных редакторских правок, по сути, не было ограничений — Magnum задали эту планку и закрепили ее в изданиях. Сейчас их работы считаются классикой мировой визуальной культуры. Исследуя эту тему, можно проанализировать, как коллективная модель работы и авторская модель повлияли на стандарты фотокниги и почему эти стандарты до сих пор определяют развитие жанра.

Материал отбирался на основе двух важных критериев: Во-первых, фотопроект или фотокнига должны иметь особую важность и актуальность для выбранной темы, они должны подкреплять тезисы о международной документальной фотографии, а также иметь важность в истории Magnum. Во-вторых, наличие визуальных решений, которые демонстрируют авторский подход, глубокую концепцию проекта, особый принцип повествования, который отличается от журнальных форм распространения изображения. В исследование включены выдающиеся работы мастеров агентства, соответствующие критериям.

По моральным субъективным причинам в исследование не включались тяжелые кадры с трупами, раненными детьми и сильно обнаженными людьми.

Повествование исследования плавно перетекает от исторического контекста и принципов, на которых строилось Magnum. Далее — этика документальности и ее презентация в визуальном материале. После этого исследуются конкретные авторские фотопроекты. Затем рассматривается влияние Magnum на стандарты качества, международный резонанс, а завершается все анализом причин, по которым модель, созданная Magnum, до сих пор остается актуальной.

Ключевой вопрос исследования — каким образом коллективная модель Magnum изменила принципы создания фотокниги и фотопроектов и закрепила новые стандарты документального визуала в мировой культуре.

Гипотеза заключается в том, что успех Magnum связан не только с выдающимися авторами, которые, помимо замечательного владения композиции, сумели произвести авторские проекты, наполненные эмоциями и переживаниями, но и с распределением ответственности, внутренней критикой, свободой выбора тем и отказом от внешнего давления со стороны редакции.

Эти действия позволили сформировать фотокнигу, как авторский медиум, а не приложение к прессе. Magnum задали модель, которая стала ориентиром для документальной фотографии тогда и сейчас.

История Magnum и ее ключевые принципы

Агентство Magnum Photos было основано в 1947 году Робертом Капой, Анри Картье-Брессоном, Джорджем Роджером и другими фотографами, которые стремились создать среду, где автор сохраняет полный контроль над своей работой. В послевоенной Европе это было необычно, так как фотографы чаще всего работали на издания, поэтому не могли влиять на публикацию и оформление снимков.

В Magnum каждый фотограф оставался независимым автором, а агентство отвечало за качество и распространение его работ. Это был принцип коллективной ответственности.

Визуально это отражается в ранних фотокнигах и альбомах, таких как «Решающий момент» Картье-Брессона (1952).

Анри Картье‑Брессон, «Решающий момент», 1952

Original size 2500x1689

Анри Картье‑Брессон, «Решающий момент», 1952

Original size 2500x1677

Анри Картье‑Брессон, «Решающий момент», 1952

Original size 1500x1015

Анри Картье‑Брессон, «Решающий момент», 1952

Эллиотт Эрвитт, «Личные экспозиции», 1988

Эллиотт Эрвитт, «Личные экспозиции», 1988

Original size 1487x1000

Берт Глинн, «Фидель Кастро: Кубинская революция», 1959

Берт Глинн, «Фидель Кастро: Кубинская революция», 1959

Original size 1477x1000

Берт Глинн, «Фидель Кастро: Кубинская революция», 1959

Эти книги не просто фиксируют события, они формируют уникальный язык визуального повествования, объединяющий документальное с художественным.

Этика авторского взгляда и документальности

Одной из главных заслуг Magnum стало формирование этики фотографа-документалиста, суть которой в том, что фотограф не является нейтральным наблюдателем.

Центр позиции фотографа — это его художественное видение, личная позиция и моральная ответственность.

Примеры такого подхода можно видеть в книге «Вьетнам» Филипа Джонса Гриффитса (1971), где фотографии показывают последствия войны вьетнамского народа через личное восприятие автора.

Original size 1019x704

Филип Джонс Гриффитс, «Вьетнам», 1971

Филип Джонс Гриффитс, «Вьетнам», 1971

Original size 1055x704

Филип Джонс Гриффитс, «Вьетнам», 1971

Original size 1053x704

Жиль Пересс, «Телекс Иран», 1984

Жиль Пересс, «Телекс Иран», 1984

Original size 1280x853

Джеймс Нахтвей, «Инферно», 1999

Джеймс Нахтвей, «Инферно», 1999

Original size 1461x1000

Джеймс Нахтвей, «Инферно», 1999

И в «Карнавал стриптизёров» Сьюзен Мейселас (1976), где внимание сосредоточено на индивидуальных историях героев, а не на общем событии.

Original size 1493x1000

Сьюзен Мейселас, «Карнавал стриптизёров», 1976

Сьюзен Мейселас, «Карнавал стриптизёров», 1976

Original size 1367x1000

Сьюзен Мейселас, «Карнавал стриптизёров», 1976

Original size 1760x750

Сьюзен Мейселас, «Карнавал стриптизёров», 1976 Записи в дневнике Сьюзен Мейселас

Эти проекты демонстрируют, что документальность в Magnum строится на сознательном авторском выборе: последовательность снимков, монтаж разворотов и подбор кадров передают не просто факт, а эмоциональный и социальный контекст.

Организация фотокниг как персональных проектов

В агентстве Magnum способом личного самовыражения стали фотопроекты. Каждый автор создавал автономный проект, в котором самостоятельно выбирал темы, очередность снимков, их ракурсы, оформление фотокниги и темпоритмику.

Так, Алекс Уэбб в «Полусозданные миры» (1986) сформировал визуальный дневник городской атмосферы Латинской Америки. В своем проекте он использовал цвета и композицию для создания эмоциональной и динамичной атмосферы.

Original size 1517x1000

Алекс Уэбб, «Полусозданные миры», 1986

Алекс Уэбб, «Полусозданные миры», 1986

Алекс Уэбб, «Полусозданные миры», 1986

Трент Парк в «Минуты до полуночи» (2005) исследует повседневную жизнь в Австралийских уголках, но делает это через субъективно выстроенную последовательность кадров. В проекте каждая фотография является важным фрагментом личного повествования.

Original size 1090x704

Трент Парк, «Минуты до полуночи», 2005

Трент Парк, «Минуты до полуночи», 2005

Original size 1090x704

Трент Парк, «Минуты до полуночи», 2005

Original size 2500x1667

Дэвид Алан Харви, «Куба», 1999

Дэвид Алан Харви, «Куба», 1999

Дэвид Алан Харви, «Куба», 1999

Original size 1043x704

Томас Хёпкер, «Чемпион», 1999

Томас Хёпкер, «Чемпион», 1999

Original size 1047x704

Томас Хёпкер, «Чемпион», 1999

Такие проекты демонстрируют, что Magnum не ограничивает фотографа редакционными стандартами или коммерческими требованиями, ведь каждая деталь важна для передачи авторского замысла.

Социальный резонанс и мировое влияние

Фотокниги агентства не только красивые и интересные, но и также несут социальную функцию.

Проект Себастьяна Сальгадо, «Рабочие» (1993) показал жизнь трудящихся, чем вызвал большой резонанс и внимание к подобным социальным проблемам. Некоторые кадры больше других навсегда впечатываются в память.

Себастьян Сальгадо, «Рабочие», 1993

Себастьян Сальгадо, «Рабочие», 1993

Марк Рибуд в «Женщины Японии» (1959) и другие репортажи влияли на западное восприятие чужих культур.

Марк Рибу, «Женщины Японии», 1959

Марк Рибу, «Женщины Японии», 1959

Фотографии Ив Арнольд «Неподретушированная женщина» (1976) разрушили стереотипы о женском образе в медиа, показывая реальность, буквально, без ретуши.

Original size 1438x1000

Ив Арнольд, «Неподретушированная женщина», 1976

Ив Арнольд, «Неподретушированная женщина», 1976

Ив Арнольд, «Неподретушированная женщина», 1976

Original size 1056x704

Паоло Пеллегрин, «Косово», 2000

Паоло Пеллегрин, «Косово», 2000

Original size 1620x1080

Паоло Пеллегрин, «Косово», 2000

Magnum доказало, что фотокнига способна формировать мировоззрение, влиять на дискуссии о социальных и политических явлениях, и этот эффект сохраняется до сих пор.

Заключение

Принципы Magnum не утратили актуальности и в цифровую эпоху. Современные проекты Моисеса Самана«Дискордия» (2013) и Йонаса Бендиксена «Места, где мы живём» (2008) показывают, как агентство сочетает традиции с новыми технологиями: фотокнига остается основой повествования, но включаются мультимедийные и интерактивные элементы.

Original size 1500x1000

Моисес Саман, «Дискордия», 2013

Моисес Саман, «Дискордия», 2013

Original size 1760x632

Йонас Бендиксен, «Места, где мы живём», 2008

Это делает агентство уникальным институтом, где визуальные и социальные стандарты поддерживаются десятилетиями, а каждая книга продолжает служить учебником визуального повествования для новых поколений фотографов.

Йонас Бендиксен, «Места, где мы живём», 2008

Original size 1760x330

Йонас Бендиксен, «Места, где мы живём», 2008

В​‍​‌‍​‍‌ ходе исследования было проанализировано, что грандиозные проекты фотографов Magnum — от «Решающего момента» Анри Картье-Брессона до жёстких по объективности снимков Филипа Джонса Гриффитса, Паоло Пеллегрина и Моисеса Самана — переосмыслили возможность показать в книге конфликты, политику и человеческие истории.

Коллектив Magnum поддерживал эти процессы, выстраивая профессиональные стандарты, культуру взаимной критики и структуру, способную сопротивляться редактору, государству и коммерческому рынку. В итоге фотокнига перестала быть просто свидетельством событий, а превратилась в мощнейшее орудие влияния на взгляды зрителей: многие фотоработы Magnum реально изменили восприятие войн, революций, нищеты и социальной ​‍​‌‍​‍‌несправедливости.

Bibliography
Show
1.

О’Хаган С. Cartier‑Bresson’s classic is back — but his Decisive Moment has passed // The Guardian. — 23 дек. 2014. — URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/dec/23/henri-cartier-bresson-the-decisive-moment-reissued-photography (дата обращения: 10.11.2025).

2.

Magnum Photos Now — Photobooks: History, Future, Form. The Magnum Founders’ First Books // International Center of Photography. — 21 июн. 2017. — URL: https://www.icp.org/browse/archive/media/magnum-photos-now-the-magnum-founders-first-books?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 10.11.2025).

3.

Smits T. The Decisive Network: Magnum Photos and the Postwar Image Market // TMG Journal for Media History. — 07 июн. 2022. — DOI: 10.18146/tmg.814. — URL: https://tmgonline.nl/articles/10.18146/tmg.814 (дата обращения: 10.11.2025).

4.

Andrews B. Book Review: Magnum Photobook: The Catalogue Raisonné // PhotoEye Blog. — 19 янв. 2017. — URL: https://blog.photoeye.com/2017/01/book-review-magnum-photobook-catalogue.html (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Phaidon. Seven Magnum Photobooks That Changed Photography by Making Art Out of Life // Phaidon. — без даты. — URL: https://www.phaidon.com/en-eu/blogs/artspace/seven-magnum-photobooks-that-changed-photography (дата обращения: 15.11.2025).

Image sources
Show
1.

Henri Cartier-Bresson: The Decisive Moment // International Center of Photography. — URL: https://www.icp.org/exhibitions/henri-cartier-bresson-decisive-moment (дата обращения: 10.11.2025)

2.

O’Hagan S. Cartier-Bresson’s classic is back // The Guardian. — URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/dec/23/henri-cartier-bresson-the-decisive-moment-reissued-photography (дата обращения: 10.11.2025)

3.

Henri Cartier-Bresson: The Decisive Moment // Amazon. — URL: https://www.amazon.com/Henri-Cartier-Bresson-Decisive-Moment/dp/2959335112 (дата обращения: 11.11.2025)

4.

Ernst Haas — The Creation // Dashwood Books. — URL: https://www.dashwoodbooks.com/pages/books/17149/ernst-haas/the-creation?soldItem=true (дата обращения: 11.11.2025)

5.

Elliott Erwitt — Personal Exposures // Setanta Books. — URL: https://www.setantabooks.com/products/personal-exposures?srsltid=AfmBOoocXJx-17-q5vY6DAyyZXEH2cDsamq-JQdChweO0PUKr1HjhIDU (дата обращения: 12.11.2025)

6.

Burt Glinn — Cuban Revolution // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/cuban-revolution-burt-glinn/ (дата обращения: 12.11.2025)

7.

Philip Jones Griffiths — Vietnam Inc. // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/conflict/vietnam-inc/ (дата обращения: 13.11.2025)

8.

Gilles Peress — Telex Iran // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/conflict/telex-iran-in-the-name-of-revolution/ (дата обращения: 13.11.2025)

9.

James Nachtwey — Inferno // American Suburb X. — URL: https://americansuburbx.com/2009/09/james-nachtwey-from-inferno-to-war-a-few-considerations-on-james-nachtwey-vii-and-war-photography%E2%80%9D-2004.html (дата обращения: 14.11.2025)

10.

Susan Meiselas — Carnival Strippers Revisited // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/arts-culture/susan-meiselas-carnival-strippers-revisited/ (дата обращения: 14.11.2025)

11.

Alex Webb — Hot Light / Half-Made Worlds // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/arts-culture/alex-webb-hot-light-half-made-worlds/ (дата обращения: 15.11.2025)

12.

Trent Parke — Minutes to Midnight // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/arts-culture/trent-parke-minutes-to-midnight/ (дата обращения: 15.11.2025)

13.

David Alan Harvey — Cuba // davidalanharvey.com. — URL: https://www.davidalanharvey.com/cuba (дата обращения: 16.11.2025)

14.

Thomas Hoepker — Champ / Muhammad Ali // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/champ-muhammad-ali/ (дата обращения: 16.11.2025)

15.

Henri Cartier-Bresson — Серия фотографий // Polka Galerie. — URL: https://www.polkagalerie.com/oeuvres.php?id=127&o=113&a=79&r=127 (дата обращения: 16.11.2025)

16.

Burt Glinn — работы из серии // Made-in-Wonder. — URL: https://made-in-wonder.com/item_detail.php?item_id=2447&lang=en# (дата обращения: 17.11.2025)

17.

Eve Arnold — The Unretouched Woman // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/arts-culture/society-arts-culture/eve-arnold-the-unretouched-woman/ (дата обращения: 17.11.2025)

18.

Paolo Pellegrin — Kosovo 1999–2000 // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/conflict/paolo-pellegrin-kosovo-1999-2000/ (дата обращения: 17.11.2025)

19.

Moises Saman — Discordia // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/newsroom/moises-saman-discordia/ (дата обращения: 18.11.2025)

20.

Jonas Bendiksen — The Places We Live // Magnum Photos. — URL: https://www.magnumphotos.com/arts-culture/jonas-bendiksen-the-places-we-live/ (дата обращения: 18.11.2025)

Роль Magnum Photos в становлении международной фотокниги
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more