Original size 1710x2400

Роль фона в работах итальянских футуристов

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 2642x1751

У. Боччони, «Город встаёт», 1910

Концепция

Итальянский футуризм появился в 1909–1910 годах и изменил привычное представление о живописи: вместо изображения реалистичного, статичного пространства художники начали искать способы показать «красоту скорости» [1]. Футуристы добивались динамичности в картинах используя линии силы, диагональные смещения, фрагментацию форм, а также свет и цвет.

Несмотря на разнообразие выразительных приёмов, фокус данного исследования — фон. На первый взгляд он кажется пассивной плоскостью, однако в ряде произведений итальянских футуристов он направляет движение взгляда и делает присутствие движения убедительным. У футуристов он превращается в активную составляющую композиции [2].

Каким образом фон влияет на восприятие композиции, и существует ли он в привычном понимании на полотнах футуристов? Что именно задаёт динамику сцене — фигура, окружающая её среда или их взаимодействие? — эти вопросы определили направление визуального исследования.

В процессе работы мне было важно проследить, как функция фона меняется от картины к картине.

Визуальное исследование основано на типологическом подходе: работы классифицируются по тому, как работает фон в композиции. Проанализировав полотна футуристов, я выделила следующие типы:

1. Направляющий фон — организует изображение через систему направляющих линий, концентрируя взгляд на композиционном узле.

2. Ускоряющий фон — задаёт темп всей композиции, синхронизируется с движением основного мотива.

3. Проникающий фон — включается в центральный мотив: центр теряет автономность, а объект и окружение образуют единую систему.

4. Декоративный фон — заполняет пространство.

При написании визуального исследования я опиралась на текстовые источники, прежде всего на манифесты итальянских футуристов, статьи из Википедии и работы современных исследователей. Это позволило уточнить терминологию и сопоставить функции фона.

Также работа с текстовыми источниками была необходима для подробного разбора композиционных приёмов и выявления закономерностей в работе фона, что и легло в основу типологической рубрикации.

При рассмотрении роли фона важно отметить, что футуристы работали в контексте модернистской революции в искусстве. Многие приёмы, традиционно связываемые с их творчеством, не были их исключительным изобретением, а вероятно развивались внутри более широкого художественного поиска того времени.

Тем не менее, именно в живописи футуризма передача движения стала основной целью, в рамках которой фон использовался как активный инструмент, что отличает их подход и делает их работы интересными для анализа.

Направляющий фон

Направляющий фон — один из устойчивых приёмов итальянских футуристов: он делает композицию читаемой как движение, а не как статичную сцену. Линии, направленные к центральному объекту собирают внимание в центре, подчёркивают иерархию.

Original size 2579x1712

Дж. Северини, «Динамизм танцовщицы», 1912 // Дж. Северини, «Танцовщица в Пигале», 1912

Показательными примерами являются работы Джино Северини «Динамизм танцовщицы» и «Танцовщица в Пигале», написанные в 1911–1912 годах. Фон превращается в поле векторов: веерные лучи и диагонали складок сходятся к головам и лицам танцовщиц, направляя взгляд. Особенно явно это в «Танцовщице в Пигале», где радиальная «розетка» стягивает поле картины к фигуре.

0

«Динамизм велосипедиста», «Динамизм футболиста» — У. Боччони, 1913.

Тот же приём можно заметить у другого представителя течения — Умберто Боччони. Его направляющие линии не только помогают сфокусироваться на объекте в центре, но и оптически делают главный мотив ближе к наблюдателю.

Original size 2918x1712

У. Боччони, «Горизонтальные объемы», 1912 // У. Боччони, «Стакан и бутылка», 1914

Это выражено в работах «Динамизм велосипедиста», «Динамизм футболиста», а также на портрете его матери — «Горизонтальные объёмы».

Таким образом, фон оказывается вовлечён в организацию движения: он помогает направить внимание на основной мотив композиции.

Ускоряющий фон

Также для передачи движения художники синхронизируют направление фоновых элементов с направлением основного композиционного элемента: ритмические серии линий усиливают динамику.

«Мы переводим на полотно толпу, ощетинившуюся кулаками, и грохот кавалерийской атаки в виде пучков линий, соответствующих всем силам, находящимся в конфликте… Эти линии силы должны охватить зрителя и увлечь его» [3]. У. Боччони, представитель футуризма.

Например, Джакомо Балла в работе «Динамизм собаки на поводке» изобразил бегущую таксу и её хозяйку: множественные наложения лап и хвоста собаки, а также размытое движение ног женщины создают композицию, вибрирующую от скорости. Фон поддерживает движение: тротуар передан не как неподвижная плоскость, а как серия линий, устремлённых в том же направлении, что и фигуры.

Original size 2058x1712

Дж. Балла, «Динамизм собаки на поводке», 1912

Другой пример — картина Луиджи Руссоло «Автомобиль проходит». Движущийся автомобиль как бы «растягивает» фон за собой, за счёт чего возникает эффект ускорения.

Original size 2373x1751

Л. Руссоло, «Автомобиль проходит», 1913

На работе Карло Карры «Похороны анархиста Галли» линии неба не так выраженно, но следуют за основным мотивом, добавляя динамики.

Original size 2373x1751

К. Карра, «Похороны анархиста Галли», 1911

Так, фон может визуально ускорять движение. Это достигается с помощью серий линий и их направления.

Взаимопроникновение фигуры и фона

Одним из радикальных новшеств футуристов стало разрушение грани между фигурой (объектом) и фоном (средой). В манифестах они прямо провозгласили этот принцип: «Чтобы нарисовать фигуру человека, надо не просто нарисовать её, а передать всю окружающую её атмосферу» [2].

Original size 2921x1712

У. Боччони «Улица входит в дом», 1913 // У. Боччони «Материя», 1913

На картине Умберто Боччони «Улица входит в дом» изображена женщина на балконе, наблюдающая за городом. Фон (городской ландшафт) «ломает» границу балкона, поглощая фигуру. На портрете «Материя» того же автора, фигура будто бы растворяется в среде и вместо того, чтобы оптически быть ближе к зрителю, наоборот, отдаляется.

0

Триптих «Состояния духа I: Прощания», «Состояния духа II: Те, кто уходят», «Состояния духа III: Те, кто остаются» — У. Боччони, 1913

В триптихе «Состояния духа» активно используется приём взаимопроникновения фигуры и фона. В первой части, «Прощания», предположительно центральные объекты, поезд и люди, размыты вихревыми потоками дыма. Во второй и третьей частях, «Те, кто уходят» и «Те, кто остаются», персонажи сливаются с фоном. Таким образом, во всём триптихе на первый взгляд центральные объекты, хоть и определяемы, не доминируют над средой, а утрачивают автономность.

0

У. Боччони, «Смех», 1911 // У. Боччони, «Симультанные видения», 1912

Еще один пример — «Симультанные видения»: крупные планы лиц вписаны в городскую среду — художник показывает одновременность восприятия. То же самое происходит на работе «Смех».

0

Дж. Балла, «Полёт ласточек», 1913 // Дж. Балла, «Мчащийся автомобиль», 1912

В «Полёте ласточек» Джакомо Балла развивает центральную для футуризма тему движения: повторяющиеся силуэты птиц, и такие же повторяющиеся элементы фона наслаиваются друг на друга и создают ощущение слияния ласточек с окружающим пространством.

Декоративный фон

Несмотря на стремление футуристов отказаться от традиционного противопоставления «главного объекта» и фона, в ряде живописных работ фон выступает как орнаментальный слой.

Original size 3036x1712

К. Карра, «Погоня», 1915

На коллажной работе Карло Карры «Погоня» основной мотив чётко выделяется на газетном фоне, который работает как подложка. Аналогичным образом, фон на картине художника «Интервенционистская демонстрация» сохраняет вспомогательную функцию.

0

У. Боччони, «Атака уланов», 1915 // К. Карра, «Интервенционистская демонстрация», 1914

В «Атаке уланов» Умберто Боччони разделение фигуры и фона усиливается выбором материалов: фон состоит из фрагментов газет, тогда как основной мотив выполнен красками.

Original size 2433x1683

Дж. Северини, «Бульвар», 1911

Таким образом, фон в футуристических произведениях может уплотнять пространство изображения, при этом оставаясь минимально связанным с основным мотивом.

Заключение

В ходе исследования подтверждена гипотеза о том, что фон в живописи итальянских футуристов 1910–1916 годов играет непосредственно связанную с идеями течения роль. Во-первых, фон может быть направляющим и ускоряющим: посредством линий он может передавать ощущение движения и направлять взгляд на центральный мотив. Во-вторых, он может сливаться с фигурой, изображая человека в неразрывной связи с окружающей его средой. Также он может использоваться для заполнения пустот.

Анализ также показал, что фон нельзя рассматривать в рамках фиксированных категорий. Ранее предложенное разделение оказалось слишком условным: фон, выполняющий преимущественно декоративную роль, может сливаться с фигурой, направляющий фон может одновременно быть и ускоряющим, а также включать ряд дополнительных функций.

В визуальном отношении исследование подтвердило, что без анализа фона невозможно полноценно проанализировать полотна течения. То, что раньше считалось фоном у футуристов требует столь же пристального внимания, что и главный мотив.

Новаторские приемы футуристов оказали влияние на последующее развитие визуальных искусств. Идея передавать движение на плоскости была подхвачена и кинематографом, и графическим дизайном. Принцип слияния фигуры с фоном нашёл отклик в абстракционизме и других направлениях. А изображение звуков и скоростей предвосхитило эстетику комиксов и плаката середины XX века, где направленные линии и звуковые графические символы стали широко использоваться.

Bibliography
Show
1.

Marinetti F. T. The Futurist Manifesto [Электронный ресурс] // Society for Asian Art. — Режим доступа: https://www.societyforasianart.org/sites/default/files/manifesto_futurista.pdf (дата обращения: 18.11.2025).

2.

Boccioni U. Technical Manifesto of Futurist Painting [Электронный ресурс] // Obelisk — Art History Project. — 1910. — Режим доступа: https://www.arthistoryproject.com/artists/umberto-boccioni/technical-manifesto-of-futurist-painting (дата обращения: 11.11.2025).

3.

The Art Story Contributors. Futurism Movement Overview and Analysis [Электронный ресурс] // TheArtStory.org. — Первое опубл.: 05.02.2019. — Режим доступа: https://www.theartstory.org/movement/futurism (дата обращения: 11.11.2025).

4.

Бобринская Е. Лучизм Михаила Ларионова и итальянский футуризм. Материя и пустота // Искусствознание. — 2020. — № 3. — С. 8–39. — URL: https://artstudies.sias.ru/upload/isk/isk_2020_3_8-39_bobrinskaya.pdf (дата обращения: 14.11.2025).

5.

Siniło M. Exploring Futurism: Art Movement Embracing Modernity, Dynamism, and Rejecting Tradition — History of Art #3 [Электронный ресурс] // Play For Thoughts. — Дата публ.: 14 декабря (год не указан). — Режим доступа: https://www.playforthoughts.com/blog/futurism (дата обращения: 13.11.2025).

6.

Кулик И. Лекция «Карло Карра — Франсис Пикабиа»: видео [Электронный ресурс] // YouTube. — Режим доступа: https://youtu.be/usGQLd0y5hg (дата обращения: 13.11.2025).

7.

Taylor J. C. Futurism. Catalogue of the Exhibition [Электронный ресурс]. — New York: The Museum of Modern Art, 1961. — Режим доступа: https://www.moma.org/documents/moma_catalogue_2821_300062224.pdf (дата обращения: 13.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.

https://artgallery.yale.edu/collections/objects/33885 (дата обращения 12.11.2025)

8.

http://ru.artsviewer.com/boccioni-75.html (дата обращения 11.11.2025)

9.10.11.

https://www.moma.org/collection/works/79225 (дата обращения 15.11.2025)

12.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Street_Enters_the_House (дата обращения 15.11.2025)

13.

https://www.moma.org/collection/works/78648 (дата обращения 16.11.2025)

14.

https://www.moma.org/collection/works/78653 (дата обращения 16.11.2025)

15.

https://www.moma.org/collection/works/78660 (дата обращения 16.11.2025)

16.

https://www.moma.org/collection/works/80199 (дата обращения 16.11.2025)

17.18.

https://www.moma.org/collection/works/79347 (дата обращения 18.11.2025)

19.20.21.22.

http://ru.artsviewer.com/boccioni-108.html (дата обращения 19.11.2025)

23.24.
Роль фона в работах итальянских футуристов
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more