
Концепция
Я решила выбрать тему «Рециклизация визуальных кодов: влияние графического дизайна середины-конца XX века на эстетику моды XXI века», потому что мое внимание привлек контраст между строгими, рациональными и методичными визуальными принципами модернистского графического дизайна прошлого века и свободным, экспериментальным и эмоционально насыщенным использованием тех же визуальных элементов в современной моде. Такое сопоставление позволяет не только углубленно изучить исторические и стилистические особенности графического дизайна, но и понять, каким образом визуальные коды прошлого переосмысливаются и трансформируются в современном визуальном языке моды.


Обложка журнала Harpers Bazaar (1959) / Обложка журнала Harpers Bazaar (2013)
Для меня изучение этой темы — это возможность объединить интерес к классическим канонам графического дизайна середины XX века и новаторским подходам в моде XXI века, где эти элементы переосмысляются в новых культурных и эстетических контекстах.
Я отобрала ключевые визуальные примеры графического дизайна середины-конца XX века, которые считаются классическими и важными для понимания модернизма в этом направлении, и сопоставила их с современными модными образцами — лукбуками, рекламными кампаниями, а также конкретными образцами одежды, где визуальные коды прошлого заметно влияют на эстетику и формируют уникальный стиль.
При отборе материала я руководствовалась критериями узнаваемости и значимости визуальных кодов, их наглядностью для анализа, а также степенью яркости и выразительности их проявления в современных модных коллекциях и отдельных предметах одежды. Это позволяет не только увидеть визуальные переклички в графическом дизайне и моде, но и проследить, как исторические визуальные коды преобразуются в текстильных узорах, принтах и силуэтах одежды XXI века.


Прием из журнала Harpers Bazaar (1959) / Прием из журнала Gucci (2024)
Я структурировала исследование поэтапно: сначала рассказываю об историческом контексте и основных визуальных кодах графического дизайна XX века, затем исследую их характеристики и особенности, после чего анализирую, как эти коды реализуются и трансформируются в моде XXI века с помощью конкретных примеров. В конце рассматриваю механизмы рециклизации визуальных образов и делаю выводы о значении этого процесса в культурном контексте.
Для анализа выбраны научные статьи и монографии по истории графического дизайна, визуальной культуре и моде, а также аналитические материалы из надежных источников. Я обращаю внимание на теоретические подходы и концепции, которые помогают соотнести текстовый анализ с визуальным материалом и подтвердить мою гипотезу.
Основной вопрос моего исследования звучит так: как визуальные коды графического дизайна середины-конца XX века реализуются, трансформируются и получают новое значение в эстетике моды XXI века?


Обложка журнала Harpers Bazaar (1952) / Обложка журнала Elle (2023)
Моя гипотеза состоит в том, что визуальные коды модернистского графического дизайна не просто повторяются в современной моде, а проходят процесс адаптации и трансформации, образуя новые визуальные смыслы и отражая процессы культурной памяти и рециклизации в современной визуальной культуре моды.
Таким образом, изучение моей темы позволяет раскрыть глубокие взаимосвязи между историей графического дизайна и моды, а также показать, как дизайнерские решения прошлого продолжают влиять на современную культурную среду и формируют визуальные практики в XXI веке.
Исторический контекст графического дизайна XX века
Графический дизайн середины и конца XX века характеризуется ярко выраженными стилями и визуальными кодами, сформировавшими современную визуальную культуру. Важнейшим направлением стал швейцарский стиль (или интернациональный типографический стиль), возникший в 1950–1960-х годах. Его основой стали принципы минимализма, функциональности и ясности, выраженные через использование модульной сетки, асимметричной верстки и простых шрифтов без засечек. Швейцарский стиль оказал фундаментальное влияние на современный графический дизайн, став этическим и визуальным каноном порядка и системности.
Наиболее значимым представителем швейцарского стиля был Йозеф Мюллер-Брокманн, он стал одним из ведущих теоретиков и практиков данного стиля. Внес основной вклад в развитие концепции модульной сетки, чистой типографики без засечек и рационального компоновочного языка. Все эти приемы можно увидеть в его плакатах музыкальных концертов и культурных мероприятий.
Плакаты «Beethoven» в швейцарском стиле. Йозеф Мюллер-Брокманн (1950—1960-е гг)
Zurich Tonhalle Festival concert poster. Йозеф Мюллер-Брокманн (1953)
Главной целью Мюллер-Брокманна было делать дизайн понятным и эффективным. Чтобы добиться чёткости и порядка, он использовал модульную сетку как основу для верстки. Это придавало его работам строгий и лаконичный вид, в котором основное внимание уделялось шрифтовому оформлению.
Juni-Festwochen. Йозеф Мюллер-Брокманн (1959)
Адольф Хофманн — еще один выдающийся представитель стиля, чьи работы узнаются по лаконизму и виртуозному использованию базовых элементов: цвета, шрифта, точек и линий. Он мастерски трансформировал строгую швейцарскую сетку, наполняя свои минималистичные плакаты динамикой. Фокус в его творчестве смещен с сухой структуры на выразительность: благодаря смелой композиции, контрастам и абстрактным формам он передавал саму суть и настроение театрального действия.
Армин Хофманн «Ухо + глаз», Городской театр Базеля (1952) / Городской театр Базеля (1961) / Жизель, Базельские под открытым небом (1959)
Армин Хофманн Художественный музей Базеля, Морис Эстеве, живопись, Берто Лардера, скульптура (1961)
Армин Хофманн. Коллекция Германа Миллера, мебель нашего времени (1962)
Важное место в формировании современной визуальной культуры также занимает модернизм, который вдохновлялся конструктивизмом и «Баухаусом» и был нацелен на отказ от излишней декоративности в пользу строгой геометрии, простоты форм и четкой структуры.
Ласло Мохой-Надь 14 книг Баухауса (1928)
Ярким представителем этого направления был Ласло Мохой-Надь. Он активно исследовал новые формы графики, интегрируя в свои работы фотографию. Его фирменным приемом стали динамичные коллажи и фотомонтажи, где снимки служили структурными элементами композиции, а игра света и контраста создавала мощные смысловые акценты.
Ласло Мохой-Надь Книги Баухауса 8 (1927)/ Горный рабочий (1928) / Bauhausbücher 11 (Книги Баухауса 11) (1924–1931) / «Строить во Франции, строить из железа, строить из железобетона» (1928)
Похожие приемы использует Макс Билл в своих плакатах, используя принципы совмещения фото с графическими элементами и текстом. Его работы стали образцом стиля Баухаус, где все элементы идеально сочетаются друг с другом. Фотография у Билла контрастирует со строгими формами и шрифтом, создавая динамичное, но сбалансированное и гармоничное целое.
Макс Билл Афиша выставки мебели от Wohnbedarf в Доме Верре Ле Корбюзье [Immeuble Clarté], Женева (1933)
Помимо этого, в конце XX века широкое распространение получил поп-арт, сформировавший яркую и выразительную визуальную эстетику с акцентом на массовую культуру, использование ярких цветов и игровых форм.
Энди Уорхола по праву называют королём поп-арта. Он разрушил барьер, разделявший «высокое» искусство и популярную культуру, совершив переворот в эстетических ценностях. Вместо элитарности Уорхол сделал главной ценностью массовость. Его искусство было понятно каждому, потому что он использовал образы, уже знакомые публике из рекламы и медиа. Это и положило начало поп-арту как новому мощному течению в искусстве.
Энди Уорхол Мэрилин Монро (1967)
Энди Уорхол Пятый Нью-Йоркский кинофестиваль в Линкольн-центре (1967)
Не менее значимым представителем поп-арта был Рой Лихтенштейн. Его главный вклад в развитие движения — это создание и популяризация знаменитого комикс-серийного стиля. Художник заимствовал сюжеты и визуальные приемы из массовых комиксов, возводя их в разряд высокого искусства. Узнаваемость его работам придают фирменные техники: точечная сетка (Benday dots), которую он использовал для имитации дешёвой полиграфической печати, и жирная контурная графика, усиливающая графическое воздействие и делающая образы плакатно-яркими.


Рой Лихтенштейн Зимний джаз в Аспене (1967) / Взрыв из 9 (1967)
Рой Лихтенштейн Плакат «Современное искусство» (1967)
Все эти стили развивались под воздействием культурно-социальных изменений — послевоенного времени, технологического прогресса и модернизаций в обществе. Их визуальные коды отражали идеалы рациональности, прогресса и демократичности, что сделало их неотъемлемой частью культурного наследия XX века.
Таким образом, в историческом контексте изучаемого периода сформировалась база визуальных кодов, которые позднее активно переосмысливались и рециклировались в эстетике моды XXI века. Это создает важный фон для понимания механизмов взаимодействия графического дизайна и моды, лежащих в основе моего исследования.
Влияние дизайна XX века на современные моду и визуальную культуру
Визуальные коды и принципы графического дизайна середины-конца XX века продолжают активно влиять на современную моду и её визуальную культуру. Сегодня дизайнеры, бренды и креативные команды в рекламе и лукбуках переосмысливают и адаптируют исторические стили, внедряя их в свои коллекции и визуальные коммуникации с аудиторией.
Журнал Woman’s Day. Джин Федерико. (1950)
Одним из ярких проявлений такого влияния является активное использование швейцарского стиля и модернистских принципов в современных брендинговых решениях. Чистая типографика, модульные сетки и минимализм находят своё отражение не только во фэшн-логотипах, но и в оформлении презентаций коллекций и рекламных кампаний. Современные лукбуки часто играют с этими визуальными кодами, сочетая строгую структуру с динамичными модными образами, создавая сбалансированный визуальный эффект, который одновременно вызывает ассоциации с классикой и современностью.


Обложка журнала Tell We White
Эстетика швейцарского стиля, в частности работа Йозефа Мюллер-Брокманна Juni-Festwochen (1959), служит прямым источником вдохновения для обложки Tell We White. Дизайнер не просто копирует, а творчески развивает наследие: он сохраняет принцип наклонной сетки, но при этом оживляет композицию за счет резкого ракурса модели, что придает классическим приемам современное звучание.
128×90.5 cm. Композиционная сетка Йозефа Мюллер-Брокманна
Связь со швейцарским стилем видна и в обложке BAZAAR. Необычное круговое расположение текста напоминает гибкие, скруглённые линии, которые Йозеф Мюллер-Брокманн часто использовал в своих музыкальных плакатах.


Обложка журнала Harpers Bazaar (2017)
Принципы швейцарского стиля нашли свое отражение и в дизайне одежды. Бренд Jil Sander можно считать его прямым воплощением, поскольку его эстетика базируется на строгой геометрии форм, отсутствии декора и доминирующей роли конструкции и материалов. Это создает прямую аналогию с использованием модульной сетки и минимализмом в графике, характерными для этого стиля.
Jil Sander, коллекция весна-лето (2020)
Приемы баухаусовской графики также нашли активное применение в оформлении модных журналов. Дизайнеры переняли у Баухауса ключевые принципы: строгую геометрию композиции, лаконичность форм и смелое совмещение фотографии с типографикой. Шрифты-гротески без засечек, монохромные или контрастные цветовые схемы, а также использование коллажей для создания динамичных визуальных образов — все это стало характерными чертами многих культовых обложек. Такой подход позволял не только эффективно выстраивать иерархию информации, но и придавать изданию современный, авангардный вид, что идеально соответствовало духу прогресса и актуальности, который стремится передавать модная индустрия.


Ласло Мохой-Надь. Плакат к выставке Баухаус (1923) / Обложка журнала Vogue Japan (2016)
Обложка журнала Vogue Nederland (2021)
Практика бренда Fendi служит наглядным примером прямого влияния графического стиля на моду. Узнаваемые элементы Баухауса — строгая геометрия линий, угловатые силуэты и конструктивная подача, находят воплощение как в одежде, так и в аксессуарах коллекции.
Fendi весна/лето (2024)
Эстетика поп-арта с ее яркой палитрой и узнаваемой графикой также оказала значительное влияние на моду. Эта вызывающая яркость не только не стала препятствием, но и обеспечила ему прочное место на обложках авторитетных модных изданий.


Обложка журнала Vogue Japan / Обложка журнала Cosmopolitan
Коллекция Moschino осень-зима 2017-2018 наглядно демонстрирует воплощение поп-арта в моде. Джереми Скотт буквально перенёс на подиум визуальные коды стиля: платья-комиксы с надписями, превратив язык массовой культуры в объект высокой моды.
Коллекция Moschino осень-зима (2017-2018)
Заключение
Таким образом проведенное исследование наглядно демонстрирует, что ключевые художественные направления XX века продолжает активно формировать визуальные коды современной модной индустрии. Эти направления не остались в прошлом, а переосмысляются, обеспечивая прочную основу для актуальных визуальных решений.
Структурный подход модернизма, выраженный через геометрию, функциональность и минимализм, заложил основу для рационального проектирования в дизайне одежды и брендинга. Принципы Баухауса с их гармонией цвета, формы и типографики продолжают задавать стандарты визуальной целостности и композиционной строгости.
Швейцарский стиль с его модульными сетками и лаконичной типографикой предлагает эффективные инструменты для создания ясной коммуникации, что особенно ценно в условиях современного информационного перенасыщения. Параллельно поп-арт привносит в моду элементы иронии, смелости и диалога с массовой культурой, значительно расширяя её выразительные возможности и социальную значимость.
Современная мода развивается в творческом напряжении между структурной дисциплиной, унаследованной от модернистской традиции, и эмоциональной свободой поп-арта. Изучение этих взаимосвязей позволяет не только проследить эволюцию визуальных стратегий, но и глубже понять культурный контекст формирования актуальных образов в современной визуальной культуре. Синтез этих исторических стилей обеспечивает современному дизайну смысловую глубину и визуальную выразительность, оставаясь ключевым ресурсом для создания нового художественного языка в моде.
Безрукова Е. А. Исторические и типологические особенности фэшн-иллюстрации в контексте развития моды и дизайна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 39. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-tipologicheskie-osobennosti-feshn-illyustratsii-v-kontekste-razvitiya-mody-i-dizayna (дата обращения: 01.11.2025).
Бурова М. Д., Рыкова Е. С. Разработка дизайна костюма методами художественных поисков в модной иллюстрации // Материалы и технологии. — 2023. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-dizayna-kostyuma-metodami-hudozhestvennyh-poiskov-v-modnoy-illyustratsii (дата обращения: 02.11.2025).
История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть вторая / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/istoriya-dizayna-v-19501960e-gody-chast-vtoraya/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera#stk-3 (дата обращения: 10.11.2025).
Клиффорд Джон. Иконы графического дизайна. М.: Litres, 2014.
Курушин Владимир. Графический дизайн и реклама. М.: Litres, 2022.
Мальцева Т. Г. Визуальная культура одежды как содержательный аспект моды // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2012. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/visual-culture-of-clothing-as-substantive-aspect-of-fashion (дата обращения: 03.11.2025).
Обари Фатима Мустафа. Особенности проектирования моделей одежды с использованием средств графического дизайна // ИСОМ. — 2014. — № 6-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-modeley-odezhdy-s-ispolzovaniem-sredstv-graficheskogo-dizayna (дата обращения: 04.11.2025).
Плотникова Е. В., Тойкеева Т. С. Влияние Нью-Йоркской школы дизайна на развитие журнальной графики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2021. — № 2 (59). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nyu-yorkskoy-shkoly-dizayna-na-razvitie-zhurnalnoy-grafiki (дата обращения: 05.11.2025).
Цветкова А. В. Абстрактный код ХХ века: эволюция в искусстве и влияние на дизайн журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2014. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/abstraktnyy-kod-hh-veka-evolyutsiya-v-iskusstve-i-vliyanie-na-dizayn-zhurnalov (дата обращения: 07.11.2025).
Что такое швейцарский дизайн / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_shveytsarskiy_dizayn/ (дата обращения: 08.11.2025).
10 культовых картин Энди Уорхола / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/10-kultovyh-kartin-endi-uorhola/ (дата обращения: 09.11.2025).