Original size 595x842

Влияние графического дизайна середины-конца XX в. на эстетику моды XXI в.

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Я решила выбрать тему «Рециклизация визуальных кодов: влияние графического дизайна середины-конца XX века на эстетику моды XXI века», потому что мое внимание привлек контраст между строгими, рациональными и методичными визуальными принципами модернистского графического дизайна прошлого века и свободным, экспериментальным и эмоционально насыщенным использованием тех же визуальных элементов в современной моде. Такое сопоставление позволяет не только углубленно изучить исторические и стилистические особенности графического дизайна, но и понять, каким образом визуальные коды прошлого переосмысливаются и трансформируются в современном визуальном языке моды.

Обложка журнала Harpers Bazaar (1959) / Обложка журнала Harpers Bazaar (2013)

Для меня изучение этой темы — это возможность объединить интерес к классическим канонам графического дизайна середины XX века и новаторским подходам в моде XXI века, где эти элементы переосмысляются в новых культурных и эстетических контекстах.

Я отобрала ключевые визуальные примеры графического дизайна середины-конца XX века, которые считаются классическими и важными для понимания модернизма в этом направлении, и сопоставила их с современными модными образцами — лукбуками, рекламными кампаниями, а также конкретными образцами одежды, где визуальные коды прошлого заметно влияют на эстетику и формируют уникальный стиль.

При отборе материала я руководствовалась критериями узнаваемости и значимости визуальных кодов, их наглядностью для анализа, а также степенью яркости и выразительности их проявления в современных модных коллекциях и отдельных предметах одежды. Это позволяет не только увидеть визуальные переклички в графическом дизайне и моде, но и проследить, как исторические визуальные коды преобразуются в текстильных узорах, принтах и силуэтах одежды XXI века.

Прием из журнала Harpers Bazaar (1959) / Прием из журнала Gucci (2024)

Я структурировала исследование поэтапно: сначала рассказываю об историческом контексте и основных визуальных кодах графического дизайна XX века, затем исследую их характеристики и особенности, после чего анализирую, как эти коды реализуются и трансформируются в моде XXI века с помощью конкретных примеров. В конце рассматриваю механизмы рециклизации визуальных образов и делаю выводы о значении этого процесса в культурном контексте.

Для анализа выбраны научные статьи и монографии по истории графического дизайна, визуальной культуре и моде, а также аналитические материалы из надежных источников. Я обращаю внимание на теоретические подходы и концепции, которые помогают соотнести текстовый анализ с визуальным материалом и подтвердить мою гипотезу.

Основной вопрос моего исследования звучит так: как визуальные коды графического дизайна середины-конца XX века реализуются, трансформируются и получают новое значение в эстетике моды XXI века?

Обложка журнала Harpers Bazaar (1952) / Обложка журнала Elle (2023)

Моя гипотеза состоит в том, что визуальные коды модернистского графического дизайна не просто повторяются в современной моде, а проходят процесс адаптации и трансформации, образуя новые визуальные смыслы и отражая процессы культурной памяти и рециклизации в современной визуальной культуре моды.

Таким образом, изучение моей темы позволяет раскрыть глубокие взаимосвязи между историей графического дизайна и моды, а также показать, как дизайнерские решения прошлого продолжают влиять на современную культурную среду и формируют визуальные практики в XXI веке.

Исторический контекст графического дизайна XX века

Графический дизайн середины и конца XX века характеризуется ярко выраженными стилями и визуальными кодами, сформировавшими современную визуальную культуру. Важнейшим направлением стал швейцарский стиль (или интернациональный типографический стиль), возникший в 1950–1960-х годах. Его основой стали принципы минимализма, функциональности и ясности, выраженные через использование модульной сетки, асимметричной верстки и простых шрифтов без засечек. Швейцарский стиль оказал фундаментальное влияние на современный графический дизайн, став этическим и визуальным каноном порядка и системности.

Наиболее значимым представителем швейцарского стиля был Йозеф Мюллер-Брокманн, он стал одним из ведущих теоретиков и практиков данного стиля. Внес основной вклад в развитие концепции модульной сетки, чистой типографики без засечек и рационального компоновочного языка. Все эти приемы можно увидеть в его плакатах музыкальных концертов и культурных мероприятий.

Original size 1920x1080

Плакаты «Beethoven» в швейцарском стиле. Йозеф Мюллер-Брокманн (1950—1960-е гг)

Original size 1152x1544

Zurich Tonhalle Festival concert poster. Йозеф Мюллер-Брокманн (1953)

Главной целью Мюллер-Брокманна было делать дизайн понятным и эффективным. Чтобы добиться чёткости и порядка, он использовал модульную сетку как основу для верстки. Это придавало его работам строгий и лаконичный вид, в котором основное внимание уделялось шрифтовому оформлению.

Original size 1152x780

Juni-Festwochen. Йозеф Мюллер-Брокманн (1959)

Адольф Хофманн — еще один выдающийся представитель стиля, чьи работы узнаются по лаконизму и виртуозному использованию базовых элементов: цвета, шрифта, точек и линий. Он мастерски трансформировал строгую швейцарскую сетку, наполняя свои минималистичные плакаты динамикой. Фокус в его творчестве смещен с сухой структуры на выразительность: благодаря смелой композиции, контрастам и абстрактным формам он передавал саму суть и настроение театрального действия.

Original size 1920x1080

Армин Хофманн «Ухо + глаз», Городской театр Базеля (1952) / Городской театр Базеля (1961) / Жизель, Базельские под открытым небом (1959)

Original size 1017x1440

Армин Хофманн Художественный музей Базеля, Морис Эстеве, живопись, Берто Лардера, скульптура (1961)

Original size 1013x1440

Армин Хофманн. Коллекция Германа Миллера, мебель нашего времени (1962)

Важное место в формировании современной визуальной культуры также занимает модернизм, который вдохновлялся конструктивизмом и «Баухаусом» и был нацелен на отказ от излишней декоративности в пользу строгой геометрии, простоты форм и четкой структуры.

Original size 2000x717

Ласло Мохой-Надь 14 книг Баухауса (1928)

Ярким представителем этого направления был Ласло Мохой-Надь. Он активно исследовал новые формы графики, интегрируя в свои работы фотографию. Его фирменным приемом стали динамичные коллажи и фотомонтажи, где снимки служили структурными элементами композиции, а игра света и контраста создавала мощные смысловые акценты.

Original size 1138x640

Ласло Мохой-Надь Книги Баухауса 8 (1927)/ Горный рабочий (1928) / Bauhausbücher 11 (Книги Баухауса 11) (1924–1931) / «Строить во Франции, строить из железа, строить из железобетона» (1928)

Похожие приемы использует Макс Билл в своих плакатах, используя принципы совмещения фото с графическими элементами и текстом. Его работы стали образцом стиля Баухаус, где все элементы идеально сочетаются друг с другом. Фотография у Билла контрастирует со строгими формами и шрифтом, создавая динамичное, но сбалансированное и гармоничное целое.

Original size 1026x1440

Макс Билл Афиша выставки мебели от Wohnbedarf в Доме Верре Ле Корбюзье [Immeuble Clarté], Женева (1933)

Помимо этого, в конце XX века широкое распространение получил поп-арт, сформировавший яркую и выразительную визуальную эстетику с акцентом на массовую культуру, использование ярких цветов и игровых форм.

Энди Уорхола по праву называют королём поп-арта. Он разрушил барьер, разделявший «высокое» искусство и популярную культуру, совершив переворот в эстетических ценностях. Вместо элитарности Уорхол сделал главной ценностью массовость. Его искусство было понятно каждому, потому что он использовал образы, уже знакомые публике из рекламы и медиа. Это и положило начало поп-арту как новому мощному течению в искусстве.

Original size 1138x640

Энди Уорхол Мэрилин Монро (1967)

Original size 595x842

Энди Уорхол Пятый Нью-Йоркский кинофестиваль в Линкольн-центре (1967)

Не менее значимым представителем поп-арта был Рой Лихтенштейн. Его главный вклад в развитие движения — это создание и популяризация знаменитого комикс-серийного стиля. Художник заимствовал сюжеты и визуальные приемы из массовых комиксов, возводя их в разряд высокого искусства. Узнаваемость его работам придают фирменные техники: точечная сетка (Benday dots), которую он использовал для имитации дешёвой полиграфической печати, и жирная контурная графика, усиливающая графическое воздействие и делающая образы плакатно-яркими.

Рой Лихтенштейн Зимний джаз в Аспене (1967) / Взрыв из 9 (1967)

Original size 1967x1440

Рой Лихтенштейн Плакат «Современное искусство» (1967)

Все эти стили развивались под воздействием культурно-социальных изменений — послевоенного времени, технологического прогресса и модернизаций в обществе. Их визуальные коды отражали идеалы рациональности, прогресса и демократичности, что сделало их неотъемлемой частью культурного наследия XX века.

Таким образом, в историческом контексте изучаемого периода сформировалась база визуальных кодов, которые позднее активно переосмысливались и рециклировались в эстетике моды XXI века. Это создает важный фон для понимания механизмов взаимодействия графического дизайна и моды, лежащих в основе моего исследования.

Влияние дизайна XX века на современные моду и визуальную культуру

Визуальные коды и принципы графического дизайна середины-конца XX века продолжают активно влиять на современную моду и её визуальную культуру. Сегодня дизайнеры, бренды и креативные команды в рекламе и лукбуках переосмысливают и адаптируют исторические стили, внедряя их в свои коллекции и визуальные коммуникации с аудиторией.

Original size 1540x866

Журнал Woman’s Day. Джин Федерико. (1950)

Одним из ярких проявлений такого влияния является активное использование швейцарского стиля и модернистских принципов в современных брендинговых решениях. Чистая типографика, модульные сетки и минимализм находят своё отражение не только во фэшн-логотипах, но и в оформлении презентаций коллекций и рекламных кампаний. Современные лукбуки часто играют с этими визуальными кодами, сочетая строгую структуру с динамичными модными образами, создавая сбалансированный визуальный эффект, который одновременно вызывает ассоциации с классикой и современностью.

Обложка журнала Tell We White

Эстетика швейцарского стиля, в частности работа Йозефа Мюллер-Брокманна Juni-Festwochen (1959), служит прямым источником вдохновения для обложки Tell We White. Дизайнер не просто копирует, а творчески развивает наследие: он сохраняет принцип наклонной сетки, но при этом оживляет композицию за счет резкого ракурса модели, что придает классическим приемам современное звучание.

Original size 679x447

128×90.5 cm. Композиционная сетка Йозефа Мюллер-Брокманна

Связь со швейцарским стилем видна и в обложке BAZAAR. Необычное круговое расположение текста напоминает гибкие, скруглённые линии, которые Йозеф Мюллер-Брокманн часто использовал в своих музыкальных плакатах.

Обложка журнала Harpers Bazaar (2017)

Принципы швейцарского стиля нашли свое отражение и в дизайне одежды. Бренд Jil Sander можно считать его прямым воплощением, поскольку его эстетика базируется на строгой геометрии форм, отсутствии декора и доминирующей роли конструкции и материалов. Это создает прямую аналогию с использованием модульной сетки и минимализмом в графике, характерными для этого стиля.

0

Jil Sander, коллекция весна-лето (2020)

Приемы баухаусовской графики также нашли активное применение в оформлении модных журналов. Дизайнеры переняли у Баухауса ключевые принципы: строгую геометрию композиции, лаконичность форм и смелое совмещение фотографии с типографикой. Шрифты-гротески без засечек, монохромные или контрастные цветовые схемы, а также использование коллажей для создания динамичных визуальных образов — все это стало характерными чертами многих культовых обложек. Такой подход позволял не только эффективно выстраивать иерархию информации, но и придавать изданию современный, авангардный вид, что идеально соответствовало духу прогресса и актуальности, который стремится передавать модная индустрия.

Ласло Мохой-Надь. Плакат к выставке Баухаус (1923) / Обложка журнала Vogue Japan (2016)

Original size 735x952

Обложка журнала Vogue Nederland (2021)

Практика бренда Fendi служит наглядным примером прямого влияния графического стиля на моду. Узнаваемые элементы Баухауса — строгая геометрия линий, угловатые силуэты и конструктивная подача, находят воплощение как в одежде, так и в аксессуарах коллекции.

0

Fendi весна/лето (2024)

Эстетика поп-арта с ее яркой палитрой и узнаваемой графикой также оказала значительное влияние на моду. Эта вызывающая яркость не только не стала препятствием, но и обеспечила ему прочное место на обложках авторитетных модных изданий.

Обложка журнала Vogue Japan / Обложка журнала Cosmopolitan

Коллекция Moschino осень-зима 2017-2018 наглядно демонстрирует воплощение поп-арта в моде. Джереми Скотт буквально перенёс на подиум визуальные коды стиля: платья-комиксы с надписями, превратив язык массовой культуры в объект высокой моды.

0

Коллекция Moschino осень-зима (2017-2018)

Заключение

Таким образом проведенное исследование наглядно демонстрирует, что ключевые художественные направления XX века продолжает активно формировать визуальные коды современной модной индустрии. Эти направления не остались в прошлом, а переосмысляются, обеспечивая прочную основу для актуальных визуальных решений.

Структурный подход модернизма, выраженный через геометрию, функциональность и минимализм, заложил основу для рационального проектирования в дизайне одежды и брендинга. Принципы Баухауса с их гармонией цвета, формы и типографики продолжают задавать стандарты визуальной целостности и композиционной строгости.

Швейцарский стиль с его модульными сетками и лаконичной типографикой предлагает эффективные инструменты для создания ясной коммуникации, что особенно ценно в условиях современного информационного перенасыщения. Параллельно поп-арт привносит в моду элементы иронии, смелости и диалога с массовой культурой, значительно расширяя её выразительные возможности и социальную значимость.

Современная мода развивается в творческом напряжении между структурной дисциплиной, унаследованной от модернистской традиции, и эмоциональной свободой поп-арта. Изучение этих взаимосвязей позволяет не только проследить эволюцию визуальных стратегий, но и глубже понять культурный контекст формирования актуальных образов в современной визуальной культуре. Синтез этих исторических стилей обеспечивает современному дизайну смысловую глубину и визуальную выразительность, оставаясь ключевым ресурсом для создания нового художественного языка в моде.

Bibliography
Show
1.

Безрукова Е. А. Исторические и типологические особенности фэшн-иллюстрации в контексте развития моды и дизайна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 39. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-tipologicheskie-osobennosti-feshn-illyustratsii-v-kontekste-razvitiya-mody-i-dizayna (дата обращения: 01.11.2025).

2.

Бурова М. Д., Рыкова Е. С. Разработка дизайна костюма методами художественных поисков в модной иллюстрации // Материалы и технологии. — 2023. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-dizayna-kostyuma-metodami-hudozhestvennyh-poiskov-v-modnoy-illyustratsii (дата обращения: 02.11.2025).

3.

История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть вторая / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/istoriya-dizayna-v-19501960e-gody-chast-vtoraya/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera#stk-3 (дата обращения: 10.11.2025).

4.

Клиффорд Джон. Иконы графического дизайна. М.: Litres, 2014.

5.

Курушин Владимир. Графический дизайн и реклама. М.: Litres, 2022.

6.

Мальцева Т. Г. Визуальная культура одежды как содержательный аспект моды // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2012. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/visual-culture-of-clothing-as-substantive-aspect-of-fashion (дата обращения: 03.11.2025).

7.

Обари Фатима Мустафа. Особенности проектирования моделей одежды с использованием средств графического дизайна // ИСОМ. — 2014. — № 6-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-modeley-odezhdy-s-ispolzovaniem-sredstv-graficheskogo-dizayna (дата обращения: 04.11.2025).

8.

Плотникова Е. В., Тойкеева Т. С. Влияние Нью-Йоркской школы дизайна на развитие журнальной графики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 2021. — № 2 (59). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nyu-yorkskoy-shkoly-dizayna-na-razvitie-zhurnalnoy-grafiki (дата обращения: 05.11.2025).

9.

Цветкова А. В. Абстрактный код ХХ века: эволюция в искусстве и влияние на дизайн журналов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2014. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/abstraktnyy-kod-hh-veka-evolyutsiya-v-iskusstve-i-vliyanie-na-dizayn-zhurnalov (дата обращения: 07.11.2025).

10.

Что такое швейцарский дизайн / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_shveytsarskiy_dizayn/ (дата обращения: 08.11.2025).

11.

10 культовых картин Энди Уорхола / Skillbox.ru. — URL: https://skillbox.ru/media/design/10-kultovyh-kartin-endi-uorhola/ (дата обращения: 09.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.
Влияние графического дизайна середины-конца XX в. на эстетику моды XXI в.
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more