Original size 1750x2480

Репрезентация экстаза: мистическое переживание в искусстве барокко

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Экстаз» в искусстве, это визуализация человеческого переживания контакта с божественным.

В искусстве периода барокко, «Экстаз» определяется как момент духовного преображения, человек выходит за пределы своего обыденного опыта и достигает некой трансцендентности. Художники барокко стремятся не просто представить святого в состоянии молитвы, но показать сам процесс перехода, миг соприкосновения с божественной энергией.

Переживание экстаза в искусстве может выражаться через подчеркнутые эмоции, особое выражение лица, также через световые эффекты, которые придают внутреннему мистическому состоянию осязаемую драматическую форму и делают его наглядным для зрителя.

Художники эпохи барокко выражали состояние при помощи разных средств, света, динамики тел и драпировок, театральности и постановки сцены, также художники создавали аскетичные и мученические портреты для выражения напряжения между внутренним и внешним экстазом. В этом исследовании будут рассматриваться данные художественные приемы для репрезентации экстаза.

Свет как медиум божественного

Свет использовался как зримое проявление божественного присутствия. Художники направляли лучи так, чтобы они прорывались из тьмы, создавая ощущение откровения и вмешательства высшей силы.

Чтобы передать экстаз, свет делал фигуры словно озарёнными изнутри: яркие контрасты, мерцающие золотые блики и скрытые источники света создавали впечатление, что человек переживает момент мистического подъема и соприкосновения с небесным.

big
Original size 800x1002

Портрет Терезы Авильской. Алонсо дель Арко. XVII век

Как пример можно рассмотреть «портрет Терезы Авильской». Свет, падающий на лицо и верхнюю часть тела святой, отделяет ее от темного фона, как бы вознося ее к божественному и отделяя от земного мира.

Фигура слегка наклонена или «подтянута» к источнику света, Это создаёт ощущение гибкого движения души, проявленного через тело. Экстаз у испанских художников более сдержан, чем у итальянцев, но именно эта тихая напряжённость и передаёт глубину мистического состояния.

Также можно отметить иконографические атрибуты мистического опыта изображенные на картине, среди них: книга, символ видений и записанных откровений, и так же голубь который может символизировать олицетворяя святой дух, мир, чистоту и божественное послание

Original size 930x1400

Видение Святого Антония Падуанского Бартоломе. Эстебан Мурильо. 1680

В данной работе мы может наблюдать мягкий свет, который спустившейся с небес, окутывает лишь святого и ангела перед ним. Картина мягкая и поэтичная, ангельские фигуры, создают ощущение подъёма, но благодаря освещению, зритель обращает внимание в первую очередь на святого, что говорит нам о том что именно он самый важный элемент на картине, и что именно его переживание экстаза и связи с божественным важно.

Original size 1200x1393

Святая Мария Магдалина. Гвидо Рени. 1632 — 1637

Свет не только моделирует форму, но и символизирует момент духовного озарения, внутренний «свет благодати».

Так же мы видим репрезентацию экстаза в таких чертах как: полуоткрытый рот, приподнятый или устремленный вверх взгляд, эти характеристики отражают, разрыв с обычным состоянием сознания, напряженность внутреннего переживания, и состояние выхода из своего тела, это так же как и свет, классическая барочная иконография экстаза. Лицо Марии Магдалины не просто эмоционально, оно будто фиксирует момент внезапного озарения или откровения.

Динамика тел и драпировок

Динамика тел и драпировок были использованы для репрезентации состояния экстаза. Тела изгибались в напряженных, почти сверхъестественных позах, а драпировки закручивались и напрягались вокруг фигур. Эта пластика создавала ощущение, что персонажи захвачены внутренним порывом и силой, превосходящей человеческую.

Original size 1200x567

Экстаз святой Терезы. Джан Лоренцо Бернини. 1647–1652

Данная работа выражает состояние экстаза через позы героини. Святая Тереза лежит на облаках, томно запрокинув голову; её глаза полуприкрыты, из приоткрытых губ словно вырывается стон, а рука бессильно опущена. Через позу и выражение лица, автор показывает отречение от телесного и духовное наслаждение.

Original size 848x589

Экстаз святой Терезы. Джан Лоренцо Бернини. 1647–1652

Ангел заносит над её сердцем золотую стрелу. Трепещущие, беспокойные складки драпировки, которые находяться как бы в состоянии вибрации усиливают ощущение напряжённого мистического экстаза.

Original size 800x1067

Экстаз святой Терезы. Джан Лоренцо Бернини. 1647–1652

Художник превращает капеллу в подобие театрального пространства: по бокам он размещает балконы-ложи, где «присутствуют» члены семейства Корнаро, заказчики, представленные в роли свидетелей события. Источник света сверху скрыт от взгляда, а снизу предусмотрена дополнительная подсветка (ныне электрическая), что усиливает драматизм.

Сливая архитектуру и скульптуру, Бернини создаёт яркие контрасты света и цвета. Театральность формы соединяется с духовным содержанием, производя глубокое эмоциональное воздействие: интимное переживание священного экстаза становится явлением, открытым для всех.

Original size 1920x1394

Блаженная Людовика Альбертони. Джан Лоренцо Бернини. 1671–1674

«Блаженная Людовика Альбертони» скульптура, изображающая умирающую римскую аристократку Людовику Альбертони, посвятившую себя помощи бедным и впоследствии причисленную к лику блаженных.

Original size 1280x1707

Блаженная Людовика Альбертони. Джан Лоренцо Бернини. 1671–1674

Работа продолжает тему соединения телесного и духовного экстаза. Дрожащие складки ткани, мерцающая игра света и напряжённая пластика фигуры усиливают ощущение внутреннего потрясения.

Original size 1280x1707

Блаженная Людовика Альбертони. Джан Лоренцо Бернини. 1671–1674

Бернини показывает Альбертони в миг её мистического переживания, совпадающего со смертным часом. Её худое тело и выражение лица, одновременно страдальческое и вдохновлённое, передают глубину духовного контакта с божественным.

Original size 822x1000

Мария Магдалина в экстазе. Микеланджело Меризи де Караваджо. 1606

Мягкая игра света по складкам подчёркивает «дыхание» фигуры. Напряжение тканей как бы отражает внутреннее напряжение, концентрацию и стабильность. Состояние экстаза так же создает почти поза святой. С одной стороны она расслаблена, голова падает на плечо, создавая ощущение блаженства, но руки все равно соединении в почти молитвенном жесте. Художник как бы пытается передать то что состояние экстаза заставляет тебя отпускать все телесное, но осознанная связь с божественным остается.

Театральность

Барокко часто изображает мистическое переживание как «спектакль». Композиции включают в себя архитектурные ниши, скрытый свет, композиция направляет взгляд зрителя. зритель ощущает, что находится внутри события.

Original size 800x992

Экстаз блаженной Маргариты да Кортона. Джованни Ланфранко. 1622

В следующих работах мы видим слияние земного и небесного. Экстаз показывает момент, когда святость приобретает физическую осязаемость, а человек получает возможность прикосновения к небесному.

Original size 1472x2048

Экстаз святой Розалии Палермской. Теодор Бойерманс. XVII в.

Переживание экстаза превращено в мистическую сцену. Ангелы становятся действующими лицами, посредниками между человеческим и божественным, они и прочие атрибуты божественного становяться как бы символом того что мир физического и божественного соприкасается и святой переживает экстаз.

Original size 1200x1713

чудеса святого Игнатия Лойолы. Питер Пауль Рубенс. 1615 — 1616

На полотне представлена напряжённая сцена чудесного исцеления и изгнания демонов, в центре которой находится святой Игнатий Лойола.

Он стоит на возвышении в богатых одеждах и жестом указывает на происходящее внизу смятение. Внизу перед ним толпа людей, мучимых болезнями и одержимостью: одни корчатся в страдании, другие, изнемогая, падают на землю, а некоторые отчаянно тянутся к святому с искажёнными лицами. Над Лойолой, в сиянии небесного света, парят ангелы, подчёркивая божественный характер происходящих чудес.

Композиция насыщена движением и сильными эмоциями. Контрастное освещение, глубокие цвета и выразительная пластика фигур создают мощный драматический эффект и усиливают впечатление непосредственного участия в событии.

Внутренние переживание экстаза

В искусстве барокко аскетичность и тёмный фон подчеркивали полную сосредоточенность на внутреннем переживании. Отсутствие деталей и глубокая тень отрывали фигуру от мира, заставляя всё внимание зрителя сосредоточиться на её духовном состоянии.

Тёмный фон полностью нейтрализует мирское пространство и создает эффект, выхода за пределы материального мира, взгляд зрителя концентрируется только на лице и жестах святого.

Original size 3034x3600

Святой Франциск Ассизский в экстазе. Антонис ван Дейк. 1632

В произведении представлен святой Франциск Ассизский в момент глубокого духовного экстаза. Он сидит, облачённый в коричневую монашескую рясу, с закрытыми глазами. Его руки соединены: одна прижата к груди, другая удерживает череп. Рядом с его плечом стоит деревянный крест, а на поясе свисают чётки. В верхней части композиции, среди облаков, появляется херувим, указывающий на небесное присутствие. Фон представляет собой тёмный, тревожный пейзаж с грозовым небом.

Экстаз становиться аскетичным и внутренним, мы уже не видим той театральности что в предыдущих работах. Художник передает состояние экстаза как что-то более личное и сакральное.

Original size 750x931

Святой Франциск в экстазе. Франсиско де Сурбаран. 1658

Картина наполнена религиозной символикой: Франциск предстает в традиционной францисканской мантии, с лицом, выражающим полное преданность и благоговение. Его руки раскинуты, а взгляд устремлён к небесам, словно он видит божественное видение.

Драматическое освещение выделяет фигуру святого на тёмном фоне. Контраст между мраком и светом усиливает впечатление внутреннего духовного сияния, исходящего от святого. Детализация одежды и рук придаёт реализм, а эмоциональная сила образа вызывает у зрителя ощущение непосредственного присутствия при мистическом переживании.

Original size 2358x2952

Святой Онуфрий. Хосе де Рибера. 1637

Святой Онуфрий Великий, египетский отшельник, прославившийся своей аскетической жизнью, изображён как иссохший, почти обнажённый старец с длинной седой бородой, молящийся на скалистом уступе. Художник использует технику кьяроскуро, для того чтобы подчеркнуть истощённость тела и внутреннее напряжение молитвы.

Резкий натурализм и предельные контрасты света и тьмы создают иной тип экстаза, более мученический и напряжённый.

В заключении хотелось бы отметить что, конечно, все способы репрезентации экстаза которые были описаны переплетаются в представленных работах. Художники, чаще всего, не используют только один способ репрезентации экстаза а соединяют их в своих работах для выражения прикосновения к божественному. Исследование разделено на данные категории для лучшего понимания и возможности рассмотрения отдельных способов изобразить состояния экстаза в искусстве.

Источники

Библиография: 1.https://app.fta.art/ru/artwork/621dc866feb3c11b28afc7f743102b52fbea02bd [дата обращения 14.10.25] 2.https://artchive.ru/artists/1229~Khose_de_Ribera/works/16818~Tajnaja_vecherja_detal' [дата обращения 13.10.25] 3.https://app.fta.art/ru/artwork/ab5ed58085db4c4931e62346077e91d4806c239e [дата обращения 15.10.25] 4.https://dzen.ru/a/Zt7KdTCh0GVF7S87 [дата обращения 16.10.25] 5.https://dzen.ru/a/ZrQ_yvQtDR0gD11a [дата обращения 16.10.25]

Источники изображений: 1.https://artchive.ru/artists/3422~Bartolome_Esteban_Muril'o/works/30929~Videnie_Svjatogo_Antonija_Paduanskogo#show-work://30929 [дата обращения 15.10.25] 2.https://app.fta.art/ru/artwork/c6349fd81e1d07ad2dcf279a953b3a9ccb4e068b [дата обращения 15.10.25] 3.https://dzen.ru/a/Zt7KdTCh0GVF7S87 [дата обращения 15.10.25] 4.https://artchive.ru/caravaggio/works/397733~Marija_Magdalina_v_ekstaze#show-work://397733[дата обращения 15.10.25] 5.https://www.facebook.com/photo/fbid=2024391041384381&set=gm.1833726037498699&idorvanity=378349403036377 [дата обращения 18.10.25] 6.https://app.fta.art/ru/artwork/ab5ed58085db4c4931e62346077e91d4806c239e [дата обращения 18.10.25] 7.https://artchive.ru/anthonyvandyck/works/485330~Svjatoj_Frantsisk_Assizskij_v_ekstaze [дата обращения 18.10.25] 8.https://artchive.ru/artists/1229~Khose_de_Ribera/works/16818~Tajnaja_vecherja_detal' [дата обращения 22.10.25]

Репрезентация экстаза: мистическое переживание в искусстве барокко
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more