Original size 2480x3500

Репрезентация античных канонов красоты в дизайне персонажей видеоигр

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

1. Введение 2. Мужской идеал 3. Женский идеал 4. Образы и мотивы 5. Заключение 6. Источники

Введение

Все знают выражение: «Всё новое — это хорошо забытое старое». Эти слова правдивы, но не до конца. Просто мы берём старое и забытое как референс, основу для создания чего-то нового и необычного. То же самое происходит и в играх.

big
Original size 2470x1200

Персонаж из игры Assassin’s Creed: Odyssey // Статуя «Диадумен», Поликлет // Персонаж из игры Hades

В современной игровой индустрии часто обращаются к старому, потому что это знакомо, проверено и уже создало образ какой-то эпохи. Это относится и к античным канонам красоты, которым свойственны гармоничность, идеальность тела и мифологические образы. Визуальные правила искусства сформированные ещё в Древней Греции продолжают жить в дизайне персонажей видеоигр, создавая новый образ для нашего времени по старым канонам.

big
Original size 2518x1200

Персонаж из игры Assassin’s Creed: Odyssey // Статуя «Афродита Книдская», Пракситель // Персонаж из игры Hades

В этом визуальном исследовании, я хочу рассмотреть как художники репрезентуют античные каноны красоты в дизайне персонажей видеоиграх. В основном я буду брать персонажей, у которых достаточно заметно обнажённое тело, поскольку античное искусство стремится отображать именно естественность и телесность. Однако не стоит забывать, что и под одеждой персонаж, может быть примером канона античности.

Репрезентация в искусстве — это способ изображения или воплощение чего-то, но не как воспроизведение или копирование, а как отражение восприятия творившего, способ передать не только визуальную часть, но и смысл, который за этим скрыт.

Original size 1024x1367

«Фавн Барберини», Неизвестный скульптор, ок. 200 года до н. э.

Античные мастера создавали работы, в которых зрителю показывался телесный идеал. Правильные пропорции тела и принцип контрапоста — положением, когда вес тела смещён на опорную ногу, а другая остаётся свободной, создавая естественный изгиб позвоночника. Это создаёт визуальную идеальность тела и его естественность.

Original size 1322x1200

«Гермес Бельведерский», Неизвестный скульптор, II век н. э. // «Венера Милосская», Александр Антиохийский, Около 130–100 гг. до н. э.

В играх у нас уже нет неподвижных скульптур. Перед зрителем и игроком персонаж, в котором художник тоже отражает идеал. Он не всегда вписывает в идеал нашего мира, он может быть идеальным мира игры или для самого художника, который передаёт через него своё виденье и смысл.

Original size 1920x1871

Алексис из игры Assassin’s Creed: Odyssey

Original size 1200x880

Концепт Загрея из Hades I

Мужской идеал

Для первого примера мужского идеала в античном искусстве скульптура «Дорифора» и персонажа из видеоигры Assassin’s Creed Odyssey Алексиса.

Original size 1586x1200

«Дорифор», Поликлет, ок. 440 до н. э. // Assassin’s Creed Odyssey, Алексис

Дизайн персонажа из игры отражает этот образ. Атлетичное тело и некоторая экспрессия заметны и в скульптуре и в персонаже. Хотя для сравнения и была взята именно статуя «Дорифор» — идеальный образ атлета и воина. Это не значит, что при создании концепта персонажа, именно она использовалась как референс, но статуя хорошо соотносится с персонажем не только по пропорциям тела, но по смысловому образу — они оба являются воинами.

Античный принцип гармонии идеала и естественности тела сохраняется, хотя в играх внимание больше смещается на сюжет и геймплей, но и визуальная составляющая является немаловажным аспектом.

Original size 1200x1370

«Посейдон с мыса Артемисион», неизвестно, V век до н. э.

Original size 1851x838

«Спящий Гермафродит», предположительно Поликлс, II век до н. э.

Приведу другой пример. Скульптура «Аполлона Бельведерского», в которой скульптор изобразил форму юности, лёгкости и гармонии.

Original size 595x886

«Аполлон Бельведерский», Леохар, ок 330-320 до н. э.

Загрей из игры Hades передаёт ту же идею и образ, юношеской красоты и лёгкости. Изящная фигура, мягкие линии и некоторая аура божественности.

Original size 1000x562

Концепт Загрея из Hades I

Визуальная концепция двух частей игры Hades напрямую отсылает игрока к античным образам не только сеттингом игры, но и визуальными образами, созданными художниками этой игры. Поэтому нельзя не упомянуть других персонажей, которые сохраняют античные образы.

Original size 3235x1200

Дионис, Посейдон и Танатос из Hades I

Original size 3138x1200

Отойдём немного от игр, связанных по сеттингу и истории с Грецией. Возьмём в пример скульптуру «Дискобол», в которой Мирон фиксирует не только силу и атлетичность тела, но и движение. Статуя не может двинуться, но через неё творцу всё равно удалось передать динамичность и выразить идею силы. Или же скульптуру «Геркулес Фарнезский», где скульптор изобразил героя в состоянии покоя, когда он расслаблен, но даже при этом его тело продолжает оставаться тяжёлым и источать силу, будто каждая мышца хранит в себе необузданную энергию.

Игра же не ограничена неподвижным мрамором. У персонажа есть анимации, которые могут передать силу движения. Движение и сила как в скульптуре Мирона, можно увидеть в персонаже игры God of War Кратосе.

Original size 3383x1200

«Геркулес Фарнезский», Гликон и Лисипп, начало III в. н. э. // «Дискобол», Мирон, ок. 450 г. до н. э. // God of War, Кратос

Кратос воплощает тот же образ динамической силы, не ограничиваясь застывшей формой камня, но и воплощая движение в действиях. При этом даже когда он не двигается его тело гипертрофировано и напряженно, будто мышцы буквально переполнены силой, которую нужно влить в движение прямо сейчас.

Original size 1197x679

Скриншот из игры God of War

Original size 1920x1080

Скриншот из игры God of War

Женский идеал

Не будем забывать и о женских образах в искусстве. Хоть каноны античности о идеальности телесного и естественности относятся ко всем направлениям и сюжетам творчества, женская идеальность и естественность сильно отличается от мужской.

Начнём с той, кто традиционно считается эталоном идеальности тела — Афродиты, богини любви и красоты. В работе Праксителя «Афродите Книдской» женская скульптура представляет образ обнажённой Афродиты с гармонией телесного и божественного.

Original size 980x824

«Афродита Книдская», Пракситель, 350—330 гг. до н. э.

Ещё один хороший пример женской идеальности тела можно взять другую скульптуру Афродиты, «Афродита, Пан и Эрос». Хоть она и не единственная, кто изображён в этой работе, но она занимает в ней главную точку внимания зрителя.

Original size 736x1074

«Афродита, Пан и Эрос», неизвестно, около 100 до н. э.

В обеих частях игры Hades эта богиня сохраняет этот идеал, перенося его из античности в нашу современность, в другом визуальном стиле. В дизайне персонажа она больше изображается как богиня любви, усиливая её чувственность и сексуальность, но при этом сохраняя гармонию телесной красоты, мягкость линий и идеализацию.

Original size 1600x762

Афродита из Hades I и Hades II

Нельзя забывать и о других женских персонажах, у которых также сохраняются каноны античной красоты.

Original size 2812x1200

Афина, Персефона, Эвредика из Hades I

Original size 3170x1200

Мелиноя, Селена, Гера из Hades II

Сейчас античные образы стали для творцов референсами. Они дают лишь ориентировочные точки, к чему можно обратиться, чтобы получить не переделанное старое, а что-то переосмысленное новое. Главная героиня из игры Assassin’s Creed Odyssey Кассандра не является представителем привычного образа женской телесности из античности. В её дизайне совместилось и атлетическое тело, показывающие силу, свойственную мужским статуям того периода, и женская естественность образа.

Original size 1446x1200

Кассандра из Assassin’s Creed: Odyssey

Original size 1475x1200

«Ника Самофракийская», неизвестно, ок. 190 до н. э. // «Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель, около 330 до н. э. и 350 до н. э.

Образы и мотивы

Античные каноны встречаются не только в дизайне персонажей, но и в дизайне локаций, на которых оказывается игрок. Как например в Assassin’s Creed Odyssey, действия которой происходит в Древней Греции, где нельзя было обойтись без самих античных статуй, которые отсылают нас к реально существующим произведениям искусства.

Original size 1896x1200

Скриншот из Assassin’s Creed Odyssey // «Афина Парфенос», Фидий, 447−438 гг. до н. э.

Original size 1934x1200

Скриншот из Assassin’s Creed Odyssey // «Статуя Зевса в Олимпии», Фидий, V век до н. э.

В игре Apotheon художники изобразили всю игру в манере античной вазописи. Основой стал стиль чёрнофигурной вазописи, что отсылает игрока к художественным традициям Древней Греции.

Original size 2550x1200

Пример чёрнофигурной вазописи

Original size 1920x1080

Скриншот из игры Apotheon

Original size 1920x1080

Скриншот из игры Apotheon

Заключение

Даже спустя долгое время античные каноны красоты продолжают сохраняться и в наше время, не только в привычном нам изобразительном искусстве, но и в цифровой среде видеоигр. Они становятся новым пространством для античных идеалов.

Современные видеоигры используют античные каноны гармонии, пропорций, идеализации тела, но адаптируют его под контексты, которыми окружён современный зритель.

Original size 1280x720

Скриншот из игры Assassin’s Creed Odyssey

Дизайнеры игр не слепо копируют произведения античного искусства, они интерпретируют старые каноны по-своему, ведь игры это не неподвижные статуи или живопись. В них есть динамика движений и геймплей. В них канон работает как референс, основа и система, в которой используется не копия формы конкретной статуи, а сама идея античного канона красоты и идеальности. Художники переосмысливают античный идеал под современного зрителя и игрока.

Источники

Bibliography
1.

Assassin’s Creed: Odyssey (Ubisoft, 2018)

2.

God of War (Sony Interactive Entertainment, 2018)

3.

Hades I (Supergiant Games, 2020)

4.

Hades II (Supergiant Games, 2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.45.46.47.48.49.50.51.52.
Репрезентация античных канонов красоты в дизайне персонажей видеоигр
4
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more