
Содержание
1. Введение 2. Мужской идеал 3. Женский идеал 4. Образы и мотивы 5. Заключение 6. Источники
Введение
Все знают выражение: «Всё новое — это хорошо забытое старое». Эти слова правдивы, но не до конца. Просто мы берём старое и забытое как референс, основу для создания чего-то нового и необычного. То же самое происходит и в играх.

Персонаж из игры Assassin’s Creed: Odyssey // Статуя «Диадумен», Поликлет // Персонаж из игры Hades
В современной игровой индустрии часто обращаются к старому, потому что это знакомо, проверено и уже создало образ какой-то эпохи. Это относится и к античным канонам красоты, которым свойственны гармоничность, идеальность тела и мифологические образы. Визуальные правила искусства сформированные ещё в Древней Греции продолжают жить в дизайне персонажей видеоигр, создавая новый образ для нашего времени по старым канонам.

Персонаж из игры Assassin’s Creed: Odyssey // Статуя «Афродита Книдская», Пракситель // Персонаж из игры Hades
В этом визуальном исследовании, я хочу рассмотреть как художники репрезентуют античные каноны красоты в дизайне персонажей видеоиграх. В основном я буду брать персонажей, у которых достаточно заметно обнажённое тело, поскольку античное искусство стремится отображать именно естественность и телесность. Однако не стоит забывать, что и под одеждой персонаж, может быть примером канона античности.
Репрезентация в искусстве — это способ изображения или воплощение чего-то, но не как воспроизведение или копирование, а как отражение восприятия творившего, способ передать не только визуальную часть, но и смысл, который за этим скрыт.
«Фавн Барберини», Неизвестный скульптор, ок. 200 года до н. э.
Античные мастера создавали работы, в которых зрителю показывался телесный идеал. Правильные пропорции тела и принцип контрапоста — положением, когда вес тела смещён на опорную ногу, а другая остаётся свободной, создавая естественный изгиб позвоночника. Это создаёт визуальную идеальность тела и его естественность.
«Гермес Бельведерский», Неизвестный скульптор, II век н. э. // «Венера Милосская», Александр Антиохийский, Около 130–100 гг. до н. э.
В играх у нас уже нет неподвижных скульптур. Перед зрителем и игроком персонаж, в котором художник тоже отражает идеал. Он не всегда вписывает в идеал нашего мира, он может быть идеальным мира игры или для самого художника, который передаёт через него своё виденье и смысл.
Алексис из игры Assassin’s Creed: Odyssey
Концепт Загрея из Hades I
Мужской идеал
Для первого примера мужского идеала в античном искусстве скульптура «Дорифора» и персонажа из видеоигры Assassin’s Creed Odyssey Алексиса.
«Дорифор», Поликлет, ок. 440 до н. э. // Assassin’s Creed Odyssey, Алексис
Дизайн персонажа из игры отражает этот образ. Атлетичное тело и некоторая экспрессия заметны и в скульптуре и в персонаже. Хотя для сравнения и была взята именно статуя «Дорифор» — идеальный образ атлета и воина. Это не значит, что при создании концепта персонажа, именно она использовалась как референс, но статуя хорошо соотносится с персонажем не только по пропорциям тела, но по смысловому образу — они оба являются воинами.
Античный принцип гармонии идеала и естественности тела сохраняется, хотя в играх внимание больше смещается на сюжет и геймплей, но и визуальная составляющая является немаловажным аспектом.
«Посейдон с мыса Артемисион», неизвестно, V век до н. э.
«Спящий Гермафродит», предположительно Поликлс, II век до н. э.
Приведу другой пример. Скульптура «Аполлона Бельведерского», в которой скульптор изобразил форму юности, лёгкости и гармонии.
«Аполлон Бельведерский», Леохар, ок 330-320 до н. э.
Загрей из игры Hades передаёт ту же идею и образ, юношеской красоты и лёгкости. Изящная фигура, мягкие линии и некоторая аура божественности.
Концепт Загрея из Hades I
Визуальная концепция двух частей игры Hades напрямую отсылает игрока к античным образам не только сеттингом игры, но и визуальными образами, созданными художниками этой игры. Поэтому нельзя не упомянуть других персонажей, которые сохраняют античные образы.
Дионис, Посейдон и Танатос из Hades I
Отойдём немного от игр, связанных по сеттингу и истории с Грецией. Возьмём в пример скульптуру «Дискобол», в которой Мирон фиксирует не только силу и атлетичность тела, но и движение. Статуя не может двинуться, но через неё творцу всё равно удалось передать динамичность и выразить идею силы. Или же скульптуру «Геркулес Фарнезский», где скульптор изобразил героя в состоянии покоя, когда он расслаблен, но даже при этом его тело продолжает оставаться тяжёлым и источать силу, будто каждая мышца хранит в себе необузданную энергию.
Игра же не ограничена неподвижным мрамором. У персонажа есть анимации, которые могут передать силу движения. Движение и сила как в скульптуре Мирона, можно увидеть в персонаже игры God of War Кратосе.
«Геркулес Фарнезский», Гликон и Лисипп, начало III в. н. э. // «Дискобол», Мирон, ок. 450 г. до н. э. // God of War, Кратос
Кратос воплощает тот же образ динамической силы, не ограничиваясь застывшей формой камня, но и воплощая движение в действиях. При этом даже когда он не двигается его тело гипертрофировано и напряженно, будто мышцы буквально переполнены силой, которую нужно влить в движение прямо сейчас.
Скриншот из игры God of War
Скриншот из игры God of War
Женский идеал
Не будем забывать и о женских образах в искусстве. Хоть каноны античности о идеальности телесного и естественности относятся ко всем направлениям и сюжетам творчества, женская идеальность и естественность сильно отличается от мужской.
Начнём с той, кто традиционно считается эталоном идеальности тела — Афродиты, богини любви и красоты. В работе Праксителя «Афродите Книдской» женская скульптура представляет образ обнажённой Афродиты с гармонией телесного и божественного.
«Афродита Книдская», Пракситель, 350—330 гг. до н. э.
Ещё один хороший пример женской идеальности тела можно взять другую скульптуру Афродиты, «Афродита, Пан и Эрос». Хоть она и не единственная, кто изображён в этой работе, но она занимает в ней главную точку внимания зрителя.
«Афродита, Пан и Эрос», неизвестно, около 100 до н. э.
В обеих частях игры Hades эта богиня сохраняет этот идеал, перенося его из античности в нашу современность, в другом визуальном стиле. В дизайне персонажа она больше изображается как богиня любви, усиливая её чувственность и сексуальность, но при этом сохраняя гармонию телесной красоты, мягкость линий и идеализацию.
Афродита из Hades I и Hades II
Нельзя забывать и о других женских персонажах, у которых также сохраняются каноны античной красоты.
Афина, Персефона, Эвредика из Hades I
Мелиноя, Селена, Гера из Hades II
Сейчас античные образы стали для творцов референсами. Они дают лишь ориентировочные точки, к чему можно обратиться, чтобы получить не переделанное старое, а что-то переосмысленное новое. Главная героиня из игры Assassin’s Creed Odyssey Кассандра не является представителем привычного образа женской телесности из античности. В её дизайне совместилось и атлетическое тело, показывающие силу, свойственную мужским статуям того периода, и женская естественность образа.
Кассандра из Assassin’s Creed: Odyssey
«Ника Самофракийская», неизвестно, ок. 190 до н. э. // «Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель, около 330 до н. э. и 350 до н. э.
Образы и мотивы
Античные каноны встречаются не только в дизайне персонажей, но и в дизайне локаций, на которых оказывается игрок. Как например в Assassin’s Creed Odyssey, действия которой происходит в Древней Греции, где нельзя было обойтись без самих античных статуй, которые отсылают нас к реально существующим произведениям искусства.
Скриншот из Assassin’s Creed Odyssey // «Афина Парфенос», Фидий, 447−438 гг. до н. э.
Скриншот из Assassin’s Creed Odyssey // «Статуя Зевса в Олимпии», Фидий, V век до н. э.
В игре Apotheon художники изобразили всю игру в манере античной вазописи. Основой стал стиль чёрнофигурной вазописи, что отсылает игрока к художественным традициям Древней Греции.
Пример чёрнофигурной вазописи
Скриншот из игры Apotheon
Скриншот из игры Apotheon
Заключение
Даже спустя долгое время античные каноны красоты продолжают сохраняться и в наше время, не только в привычном нам изобразительном искусстве, но и в цифровой среде видеоигр. Они становятся новым пространством для античных идеалов.
Современные видеоигры используют античные каноны гармонии, пропорций, идеализации тела, но адаптируют его под контексты, которыми окружён современный зритель.
Скриншот из игры Assassin’s Creed Odyssey
Дизайнеры игр не слепо копируют произведения античного искусства, они интерпретируют старые каноны по-своему, ведь игры это не неподвижные статуи или живопись. В них есть динамика движений и геймплей. В них канон работает как референс, основа и система, в которой используется не копия формы конкретной статуи, а сама идея античного канона красоты и идеальности. Художники переосмысливают античный идеал под современного зрителя и игрока.
Источники
Assassin’s Creed: Odyssey (Ubisoft, 2018)
God of War (Sony Interactive Entertainment, 2018)
Hades I (Supergiant Games, 2020)
Hades II (Supergiant Games, 2025)
https://static.wikia.nocookie.net/assassinscreed/images/3/31/ACOD_Kassandra_Amazon_Outfit_render.png/revision/latest?cb=20190130132542 https://i.pinimg.com/736x/0f/86/40/0f8640e6067ce390cb5ec31e85dc57f4.jpg https://i.playground.ru/p/CZ-ibXhteUUQl-xZWT4dXA.jpeg
https://i.pinimg.com/736x/ea/68/86/ea6886ec37a375dbd84833ca9d0517e4.jpg https://files.vgtimes.ru/gallery/thumb/17192/1581607598_4446.webp