Original size 852x1200

Рекламные плакаты 20 века, как вид искусства

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор:

1. Концепция 2. Леонетто Каппьелло 3. Альфо́нс Мари́я Му́ха 4. Марчелло Дудович 5. Анри Прива-Ливемон 6. Схожести и различия 7. Вывод

Данное визуальное исследование направлено на анализ рекламных плакатов алкогольной продукции 20 века

Сейчас реклама ориентирована на быстрое визуальное восприятие: часто меняющиеся образы, яркие цвета и преимущественный акцент на типографике. Однако подход к созданию рекламных плакатов сто лет назад существенно отличался. В начале 20-го столетия, когда фототехника еще не была повсеместно доступна, идею и произвести впечатление старались через тщательно продуманные композиции, где каждая мелочь играла свою роль. Тогда разработку рекламы чаще всего поручали живописцам и графикам — они умели создавать работы, радующие глаз. Реклама и искусство в ту пору шли рука об руку, поэтому появились известные плакаты. Их стоит оценивать не только как один из способов продвижения товаров, но и как отдельный вид изобразительного творчества. Зачастую эти плакаты создавались известными художниками, и сегодня они выставляются в музеях как примеры высокого искусства, отражающие дух эпохи и мастерство авторов. Эти произведения отличались богатством деталей, витиеватостью узоров и необычными сюжетами. Часто такие рекламы больше отражали стиль жизни, чем чисто рекламировали бренд или продукт. Именно такое художественное качество делало их настоящими произведениями искусства, достойными выставочных залов. К факторам, способствовавшим становлению этой эпохи плакатов, относят рост производства и конкуренции, постепенное повышение уровня жизни населения, а также осознание предпринимателями важности активного продвижения своей продукции.В XIX веке литография круто изменила дело, позволив печатать цветные плакаты большими тиражами. Для художников и рекламщиков это открыло новые возможности выражать себя и делать рекламу, которая надолго западает в память. Так плакат стал чем-то вроде сплава искусства и рекламы, повлияв на то, как мы сейчас общаемся визуально.

Часто плакаты хорошего алкоголя продукции использовали работы именитых художников или выделялись своими необычными дизайнами. Ведь они продавали не просто товар, а стиль жизни, что хорошо соотносилось с работами иллюстраторов

«Анри де Тулуз-Лотрек с Тремоладой, стоящий рядом с плакатом Жюля Шере 1889 года, Бал-дю-Мулен Руж, площадь Бланш», 1890 и Жюль Шере — «Бал-дю-Мулен Руж», 1889

post

В 1990-е годы отношение к алкоголю в обществе сильно изменилось. Рекламу спиртных напитков решили жестко ограничить. Теперь показывать рекламу алкоголя напрямую можно только там, где он продается: в магазинах, кафе, барах и на специализированных сайтах в интернете. Получается, что плакаты, рекламирующие алкоголь, к концу 19-го — началу 21-го века стали своего рода искусством. Они превратились в способ самовыражения для художников, а не просто в способ заставить людей покупать больше спиртного. Они стали скорее художественными произведениями, чем обычной рекламой.

Виктор Говорков — «НЕТ!», 1954

Со временем подход к созданию рекламы сильно изменился: современные кампании стремятся к минимализму и лаконичным дизайнам, или делают упор на мировые тренды.

Леонетто Каппьелло

Леонетто Каппьелло считается «отцом современной рекламы» и в настоящее время признан одним из классических мастеров европейского рекламного плаката. Его подход основан на психологическом воздействии образов и ассоциаций, что делало его работы особенно эффективными. Он был одним из первых, кто умело соединял изображение продукта с художественной композицией, создавая единую цельную картину, способную привлечь и удержать внимание зрителя.

Original size 900x1415

Леонетто Каппьелло— «Cognac Monnet — Cappiello», 1927

post

Японская ксилография и афиши Жюля Шере послужили для Леонетто Каппьелло вдохновением и импульсом для собственных творческих поисков. Его занятия карикатурой усилили выразительность в итальянской графике, позволив ему сознательно формировать уникальный художественный язык в рекламе. Использование контрастных изображений, в которых фиксировался один предмет или персонаж — всегда в движении или с сложных ракурсов — делало композиции динамичными и запоминающимися, подчеркивая мощь и выразительность его стиля.

Жюль Шере — Аперитив Quinquina Dubonnet», 1896

Original size 974x1530

Леонетто Каппьелло— «Fernet Branca — Cappiello», 1925

post

Характерная манера Каппьелло мастерски передавать образы многих известных личностей того времени обусловлена его начальной профессией карикатуриста, благодаря чему он обладал исключительным умением точно и выразительно изображать лица и характерные черты своих героев.

Леонетто Каппьелло — «Карикатура-автопортрет», 20 век

Леонетто Каппьелло—«Veuve Amiot Cappiello King», 1925 «Relsky Vodka — Large — Cappiello», 1922

Таким образом, в своих работах Каппьелло создавал не просто рекламные плакаты, а ощущение элитарности, вызывающее у потребителя ощущение исключительности. Для усиления привлечения внимания художник использовал насыщенные, глубокие оттенки — золотистые, коричневые, тёмные тона красного и зелёного, которые ассоциировались с богатством и качеством. Особенно меня поразил момент отсутствия кричащей рекламы бренда на плакатах. Вместо этого использовались небольшая бутылка или бокал с жидкостью и изящная витиеватая надпись бренда, гармонично вписывающаяся в общий дизайн и не портящая его эстетики. В современном маркетинге при добавлении логотипа часто используют его в оригинальном виде, что не всегда хорошо интегрируется в визуальный стиль бренда и может мешать созданию единого эстетического образа.

Альфо́нс Мари́я Му́ха

«Творчество Мухи — образцовый модерн, азбука стиля. Он был не гениальным художником, но гениальным популяризатором стиля. И сегодня модерн мы представляем через призму его произведений, не зная подчас имени художника, мы помним его произведения, продолжающие оставаться популярными и среди посетителей музеев, и среди дизайнеров.»(1)

«Цель искусства — воспевать красоту. Красота — проявление нравственной гармонии в материальном мире». (2)

Чешский художник Альфонс Муха, пользуясь спросом как художник театральных афиш, график в определенный период своей творческой карьеры получал большое количество заказов и от продовольственных компаний. Муха сотрудничал с брендами: печенья, сигаретной бумаги, велосипедов, алкоголя, мыла и прочих.

Original size 1609x2400

Альфонс Муха — Рекламный плакат «Пиво из Мааса», 1897,

post

Ряд напитков, которые сегодня продолжают оставаться популярными, были представлены на плакатах Мухи. Благодаря своему превосходному стилистическому чутью, богатству ассоциаций и тонкому чувству красоты, Альфонс Мухе удавалось представить каждый напиток, создав вокруг него уникальный образ. Это проявлялось в выборе цветовой гаммы, деталях, образе модели и узорах. Много раз Альфонс Мухе создавал рекламу для всемирно известного бренда Moët & Chandon. Особое внимание стоит уделить тому, как он по-разному представил два вида шампанского — Dry Imperial и White Star, каждому из которых он дал свою уникальную художественную интерпретацию.

Альфонс Муха — «Bénédictine de l’Abbaye de Fécamp», 1898

Также чешский художник создал рекламные плакаты для бренда Moët & Chandon. Его работы излучают роскошь и элегантность. В частности, виноградные лозы на одном из плакатов не только дополняют композицию, но и намекают на винодельческую тему. Стиль этих произведений можно охарактеризовать изящностью линий и утонченностью рисунка, что хорошо гармонирует с метафорами и ощущениями, которые передает бренд Moët & Chandon.

Альфонс Муха — «Moët & Chandon: Dry Imperial» 1899, «Moët & Chandon: Champagne White Star», 1899

Рекламные плакаты Альфонса Мухи дышат спокойствием, достатком и негой

Таким образом, характерными особенностями плакатов Альфонса Мухи, созданных в сотрудничестве с алкогольными брендами, для меня стали в относительно низкой динамике и при этом в ощущении живости и легкости, достигаемых благодаря богатым драпировкам композиции. Также художник изображает исключительно молодых, конвенционально красивых девушек — это стало одной из отличительных черт его стиля. Главной, по моему мнению, особенностью являются одновременно геометричные и витиеватые задние планы в стиле ар-нуво, которые уже почти век привлекают внимание зрителей своей гармонией и изяществом.

Original size 796x1080

Альфонс Муха — Рекламный плакат шампанского«Heidsieck and Co», 1901

Марчелло Дудович

Марчелло Дудович—"Martini & Rossi Bianco», 1920 и «Liquore Strega», 1894

Марчелло Дудович говорил с потребителем с помощью сравнений и метафор

Например, на представленном ниже изображении изображён рекламный плакат, который с первого взгляда кажется простым, но наполнен множеством метафор: Цветущая ветка — символ весны, обновления, жизненной энергии и, возможно, намёк на природное происхождение напитка. Бутылка тоника — не просто рекламируемый продукт, а своего рода спасательный круг. Даже поза девушки намекает на это: она словно спешит прийти на помощь кому-то с помощью именно этой «микстуры».

Original size 847x1200

Марчелло Дудович—"Mistura Lampugnani», 1936

В рекламной кампании Campari Марчелло Дудович использует неожиданные образы: сенбернар и клоун. Данная порода — символ надёжности, верности и силы, ведь они спасают человеческие жизни в Альпах. В контексте рекламы Campari это ироничная гипербола: напиток «спасает» настроение и придаёт силы, как собака выручает людей. Клоун же — это артистизм и веселье. На плакате же он олицетворяет Campari как напиток творческих и артистичных личностей.

Марчелло Дудович—"Jester», 1921 и «Cordial Campari, Liquor», 1930

post

Несмотря на то, что данный рекламный плакат бренда Bitter Campari выполнен в несколько отличающейся стилистике, но основные элементы творчества автор оставляет: Театральность плаката видна невооружённым глазом. Работа похожа на афишу трагикомедии, а не на рекламу хорошего алкоголя. Реалистичное изображение при минимуме деталей: внимание к пластике и жесту. На работе нет обилия орнаментов, все просто и элегантно. И метафоричность: красный цвет- страсть и возбуждение, которые испытывают как и от любви, так и от продукции Campari. Также рекламируемый ликер — красного цвета. А узор на подушке отсылает к стране производителя, Италии.

Original size 1200x1735

Марчелло Дудович—Рекламный постер «Bitter Campari», 1923

Таким образом, для фирменного стиля Марчелло Дудовича я выделяю два основных элемента: использование большого количества метафор и сравнений. Его реклама превращается в игру с потребителем, вызывая особый интерес и вовлеченность. Также на плакатах итальянского художника представлены более упрощённые образы: девушки в простых одеяниях, животные и циркачи. В условиях военного положения в мире уровень пафоса немного снизился, что привело к акценту на более простых и доступных предметах и образах.

Анри Прива-Ливемон

Анри Прива-Ливемон — бельгийский художник, который работал почти в одно время с Альфонсом Мухой и разделял с чешским коллегой любовь к основным принципам модерна и ар-нуво. Обилие растительных элементов, образы женщин и театральный подход в работах — все это отражено на его плакатах.

«Начиная с середины 1890-х годов, творчество Прива-Ливемона развивается в русле символизма.»(3)

Отличительной особенностью его женских персонажей на работах было сравнение их с античными богинями древности.

Original size 960x1329

Анри Прива-Ливемон — «Absinthe Robette», 1896

post

На мой взгляд, художник не просто изображал прекрасных девушек, а рисовал богинь древности. Так, на плакате «Абсент Робер» героиня похожа на Гебу, богиню юности. Бокал с абсентом напоминает сосуд дочери Зевса, которым она поила богов Олимпа. А свет, из бокала, также подчеркивает неземное происхождение напитка. Внешний вид и прическа, которые очень схожие со статуей Гены Антонио Канова также отсылают к богине древней Греции.

Antonio Canova—"Hebe», 1799

Анри Прива-Ливемон —"Bitter Oriental», 1897 и «Деметра», копия мраморной статуи 45г. до н. э.

На данной работе я увидела схожесть с Деметрой, богиней плодородия. На данную древнегреческую богиню отсылает сочный фрукт, который она выжимает. Также на ее руке есть украшение в виде змеи, что также отсылает у мифу о том, как Зевс, возжелав Деметру, явился к ней в образе змеи.

Таким образом, для фирменного стиля Анри Прива-Ливемон я выделила главный выделяющий элемент:

Бельгийский художник был классическим представителем стиля ар-нуво и модернизма. Но в его работах больше других просматривается большое количество отсылок к древнегреческой мифологии: одежда, монументальные позы и отсылки к определенным богам с помощью заднего фона.

Схожие черты в стилистике

Общие черты и сходства среди мастеров заключаются скорее в одной стилистике, характерной для модерна, в которой работали все художники. Они использовали много символов и метафор, позволяющих создавать глубокие эмоциональные связи не только с брендом, но и со зрителем. Все они, несмотря на индивидуальный стиль, стремятся к эстетической выразительности, гармонии и красоте: изящные линии и декоративные элементы. Работы отличаются высокой художественной ценностью, превращая рекламные плакаты в искусство, которое воздействует не только на рациональные, но и на эмоциональные уровни восприятия. В этом общем стиле можно отметить схожесть Анри Прива-Ливемона с Альфонсом Мухой: оба предпочитают изображать женские образы, наполняя свои работы символизмом, гармонией и идеализацией красоты. Также выявляется сходство между Леонетто Каппьелло и Марчелло Дудовичем: яркая цветовая палитра и использование символических образов, направленных на усиление эмоциональной и концептуальной насыщенности их плакатов.

Различия

Отличительные черты художников-плакатистов состоят прежде всего в тематике, концептуальном подходе и художественных техниках. Так, Каппьелло создает визуальный рассказ, связывающий продукт с элитарной эстетикой, избегая прямой рекламы. Альфонс Муха акцентирует на роскоши, утонченности и женской красоте, используя стиль ар-нуво во всех красках. В то время как Марчелло Дудович использует театральность, метафорические образы и гиперболу, играя с символами и зрительским вниманием, словно в театре. Анри Прива-Ливемон же обращается к древнегреческой мифологии, создавая аллюзии на богинь и мифические сюжеты с помощью классического символизма с тонкой модернизма.

Вывод

Визуальный портрет рекламы спиртных напитков того времени — это уникальный синтез художественного мастерства и коммерческой стратегии. В отличие от современной простой рекламы, плакаты того периода были наполнены деталями, сложными композициями и символизмом. Они не только продвигали товар, но и передавали ценности, стиль жизни, мифы, становясь важной частью визуальной культуры эпохи. Такая реклама сочетала искусство, психологию и социальную обстановку, предоставляя людям не только привлекательный способ рекламы, но и расширяя их художественный опыт.

Bibliography
Show
1.

Альфонс Муха: Цветы и грезы Ар Нуво // http://talne-info.com URL: http://talne-info.com/articles-art/alphonse_mucha/ (дата обращения: 5.11.25).

2.

А. М. Му́ха Лекции по искусству: теория графики и композиции. — 9852 изд. — М: ACT, 2018. — 160 с.

3.

Жизнь и творчество — Анри Прива-Ливемон // paintingplanet.ru URL: https://paintingplanet.ru/zhizn-i-tvorchestvo-anri-priva-livemon/ (дата обращения: 6.11.25).

4.

Восемь известнейших художников, «продавших душу» рекламе // artchive.ru URL: https://artchive.ru/publications/859~Vosem'_izvestnejshikh_khudozhnikov_prodavshikh_dushu_reklame (дата обращения: 6.11.25).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.

https://gallerix.org/storeroom/968079942/N/900334972/ (дата обращения 5.11.25)

13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5614 (дата обращения 7.11.25)

Рекламные плакаты 20 века, как вид искусства
15
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more