Original size 736x1000

Рецепция дадаизма в 1910–1920-е годы

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Что такое дада — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы» — Хуго Балль

Дадаизм представляет собой радикальное авангардистское движение, возникшее как прямая реакция на Первую мировую войну, которую, в свою очередь, основоположники течения воспринимали как доказательство полной моральной, политической и социальной нищеты европейской цивилизации, основанной на идеалах рационализма, прогресса и буржуазного порядка.

big
Original size 1240x700

«Осмысленное творчество» они трансформировали в принципиально новые практики, основанные на иррациональности, абсурде, циничной иронии и провокации.

Дадаисты предприняли тотальную атаку на сами основы этой цивилизации, их нормы и «моральные клише», выразившуюся в отрицании всех традиционных и привычных эстетических ценностей.

Его истоки связаны с деятельностью группы художников, поэтов и философов, собравшихся в 1916 году вокруг цюрихского «Кабаре Вольтер»

Хуго Балль. Немецкий поэт и драматург.

post

Цюрих — город в нейтральной Швейцарии, куда съезжалась вся интеллигенция и культурное население Европы, не желавшее разделять военное положение внутри собственной страны.

Первые географические проявления дадаизма связаны именно с Цюрихом, где зародились его основные идеи отрицания и абсурда, однако движение быстро вышло за пределы Швейцарии:

// Цюрих, Швейцария.

Его дух распространился на Нью-Йорк и Францию, где к нему примкнули Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа; а также на Берлин, где важную роль сыграли Рауль Хаусман, Ханна Хёх и Георг Гросс и другие.

Так дадаизм стал интернациональным явлением, объединяющим художников, поэтов и теоретиков, отвергавших рациональную логику и культурные устои своего времени.

Его эпатажная и разрушительная энергия вызвала в обществе бурю эмоций — газеты и критики нередко называли дадаистов безумцами, шарлатанами или нигилистами.

Original size 1920x750

Группа Дада.

Луи Арагон, Теодор Френкель, Поль Элюар, Клемент Пансэрс, Эмманюэль Фэй, Поль Дерме, Филипп Супо, Франсис Пикабиа, Жорж Рибмон Дессень, Тристан Тцара, Селин Арно, Андре Бретон.

Цель данного визуального исследования — проанализировать общественную и критическую реакцию на становление дадаизма в 1910–1920-е годы.

Исследование направлено на выявление того, как публика, пресса и художественная среда воспринимали провокативный характер дадаистских произведений.

Глава 1. Европа после Первой Мировой войны: кризис ценностей и поиски новых форм выражения

Первая мировая война (1914–1918) стала крупнейшим вооружённым конфликтом на тот момент, унеся около 10 миллионов жизней. Война охватила 38 стран, в каждой из которых были разрушены привычные социальные и политические порядки.

post

Все ресурсы вкладывались не в образование, культуру и общество; все финансовые средства уходили на новые изобретения. танки, подводные лодки, самолеты, химическое оружие, пулеметы и артиллерия, которые отравляли людей и уносили миллионы жизней.

В результате рациональность и гуманистические ценности, на которых строилась европейская цивилизация были утеряны.

Отто Дикс, «Калеки», 1920 год.

«Война — это зло, несовместимое со смыслом. Бессмысленные действия создают хаос. Странность дадаизма — это репрезентация бессмысленных действий. Абсурдность произведений отражает духовное состояние общества.» [1]

Потрясения от последствий оказали непосредственное влияние на культурную среду. Художники, поэты и философы искали новые способы осмысления разрушаемого мира, отражая собственную реакцию через хаос, абсурд и общественную тревогу.

«Дадаисты не имели единой эстетической программы. Средствами их борьбы стали эпатаж, нелепость, игра, бессмысленность, „детская“ непредвзятость, но и „детская“ жестокость, высмеивание и доведение до абсурда всех сфер культуры, которую они считали раз и навсегда изжившей себя.» [2]

Глава 2. Возникновение дадаизма в Цюрихе и его идеологические основы

«Испытывая отвращение к мясо-рубке мировой войны года 1914, мы предавались в Цюрихе прекрасным искусствам. Пока где-то далеко грохотали пушки, мы изо всех сил пели, рисовали, клеили, сочиняли стихи. Мы искали элементарное искусство, которое бы излечивало людей от безумия времени и воссоздавало новый порядок — равновесие между небом и землей» — Ганс Арп.

2.1. Формирование круга цюрихских дадаистов

1915 год.

post

Хуго Балль и Эмми Хеннингс, бежавшие из милитаризованной Германии, оказались в нейтральной Швейцарии, куда стекались пацифисты, эмигранты, анархисты и художники, стремившиеся избежать мобилизации.

Балль и Хеннингс быстро влились в цюрихскую среду политических дискуссий и артистических собраний: Балль читал тексты на вечерах, которые организовывал анархист и врач Фриц Брупбахер, а Хеннингс работала в варьете «Maxim».

// Хуго Балль и Эмми Хеннингс

Оба осознавали, что возвращаться в Германию в условиях войны они не смогут — разрыв Балля с семьёй, настаивавшей на исполнении воинского долга, лишь подтвердил этот выбор.

Цюрих в эти годы стал своеобразным убежищем для интеллектуалов, которые не могли продолжать работу на родине. Именно здесь к Баллю постепенно присоединились Тристан Тцара, Ганс Арп, София Тойбер-Арп, Рихард Хюльзенбек и другие. Осознавая необходимость собственного пространства для выступлений, Балль арендует помещение на Шпигельгассе.

2.2. «Кабаре Вольтер» — экспериментальная площадка и новый идеологический центр

«В городе, полном эмигрантов, кабачок прославился быстро. И горожане, в числе которых было много экзальтированных буржуа и городских сумасшедших, приходили, но не с пустыми руками, а с карманами, набитыми тухлыми овощами.

После представлений следовали драки, которые были обязательной частью вечера — чем сильнее драка, тем ударнее прошел вечер, считали дадаисты.»

post

Открытие «Кабаре Вольтер» 5 февраля 1916 года начинает историю дадаизма. Помещение быстро превратилось в свободную для художников, поэтов и пацифистов точку, где действие строилось на принципах импровизации, игры и публичного эксперимента.

Ежедневные выступления объединяли музыку, чтение стихов, танец, живопись и элементы театра, разрушая привычные жанровые границы.

// Кабаре Вольтер. Цюрих, Швейцариия.

Деятельность кабаре строилась на ежедневных встречах, импровизированных выступлениях и поэтических декламациях, куда включались как приглашённые гости, так и местные художники. Здесь звучали тексты и манифесты деятелей искусства, проходили музыкальные импровизации, а также демонстрировались работы молодых авторов, оказавшихся в Цюрихе во время войны.

«Кабаре Вольтер» изначально задумывалось как открытое пространство без жёсткой художественной программы: сама идея заключалась в полном отказе от ограничений, поэтому Хуго Балль болезненно относился к тому, что его начинание начали называть исключительно «дадаистским клубом». В действительности там пересекалась вся антивоенная и футуристическая интеллигенция, сформировавшая в нейтральной Швейцарии уникальное интернациональное сообщество.

Original size 1500x686

Кабаре Вольтер

На сцене можно было услышать стихи Василия Кандинского, Франца Верфеля, Рихарда Хюльзенбека, Жана (или Якоба) ван Годдиса и даже русских балалаечников.

Пространство служило одновременно театром, музыкальной площадкой и выставочной витриной: здесь показывали Пикассо, Модильяни, работы Кандинского, композиции итальянских футуристов.

Регулярно устраивались вечера, посвящённые французской, немецкой, русской художественной культуре.

Глава 3. Общественная и критическая реакция на дадаизм

Мы желаем разумно упорядочить экономическую науку и сексуальность, и мы плюем на культуру, которая не представляла собой чего-то реально-осязаемого. Мы желаем ей конца… Мы хотим мира подвижного и изменчивого, хотим беспокойства вместо покоя — долой все престолы, долой чувства и благородные жесты — Рауль Хаусманн. [3]

С момента возникновения дадаизм формировался как радикальная художественная практика, целенаправленно провоцирующая зрителя.

Его визуальные, перформативные и текстовые элементы часто становились поводами для резкого и нередко агрессивного общественного конфликта.

Ниже рассмотрены ключевые эпизоды рецепции дадаизма в 1916–1920-е годы, каждый из которых демонстрирует интенсивное столкновение дадаизма и социальной чувствительности послевоенной Европы.

3.1. «Кабаре Вольтер» (Цюрих, 1916):

«Я не хочу слов, придуманных другими людьми… Я хочу свой собственный материал, свой собственный ритм, а также гласные и согласные буквы, соответствующие ритму и мне самому в целом. — Хуго Балль.

post

В ранних выступлениях Кабаре Вольтер центральную роль играли звуковые стихи Хуго Балля — «Karawane», «Gadji beri bimba», «Jolifanto bambla». Эти тексты строились исключительно на фонетике, повторяемых слогах и ритмическом бессмысленном звучании, лишённом привычного лексического смысла.

Смысл стихотворений заключался не в повествовании, а в самой звуковой форме. Даже графическая композиция стихотворений носила выразительный характер: слоги различались по размеру, наклону, динамике и начертанию.

// Karawane

Декламацию стихотворения на сцене Балль исполнял в бумажном костюме: цилиндрические картонные трубы, и высокая шапка создавали неестественные, от того и тревожные ограничения в движениях.

В сочетании с алогичными жестами, прыжками и криками других участников, на сцене сложилось впечатление импровизированного хаоса: каждый участник занимался своим действием, перебивая, будто накладываясь друг друга и создавая многослойный визуально-звуковой шум. От пересмены танца к чтению звучных стихов, от хаотичных движений людей вокруг к резким и громким звукам пианино.

Loading...

Анализируя сцену с точки зрения визуального абсурда, возбудившего публику, можно выделить ключевые приёмы:

1. Деконструкция языка — слоги лишены семантической нагрузки, язык превращается в звук и ритм. 2. Маски и искажение тела — обезличивание участников усиливает некий эффект странности и тревоги. 3. Групповая дестабилизация — коллективное чтение, хаотичные движения и взаимодействие участников создают ощущение неконтролируемой композиции. 4. Нарушение сценических норм — перенос предметов, неожиданные действия, внезапные выходы за пределы сцены разрушают привычные ожидания театрального восприятия действия на сцене.

Original size 1920x750

Фрагменты из документального видео Hugo Ball — Karawane

Неудивительно, что большинство зрителей испытало некую животную агрессию и раздражение. Свидетельства фиксируют: некоторые посетители всячески прерывали выступление, кидали предметы и ломали мебель, другие — просто уходили из зала, не выдерживая нестандартной формы искусства.

// Фрагмент из документального видео Hugo Ball — Karawane

«Зал выл, как зверинец. Публика бесилась, не понимая, что происходит» — Хуго Балль

Original size 1920x750

Хуго Балль. Кабаре Вольтер.

«Там царило полное безумие: смех, крики, жесты. Люди возмущались, некоторые бросались к сцене» — Ханс Арп

Швейцарская пресса также описывала перформансы как опасные для общественного вкуса. Газета Neue Zürcher Zeitung в 1916 г. писала о «грубом варварстве» выступлений.

3.2. Журнал Der Dada (1919–1920): конфискации, судебные преследования и общественная реакция

Журнал Der Dada (1919–1920) стал одним из наиболее радикальных медиапроектов берлинского дадаизма, направленный против системы Веймарской республики.

Созданный Раулем Хаусманом, Рихардом Хюльзенбеком и Йоханнесом Баадером, журнал стал прямым продолжением берлинской программы «Дада — не искусство, а политическое действие»

Der Dada, № 1

Первый номер Der Dada вышел в июне 1919 года.

«Дада — это мировая политическая революция» — Рихард Хюльзенбек. Der Dada, № 1, 1919 год.

Структура журнала основывалась на принципах визуальной деструкции:

— разорванные шрифты — резкие контрасты — включение газетных фрагментов — фотомонтаж политиков, судей и священников — провокационные лозунги

1. Журнал Der Dada, 1920, Берлин

2. The Billboard Book Project, 2013, Нью-Йорк

Репринт Der Dada 3

За период 1919–1920 гг. вышло три выпуска журнала.

В журнале публиковались:

Рауль Хаусман — манифесты, фотомонтажи, звуковые стихотворения

«Германия — труп, которым генералы пытаются управлять дальше» — Der Dada, № 2, 1919 год.

Первые проблемы с властями возникли уже после публикации второго номера Der Dada.

Некоторые материалы были признаны «антигосударственными», «подстрекательскими» и «оскорбляющими общественную мораль». Тиражи изымались из киосков, а отдельные листы — конфисковывались полицией при обысках типографий.

Судебные преследования против редакторов Der Dada были неоднократными. Наиболее активным объектом атак властей был Георг Гросс, которого обвиняли в оскорблении армии и государственной символики.

К 1920 году участники движения были вовлечены в организацию Первой Международной Дада-ярмарки, и внимание к журнальному проекту постепенно угасало. Нестабильное финансирование, регулярные конфискации и судебное давление сделали выпуск журнала практически невозможным.

Закрывшись после третьего номера, Der Dada оставил значительный след в истории европейского авангарда, зафиксировав программу берлинского дада и сформировав язык политического дадаистского памфлета перед новым провокационным

3.3. «Берлинский Дада: Первая Международная Дада-ярмарка»

Первая Международная Дада-ярмарка, открывшаяся в Берлине в 1920 году, стала одним из наиболее радикальных художественных высказываний эпохи Веймарской республики.

В отличие от более камерного и экспериментального цюрихского периода, берлинские дадаисты — Георг Гросс, Джон Хартфилд, Рауль Хаусман, Ханна Хёх — использовали искусство как социальное оружие, обращённое против милитаризма Ф. Эберта, буржуазной морали и псевдохристианской идеологии.

Original size 1920x750

Дада Ярмарка. Берлин, Германия.

Экспозиция размещалась в тесном помещении на Бургерштрассе: работы висели на стенах, потолке, импровизированных стойках — пространство намеренно перегружалось, чтобы зритель ощущал себя не просто на выставке, а внутри политического дадаисткого коллажа.

«Конечно, удар дадаистов на этой выставке был направлен на захватническую вильгельмовскую политику, против подстрекателей войны, а не против замученных, разбитых, жаждуших сострада-ния простых солдат.» [4]

post

Сразу после подавления январского восстания 1919 года художник и дадаист Георг Гросс, симпатизировавший леворадикальным силам, публикует в журнале Die Pleite карикатуру («За здоровье Носке! — пролетариат обезоружен»).

Гросс соединяет в одном кадре три ключевых символа: - меч как орудие подавления - трупы как прямое следствие политики правительства - шампанское как жест празднования победы

//«Prost Noske! — das Proletariat ist entwaffnet»

Особую роль также сыграли дадаистские ассамбляжи и инсталляции. На Дада-ярмарке ярчайшим примером стала работа Джона Херцфильда и Рудольфа Шлихтера — «Прусский архангел»

post

Фигура была подвешена под потолком, что имитировало нисхождение ангела. Ангела со свиной мордой, облаченного в военную форму. На его туловище художники написали первые строки из рождественского хорала Мартина Лютера «Vom himmel hoch, da komm ich her» (1534).

Ирония и оскорбительная инверсия заключались в смещении контекста: христианская весть о мире и добре превращалась в обвинение прусской пропаганды, маскировавшей насилие под религиозные ценности.

// Дада Ярмарка. Берлин, Германия.

Original size 1920x1424

Джон Херцфильд и Рудольф Шлихтер — «Прусский архангел»

Помимо самой инсталляции, текстовые инструменты также не оставались без резкого внимания публики. Под фигурой солдата была размещена табличка:

«Чтобы понять смысл этого произведения искусства, маршируйте ежедневно по 12 часов солдатским шагом по полям Темпельхофа в полном снаряжении».

Эта язвительная инструкция заставляла зрителя на мгновение почувствовать тяжесть солдатской судьбы, которую так рьяно романтизировали националисты.

Серия фотомонтажей Ханны Хёх и Джона Хартфилда, строилась на разрыве и совмещении несовместимых элементов: политических портретов, газетных фрагментов, рекламных изображений.

Наиболее известная работа Ханны Хёх, представленная на ярмарке, — «Cut with the Kitchen Knife Dada through the Last Weimar Beer-Belly Cultural Epoch»

«Вырезано кухонным ножом» Ханны Хёх.

Бурная реакция не заставила себя ждать: против Херцфильда и Шлихтера было возбуждено уголовное дело, завершившееся административным наказанием.

- Георг Гросс получил штраф в размере ринггитов - Его издатель — Веланд Герцфельде — был оштрафован на 600 ринггитов

«Они кричали, возмущались, но смотрели долго. Никто не выходил сразу — их притягивало собственное неприятие» — Рауль Хаусман.

Посетители выставки были в значительной степени возмущены выставленными работами, один из анонимных посетителей написал в немецкой ежедневной газете: «Существует система насильственного отравления немецкого духа, немецкого сердца и немецкой души.» [5]

«Если это искусство, то мы должны признать, что искусство погибло. На стенах — хаос, издёвка и преступление против вкуса». Berliner Börsen-Courier

Original size 1920x750

Газета Berliner Illustrierte Zeitung.

«Выставку можно рассматривать как симптом коллективного нервного срыва, вызванного войной». Berliner Illustrierte Zeitung.

Original size 1920x750

Газета Berliner Illustrierte Zeitung.

Газета «Die Rote Fane» («Красное знамя») — центральный печатный орган Компартии Германии. В июле 1920 г. в ней вышла критическая статья о Первой международной дада-ярмарке, где её организаторам был брошен упрёк в «буржуазном декадентстве», с которым «сегодняшний рабочий-революционер» не имеет ничего общего.

Газета берлинских националистов «Deutsche Tageszeitung» в августе того же года опубликовала заметку «Отрава дадаизма», где, в частности, говорилось, что «известная часть людей в Германии — лишняя» и что Германия должна от них избавиться, если не хочет погибнуть сама. [6]

В то же время леволиберальная пресса и художественная интеллигенция признавали ярмарку революционным шагом в искусстве.

Критик Курт Пинтус писал: «Берлинские дадаисты впервые создали форму, адекватную хаосу современности. Их искусство — это зеркало времени, разбитое, но честное» (1920).

Адольф Бене, симпатизировавший движению, положительно оценил выставку: «Дада показывает мир в 1920 году. Многие скажут: она не была такой отвратительной даже в 1920 году. Это так: человек — это машина, культура — это обрывки, образование — это тщеславие, ум — это жестокость». https://dewiki.de/Lexikon/Erste_Internationale_Dada-Messe?utm_source=chatgpt.com

В том же году были опубликованы четыре сочинения Уэльсбека: «Дада побеждает». Итог дадаизма; Германия должна погибнуть.» [7]

Открытая 30 июня и просуществовавшая до 25 августа 1920 года, выставка оказалась манифестом нового авангардного языка в условиях послевоенного кризиса. В экспозиции было представлено около 174 работ более чем тридцати художников.

Итог

Общество резко реагировало на дадаистское искусство, потому что оно нарушало привычные нормы: высмеивало политику, разрушало композицию, отрицало буквально все. В послевоенной Германии такие жесты воспринимались как угроза порядку.

Для дадаистов негативная реакция была ожидаемой и возможно даже желанной: их стратегия «анти-искусства» действительно подрывает старую культурную систему.

Несмотря на краткое существование, движение дало искусству ключевые новшества: фотомонтаж, политический коллаж, перформанс как форму искусства, радикальную типографику и медийную критику. Эти методы легли в основу сюрреализма, концептуального искусства, постмодернистской графики и визуальной культуры XX века.

Bibliography
Show
1.

Елена Николаевна Иогансон (эллен Мартин-Иогансон) Дадаизм: феномен деструктивизма и идейный источник экзистенциализма и постмодернизма западной философии // Вестн. Том. гос. ун-та. 2023. № 492. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dadaizm-fenomen-destruktivizma-i-ideynyy-istochnik-ekzistentsializma-i-postmodernizma-zapadnoy-filosofii (дата обращения: 18.11.2025).

2.

Щеглова М. В. Дадаизм социально-психологический симптом эпохи перемен // Известия ВГПУ. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dadaizm-sotsialno-psihologicheskiy-simptom-epohi-peremen (дата обращения: 08.11.2025).

3.

Дадаистская хаотология. Семантические цинизмы // URL: http://ec-dejavu.ru/d/Dada.html (дата обращения: 11.11.2025).

4.

Симян Т. С. Антивоенный дискурс и поведение берлинских дадаистов. — 2014.

5.

Erste Internationale Dada-Messe // URL: https://dewiki.de/Lexikon/Erste_Internationale_Dada-Messe?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 15.11.2025).

6.

Продолжаем публикацию материалов Рауля Хаусмана. На этот раз — две его статьи о сущности дадаизма // URL: http://www.hylaea.ru/news/?id=370 (дата обращения: 15.11.2025).

7.

Erste Internationale Dada-Messe // URL: https://dewiki.de/Lexikon/Erste_Internationale_Dada-Messe?utm_source (дата обращения: 15.11.2025).

Image sources
Show
1.

https://artguide.com/posts/1031 (дата обращения: 08.11.2025)

2.

https://erodan.livejournal.com/110576.html (дата обращения: 08.11.2025)

3.

https://bigenc.ru/c/ttsara-tristan-128f06 (дата обращения: 08.11.2025)

4.

https://share.google/images/0i0akGYvKFinesXXq (дата обращения: 08.11.2025)

5.

https://stiftungarp.de/en/hans-arp-biography/ (дата обращения: 08.11.2025)

6.

https://thesketchline.com/authors/marsel-yanko/ (дата обращения: 08.11.2025)

7.

https://fantlab.ru/art147 (дата обращения: 08.11.2025)

8.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дадаизм (дата обращения: 08.11.2025)

9.

Отто Дикс «Калеки» https://ananasposter.ru/dix-otto-kaleki-voyny (дата обращения: 08.11.2025)

10.11.

https://teachron.livejournal.com/310724.html (дата обращения: 08.11.2025)

12.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hugo_ball_karawane.png (дата обращения: 12.11.2025)

13.14.

https://softculture.cc/blog/entries/articles/dada-is-now (дата обращения: 12.11.2025)

15.

https://softculture.cc/blog/entries/articles/dada-is-now (дата обращения: 12.11.2025)

16.17.18.19.20.21.22.

https://www.google.com/url? (дата обращения: 15.11.2025)

23.

sa=i& url=https%3A%2F%2Fwww.litfund.ru%2Fnews%2F7372%2F& psig=AOvVaw0EtBQL8GKMaKjFjr9SZJa1& ust=1763653557760000& source=images& cd=vfe& opi=89978449& ved=0CBgQjhxqFwoTCLCMktDH_pADFQAAAAAdAAAAABA2 (дата обращения: 15.11.2025)

24.
Рецепция дадаизма в 1910–1920-е годы
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more