Original size 921x1221

Обложки романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция исследования 2. Основная часть: 2.1. Советские издания 2.2. Современные издания 3. Заключение Библиография Источники изображений

Концепция исследования

«Евгений Онегин» — уникальное произведение русской литературы, чья культурная биография насчитывает целых два столетия. За это время роман неоднократно переиздавался, переходя из эпохи в эпоху, из политического контекста в культурный, от статусного объекта бумажной культуры до массового школьного пособия и далее — до товара на всем нам знакомых маркетплейсах.

В честь 200-летия со дня первого издания я решила посвятить своё визуальное исследование именно этому неповторимому и первому в своём роде роману в стихах «Евгений Онегин», который стал не только важнейшим произведением русской литературы, но и своеобразным культурным символом, отражающим эпоху, национальную идентичность и сложные внутренние переживания России XVIII–XIX веков.

big
Original size 2000x1225

(1837)

Каждое новое издание отражает не только художественную моду времени, но и отношение к самой книге: к её каноничности, образовательной функции, эстетической ценности и роли в национальной памяти. Именно поэтому главной целью исследования является вопрос: как мода и отношение к книгам и самому произведению в целом влияло на визуальное исполнение обложек данного произведения?

Для удобства и более глубокого анализа выбранной темы я решила сосредоточиться на двух ключевых временных периодах — советском и современном. Эти этапы позволяют проследить основные тенденции и изменения в восприятии классической литературы через призму визуального оформления. Первые издания я не включила в исследование по причине их особого статуса: такие экземпляры обычно были коллекционными и были доступны только определённому кругу лиц в силу их образованности, в то время как для широкой аудитории подобное произведение, как и любая другая книга, было недоступно.

Я предположила, что сравнение обложек двух разных эпох позволяет увидеть, как одно и то же литературное произведение становится объектом разных ценностей. Если в советском контексте обложки в основном были минималистичны и просты, чтобы не отвлекать от того, что находится внутри, то в современном очевидно стремление издательств выделить книгу среди множества, сделать её визуально актуальной, эмоционально притягательной и культурно «звучащей» для нового поколения читателей.

Также акцент на советском и современном периодах даёт возможность проанализировать, как менялись художественные подходы, эстетические идеи и культурные коды, применяемые дизайнерами при создании обложек для популярной литературы. Эти два периода, а точнее, созданные в эти периоды обложки классического произведения, наглядно демонстрируют, как социально-политический контекст и технологический прогресс напрямую влияли и влияют на визуальную стратегию книжного оформления.

Original size 1172x1280

Изд. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг (1918)

Для написания исследования я использовала доступные мне средства: подходящие по тематике статьи и изображения обложек, которые я находила на букинистических сайтах и маркетплейсах.

Советские издания

Советский период представляет собой наиболее показательный пример того, как идеологический контекст влияет на визуальный язык обложек. Отношение к Пушкину как к «классическому основоположнику» приводило к стандартизации визуального образа. Именно поэтому на обложках в основном встречаются строгие композиции, спокойные палитры.

Общий тон по-прежнему определяется отношением к книге как к обязательному элементу образования и культурного наследия. Поэтому многие обложки выглядят функционально и аккуратно, но редко — экспериментально.

Original size 1920x1080

Букитир (1966)

Original size 1920x1080

Художественная литература (1974)

Original size 1920x1080

Детская литература (1976)

Original size 1920x1080

Художественная литература (1977)

Original size 1920x1080

Пресса (1978)

Original size 1920x1080

Издательство не указано (1978)

Изображения героев, а не автора романа, встречается только на книгах, изданных для школьников. Их сразу можно отличить наличием иллюстраций.

Original size 1920x1080

Художественная литература (1977)

Original size 1920x1080

Издательство не указано (1986)

Современные издания

Начало XXI века создаёт совершенно новые условия: книга превращается в товар массового рынка, а дизайн обложки — в инструмент привлечения внимания. Меняется и отношение к классике: возникает потребность в переосмыслении канона, в поиске новых визуальных интерпретаций. Это приводит к появлению широкого спектра решений: от минималистичных обложек, в которых роман представлен скорее как лаконичное и красивое украшение книжной полки, нежели полноценное и независимое произведение, которое купили из любви к автору.

Особенно заметно как по-разному воспринимают произведение русской классики издательства. Одни, преследуя цель привлечь к литературе юное поколение, используют в качестве основного акцента на обложке изображения в узнаваемых стилистиках, которые сильно напоминают, например, популярные азиатские комиксы. Другие, в силу понимания, что не каждый готов купить классическое произведение только ради него самого, создают эстестически привлекательные и минималистичные обложки, которые в первую очередь служат дополнением к целой серии других литературных произведений, украшающих полку читающего человека и коллекционера.

«Взрослые» издания отличаются лаконичностью и минималистичностью. Они просты и не перегружены визуально, зачастую состоят из ярко выделенного названия книги или автора и иллюстрации, отсылающей к происходящему в романе, или минималистичной графики, не отвлекающей внимания от главной информации о содержании произведения.

Original size 1920x1080

Эксмо (2009)

Original size 1920x1080

ПервоГрад (2020)

Original size 1920x1080

Азбука (2022)

Original size 1920x1080

Проспект (2024)

Original size 1920x1080

Эксмо

Original size 1920x1080

Эксмо

Original size 1920x1080

МИФ (2025)

Original size 1920x1080

АСТ (2024)

Original size 1920x1080

АСТ (2024)

Original size 1920x1080

Эксмо

Original size 1920x1080

Эксмо

Для школьников также существуют отдельные издания романа. Их легко можно узнать по обилию иллюстраций и других графических элементов на обложке, использования акцендентных или всем знакомых антиквенных шрифтов. Название в таких экземплярах, как и изображения главных героев, занимают большую часть обложек.

Original size 1920x1080

Проспект (2025)

Original size 1920x1080

Речь (2017)

Original size 1920x1080

Речь (2019)

Original size 1920x1080

Речь (2021)

Original size 1920x1080

Речь (2023)

Original size 1920x1080

СЗКЭО (2023)

Original size 1920x1080

Азбука (2024)

Original size 1920x1080

Проспект (2024)

Original size 1920x1080

Белый город (2024)

Original size 1372x1200

Детская литература (2020)

Как было упомянуто ранее, некоторые современные издания ориентируются на молодую аудиторию и пытаются «осовременить» классику: используют иллюстрации, которые понятны и привлекательны большому кругу лиц. Особенно это заметно по выбору пастельной палитры, подчёркивающей жанр этого литературного произведения. На этих экземплярах редко можно увидеть информацию об издательстве, ведь всё внимание сосредоточено на яркости и визуальной привлекательности романа в стихах. Другие, напротив, подчеркивают традиционность, стремясь сохранить «эпичность» культурного наследия. В любом случае, это лишь показывает интерес к выпуску классики и существующий спрос на литературу А. С. Пушкина.

Original size 1920x1080

Дримбук (2024)

Original size 1920x1080

Махаон (2024)

Original size 1920x1080

МИФ (2025)

Original size 1920x1080

Проф-Пресс (2024)

Original size 1920x1080

АСТ (2024)

Заключение

Визуальная форма классического произведения никогда не бывает нейтральной — она отражает дух времени, его эстетические приоритеты и социальные ценности. Изучая эти обложки, можно выстроить историю восприятия романа — историю того, как классика становится частью массовой культуры, как она адаптируется под новые требования читателей и коллекционеров книг, и понять, как в силу изменения главных ценностех меняется и визуальное представление произведения. Таким образом, анализ изменения обложек «Евгения Онегина» позволяет проследить не только эволюцию эстетических трендов, но и понять, каким образом классика трансформируется в соответствии с изменяющимися общественными и культурными реалиями, сохраняя при этом свою значимость и актуальность для новых поколений.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.

https://www.wildberries.ru/catalog/213389666/detail.aspx (дата обращения: 15.11.25)

12.

https://www.ozon.ru/product/evgeniy-onegin-3092658619/ (дата обращения: 15.11.25)

13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.

https://www.dkmg.ru/tovar/1216623 (дата обращения: 15.11.25)

33.34.

https://www.ozon.ru/product/evgeniy-onegin-1868816575/ (дата обращения: 15.11.25)

35.36.37.
Обложки романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more