
Появление радио стало началом новой эпохи, в которой распространение информации было быстрым и массовым. Однако эти особенности сделали пропаганду доступной и действенной, как никогда.

Немецкое радио. 1940–1945 гг.
Радиопропаганда — это использование радиовещания для формировки определенной позиции у слушателей. Её активно использовали разные страны в разных конфликтах, однако цель всегда была одна — заставить общество поверить в агитируемое мнение.
Целью данного исследования является показать силу радиопропаганды на примере нацистской Германии в 20 веке. Я рассмотрела агитацию фашистских идей по радио, приводя в пример разные способы, которые использовал политик Йозеф Геббельс для охвата большего количества людей.
Радио Геббельса

Йозеф Геббельс. О силе радиовещания. 1933 г
Геббельс уделял особое внимание пропаганде как оружию, с помощью которого можно контролировать общественное мнение. Он утверждал, что радио станет полезным инструментом для агитации нацизма, и оказался прав, ведь формат радио позволял доносить информацию до слушателей по всему миру.
Йозеф Гебельс ведет радиопередачу. 1938 г
В 1933 по указу Геббельса путем объединения разных отделов была создана Палата радиовещания, над которой он имел полный контроль. Это положило начало одной из самых интенсивных и действенных пропагандистских программ в истории.
Йозеф Геббельс. Мюнхенский дом радио. 1933 г
Йозеф Геббельс. 1933 г
Народный радиоприёмник
Берлин, распространение 500 радиостанций. 1938 г
Главной целью пропагандистов была массовость. Чтобы увеличить число потенциальных слушателей были разработаны специальные радиоприемники — Volksempfänger (с нем. «народный приемник), которые стоили дешево в сравнении с другими. За короткий срок было изготовлено около 2 миллионов штук.
Радиоприёмник Volksempfänger
Производство было таким массовым, что уже к началу войны в 70% немецких домов были приемники.
Радиоприёмник Volksempfänger
Граждане Германии, желавшие купить радио по небольшой цене оказывались под влиянием информационных «нападок» фюрера, ведь он полностью контролировал радиовещание в стране.
Немецкая семья с радиоприемником Volksempfänger
Радиоприёмник Volksempfänger
На этом этапе стоит отметить психологический аспект радио. Слушатель находится в пассивной позиции, ведь, кроме как обсудить своё несогласие с окружающими, он не может ничего сделать.
Это заставляет воспринимать громкий и уверенный голос как голос разума, который знает, о чем говорит.
Берлин, Радиовыставка, Й. Геббельс, Х. Криглер. 1938 г
Конечно, можно было выключить приемник, но немногие в Германии делали это из-за структуры и особенностей радиовещания. Геббельс уделил внимание тому, чтобы агитация была незаметна, но повсеместна.
Радиоприёмник Volksempfänger
По радио передавали минимум политики, которая могла стать темой для обсуждения, а впоследствии несогласия. Так, серьезные агитационные речи Рейха сопровождались музыкой и развлекательными программами, чтобы внедрить в умы народа уверенность в благополучии страны.
Немецкий гражданин с радиоприемником Volksempfänger
Нормализации идей фашизма способствовала также привязка идеологии фюрера к историческому достоянию страны вплоть до того, что несогласие с нацизмом приравнивалось к измене собственной родине.
Радиоприёмник Volksempfänger
А для граждан, которые все-таки хотели выключить приемник существовала преграда: по радио во время войны передавали сообщения о воздушной тревоге. Так, люди были вынуждены оставлять приемник включенным и подвергаться пропаганде против своей воли.
Радиоприёмник Volksempfänger
Офицер из KG1 люфтваффе у радио слушает речь Гитлера о начале войны. 1939 г
Радиоприёмник Volksempfänger
Нападение на радиостанцию в Гляйвице
Радиостанция в Гляйвице
Инсценировка нападения на радиостанцию в Гляйвице стала известным примером радио использования радио как массового оружия. Немцы, притворившись поляками, захватили станцию и выкрикивали по радио призывы к войне. Отсутствие возможности проверить правдивость события, полагаясь только на полный ненависти голос, граждане Германии приняли это как начало войны.
Лорд Хо-Хо
Уильям Джойс. «Лорд Хо-Хо»
Стоит отметить, что нацисты не ограничивались Германией, когда дело касалось радиопропаганды. Уроженец Великобритании Уильям Джойс под псевдонимом «Лорд Хо-Хо» стал известным примером попытки Геббельса влиять на граждан других стран. У Джойса был уникальный стиль преподношения новостей: артистичный и с ноткой сарказма. Перед началом Второй Мировой войны Лорд Хо-Хо переехал в Германию, однако хорошо помнил все «острые» темы и волнения народа родной страны. Слушателям в Великобритании было интересно мнение «с той стороны границы», и рейтинги передачи Уильяма Джойса были почти наравне с «Би-Би-Си», что не могло не радовать Геббельса.
Уильям Джойс на фашистском митинге в Чизвике, Западный Лондон
Слышать голос с родным акцентом, говорящий о волнующих темах, располагает слушателя к себе. Во время бомбежек Уильям говорил о счастливом будущем тех, кто присоединится к фашизму, и у британцев могло возникать ощущение родства и доверия к Лорду Хо-Хо
Пленение Уильяма Джойса в Германии. 1945 г
Звуковое давление
Чтобы представить психологическое давление, испытываемое слушателем фашистской радиопропаганды, надо представить звук. Нескончаемый шум из радио, который сменяется то на знакомые звуки классической музыки, то на эмоциональный крик фюрера о войне, то на звук воздушной тревоги.
Бомбардировка Дрездена. 1945 г
От этого нельзя было просто отказаться, выключив приемник, ведь нужно слушать новости о прогрессе войны и важные сообщения. Этот шум загрязнял и без того напряженную атмосферу квартиры и постепенно становился привычным.
Из немецкого солдатского альбома. 1942 г
Призывы к уничтожению целых городов воспринимались как перерыв между оперой и развлекательной программой, и вот уже немецкий дом полон отвратительного шума из каждой квартиры.


Бертольт Брехт
Отсутствие способа возразить диктору, озвучив свое мнение, является отдельным видом давления. Об этом недостатке радио писал немецкий драматург Бертольт Брехт в собрании эссе «Теория радио»: «радиовещание имеет одну сторону, в то время как должно иметь две. Оно — чисто распределительный аппарат, оно лишь раздает». Это подчеркивает проблему радиовещания: слушатель находится в пассивной позиции, что отнимает у него возможность полного умственного вовлечения.
Бертольт Брехт
Таким образом, особенности передачи информации по радио действительно помогли распространению фашизма. Такой способ безусловно охватил такое количество людей в разных странах, какое бы не смогла охватить пресса. В 20 веке радио стало мощным информационным оружием в руках людей, которые видели в гражданах лишь стадо.
Источники литературы:
1. Брехт Б. Теория радио 1927–1932. — Ad Marginem, 2014. — Т. 1.
2. Кузнецов А. К. Радиопропаганда и ее применение в Третьем Рейхе //Дневник АШПИ. — 2012. — №. 28. — С. 58.
3. Малаховсий А. К. К вопросу об особенностях англоязычной радиопропаганды гитлеровской Германии в 1939-45 гг.: лорд Хо-Хо //Universum: филология и искусствоведение. — 2017. — №. 12 (46). — С. 16-19.