
Рубрикатор
• Концепция • Предыстория: советская музыка 1960–1980 годов • «Час Пик», А. Астров • «Чёрное и Белое» • «D.M.J.» • «Термоядерный джем», «Мистер Малой» • «Мальчишник», «Дельфин» • Богдан Титомир • «Bad Balance» • «К.Т.Л. Ди Л.Л.» • С. Т.Д.К. • «Кирпичи» • Заключение • Библиография • Источники изображений
Концепция
Может показаться, что история рэпа не таит в себе ничего интересного, а сам жанр зародился в США внезапно и без предпосылок, однако это мнение, конечно же, неверно. Принято считать, что корни этого жанра уходят в глубь веков и зарождаются в Западной Африке, где гриоты (представители касты музыкантов, певцов и сказочников) рассказывали свои истории ритмично и под аккомпанемент немногочисленных музыкальных инструментов. Схожесть с рэпом можно заметить в других музыкальных жанрах. Так, лауреат премии Грэмми блюзовый музыкант и историк Элайджа Уолд назвал хип-хоп «живым блюзом». Достаточно сильно напоминает рэп песня 1950 года «Gotta Let You Go» Джо Хилла Луиса, написанная в жанре блюза. Предшественником хип-хопа был назван джаз. По словам Джона Собола, джазового музыканта и поэта, рэп «имеет поразительное сходство с эволюцией джаза как стилистически, так и формально».
Считается, что рэп в привычном нам виде возник в 1970-е годы в Америке. Одним из первых рэп-исполнителей принято считать диджея и ямайского эмигранта Кула Херка, который читал простой рэп на своих вечеринках. А что же было в СССР и России? Когда там появился рэп, и каким он был?
Историки считают, что на 1970–1980-е годы пришелся период наибольшего комфорта и благополучия в советском обществе за всю историю СССР. При этом, как бы удивительно это ни звучало, недовольство уровнем жизни в обществе только росло. Требования росли: людям хотелось пользоваться не любыми вещами, а качественными и красивыми. К началу 1980-х годов стал заметным дефицит многих товаров. Изменилось отношение власти к цензуре. Сократился список ограничений, благодаря чему почти вся художественная и научно-популярная литература могла быть опубликована. Начался период рассекречивания архивных документов и возвращение изданий, изъятых из общих фондов библиотек. С марта 1987 по октябрь 1988 г. было возвращено 7930 изданий. Вскоре прекратилось глушение иностранных радиостанций. В июне 1990 г. был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», который закрепил отсутствие какой бы то ни было предварительной цензуры.
Альбом группы «D.M.J.»
В раннем детстве я, автор исследования, воспринимала рэп как «грубый» жанр и думала, что каждый трек, написанный в этом жанре, похож на любую другую рэп-композицию. Теперь я слушаю достаточно много современного рэпа и могу сказать, что для него это заявление неверно. Однако я хотела бы проверить, насколько оно справедливо для рэпа 1980–2000 годов. Я выбрала данную тему, потому что рэп этого периода достаточно непопулярен: я никогда не встречала людей, которые слушали бы его. Я думаю, что было бы интересно написать о настолько неизученной теме. Найти материалы для исследования было достаточно сложно: можно сказать, что никто до меня не писал больших статей или исследований на эту тему. Для данного исследования я подбирала материал, относящийся к русскому рэпу 1980–2000 годов. Возможно, наилучшим решением было бы разделить рэп-исполнителей и их композиции по годам и таким образом структурировать данное исследование. Однако я посчитала, что разумнее всего будет рассматривать каждого исполнителя отдельно, так как иначе невозможно будет учесть их авторский стиль. При этом некоторые группы были сформированы в конце 1980-х, но основная их музыкальная карьера пришлась на 1990-е. Такие группы сложно было бы отнести к определенному десятилетию. По этим причинам в данном исследовании мы будем по очереди рассматривать различных представителей русского рэпа, информация о которых находится в открытом доступе. В качестве текстовых источников для данного исследования я использовала тексты песен в жанре рэпа 1980-2000-х годов, написанные российскими и советскими исполнителями, статьи о самих исполнителях, статьи о музыке в СССР, статьи и учебники по истории. Я считаю, что из всех доступных материалов, коих было крайне немного, именно они помогут мне раскрыть тему наиболее полно. Ключевой вопрос исследования: «Были ли разные советские и российские рэп-композиции, относящиеся к 1980–2000 годам, похожи друг на друга?» Гипотеза исследования: Различные советские и российские рэп-композиции, относящиеся к 1980–2000 годам, были достаточно сильно похожи друг на друга. Перед началом основной части исследования я считаю важным обозначить, что при описании группы я буду учитывать по большей части только те события, которые происходили до 2000 года, чтобы не выходить слишком сильно за временные рамки исследования.
Предыстория: советская музыка 1960–1980 годов
Согласно статье Л. В. Макарской и О. Б. Элькан, еще до начала «оттепели» подход к жанру песни претерпел некоторые изменения. Функция отражения идеологии отошла на второй план, более значимым стало многоплановое поэтическое содержание.
Однако более серьезные изменения начались в 1960-е годы. Как пишут в статье, «По идеологическим причинам снижается востребованность массовой песни, магистральные пути развития культуры определяются молодежным движением, возникают новые явления — бардовская песня, эстрадный шлягер, бит-музыка, вокально-инструментальный ансамбль». Хотя цензура и сохраняется, контроль за творчеством несколько ослабевает».
В 1960-е начали появляться и набирать популярность так называемые вокально-инструментальные ансамбли, или ВИА. Согласно статье «Первый ВИА в СССР. Как все начиналось», первым ВИА в СССР стал коллектив «Поющие гитары», созданный Васильевым А.Н.
ВИА исполняли популярную эстрадную музыку, и количество этих коллективов с начала 1970-х увеличивалось. Эти ансамбли способствовали появлению новых форм в жанре советской песни. Хотя ВИА и просуществовали не слишком долго, они повлияли на формирование социокультурного спроса и на развитие песни во второй половине ХХ века.
ВИА «Поющие гитары»
Хотя ВИА ориентировались на западные рок-группы, между ними, конечно, существовали различия. Например, если за границей главным являлся продюсер, деятельность вокально-инструментальных ансамблей регулировал художественный руководитель. Все композиции проходили строгий отбор, а участники коллектива часто менялись, всегда были профессионалами своего дела.
Согласно статье С. В. Николаева «Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960–1980 годов», 1970-е годы стали для советской музыки переходным периодом, когда нa строгую, выверенную мелодию стали сменять болеe простыe аранжировки. Однако содержание текстов оставалось практически неизменным — основными мотивами были «идеологически выдержанный патриотизм и любовная лирикa».
В 1970-е годы в СССР, несмотря на то, что джаз находился под запретом, начал формироваться гибрид поп- и джазовой музыки. Это достаточно интересно для нас, поскольку, если верить информации с сайта Википедия, джаз является одним из предшественников рэпа. В мире появился жанр диско, что также повлияло на советскую эстрадную музыку. На смену авторам музыки в стиле советского романтизма стали приходить те, кто мог писать музыку в стиле диско.
Согласно статье «Эй, диджей! История хип-хопа в СССР и России», в начале 1980-х годов в СССР начали появляться элементы рэп-культуры: граффити, брейк-танцы и диджеинг. Статья «Путешествие по истории: Дискотеки в СССР — Как это было» показывает, что на конец 1970-х и начало 1980-х пришелся расцвет дискотек в СССР. В стране появилось итальянское диско, на дискотеках вскоре начали выступать ныне знаменитые советские исполнители, такие как Владимир Пресняков, Андрей Разин и другие. Фактически дискотеки в СССР существовали и до этого, но проходили гораздо более скромно, с живой музыкой и танцами в определенно порядке. Именно дискотеки в значительной степени поспособствовали появлению рэпа в СССР.
Также в 1980-е годы в СССР появился русский рок (статья «Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70е — 90е годы»). Авторы песен в этом жанре вдохновлялись западной музыкой. При этом многие группы оказались под запретом, а выступления могли повлечь за собой уголовную ответственность.
«Час Пик», А. Астров
История рэпа в Советском Союзе начинается с города Куйбышева, ныне Самары. В статье «История русского хип-хопа» описывается, что в 1984 году в Куйбышеве действовало сразу несколько дискотек. Из интервью Александра Астрова, диск-жокея одной из них, следует, что между ними существовала сильная конкуренция. Эта конкуренция, по словам Астрова, вызывала желание сделать то, чего еще никто не делал. Это и поспособствовало появлению рэп-композиции: в 1984 году Александр Астров совместно с группой «Час Пик» записали программу на 25 минут, которую так и назвали — «Рэп». Программа состояла из шести частей: «Вступления», «Дискотеки», «Субботы», собственно шестиминутного «Рэпа», «Потанцуй» и «Приходит время».
Александр Астров
Текст произведения кажется не слишком хитрым, он не обременен глубоким смыслом. В начале трека «Рэп» диск-жокей говорит, что уже много лет существует убеждение о невозможности исполнять рэп на русском языке, и он с этим мнением частично согласен. Потом он зачитывает небольшой рифмованный английский текст, первая половина которого подозрительно похожа на отрывок из «Rapper’s Delight» исполнителя The Sugarhill Gang (1979 год). Однако после этого он сравнивает перевод текста со стихотворением «Друг мой! Бойся Бармаглота» (Льюис Кэрролл, перевод Дины Орловской), тем самым указывая на глупость и бессмысленность текста. Затем А. Астров пытается рифмовать русский алфавит и даже таблицу умножения. Кроме самого «Рэпа», соответствующего своему названию, «вставка в стиле рэп» присутствует в треке «Дискотека». В этой части песни повествуется о том, как тяжело организовывать дискотеки.
В интервью А. Астров признался, что в то время звучали идеи о том, что русский язык не подходит не для рэпа, а для рок-музыки и ритм-энд-блюза. Это заявление пытались обосновать, например, количеством гласных и согласных звуков и длиной слогов. По совам А. Астрова, запись была сделана не для распространения произведения: они просто ехали на конкурс дискотек и не знали, будут ли на месте подходящая аппаратура, поэтому «Рэп» пришлось записать.
Александр Астров
Поговорим о произведениях, которыми Александр Астров вдохновлялся при создании «Рэпа». Первым рэпом, который услышал А. Астров, был «The Message» Grandmaster Flash. Люди, которые занимались дискотеками, слушали композицию, но понимали, что поставить ее вечером не представляется возможным, потому что никто не стал бы под нее танцевать. Однажды друг А. Астрова привез из Югославии кассету с записью «Wot» Captain Sensible. Она показалась ему более мягкой и коммерческой, более приемлемой для советской аудитории. Именно эта композиция послужила основой «Рэпа».
«Чёрное и Белое»
Группа «Черное и Белое», созданная в 1989 году, является, по мнению продюсера Владимира Киселева, первой рэп-группой в истории СССР и России. В группу входили Игорь Голубев, Родион Чистяков и танцоры брейк-данса из коллектива «Стоп». Группа также была названа первой советской рэп-группой музыкальным каналом «Гостелерадиофонда». В год своего создания у группы вышла песня «Закон Ома», с которой «Чёрное и Белое» выступали 5 августа 1989 года на съёмках телепередачи «Музыкальный ринг» в студии телецентра «Останкино» в Москве. В аранжировке можно услышать мотивы из русской народной песни «Эй, ухнем» («Песни волжских бурлаков») (1866) и балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1876). В августе 1989 года в Ленинграде был снят клип на эту песню, срежиссированный Владимиром Шерстобитовым. Текст у песни достаточно простой и мало отражает название: о законе Ома говорится лишь в нескольких строчках, а в целом трек похож на некое знакомство с аудиторией. Встречаются строчки на английском языке и имена иностранных исполнителей.
Всего у группы было четыре клипа: для песен «Закон Ома"(1989), «Вася-хулиган» (1990), «Алло, гараж!» (1991) и «Деньги» (1991). Было выпущено два магнитоальбома — «Вася-хулиган» (1990) и «Детство» (1991), а также макси-сингл Red Arrow «Tschaikowsky’s Revenge» (1990). В 1991 году третий альбом Les Russes Attaquent (с фр. — «Русские атакуют») выпустила фирма Vingt Heures Productions во Франции под именем Noir & Blanc (с фр. — «Чёрное и Белое»), а в Москве его издала под названием «Игорь и Родион» в виде магнитоальбома «Деньги» студия «Гармония» в 1992 году.
Группа «Чёрное и Белое»
Поговорим о треках группы. Между альбомами нет существенных различий. Песни, по большей части, не обременены глубоким смыслом. Так, композиция «Вася-хулиган» из одноименного альбома рассказывает о парне по имени Вася, который нарушает общественный порядок, а в песне «Двигайся, не стой!» описывается дискотека глазами школьника. Исключением можно назвать трек «Конвейер жизни». В этой песне жизнь сравнивается с конвейером. В конце конвейера — свет, до которого каждый должен дойти. Во втором куплете этой песни автор предлагает представить, что будет, если конвейер сломается. Песни по большей части звучат весело, под них хочется потанцевать. Отличными в этом плане являются композиции «Детство» и «Мама». Песня «Детство», посвящена тоске по ушедшему детству, которой герой предается в свой День рождения. Композиция «Мама» посвящена матери, человеку, который всегда любит и дает силы в тяжелый момент, который дарит жизнь. Тексты песен достаточно простые, без сложных рифм или ритмических решений. Обычно в них нет глубоких переживаний. На слух все композиции приятные, хотя и не всегда они похожи на современный рэп.
«D.M.J.»
Группа D.M.J. изначально сформировалась как коллектив танцоров брейк-данса и носила название «Меркурий». 14 августа 1989 года на брейк-данс фестивале Papuga '89 Павел «Мутабор» Галкин прочитал рэп и таким образом вдохновил на подобное других танцоров. Вскоре «Мутабор» стал участником группы D.M.J., в которую коллектив превратился той же осенью. Всего в составе коллектива за всю историю его существования успели побывать Олег Смолин, Игорь Захаров, Сергей Козлов, Владимир Братчиков, Константин Михайлов, Артур Игнатов, Дмитрий «Краб» Морозкин, Роман «Резиновый» Козлов, Илья «Пинчер» Грылёв, Павел «Мутабор» Галкин, Николай «А.К.» Андреев, Тимур Мангол. «Мутабор» вскоре покинул группу». В 1993 году был записан альбом, выпущенный совместно с «Рэпом» Лики МС и названный «Rap Power of D.M.J.». Осенью 1993 года альбом вышел на дисках под названием «Этот мир — мой!». В 92-м году D.M.J. был подписан контракт с Gala Records, и в группе остались только Артур Игнатов, Игорь Захаров и три танцора: Дмитрий «Краб» Морозкин, Илья «Пинчер» Грылёв и Роман «Резиновый» Козлов.
С 1991 по 1993 год группа гастролировала в нескольких городах, в том числе в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Анапе и Киеве. Однако потом для «D.M.J.» наступил кризис. Не было гастролей и выступлений, прекратились репетиции. Продюсер группы, А. Кузнецов, устроил «Пинчера» работать в палатку звукозаписи, которая продавала кассеты с записями от «Gala Records» и другие. Также «Пинчер» продавал кассеты с рэпом, которые для него доставал Захаров. В 1993 году «Пинчер» ушёл в группу «МФ-3» в качестве танцора. В 1994 году группа записала песню «Ты виноват», которая позже вошла в сборники «Рэп удар» (1995), «Голос улиц 95-1» (1995) и «Hip-Hop Info» (1997). В том же году группа распалась из-за отсутствия средств.
Группа «D.M.J.»
Треки «D.M.J» по сравнению с песнями «Черного и Белого» звучат более современно и больше походят на то, что мы привыкли называть рэпом. Песня «Мертвая зона» написана полностью на английском. Музыка звучит просто, нарочито электронно, но не раздражающе, кажется более «хулиганской», чем треки «Черного Белого». Рифмы не кажутся чересчур простыми. Что интересно, в треке «Последнее слово» присутствует частично перекрытое писком матерное слово. Это говорит о том, что исполнители стали смелее и начали больше себе позволять. Они уже не хотели казаться приличными людьми, они желали привнести больше бунта в свою речь. Тексты песен местами кажутся довольно бандитскими. Например, в треке «Последнее слово» звучат строчки: «Прав тот, кто в итоге остается живым». Как и у группы «Черное и Белое», у «D.M.J» есть песня, знакомящая аудиторию с группой — «Три буквы — D.M.J».
«Термоядерный джем», «Мистер Малой»
Группa «Термоядерный джем» былa основанa в Ленинградe в 1989 году Мерабом «Хотабом» Садыковым и Денисом «Тенгизом» Чернышовым. В 1991 году к группe присоединились Андрей «Репа» Репников, Андрей «Шуруп» Бабурин и английский DJ и MC Luke Mills. Название проекта — отсылкa на аварию реактора на Чернобыльской АЭС 1986 года. В 1992 году к группе присоединился Андрей «Мистер Малой» Цыганов, первые треки с участием которого были записаны в домашней студии «Репы». В том же 1992 году группa выпустила свой первый и единственный альбом под названием «Рапиристы».
В 1994 г. группа «Термоядерный джем» распадается, а ее название перестает употребляться. «Тенгиз» и «Хотаб» становятся членами проекта «Мистер Малой», а «Шуруп» входит в состав группы Дэцо. «Репа» создает проект «Два Птеродактиля», а позже начинает писать песни для группы «Отпетые Мошенники» и становится ее акционером.
Альбом группы «Термоядерный джем»
Музыка, используемая «Термоядерным джемом», звучит очень просто и не слишком интересно. В песнях, как правило, достаточно мало смысла, например, в композиции «Ту Туру Туру» звучит рэп о том, как герой собирается, идет к другу, а потом звонит девушкам, чтобы вместе повеселиться. Однако в треке «Дайте денег» ситуация гораздо менее веселая, в него группа включает отрывок из новостной программы, в котором приводится крайне неутешительный прогноз на будущее. У группы также присутствуют песни на английском языке, например, «Knockout».
«Мальчишник», «Дельфин»
Группа «Мальчишник» была образована в 1991 году Алексеем Адамовым, желавшим таким образом прорекламировать эротический журнал «Мальчишник», который тот издавал вместе с Николаем Беляевым. В состав группы входили Антон «Крыса» Генералов, Дмитрий «Клепа» Клевцов, Рафаэль «Раф» Исхаков, Андрей «Дэн» Котов, Павел «Мутабор» Галкин. Были записаны треки «Ночь», на который группа сняла клип, и «Нравишься ты мне». Позже в группу вступил Андрей «Дельфин» Лысиков. В 1992 году были выпущены магнитоальбомы «Мальчишник '92» и «Поговорим о сексе». В декабре магнитоальбом Мальчишник '92» был выпущен с новым треком «Порнография». В июле 1993 года фирма RDM выпустила на компакт-дисках альбом «Мисс большая грудь», который является CD-интерпретацией альбома «Поговорим о сексе». Кроме старых треков издание содержит три новых композиции: «Мисс большая грудь», «Последний раз» и «Малолетняя б…». В конце августа 1993 года группа распалась, но в июне 1994 года воссоединилась для записи альбома «Кегли». Альбом был издан в июле 1995 года. Осенью 1996 года группа приступила к записи альбома «Не в фокусе», однако записывать новую пластинку Дельфину пришлось одному. Члены группы решили прекратить существование «Мальчишника» в связи с тем, что проект себя изжил.
Группа «Мальчишник»
Песни группы практически все сводятся к темам страсти и секса. Например, в треке «Секс без перерыва» описывается секс автора и его друзей с одной и той же девушкой. Меньше всего связана с этими темами песня «Майк Тайсон», однако в ней поется о человеке, осужденном за изнасилование. В песнях налицо объективизация женщин — они воспринимаются не как личности, а как объект для секса. Например, это можно увидеть в песне «Секс без перерыва» в строчках «Ну, может быть, завтра часиков в пять / Ты будешь нам нужна в плане секса опять». Несмотря на специфичность альбома, интересно, что все песни в нем имеют схожую тему.
Я бы также хотела поговорить об альбоме, записанном Дельфином. Он кажется менее пошлым и более жестоким. Его можно назвать «грязным», однако грязь эта заключается не в пошлости, а в его «уличном», бандитском характере. Например, песня «Дилер» повествует о человеке, продающем наркотики. В альбоме, в частности, в песне «Я люблю людей», встречается матерное слово. Интересным можно назвать трек «Война». В нем описываются три вида войны: война в классическом понимании этого слова, война в отношениях и война с самим собой. В конце композиции звучит рэп о человеке, который побывал на войне и «говорит, что видел смерть». Он не может забыть пережитых событий, и война останется с ним навсегда. Из поднятых в альбоме тем мне бы хотелось подчеркнуть две: тему одиночества и тему наркозависимости. Первая нашла свое отражение в песне «Дельфин», повествующей о последнем оставшемся в мире дельфине. Вторая тема отражена в уже упомянутом нами треке «Дилер», а также композициях «Один на один», «Ботинки». В первой песне, как мы уже сказали, речь идет о наркодилере. Вторая композиция начинается со слов о том, что страшно, когда смерть друзей входит в привычку. Сложно понять, подтолкнула ли героя к употреблению наркотиков потеря товарищей, или он употреблял наркотики и раньше, однако далее в треке поется о зависимости героя. В композиции «Ботинки» повествуется о том, как теряет краски жизнь наркозависимого человека. Любопытен текст песни «Она» — в этой композиции жизнь и смерть сравниваются с двумя девушками. В треке звучит: «Наверное, жизнь свою надо в кого-нибудь вкладывать» — потому что, возможно, тогда она начнет приносить радость. Про смерть же автор говорит, что следует «Не к ней готовиться, а ее для себя готовить, / Относясь к ней, как отец к дочери». Музыка у песен приятная и довольно интересная.
Богдан Титомир
Богдан Титомир начал сольную карьеру в 1991 году. Заключив контракт с продюсером Сергеем Лисовским, он создал проект «High Energy» и выпустил два сольных альбома: Высокая энергия» (1992) и «Высокая энергия ll» (1993). В 1995 году Б. Титомир выпустил альбом «Самая большая любовь». Последний на данный момент альбом Б. Титомира был выпущен в 2022 году.
Богдан Титомир
Между третьим альбомом Б. Титомира и двумя другими можно заметить существенное различие — если первые два альбома достаточно сильно похожи на то, что мы привыкли называть рэпом, то третий альбом, не считая нескольких треков, не похож на рэп вовсе. Любопытно, что во втором альбоме присутствуют интро и аутро. В пенях Богдана Титомира встречаются строчки на английском (например, «Wow! / Let’s go! / Come on! Come on! / Oh, yeah!» в треке «Делай как я» и «How are you?» в треке «Нет Проблем»). В песне «Запорожец» не звучат, но, очевидно, подразумеваются матерные слова («А „Запорожцы“ продаются везде, / Они на свалке, в гараже и в…», «В нем помещается пятнадцать людей, / А „Запорожец“ полон… женщин»). В композициях часто звучат темы любви, страсти и отношений, например, в композициях «Чувства», «Секс-Бомба», «Нет Проблем». В треках Б. Титомира можно заметить признаки сексизма. Так, в песне «Американский футбол» звучит, что американский футбол — «чисто мужская игра».
«Bad Balance»
Изначально «Bad Balance» был создан Владом «Шефом» Валовым и Глебом «DJ LA» Матвеевым в 1989 году как брейк-данс коллектив. Название произошло от фирмы кроссовок New Balance. Вскоре к команде присоединились Алексей «Скаля» Скалинов, Алексей «Лага» Лагойский, Дмитрий «Swan» Черкасов и Алексей «Бармалей» Богданов. Летом 1990 года в группу вступили Сергей «Михей» Крутиков и Сергей «Моня» Менякин. В 1991 году коллектив начал исполнять рэп. Была записана 20-минутная танцевальная шоу-программа «Семеро одного не ждут», состоящая из 8 треков. Позже группа записала ещё несколько композиций в другой студии. 19 мая 1991 года был снят видеоклип на песню «What is love». В апреле 1992 года был выпущен магнитоальбом «Выше закона». В апреле 1992 года были сняты видеоклипы на песни «Мой милый Джак» и «Graffiti». 17 марта 1994 года вышел альбом «Налётчики Bad B.». Летом 1993 и группы ушли «Swan», «Лага» и «Бармалей», им на смену пришёл «Тимир», который покинул группу в первом же туре. В записи альбома участвовала Виктория-Пьер-Мари, а в записи песни «Отсос» — рэперы «Айс» («КТЛ ДиЛЛ»), Артур Игрантов («D.M.J.»), Дельфин («Мальчишник») и Мистер Малой («T-Jam»). В 1994 году в к группе присоединился Эльбрус «Брюс» Черкезов. В 1995 году «Скаля», «Моня» и «DJ LA» ушли из группы. 18 февраля 1997 года группа выпустила альбом «Чисто про…» под именем «Bad B. Про…». В записи альбома приняла участие Ирина «Шмель» Минина, а в записи песни «Рэп-мастерская» — рэперы «DJ 108» и «Купер» («DA-108»), В 1998 году был снят видеоклип на песню «Всё будет хорошо». 19 мая 1999 года вышел альбом «Город джунглей». В записи интерлюдий участвовали «Костас», «Soulman», Ирина «Sista I.R.A.» Минина, «Loozman & Loosiano» и Андрей «Shooroop» Бабурин. Группа существует по сей день.
Группа «Bad Balance»
Здесь мы рассмотрим только те треки «Bad Balance», которые были выпущены до 2000 года. В них группа часто использует в своих текстах фразы на английском языке (например, «Come on, baby, let’s get down, / If you wanna get love…» в треке «Выше закона»), а также фрагменты на украинском языке (например, в треке «Вокзал»). Присутствуют также и песни, написанные полностью на английском языке, как, например, «What is Love». Достаточно часто Bad Balance упоминают в песнях название своей группы или вовсе читают рэп сами про себя (например, «Bad Balance. Мы-мы-мы-мы-мы-мы выше закона…» в композиции «Выше закона»). В текстах нередко появляется сленг (например, «менты» в треке «Антиполис»). Иногда в композициях предполагаются, а иногда и произносятся матерные слова (например, в песне «Дети сатаны»). Примечательно присутствие темы любви к городам СССР, например, в треке «Ленинград» («Ленинград — это тот город, / Который очень нам дорог»). Что интересно, в композиции «Жизнь Петербурга» тот же город, который восхвалялся в «Ленинграде», предстает перед нами в состоянии упадка («Жизнь Петербурга, святого Петрограда, / Похожа на последнюю выдумку ада»). Похоже, душа автора болит за этот город. Также в треках присутствуют библейские мотивы, чего до этого мы не видели. Так, в треке «Капля» звучат строчки: «Родились Адам и Ева. / Дал взять им Бог яблоко с древа». Если у группы «Черное и Белое» нашлась песня о жизни, а у «Мальчишника» — о жизни и смерти, то «Bad Balance» в треке «Смерть» поют уже именно о самой смерти («Я твоя смерть, я иду за тобой, / Доказать хочу, кто ты такой…»). Так же, как и у «D.M.J.» и «Мальчишника», присутствуют «уличные», бандитские песни, например, композиция «По закону» («Сзади бросок, ударил меня кто-то с залпа. / Поставленный удар, отдавало врагами»).
В треках периодически отражается негативное отношение к полиции или политикам («Мерцают огни, сзади рёв сирен — менты! / Самодовольные их наглые [нецензурное слово] видны…» в треке «Антиполис»). Присутствуют в треках также отсылки на других рэп-исполнителей, например, в композиции «Отсос» («Я Артур из группы DMJ, и заявляю, / Что, когда вы будете слушать группу Bad B., — / Это отлично» — и тому подобное). Группа использует достаточно простые рифмы (к примеру, сбился — извинился, била — уносила в композиции «Мы не любим, когда…»). Музыка звучит примитивно и в первом альбоме немного раздражает, однако после него ситуация улучшается.
«К.Т.Л. Ди Л.Л.»
Информации о группе немного. «К.Т.Л. Ди Л.Л.» («Кирилл Тюлень Лисовский, Дима Лось Ланин») была образована в 1992 году. В ее состав входили Дмитрий «Лось» Ланин, Кирилл «Тюлень» Лисовский, Константин «Ice», Максим «Джип» Голоболобов. В 1993 на рэп-фестивале КТЛ ДиЛЛ выступили с треком «Улицы» и заняли третье место. Вскоре записи треков начала мешать наркозависимость участников группы. «Джип» в 1993 году ушел в армию, а, вернувшись, осознал, что группа разваливается. В 1995 Джип познакомился с «Грюндиком», вместе они создали группу «Рабы Лампы».
Группа «К.Т.Л. Ди Л.Л.»
Треки группы «К.Т.Л. Ди Л.Л.» хорошо передают атмосферу мрачности и безнадежности. Так, в треке «Мой каждый новый день» звучит: «В моих глазах вместо радости серость, темнота…» В композициях присутствует тема наркотиков (например, в треке «Мой каждый новый день» — «Мой каждый новый день начинается со шмали…»). Появляются в песнях и матерные слова, например, в композиции «Ты труп». Композиция «Ты труп» при этом отражает негативное отношение к властям (»…Вы убили своей властью миллионы людей…»). Песни часто кажутся «бандитскими», уличными, однако эти треки являются достаточно тяжелыми и работают как критика современности (в качестве примера можно привести строчки «В истерике мать, полон скорби отец, / У них отняли часть любящих сердец. / Мать обнимает своё чадо, её руки все в крови. / Ей ничего уже не надо, только сына верни» из композиции «Улицы» («Вне опасности только убитый»)). В текстах нет описания библейских сюжетов, которые присутствовали у «Bad Balance», однако присутствуют упоминания Бога и Дьявола (В треках «Мой каждый новый день»: «…Только Бог может знать, что сегодня произойдёт…» — и «Их нет среди света»: «…"Давай», — скажет Дьявол, и он бросится вниз»). Группа использует достаточно простые рифмы (например, изменится — простелится, жил — любил в треке «Их нет среди света»). В композиции «Мой каждый новый день» присутствуют слова на английском языке («One, two, three, four…»). В треке «Ты труп», по всей видимости, используется фрагмент какой-то передачи («Иначе— / Иначе не сказал— / Сказал— иначе не сказал— / Речь идёт не о только том, что нет индивидуальной культуры. / Какая же индивидуальная культура, / Когда и так за последние десятилетия / Новыми властными структурами / Всё делается для того, / Чтобы народ наш (нецензурное слово), / Чтобы наших детей сделать (нецензурное слово), / Чтобы лишить их настоящей культуры?»
«С.Т.Д.К.»
Группа была образована Сергеем «Сержем» Мурашовым и Сергеем «Баком» Ковалевым и изначально (с 1989 года) являлась брейк-данс коллективом. Летом 1992 года группа выступила на «МС Шоу» и на рэп-фестивале «РадиС '92», где получила приз как «самая перспективная группа в отечественном рэпе». В 1993 году в группу вступил Валентин «DJ В.Л.» Вэлыч. В январе 1998 был выпущен дебютный альбом «…Сны». Группа просуществовала до 2002 года.
Диск группы «С.Т.Д.К.»
Давайте рассмотрим первый альбом группы «С.Т.Д.К.», вышедший до 2000 года. Группа часто использует в своих композициях отрывки из детских песен. Например, в треке «Цветные краски» используется отрывок из «Песни Красной Шапочки». При этом некоторые песни предстают перед нами в переделанном виде (к примеру, в композиции «Юго-Запад» мы слышим измененную песню «Чунга-Чанга»). В композициях редко, но встречаются упоминания самой группы, например, в треке «Ночи, Ночи Белые». Частая тема песен — веселое времяпровождение, этой теме посвящен трек «Вечер». В целом песни достаточно веселые и позитивные. Нередко в текстах упоминается употребление алкогольных напитков (например, в треке «Пиво»). В текстах присутствует сленг (к примеру, «шмонают» в треке «Ночи, Ночи Белые»). В некоторых композициях упоминается криминал (например, «Шрамы лицом, грудь колесом. / Не шути со мной, ответишь спиной. / Ой, базар гнилой, ой! / Слово за дело, оружие к телу. / Один уходит, другой в тело. / Никто не знает сколько стреляют. / Во как выходит, во как бывает!» в композиции «Юго-Запад»). Любовь автора к Ленинграду/Санкт-Петербургу отражена, например, в треке «Ночи, Ночи Белые» («Лучше города нет, чем Ленина-Ленина-Ленинград — ага!»). Музыка у группы достаточна простая.
«Кирпичи»
Датой рождения группы «Кирпичи» считается 15 мая 1995 года, когда группа дала свой концерт в петербургском Дворце пионеров. До этого коллектив существовал под разными именами. На момент концерта он назывался «Bricks Are Heavy», но вскоре сменил название на «Кирпичи тяжелы». В 1996 году состав группы менялся. В результате в нем остались Вася Васин, Данила «Danny Boy» Смирнов и Евгений «UJ» Назаров. Позднее к ним присоединился в качестве концертного участника DJ «Кефир». Весной 1999 года вышел второй альбом «Кирпичей» — «Смерть на рейве», в который вошла композиция «Плюю я». На эту композицию был снят клип. Группа существует и сейчас.
Группа «Кирпичи»
Давайте поговорим о двух альбомах группы, вышедших до 2000 года. Музыка в них кажется более сложной и приятной, чем у большинства других рассмотренных нами групп. Можно различить электрогитары и ударные. Фразы на английском почти не используются, английские слова можно услышать в треке «Кирпичи 96» («funky, funky, funky…»). В композициях встречается сленг, например, в треке «Байка» («по морде двинули!» и тому подобное). Группа использует матерные слова, например, в треке «Поп приговорен». «Кирпичи» периодически упоминают свою группу в треках, например, в композиции «Кирпичи 96» («Здесь у микрофона „Кирпичи“-96!»). В нескольких треках группы (к примеру, в композициях «Работа — свобода» и «Поп приговорен») прослеживается тема тяжелой жизни. Так, трек «Байка» начинается со слов о том, что героя «выгнали с работы» и не дали денег. Также присутствуют уже привычны нам «бандитские» треки, например, композиция «Стрелка» («Я сегодня продинамил стрелку! / И, наверное, мне завтра набьют морду!»). В некоторых песнях прослеживается тема злоупотребления алкоголем. Так, в композиции «Водка — плохо» герой осознает, что в алкоголе нет ничего хорошего. Также присутствует тема наркотиков и наркозависимости, например, в треке «Торчи, п., торчи», полностью посвященном этой теме. В текстах прослеживается неуважение автора к женщинам. Например, в треке «Я — феминист» кроме прочего поется «Баба — не водитель, курица — не птица. / Выбирай себе немую, не проговорится!»). Присутствуют отсылки к другим исполнителям. К примеру, в треке «Плюю я» звучат строчки: «Соблюдал бы я диеты всяких там хардкоров, / Я б сейчас смотрелся, как Филипп Киркоров».
Заключение
Проанализировав творчество нескольких рэп-исполнителей в период 1980–2000 годов, можно подтвердить нашу гипотезу и ответить на ключевой вопрос. Треки разных исполнителей, относящиеся к этому периоду, действительно во многом похожи. Так, в них часто упоминаются схожие темы, например, тема криминала и наркозависимости, используются матерные слова и фразы на английском. Часто исполнители упоминают в своих композициях самих себя. Рифмы чаще всего используются достаточно простые, как и музыка. В треках некоторых исполнителей прослеживается неуважительное отношение к женщинам.
Lawrence Pollard. Rap returns home to Africa. URL: https://web.archive.org/web/20190416185500/http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/3622406.stm (дата обращения: 09.11.2025);
История одного музыкального жанра: рэп. URL: https://glinka.digital/blog/tpost/bvua0ask71-istoriya-odnogo-muzikalnogo-zhanra-rep (дата обращения: 09.11.2025);
Elijah Wald. Hip Hop and Blues. URL: ьhttps://web.archive.org/web/20211031013331/https://elijahwald.com/hipblues.html (дата обращения: 09.11.2025);
Jay Ruttenberg. The Roots of Hip Hop: From Church to Gangsta. URL: https://web.archive.org/web/20170709011058/http://www.timeout.com/newyork/music/the-roots-of-hip-hop-from-church-to-gangsta (дата обращения: 09.11.2025);
Sobol, John. (2002). Digitopia Blues. Banff Centre Press (дата обращения: 09.11.2025);
Davey D. Interview w/ DJ Kool Herc. 1989 New Music Seminar. URL: https://web.archive.org/web/20160303174730/http://www.daveyd.com/interviewkoolherc89.html (дата обращения: 09.11.2025);
История России: учебник для вузов в 2 частях / Под ред. Ю. А. Петрова. — М.: Наука, 2024 / с. 389-390 (дата обращения: 09.11.2025);
Матвеева Е. Спящий режим: жизнь цензуры в 80-е и 90-е. URL: https://jrnlst.ru/2023/08/02/143698/ (дата обращения: 09.11.2025);
Концевой И. А. Культура и духовная жизнь периода перестройки: политика гласности СССР. URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/kultura-i-duhovnaya-zhizn-v-gody-perestroyki?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 09.11.2025);
Сафаргалеев Р. Р. Цензура печати в период перестройки. с. 302. URL: https://journals.uspu.ru/attachments/article/2399/106.pdf (дата обращения: 09.11.2025);
Макарская Л. В., Элькан О Б. Роль вокально-инструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 1960-1980-х гг. с. 138. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/129929/1/iurp-2024-1-12.pdf?ysclid=mhgesui1lu21441200 (дата обращения: 09.11.2025);
Васильев А. Н. Первый ВИА в СССР. Как все начиналось URL: https://memoclub.ru/2012/10/1275/ (дата обращения: 09.11.2025);
Николаев С. В. Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960–1980 годов (дата обращения: 09.11.2025);
Райн А. Г. Эй, диджей! История хип-хопа в СССР и России. URL: https://memoclub.ru/2012/10/1275/ (дата обращения: 09.11.2025);
Путешествие по истории: Дискотеки в СССР — Как это было. URL: https://fuzzmusic.livejournal.com/18999.html (дата обращения: 09.11.2025);
Стурова Ю. Мелодии забытых лет: ретроспектива отечественной музыкальной моды. Вторая часть: 70-е — 90-е годы. URL: https://porusski.me/2016/09/22/014-retrospektiva/ (дата обращения: 09.11.2025);
Час Пик «Рэп» URL: https://discoveryfm.ru/podcasts/podkasty/chas-pik-rep/ (дата обращения: 09.11.2025);
Величко Н. Александр Астров Познакомьтесь с человеком, который, возможно, первым записал рэп на русском. URL: https://daily.afisha.ru/music/3081-poznakomtes-s-chelovekom-kotoryy-vozmozhno-pervym-zapisal-rep-na-russkom/ (дата обращения: 09.11.2025);
Чёрное и Белое (группа). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)#cite_note-%D0%97%D0%94204-5 (дата обращения: 09.11.2025);
Киселёв В. «Даёшь рок-группы!» // Смена: журнал. — 1990. — Ноябрь (№ 1513). — С. 47 (дата обращения: 09.11.2025);
Мой герой. Владимир Киселёв (20 сентября 2022 года). URL: https://www.tvc.ru/brands/2324/episode/78054 (дата обращения: 09.11.2025);
Музыкальный ринг. Music Summit. URL: http://www.avtograf.com.ru/press/2503-muzykalnyj-ring-music-summit (дата обращения: 09.11.2025);
Хит-парад. «Лучший магнитоальбом». Газета «Смена» (Ленинград) // Сорока: газета. — 1991. — Январь (№ 1). — С. 14 (дата обращения: 09.11.2025);
50 главных событий в русском рэпе: московский рэп 90-х. Часть 5. У рэп-подполья 90-х были свои герои. URL: https://the-flow.ru/beatsnvibes/50-sobitij-05 (дата обращения: 09.11.2025);
DMJ. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/DMJ (дата обращения: 09.11.2025);
Биография Пинчера. URL: https://web.archive.org/web/20100409112602/http://pincher.net/bio/1992/ (дата обращения: 09.11.2025);
DMJ — 12 лет спустя. URL: https://web.archive.org/web/20160305120843/http://old-skool.ru/publ/1-1-0-12 (дата обращения: 09.11.2025);
Последнее слово (Last Word). URL: https://genius.com/Dmj-rus-last-word-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Три буквы — DMJ. URL: https://genius.com/Dmj-rus-dmj-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Пьянству бойс. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83_%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D1%81#cite_note-%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8ERapRu2004-7 (дата обращения: 09.11.2025);
Никитин А. Мистер Малой и Пьянству бойс: «Буду пагибать…». URL: https://web.archive.org/web/20041009145728/http://www.rap.ru/reading/&pos_id=1265 (дата обращения: 09.11.2025);
Tengiz. История группы Ти-Джем. URL: https://web.archive.org/web/20200607142346/http://www.tengiz.ru/blog/2016/07/tjam/ (дата обращения: 09.11.2025);
Мальчишник (группа). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)#cite_note-%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B551992-66 (дата обращения: 09.11.2025);
Левинская Д. Группа «Мальчишник». URL: https://24smi.org/celebrity/50402-malchishnik.html (дата обращения: 09.11.2025);
«В СССР секса не было, пока не появилась группа „Мальчишник“» Продюсер Алексей Адамов о страшных и увлекательных 90-х. URL: https://lenta.ru/articles/2015/12/18/adamov/ (дата обращения: 09.11.2025);
Летопись. Вся история русского рока. URL: https://web.archive.org/web/20210719133525/https://www.nashe.ru/letopis/83 (дата обращения: 09.11.2025);
Секс без перерыва (Non-Stop Sex) URL: https://genius.com/Malchishnik-non-stop-sex-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Мальчишник «Майк Тайсон». ТЕКСТ ПЕСНИ. URL: https://www.karaoke.ru/artists/malchishnik/text/maik-taison/ (дата обращения: 09.11.2025);
Дилер (Dealer). URL: https://genius.com/Dolphin-dealer-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Я люблю людей (I Love People). URL: https://genius.com/Dolphin-i-love-people-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Война (War). URL: https://genius.com/Dolphin-war-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Дельфин (Dolphin). URL: https://genius.com/Dolphin-dolphin-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Один на один (One on One). URL: https://genius.com/Dolphin-one-on-one-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Ботинки (Shoes). URL: https://genius.com/Dolphin-shoes-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Она (She). URL: https://genius.com/Dolphin-she-lyrics (дата обращения: 09.11.2025);
Титомир, Богдан Петрович. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80,%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 10.11.2025);
Богдан Титомир: XL — размер успеха. URL: https://web.archive.org/web/20210710212240/https://www.kommersant.ru/doc/18777 (дата обращения: 10.11.2025);
Делай как я (Do It Like Me). URL: https://genius.com/Bogdan-titomir-do-it-like-me-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Нет проблем (No Problem). URL: https://genius.com/Bogdan-titomir-no-problem-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Чувства (Feelings). URL: https://genius.com/Bogdan-titomir-feelings-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Секс-бомба (Rotterdam Mix) (Sex Bomb). URL: https://genius.com/Bogdan-titomir-rotterdam-mix-sex-bomb-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Американский футбол (American Football) URL: https://genius.com/Bogdan-titomir-american-football-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Bad Balance. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Bad_Balance (дата обращения: 10.11.2025);
О группе. URL: https://www.badb.ru/about/ (дата обращения: 10.11.2025);
Дорожная пыль простилается по трассе, Солнце восходит, машины фары. URL: гасят.https://web.archive.org/web/20010813011956/http://badbalance.ru/history.part.one.htm (дата обращения: 10.11.2025);
Выше закона (Above the Law). URL: https://genius.com/Bad-balance-above-the-law-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Вокзал (Station). URL: https://genius.com/Bad-balance-station-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
What Is Love. URL: https://genius.com/Bad-balance-what-is-love-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Антиполис (Anti-Police). URL: https://genius.com/Bad-balance-anti-police-lyrics
Дети сатаны (Satan’s Children). URL: https://genius.com/Bad-balance-satans-children-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Ленинград (Leningrad). URL: https://genius.com/Bad-balance-leningrad-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Капля (Drop). URL: https://genius.com/Bad-balance-drop-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Смерть (Death). URL: https://genius.com/Bad-balance-death-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
По закону (By Law). URL: https://genius.com/Bad-balance-by-law-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Отсос (Suction). URL: https://genius.com/Bad-balance-suction-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Мы не любим, когда… (We Don’t Like It When…). URL: https://genius.com/Bad-balance-we-dont-like-it-when-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
К.Т.Л. D.L.L. Биография. URL: https://www.last.fm/ru/music/%D0%9A.%D0%A2.%D0%9B.+D.L.L./+wiki (дата обращения: 10.11.2025);
К.Т.Л. D.L.L. Биография. URL: https://www.last.fm/ru/music/%D0%9A%D1%82%D0%BB+%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%BB/+wiki (дата обращения: 10.11.2025);
К.Т.Л. Ди.Л.Л. URL: https://www.discogs.com/ru/artist/1158535-%D0%9A%D0%A2%D0%9B-%D0%94%D0%B8%D0%9B%D0%9B (дата обращения: 10.11.2025);
Мой каждый новый день (My Every New Day). URL: https://genius.com/Ktl-dll-my-every-new-day-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Ты труп (You Are Dead). URL: https://genius.com/Ktl-dll-you-are-dead-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Вне опасности только убитый (Only the Dead Is Out of Danger). URL: https://genius.com/Ktl-dll-only-the-dead-is-out-of-danger-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Их нет среди света (They’re Not in the World). URL: https://genius.com/Ktl-dll-theyre-not-in-the-world-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
С. Т.Д.К. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1.%D0%A2.%D0%94.%D0%9A. (дата обращения: 10.11.2025);
Интервью: Тарнавская М. История поп-музыки от Ветлицкой до Елки 1991-2011. URL: https://web.archive.org/web/20120109014029/http://www.afisha.ru/article/russian-pop/page54 (дата обращения: 10.11.2025);
С. т. д. к. Биография. URL: https://www.last.fm/ru/music/%D0%A1.%D1%82.%D0%B4.%D0%BA./+wiki (дата обращения: 10.11.2025);
Цветные краски URL: https://genius.com/Stdk-color-paints-lyrics (Color Paints) (дата обращения: 10.11.2025);
Песня Красной Шапочки из фильма «Про Красную Шапочку» URL: https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/pesnya-krasnoy-shapochki/ (дата обращения: 10.11.2025);
Юго-Запад (Southwest) URL: https://genius.com/Stdk-southwest-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Песня Чунга-Чанга URL: https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/chunga-changa/ (дата обращения: 10.11.2025);
Ночи, Ночи Белые (У Балтийской Молодежи Развлечения Свои) (Nights, White Nights (Baltic Youth Have Their Own Entertainment)) URL: https://genius.com/Stdk-nights-white-nights-baltic-youth-have-their-own-entertainment-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Вечер (Evening). URL: https://genius.com/Stdk-evening-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Пиво (Beer). URL: http://genius.com/Stdk-beer-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Неверов А. Кирпичи. URL: https://24smi.org/celebrity/103341-kirpichi.html (дата обращения: 10.11.2025);
Кирпичи (группа). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%B8_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0) (дата обращения: 10.11.2025);
Кирпичи 96 (Kirpichi ’96). URL: https://genius.com/Kirpichi-96-kirpichi-96-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Байка (Story). URL: https://genius.com/Kirpichi-story-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Поп приговорен (Pop is Sentenced). URL: https://genius.com/Kirpichi-pop-is-sentenced-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Работа — Свобода (Work is Freedom). URL: https://genius.com/Kirpichi-work-is-freedom-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Стрелка (Meeting). URL: https://genius.com/Kirpichi-meeting-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Водка — плохо (Vodka is Bad). URL: https://genius.com/Kirpichi-vodka-is-bad-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Торчи п. торчи (Drug F. Drug). URL: https://genius.com/Kirpichi-drug-f-drug-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Я феминист (I’m a Feminist). URL: https://genius.com/Kirpichi-im-a-feminist-lyrics (дата обращения: 10.11.2025);
Плюю я (I Spit). URL: https://genius.com/Kirpichi-i-spit-lyrics (дата обращения: 10.11.2025).
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fmemoclub.ru%2F2012%2F10%2F1275%2F&psig=AOvVaw2lwCKSsaCH-SfWiCBKn1tP&ust=1762964674074000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBUQjRxqFwoTCJDTwKvB6pADFQAAAAAdAAAAABAU (дата обращения 11.11.2025);
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fthe-flow.ru%2Ffeatures%2Falexandr-astrov-afisha&psig=AOvVaw32dLe3yE--nm3pDQ4ToXN2&ust=1762964417925000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBUQjRxqFwoTCNj6orHA6pADFQAAAAAdAAAAABAK (дата обращения 11.11.2025);
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-73400845_8843&psig=AOvVaw24DAJ5hyqGJg4AvCjkeaOn&ust=1762965186360000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBUQjRxqFwoTCOj-rJ_D6pADFQAAAAAdAAAAABAE (дата обращения 11.11.2025);
https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fwall-46739314_5458&psig=AOvVaw3vDOpdEAr3OFmuAUG_xAlQ&ust=1762965682288000&source=images&cd=vfe&opi=89978449&ved=0CBUQjRxqFwoTCNjFw4_F6pADFQAAAAAdAAAAABAE (дата обращения 11.11.2025);
https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Favatars.yandex.net%2Fget-music-content%2F10703962%2F43b6006e.a.29314204-1%2F1000x1000&lr=2&pos=0&rpt=simage&text=%D0%BA%D1%82%D0%BB%20%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BB (дата обращения 11.11.2025);