
Концепция
Современный медиа-арт во многом стремится переосмыслить само понятие пространства и способы его восприятия, одним из наиболее ярких направлений этой тенденции стало искусство световых инсталляций, в которых свет выступает не вспомогательным, а самостоятельным художественным медиа, способным формировать среду и изменять зрительский опыт. Световые медиаинсталляции отражают изменения в современной художественной культуре, связанной с цифровыми технологиями, переоценкой роли зрителя.Свет в медиа-арте выступает одновременно и материалом, и пространственным модулем, и инструментом восприятия. Благодаря технологическому художники получили возможность не просто использовать свет как эффект создавать пространства без материальных границ, моделировать пульсацию времени, изменять зрительские маршруты и даже вмешиваться в психологическое состояние наблюдателя. Световые медиаинсталляции работают с границей видимого и невидимого, стабильного и изменчивого, материального и нематериального. Для современных художников свет стал медиатором между человеком и пространством, способом построения чувственного опыта, который невозможно получить иными художественными средствами.
Пространство в световых медиаинсталляциях возникает не как известная нам объемная реальность, а как результат взаимодействия света, среды и зрительского восприятия, оно становится изменяемой, воспринимаемой и конструируемой структурой. Через работу со светом, цветом, масштабом и цифровыми технологиями художники создают само ощущение и переживание нового пространства, которое существует только в акте восприятия, в момент взаимодействия человека с медиа, и тем самым трансформирует традиционные представления о реальности. Такое пространство формируется через манипуляцию светом, цветом, цифровой проекцией и телесным движением зрителя. Свет функционирует как материал, способный создавать иллюзии глубины, движения и присутствия. Таким образом, свет сам становится способом моделирования опыта реальности у зрителя.
В последние десятилетия свет становится одним из ключевых выразительных средств медиа-арта, что связано в первую очередь с изменением способов восприятия информации в цифровую эпоху. Сегодня мы живем в среде, насыщенной экранными технологиями, световыми интерфейсами и иммерсивными визуальными практиками, поэтому искусство, работающее со светом, напрямую отражает и исследует возможности новой эпохи. Световые медиаинсталляции особенно актуальны, поскольку объединяют художественный опыт с пространственным и телесным. Анализ таких работ позволяет изучить художественные стратегии отдельных авторов и понять, как меняются способы видения и взаимодействия человека с пространством в технологически насыщенном мире.
Пространство света: медиаинсталляции как способ конструирования реальности
Объектами данного исследования являются световые инсталляции в контексте медиа-арта, способы конструирования пространства и восприятия света как художественного медиа. Целью работы является анализ того, как с помощью световых инсталляций художники преобразует окружающую среду, создают пространственные модели, влияющие на ощущение присутствия, ориентации и телесного взаимодействия у зрителя, формируют новое пространство и изменяют восприятие реальности.
Одиним из самых влиятельных художников светового искусства и медиа-инсталляций можно назвать Джеймса Таррелла, чья практика концентрируется на исследовании восприятия и природы света.
Джеймс Таррелл, «Застрявший красный и застрявший синий», 1970 г.
Таррелл работает со светом на протяжении всего своего творческого пути. Для него свет стал материалом, субстанцийе, которую нельзя потрогать руками, но можно увидеть, почувствовать и превратить в форму.


Джеймс Таррел, «Пуллен (белый)», 1967 г. / «Афрум», 1968 г.
В своих работал Таррелл создает геометрические объемы с помощью перекрестных проекций галогенового света. Несмотря на отсутствие буквальной тактильности, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний.
Джеймс Таррелл, «Правление Атона», 2013 г.
В его инсталляциях свет перестает быть инструментом визуализации объектов и активно участвует в конструировании пространства, формирует ощущение, глубину и границы среды. Зритель не наблюдает произведение, но оказывается внутри света, который воздействует на восприятие формы, цвета и объема.


Джеймс Таррелл, «Ганцфельд», фото разных лет
Таррелл также прибегал к созданию замкнутых помещений-капсул, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния, и остается наедине с цветным светом, полностью погружаясь в ощущения и осознание его огромного, ошеломляющего масштаба. Так он словно помещал человека внутрь световой материи.


Джеймс Таррел, «Кратер Роден», 1977 г. — настоящее время
Другой масштабный проект художника «Roden Crater» демонстрирует, как свет может использоваться для построения иммерсивных сред, зависящих от положения солнца и времени суток. Таррелл преобразовывает кратер Роден в масштабное произведение искусства, создает контролируемую среду для переживания и созерцания света, природной обсерватории. В проекте художник исследует то, как мы видим свет в разных контекстах — природном и намеренно созданном.


Джеймс Таррел, «Кратер Роден», 1977 г. — настоящее время
В серии архитектурных инсталляций «Небесные пространства» художник использует комбинацию естественного и искусственного света В небольших помещениях с с проемами в потолке, которые подсвечиваются искусственным светом в определенные моменты дня, свет, падающий на потолок и стены, изменяет восприятие цвета неба и пространства, границы комнаты размываются. Взаимодействие света и архитектуры создает иммерсивное переживание, пространство перестает быть фиксированным, оно ощущается и переживается субъективно, зритель ощущает, как пространство движется и меняет свои границы, физические стены остаются лишь рамкой для восприятия.


Джеймс Таррел, «Небесные пространства», 1970-е
Джеймс Таррел, «Каменное небо», 2005 г.
Еще один художник в чьем творчестве работа с светом как материалом для создания инсталляций является Олафур Элиассон.) Его работы исследуют восприятие, отношения человека и окружающей среды, а также способы, которыми свет формирует ощущение реальности. В них он экспериментирует с масштабом и атмосферой, свет в его работах создает пространство, в котором зритель становится активным участником. Работы Элиассона часто не имеют фиксированных границ, они изменяются в зависимости от положения зрителя, интенсивности света и взаимодействия с окружающей средой.
Олафур Элиассон, «Калейдоскоп», 2001 г.
Так, например в «The Weather Project» он создал искусственное солнце с помощью монохромных ламп и зеркальной поверхности, покрывающей часть потолка зала. Свет создавал монохромное, золотистое сияние, которое наполняло пространство, отражаясь в зеркале и создавая иллюзию бесконечного горизонта. Элиассон использовал туман, чтобы сделать свет видимым в воздухе и усилить эффект иммерсии. Пространство зала переставало восприниматься как архитектурная коробка, оно становилось переживаемым, изменяемым светом и атмосферой. Элиассон создал ощущение природного феномена в искусственной среде, где свет стал средством переживания и формирования восприятия.
Олафур Элиассон, «проект погода», 2003 г.


Олафур Элиассон, «Калейдоскоп», 2001 г.
Работы Олафура Элиассона показывают, что свет может создавать масштабное, эмоционально насыщенное и воспринимаемое пространство, где зритель переживает пространство не как статическую архитектуру, а как динамическое, изменяемое явление и как медиаинсталляции могут формировать новые реальности через взаимодействие света, среды и человеческого восприятия.


Олафур Элиассон, «Калейдоскоп», 2001 г.
Особое место в истории медиа-арта занимает творчество Тацуо Миядзимы. Японский художник выбрал в качестве своего основного художественного материала светодиодные цифровые индикаторы, и использовал циклическое движение чисел в них как метафору жизненного процесса.
Тацуо Миядзима, «Мега-смерть», 1999 г.
Миядзяма не стремится растворить пространство или лишить его границ, он работает с множественностью событий, которые образуют сеть микровременных процессов. Каждое светящееся число становится единицей времени и в совокупности они создают характер новой среды.


Тацуо Миядзима, «Мега-смерть», 1999 г.
Его художественная практика строится на трех принципах, которые отражают буддийские представления о взаимосвязанности, непрерывном изменении и бесконечности. Эти идеи формируют основу не только содержания его работ, но и их пространственной логики, свет у Миядзимы становится не просто визуальным эффектом, но и средством моделирования особой временно-пространственной среды.


Тацуо Миядзима, «Эйркл», 2023 г.
В работах Миядзимы пространство создается в результате взаимодействия света, времени и восприятия зрителя и существует не физически, оно возникает через распределение световых сигналов и формируется ритмической, временной организации света, Для зрителя пространство его инсталляций переживается как процесс, постоянно изменяется.


Тацуо Миядзима, «Время», 2022 г.
Лео Виллариал является одним из ключевых художников цифрового и светового искусства. Он известен тем, что использует LED-матрицы, программируемые световые системы и компьютерные алгоритмы для создания динамических медиаинсталляций, его работы объединяют свет, алгоритмы и архитектурное пространство.
Лео Виллариал, «Огни залива», 2013 г.
Одним из наиболее известных произведений художника является масштабная световая инсталляция, созданная на западном пролёте моста Сан-Франциско–Окленд Бэй Бридж «Огни залива». Инсталляция включала 25000 LED-огней, которые управлялись компьютерной программой. Свет не просто украсил архитектуру моста, но превратил ее в динамическую поверхность, которая меняет восприятие городской среды. Зритель имел возможность наблюдать, как алгоритмические потоки света создают новые визуальные границы и динамику знакомой им архитектуры.


Лео Виллариал, «Цель 2», 2012 г.
Виларреал работает с компактными, программируемыми световыми объектами, в которых меняющиеся паттерны создают иллюзию движения и глубины. Пространство создается не архитектурными средствами, а оптическими иллюзиями, динамикой света и изменением цвета во времени.
Лео Виллариал, из выставки Коннер Контемпорари, 2012 г.


Лео Виллариал, инсталляции серии «Небула», 2022–2023 гг.
Виллареал также использует для своих работ использует трехмерные LED-структуры, подвешенные в пространстве. Такие инсталляции создают эффект объемного, почти скульптурного света, они помещают зрителя внутри среды, где световые импульсы формируют архитектуру, движущуюся вокруг него. Пространство возникает как цифровая глубина, которую создают комбинации света, тени и движения, оно бесконечно преобразуется, опираясь на алгоритм, а зритель воспринимает его почти как живой, изменчивый организм.
Лео Виллариал, «Несущественный», 2021 г.


Лео Виллариал, «Яркая золотистая дымка», 2021 г.
Виллариал активно использует LED-освещение, управляемое через код, который воспроизводит постоянно меняющиеся световые паттерны. Свет никогда не повторяется точно, все композиции генерируются и создают бесконечную динамику.
Лео Виллариал, «Бесконечное цветение», 2017 г.


Лео Виллариал, инсталляции разных лет
Виллареал демонстрирует уникальный подход к конструкции пространства, использует свет как структурный код, прописывает им архитектуру заново Его работы раскрывают, как в цифровую эпоху световые медиаинсталляции трансформируют восприятие пространства, делая его динамическим, программируемым и потенциально бесконечно вариативным.
Заключение
Свет в современном медиа-арте становится не только инструментом визуализации, но и активным материалом для конструирования пространства, формируя новые способы восприятия и взаимодействия со зрителем. Каждый из рассмотренных художников по-разному подходит к использованию света и создает уникальные способы вовлечения зрителя и восприятия реальности. Через использование света художники создают иммерсивные и динамичные среды, где пространство перестает быть статичным и архитектурно фиксированным, оно превращается в переживаемое явление, которое ощущается и телесно, и эмоционально. Свет способен задавать ритм, глубину, объем, влиять на ощущение зрителя, формировать иллюзии движения и бесконечности, влить на само восприятие реальности и создавать атмосферу, эмоциональное и физическое вовлечение человека. Так свет становится медиумом, через который зритель включается в процесс наблюдения, взаимодействия и интерпретации, и ощущает себя частью создаваемой среды.
На примерах работ Таррелла, Элиассона, Виларреала и Миядзимы можно наблюдать, что свет в современном медиа-арте является универсальным инструментом конструирования пространства, где при разных методах, целях и формах взаимодействия со зрителем, свет формирует, оживляет и структурирует пространство, делает зрителя его активным участником. Это позволяет исследовать границы между физическим и визуальным, индивидуальным и коллективным опытом, превращая свет в универсальный инструмент построения пространства, и открывает новые возможности для художественного и эмоционального переживания.