Original size 1140x1600

Глитч-эстетика в медиаискусстве

PROTECT STATUS: not protected
1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Введение 2. Первобытный глитч 3. Глитч в видео 4. Глитч в фотографиях и среде 5. Заключение 6. Библиография 7. Источники изображений

Введение

Глитч как явление появился не так давно, но стал довольно широко популярным и сохранил свою востребованность по сей день как среди любителей-эстетов, так и деятелей искусства.

Изначально существовавший лишь как ошибка, он был популяризирован и выведен как новый стиль в наше время. Глитч внедрён везде: в современном дизайне плакатов, в видеоиграх и даже в намеренной интеграции в фото и видео.

«Когда радиоведущие делают небольшую ошибку в дикции, они называют это „ляпом“, а когда делают серьёзную ошибку, называют это „глюком“, и мне это нравится». — Бен Циммер

Данную работу я решила сделать, потому что меня привлекло то, насколько часто используют глитч в разных сферах. Поэтому было принято решение погрузиться в эту тему подробнее. Основной целью стало выявление причины, почему глитч стали использовать в медиаискусстве.

Первобытный Глитч

Удивительно то, что само происхождение глитча и то, что большинство людей подразумевает под ним, различаются. Первое упоминание глитча встречается в описании астронавта Джона Глена, который так назвал резкий скачок напряжения.

Э. В. Жагун-Линник писал в своей работе «Осмысление эстетического в глитч-арте» следующее: «Первую попытку осмыслить эстетически визуальный глитч предпринял Иман Моради в диссертации с говорящим названием „Глитч Эстетика“ в 2004 году, где показал, что такие типовые характеристики глитчей как фрагментация, репетитивность, линейность, запутанность и дискретность формально близки работам таких художников как Пабло Пикассо…»

Пабло Пикассо, «Скрипка и гитара», 1913 г. / Пабло Пикассо, «Женщина с воротником», 1926 г.

И действительно, глитч схож с работами Пабло Пикассо.

Людей давно притягивали нестандартные решения, которые привлекали и будоражили сознание своей необычностью форм.

Глитч в видео

Глитч — это ошибка, то, чего не должно было произойти.

Но многие из творческого сообщества начали интересоваться глитчем, увидев в нём нечто прекрасное. Так, одним из фундаментов стало видео Лен Лайя «A Color Box» 1935 года. Видео посвящено различным явлениям ошибок и помех, сопровождающимся яркими цветами и неконтролируемыми изменениями.

Loading...

Майкл Бетанкур, Кадры из видео «The Kodak Moment», 2013 г.

Во время просмотра видео из-за глитча становится практически невозможным запечатлеть образ девушки правильно, без всплывающих помех. По этой причине смотрящий должен составлять портрет девушки самостоятельно.

Значит, глитч здесь используется для того, чтобы заставить смотрящего со всей внимательностью вглядываться и додумывать картину.

0

Жак Перконт, кадры из фильма «Эттрик», 2015 г.

Фильм Жака Перконта «Эттрик» оказывает довольно сильное влияние на людей тем, что ломает мышление. Вроде бы и различимы пейзажи, объекты и человеческие фигуры, но всё настолько искажается, сливается, что заставляет вглядываться в экран ещё больше.

Интересным ходом было использование глитча не как декоративного элемента, а как способа показать переход из одного состояния в другое. Все кадры плавно перетекают из одного в другой. Так, мы сначала видим стадо овец, а потом — уже лес и затем ковёр.

Роза Менкман, кадры из видео «Refrections», 2022 г.

0

Роза Менкман, кадры из видео «Refrections», 2022 г.

Роза Менкман, кадры из видео «Refrections», 2022 г.

Вся работа Розы Менкман построена на глитче, а сама художница рассуждает о будущем, которое мы должны увидеть только после того, как пройдем дальше вглубь пещеры.

По мере того как зритель вместе с художницей исследует будущее, чем дальше они заходят, тем сильнее видны гличи и искажения — то, что недоступно человеку.

Глитч здесь является самым важным компонентом, показывая, что будущее никогда не будет известно точно. Да, есть опорные точки, но они меняются с каждой миллисекундой.

Loading...

Ёси Содэока, «アニメ目», 2012 г.

Ёси Содэока — современный деятель искусства, который в своей работе «アニメ目» с помощью глитча подчеркивает красоту глаз в аниме. Единственное, что мы видим на протяжении всего ролика — это те самые глаза, которые, благодаря глитчу, подчеркнуты и выдвинуты на первый план.

Loading...

Ёси Содэока, «The Swarm», 2025 г.

«В этой работе я исследую человеческую склонность искать формы и смысл в мире, особенно в контексте природных явлений, побуждая к более глубокому исследованию наших когнитивных процессов и их природы.» — Ёси Содэока.

Таким образом, автор создает два мира: один — настоящий, где мы видим красивые пейзажи и слышим приятную для восприятия музыку, а другой — ненастоящий, где человек пытается понять и логически выверять всё в своём сознании. Птицы превращаются в фигуры, становится видна их траектория, но при этом мир кажется искусственным, пугающим.

Глитч есть не только в самой передаче другого мира, но и в аудиосопровождении: при попытках осознания музыка искажается.

Глитч в видео используется для передачи того, что недоступно «правильной» или безупречной картинке. Он позволяет показать взаимосвязь всех элементов, переосмыслить привычные идеи и выявить скрытую красоту в самом процессе нарушения.

Глитч в фотографиях и среде

До недавнего времени главным врагом фотографа были технические проблемы: прерванная выдержка, дрожание камеры и битые пиксели. Однако теперь один из самых популярных художественных приёмов — намеренное совершение этих ошибок. Сама фотография нарушает все правила «качественного» изображения.

Энт Скотт, серия MACHINEWORK «BX215», 2005 г. / «BX216», 2005 г.

Энт Скотт, серия MACHINEWORK «BX213», 2005 г. / «BX214», 2005 г.

Одна из простых на первый взгляд серий, но не менее важная в раскрытии глитч-эстетики — уместное использование повторений объектов, полосы, которые снижают яркость изображения.

Энт Скотт, «BX9» 2006 г.

Интересно использует Энт Скотт помехи в «BX9».

На первой фотографии глитчем выделен взрыв — яркое пятно, которое сразу забирает всё внимание на себя, и только потом зритель начинает рассматривать остальное происходящее.

На второй же работе с помощью глитча фотограф сделал изображение бабочки — хрупкого создания, которое ещё и из-за помех рассыпается.

Энт Скотт, серия «LYNMOUTH», 2005 г.

На серию фотографий «LYNMOUTH» Энт Скотт искусственно добавлял глитч-эффекты, то есть на изначально исправные изображения.

Грамотно внедрённый глитч может подчеркнуть красоту реального мира.

0

Скриншоты сайтов jodi, beyondresolution, beflix.

Original size 4240x2599

Ёси Содэока, «Petals at Oasis Immersion», 2022 г.

Ёси Содэока, «Petals at Oasis Immersion», 2022 г.

Ранее уже упоминались его работы, сейчас же представлена инсталляция.

Глитч здесь не такой резкий и выбивающийся, скорее, похож своими переливаниями на многим известную лавовую лампу, хотя сохраняет свою «бунтарскую» натуру.

Original size 3024x1964

Роза Менкман, «Myopia», 2015 г.

Глубокая работа с переосмыслением себя и своего творчества, связанная с глитч-эстетикой.

Портрет девушки словно сливается с фоном помех, становясь единым целым с неизвестным будущим.

«Прогресс, некогда символизируемый голограммой ПенРоуз Лестница в никуда, кристаллизуется в монументальном Споменике бессмысленных векторов». Роза Менкман

Original size 1680x2408

Выставка «Эстетика ошибки. Глитч-арт», 2025 г.

Выставка «Эстетика ошибки. Глитч-арт», 2025 г.

Глитч также можно рассматривать как способ передачи скорости, движения и непрерывно работающего процесса.

Заключение

Подводя итог, хочу сказать, что глитч-эстетика, безусловно, оказала большое влияние в разных сферах медийного искусства. Глитч — это ошибка, которая даёт возможность посмотреть на всё под другим углом, открывает новые пути взаимодействия с окружающим миром и взаимодействие с аудиторией без непосредственного контакта.

Итак, глитч — новый проводник между порядком и хаосом. Эта «ошибка» становится метафорой человеческого восприятия — такого же субъективного и не всегда идеально чёткого.

Глитч создаёт общее поле для диалога, где зритель становится не просто пассивным потребителем, а исследователем, расшифровующим сообщения, оставленные автором.

Таким образом, глитч-эстетика в медиаискусстве служит не столько для красоты, сколько для того, чтобы привлечь внимание зрителей и помочь им раскрыть детали, которые они не видели.

Bibliography
Show
1.

DESTITUTE-VISION // beyondresolution URL: https://beyondresolution.info/6 (дата обращения: 12.11.2025).

2.3.

Glitch Art: History of Glitch Art // masterclass URL: https://www.masterclass.com/articles/glitch-art (дата обращения: 12.11.2025).

Image sources
Show
1.

https://www.pablo-ruiz-picasso.ru/work-95.php (дата обращения: 12.11.2025)

2.3.

https://vk.com/video-41953059_171518161 (дата обращения: 12.11.2025)

4.5.

https://vimeo.com/131047439 (дата обращения: 12.11.2025)

6.

https://beyondresolution.info/REFRACTIONS (дата обращения: 12.11.2025)

7.

https://sodeoka.com/r-t (дата обращения: 12.11.2025)

8.

https://sodeoka.com/Anime-me (дата обращения: 12.11.2025)

9.

https://www.beflix.com/works/machinework/ (дата обращения: 12.11.2025)

10.

https://kholmy.vzmoscow.ru/glitch (дата обращения: 12.11.2025)

11.

http://wwwwwwww.jodi.org/100/index.html (дата обращения: 12.11.2025)

12.

https://beyondresolution.info/DESTITUTE-VISION (дата обращения: 12.11.2025)

Глитч-эстетика в медиаискусстве
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more