Original size 1140x1600

Проблема экспонирования медиаарта в России

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 1920x1080

Видеомэппинг на здании Академии Маяк в Нижнем Новгороде, INTERVALS FESTIVAL'22

Концепция

Тема экспонирования медиаарта стала для меня естественным продолжением профессионального интереса к технологиям медиа. Во время обучения на бакалавриате по направлению «Медиакоммуникации» я разрабатывала и реализовывала медиапродукты в различных форматах, но всегда рассматривала их с позиции рабочей среды. Позже меня заинтересовало, как медиа используются для создания уникальных произведений искусства, и в особенности — как художники и кураторы организуют пространство для экспонирования подобных работ.

big
Original size 1908x1272

Экспозиция выставки «Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса» в ГЭС-2, 2024–2025, фото: Даниил Анненков

Тимур Новиков и Сергей Шутов, «Восход солнца» и «Самолет», 1990

Особое внимание я решила уделить российскому контексту после посещения выставки ГЭС-2 о крупнейшем фестивале видео-арта Videobrazil, где познакомилась с произведениями в том числе отечественных медиаартистов («Самолет», «Пингвины» Тимура Новикова и Сергея Шутова и др.). Это стало отправной точкой для более глубокого анализа условий и подходов к экспонированию медиаарта в России, что также отвечает тематике курса «Фигура куратора в современном художественном процессе».

Для полноты анализа я придерживалась принципа представительности по каждому выделенному виду медиаарта. В исследование были включены примеры экспонирования со значимых российских фестивалей медиаарта: NUR Festival, «Ночь света», фестивали INTERVALS и Digital Rain, а также выставки и отдельные инсталляции. Подбор материалов осуществлялся с учетом жанрового и технологического разнообразия — от классических видеомэппингов до интегрированных звуковых и аудиовизуальных инсталляций.

Структура визуального исследования построена по жанровому признаку, чтобы отразить специфику экспонирования каждого типа медиаарта: — видеомэппинг — световые инсталляции — аудиовизуальные инсталляции

В ходе исследования осуществлен анализ текстовых материалов на официальных сайтах упомянутых фестивалей (NUR, INTERVALS, Digital Rain и др.), а также публикаций в профильных СМИ, освещающих медиасобытия (например, статьи в «Артгид», The Art Newspaper Russia, Colta.ru).

Ключевой вопрос исследования: Какие требования предъявляются к экспонированию различных видов медиаарта в условиях российских выставочных площадок, и какую роль в их реализации играют кураторы?

Гипотеза: В условиях российской арт-инфраструктуры экспонирование медиаарта требует от куратора адаптации стандартных выставочных практик с учетом как габаритных (пространственных, технологических), так и концептуальных критериев — особенностей взаимодействия зрителя и произведения, а также необходимости интеграции технических решений в художественный замысел. Кураторская работа становится медиатором между творческим решением художника и возможностями пространства, в котором реализуется медиаарт, что особенно актуально в отечественных реалиях дефицита специализированных площадок и профессионального технического сопровождения.

Видеомэппинг

Дмитрий Булныгин, «Аквариум» и «Вспомнить все», Мультимедиа Арт Музей, 2015

Дмитрий Булныгин — пионер российского видеоарта, активно использует в своих работах 3D-мэппинг, совмещая технологию с инсталляцией. В проекте «Аквариум» видео проецируется на геометрическую форму, создавая иллюзию наполненного водой пространства, из которого начинается стремительно исчезать вода [1]. Лаконичный сюжет вызывает у зрителя тревожное ощущение хрупкости и временности, а сама экспозиция требует точной синхронизации технических средств — проектор должен быть настроен с учетом геометрии объекта, освещение контролируется для усиления эффекта присутствия.

В «Вспомнить всё» видеомэппинг применяется к архитектурным элементам, например к колоннам: видеоинтервалы с архитектурными орнаментами появляются и исчезают, разрушая и восстанавливая привычные визуальные коды постсоветского пространства [2]. Принципиально, что пространство экспонирования в этом случае становится частью высказывания: изменяются привычные сценарии восприятия выставочного пространства, а терапевтический эффект памяти и узнавания сочетается с технологическим новаторством.

Фото: Илья Иванов Постоянная экспозиция Ново-Иерусалимского музейного комплекса

«Здесь видеомэппинг оживляет масштабный макет архитектурного ансамбля, синхронизируясь с фильмом на экране. За считанные минуты посетители получают доступное и эффектное введение в историю места, что готовит их к детальному изучению музейных артефактов», — архитекторы пространства (Музейное бюро Planet 9) об экспонате [3].

В музее «Новый Иерусалим» видеомэппинг применяется для создания иммерсивных экспозиций, в которых технологии позволяют усилить восприятие исторических сюжетов и архитектурных форм [3]. Подход музейного бюро Planet 9 к экспонированию здесь включает продуманное зонирование пространства, выбор объектов для мэппинга и контроль освещения, благодаря чему экспозиция становится более вовлекающей

Относительно технологии здесь примечательно то, что видеомэппинг может накладываться не только на вертикальные, но и на горизонтальные измерения выставочного пространства.

Loading...

На фестивале Play DigitalArt арт-группа Lit3D представила купольный видеомэппинг «Диффузия: Бесконечность над головой» в Синара Центре. Инсталляция погружала зрителя в медитативное пространство, где динамическая визуализация иллюстрировала превращение материи в свет — метафору перехода «от кристаллической тверди — к цифровой текучести» [4].

Original size 2440x1628

IRIS, a vision of the world Jeremie Bellot, INTERVALS'25, Нижний Новгород

На фестивале INTERVALS в Нижнем Новгороде мэппинг стал главным инструментом переосмысления городского пространства.

Впервые за историю фестиваля был использован мэппинг на воде Мещерского озера — работы французского медиахудожника Jérémie Bellot, студии RE: SORB (Германия) и dreamlaser [5].

На фасаде Главного Ярмарочного дома традиционно проецируется ряд работ российских и иностранных художников. В одном из интервью сооснователь фестиваля Андрей Тубольцев отмечал: «Каждый художник стремится вызвать у зрителя определенное состояние или чувства. Кроме инструментария, всегда есть еще какой-то „слой“ — личный опыт, рефлексия» [6].

AV-перформансы и 3D-мэппинг регулярно превращают не только фасады, но и природные городские площадки в новые медиа-ланшафты — тем самым создается интерактивная среда для диалога между искусством и аудиторией.

Original size 2440x1628

Видеомэппинг на здании Академии Маяк, INTERVALS'25

Световые инсталляции

Пакгаузы на Стрелке в начале проекта реконструкции и световая динамическая инсталляция Ивана Кабалина и Марии Олейниковой в пакгаузах на фестивале INTERVALS 2019

На фестивале INTERVALS представлены, пожалуй, все разновидности медиаарта, включая масштабные световые инсталляции, способные преобразить городское пространство.

«Сегодня по всему миру прослеживается тенденция демонстрации медиаискусства именно на промышленных площадках. Бывшие цеха, портовые склады, хранилища — это сооружения внушительных размеров, с гигантскими внутренними пространствами, которые были необходимы для производственных процессов и оборудования», — поделилась Ксюша Чеховская, куратор фестиваля INTERVALS [9].

Размеры пространства также дают возможность для установки монументальных сетапов или создания многоэтапного погружения в инсталляцию, что помогает достичь наибольшей иммерсивности. © Ксюша Чеховская [9]

0

«Lighthouse» от Talking Birds & Flying Fish, INTERVALS'25, Нижний Новгород

На фестивале INTERVALS световые инсталляции демонстрируют как художественные, так и технологические возможности современного медиаарта, вступая в диалог с городской средой и архитектурой. «Lighthouse» от Talking Birds & Flying Fish — эта зеркальная конструкция отражает световые потоки, многократно расширяя и усложняя геометрию пространства [8].

Позднее эта же инсталляция была представлена в рамках фестиваля Digital Rain в Санкт-Петербурге. Для экспонирования вновь выбрано пространство библиотеки, архитектура свода — только теперь лучи не прорываются сквозь стеклянную крышу, а находят препятствие, отражаясь от плоскости потолка.

Original size 3168x1133

«Lighthouse» от Talking Birds & Flying Fish, Digital Rain 2025, Санкт-Петербург

Original size 3168x683

Инсталляция «Light Your Guide», проект «Код света» в ЦСИ М’АРС от LYM ART, 2024 Фото: Антонина Угарина

Инсталляция LYM Light Your Guide представляет собой пространство для чувственного проживания света, где зрителю предлагается взаимодействовать с лазерными лучами, создающими завораживающие световые рисунки [6].

Интерактивность инсталляции позволяет каждому посетителю выбирать свою роль — быть наблюдателем или активно включаться в процесс, что делает экспозицию живой и персонализированной. Таким образом, LYM Light Your Guide — пример успешного сочетания художественной концепции и технологической реализации, направленный на создание уникального погружения и персонального опыта посредством взаимодействия со световой инсталляцией.

Original size 0x0

Лазерная инсталляция Beacon of Light французского коллектива 1024 architecture. Александровский сад, фестиваль INTERVALS 2025 Фото: Geometria.ru

Лазерная инсталляция Beacon of Light французского коллектива 1024 architecture была показана в Александровском саду. Помимо визуального воздействия, свет в работе взаимодействует с музыкальным сопровождением, усиливая общее восприятие и погружение зрителя в пространство.

Экспонирование Beacon of Light требует сложной технической организации, включая точное позиционирование и координацию многочисленных лазеров, а также обеспечение безопасности в открытом историческом парке. Инсталляция превращает архитектурную среду сада в живую световую структуру, демонстрируя синтез технологии и искусства, а также создавая новые формы взаимодействия публики с городской средой.

Аудиовизуальные инсталляции

Original size 2560x1784

Playmodes, Инсталляция Espectres

Loading...

Инсталляция media.tribe — PRESENSE на фестивале INTERVALS построена на пространственной звуковой системе, усиленной столбами света. Event.ru, обозревающий фестиваль 2022 года, пишет: «media.tribe создает иммерсивные аудиовизуальные инсталляции, созерцая которые, зритель проживает полное погружение. Работы медиахудожников взывают к первобытным чувствам и дарят уникальный опыт восприятия, благодаря бескомпромиссному звучанию и выверенному визуалу» [10].

«Такая композиция позволяет свету и звуку стать материалами, формирующими в сознании людей ощущение чего-то запредельного. Свет и звук сливаются, приобретают новые характеристики и ощущаются как нечто единое», — media.tribe об инсталляции [11].

Original size 1800x1013

Инсталляция ROTOR, студия Radugadesign

ROTOR открывает новое измерение для аудиовизуального творчества, где музыка оживает не как последовательность нот, а как сама природа звуковых волн, движущихся в пространстве.

Иван Нефёдкин, Автор концепции ROTOR, основатель и креативный директор radugadesign

Инсталляция ROTOR студии radugadesign была представлена в Никольской башне Нижегородского кремля в рамках арт-резиденции пространства ЦЕХ * и проекта dreamlaser. Основным элементом инсталляции стал звук и его восприятие зрителем. Вращающийся механизм с интегрированными звуковыми и световыми источниками откликается на движение ротора, изменяя скорость, темп и текстуру звука. Звуковые волны словно распространяются в пространстве, создавая уникальный иммерсивный опыт для каждого посетителя [12].

Original size 2440x1628

Перформанс «Грохот эпох», radugadesign совместно с Николаем Поповым Фестиваль Intervals 2025

Одним из ярких экспонатов серии аудиовизуальных перформансов на фестивале Intervals стала работа radugadesign совместно с Николаем Поповым — перформанс «Грохот эпох». Это мистическое аудиовизуальное произведение, посвящённое смене эпох, построено вокруг звуков «тревожных» баянов и аккордеонов, которые сочетаются с электронной музыкой и визуальными эффектами, создаваемыми студией radugadesign [13]. Визуальная часть представляет собой мистический видеоряд, что усиливает погружение в атмосферу параллельных реальностей и временных слоёв.

Особенность работы — создание целостного синхронного экспириенса, где звук и изображение образуют синергетический эффект, возвращая душу и жизнь в архитектурное пространство. Эта инсталляция активно взаимодействует с окружающей средой, создавая диалог между историей, музыкой и современными технологиями.

Original size 1920x1080

Nadya Kimelyar Х Yusuf Bikchantaev «Присутствие». Фестиваль NUR

Мультимедийный проект «Присутствие» — совместная работа Нади Кимельяр и Йусуфа Бикчантаева из студии Formate, представленный на фестивале НУР. Инсталляция исследует первобытный страх перед неизвестным через цифровую реальность с использованием 20 одновременно работающих проекторов и объемного звука с углом обзора 360 градусов [14]. Зритель полностью погружается в пространство, где темные углы, пустые пространства и абстрактные сущности вызывают ощущение неопределенности и заставляют взглянуть страху в глаза.

Визуальная часть основана на генеративной графике и проекциях, меняющихся в реальном времени, что усиливает эффект трансформирующегося пространства. Саунд-дизайн создает сопровождение, усиливающее атмосферу тревоги и ожидания. Проект подчёркивает возможность искусства помочь преодолеть внутренние страхи через взаимодействие с медиа и пространством.

Выводы

— Медиаарт требует уникального подхода к выставочному проектированию

Ни видеомэппинг, ни световые или звуковые инсталляции не могут быть экспонированы с помощью стандартных музейных или галерейных методов — куратор или креативный директор должен учитывать специфику работы: объем, пространственную динамику, технологические потребности (проекционное оборудование, акустику, световую архитектуру) и сценарии взаимодействия зрителя с произведением.

— Архитектура пространства становится полноправным элементом произведения

В ряде работ («Lighthouse», мэппинги на Академию Маяк) сама форма здания или павильона превращается в холст для искусства, а ландшафт, вода, промышленные объекты вступают в диалог с медиавыражением.

— Зачастую создается эффект синестезии и иммерсивности

Работы типа PRESENSE (media.tribe), AV-перформансы radugadesign или световые структуры 404.zero строятся на том, чтобы зритель не просто наблюдал, а переживал искусство на эмоциональном и физическом уровнях.

Все эти выводы прямо подтверждают изначальную гипотезу: экспонирование медиаарта становится междисциплинарным кураторским проектом, где важны гибкость, технологическая грамотность и умение создавать эмоционально насыщенные пространства для зрителя, учитывая технологические и концептуальные факторы.

Заключение

Медиаарт открывает пространство для синергии архитектуры, звука, света, видео и цифровых практик, а кураторы и создатели фестивалей — для создания уникальных сценариев восприятия и формирования эмоционального опыта. Таким образом, экспонирование медиаарта в России подтверждает необходимость нового подхода к выставочной практике, опирающегося на технологическую грамотность, креативность и умение работать с пространством и публикой.

Original size 2560x1707

Лазерная инсталляция студии 404.zero, INTERVALS'25

Bibliography
Show
1.

Аквариум / Fish tank, installation, video mapping, sound by Schumer, 2015 [Электронный ресурс] // bulnygin.com. URL: http://bulnygin.com/video_inst/index2_aquarium.html (дата обращения: 20.11.2025).

2.

Bulnygin, Dmitry — Владивосток. Персональная выставка «Selected Works» [Электронный ресурс] // zaryavladivostok.ru. URL: https://zaryavladivostok.ru/en/artist/blog/33 (дата обращения: 20.11.2025).

3.

Постоянная экспозиция музея «Новый Иерусалим» [Электронный ресурс] // prorus.ru. URL: https://prorus.ru/projects/postoyannaya-ehkspoziciya-muzeya-novyj-ierusalim/ (дата обращения: 20.11.2025).

4.

Diffusion: Infinity Overhead [Электронный ресурс] // playdigitalart.ru. URL: https://www.playdigitalart.ru/diffusion-infinityoverhead25 (дата обращения: 20.11.2025).

5.

Intervals 2025. Как прошел крупнейший в России фестиваль медиаискусства [Электронный ресурс] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2025/06/03/intervals-2025/ (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS: путь от вечеринки художников к музею медиаарта [Электронный ресурс] // DelArte Magazine. URL: https://delartemagazine.com/tech/mezhdunarodnyj-festival-mediaiskusstva-intervals-put-ot-vecherinki-xudozhnikov-k-muzeyu-mediaarta/ (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Код света: pre-sale открыт [Электронный ресурс] // CenterMARS.ru. URL: https://centermars.ru/media/kod-sveta-pre-sale-otkryt/ (дата обращения: 20.11.2025).

8.

Мощно, ярко, необычно: фоторепортаж со всех локаций фестиваля INTERVALS в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс] // vgoroden.ru. URL: https://www.vgoroden.ru/statyi/prosto-vau-fotoreportazh-so-vseh-lokaciy-intervals-2025-v-nizhnem-novgorode (дата обращения: 20.11.2025).

9.

Пространства, которые изменились за годы проведения фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // design-mate.ru. URL: https://design-mate.ru/guide/read/megapolis/environment/spaces-that-have-changed-over-the-years-of-intervals-festival (дата обращения: 20.11.2025).

10.

INTERVALS 2022 — обзор программы и лучших инсталляций юбилейного фестиваля медиаискусства [Электронный ресурс] // event.ru. URL: https://event.ru/news/intervals-2022-obzor-programmyi-i-luchshih-installyatsiy-yubileynogo-festivalya-mediaiskusstva/ (дата обращения: 20.11.2025).

11.

«Intervals 2025» — видеозапись мероприятия [Электронный ресурс] // VK.com. URL: https://vk.com/video-157339724_456239187 (дата обращения: 20.11.2025).

12.

Rotor — Generative Gallery [Электронный ресурс] // generativegallery.com. URL: https://generativegallery.com/rotor/ (дата обращения: 20.11.2025).

13.

Робопсы, башня крекинга и рождение Вселенной [Электронный ресурс] // bg.ru. URL: https://bg.ru/bg/weekend/reportage/27054-intervals-2025 (дата обращения: 20.11.2025).

14.

Art, Sound, Light: гид по четвёртому международному фестивалю медиаискусства NUR [Электронный ресурс] // Entermedia.io. URL: https://entermedia.io/weekend/art-sound-light-gid-po-chetvertomu-mezhdunarodnomu-festivalyu-mediaiskusstva-nur/ (дата обращения: 20.11.2025).

Image sources
Show
1.

Как привлечь внимание к городской среде: пространства, которые изменились за годы проведения фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // design-mate.ru. URL: https://design-mate.ru/guide/read/megapolis/environment/spaces-that-have-changed-over-the-years-of-intervals-festival (дата обращения: 20.11.2025).

2.

Videobrasil needs no translation: проект [Электронный ресурс] // GES-2.org. URL: https://ges-2.org/projects/videobrasil-needs-no-translation (дата обращения: 20.11.2025).

3.

Видеоматериал фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // VKvideo.ru. URL: https://vkvideo.ru/video-136471876_456245092?t=39s&ref_domain=yastatic.net (дата обращения: 20.11.2025).

4.

Дмитрий Булныгин. Nothing Is Perfect: выставка [Электронный ресурс] // mamm.ru. URL: https://mamm.ru/en/exhibitions/dmitry-bulnygin-nothing-is-perfect/ (дата обращения: 20.11.2025).

5.

Проект — музей Новый Иерусалим [Электронный ресурс] // planet9.ru. URL: https://planet9.ru/project/muzej-novyj-ierusalim/ (дата обращения: 20.11.2025).

6.

Видео работ фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // VK.com. URL: https://vk.com/video-219909986_456239285 (дата обращения: 20.11.2025).

7.

Фестиваль Intervals в Нижнем Новгороде в 2025: фото [Электронный ресурс] // T-J.ru. URL: https://t-j.ru/news/intervals-2025-photo/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.perplexity.ai%2F (дата обращения: 20.11.2025).

8.

Как привлечь внимание к городской среде: пространства, которые изменились за годы проведения фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // design-mate.ru. URL: https://design-mate.ru/guide/read/megapolis/environment/spaces-that-have-changed-over-the-years-of-intervals-festival (дата обращения: 20.11.2025).

9.

Talking Birds & Flying Fish: проект Digital Rain [Электронный ресурс] // digitalrain.art. URL: https://digitalrain.art/talkingbirdsflyingfish (дата обращения: 20.11.2025).

10.

Digital Rain Art: новость о проекте [Электронный ресурс] // Telegram-канал DigitalRain Art. URL: https://t.me/digitalrain_art/418 (дата обращения: 20.11.2025).

11.

LYM Art: пространство технологического искусства «Код света» [Электронный ресурс] // artmoskovia.ru. URL: https://artmoskovia.ru/lym-art-v-kollaboraczii-s-czsi-mars-sozdali-prostranstvo-tehnologicheskogo-iskusstva-kod-sveta.html (дата обращения: 20.11.2025).

12.

Столица света: как INTERVALS 2025 превратил Нижний Новгород в медиаполотно [Электронный ресурс] // prokazan.ru. URL: https://prokazan.ru/ne-u-nas/view/stolica-sveta-kak-intervals-2025-prevratil-niznij-novgorod-v-mediapolotno?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 20.11.2025).

13.

Digital Rain: гид по главному фестивалю медиаискусства в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Snob.ru. URL: https://snob.ru/culture/digital-rain-gid-po-glavnomu-festivaliu-mediaiskusstva-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 20.11.2025).

14.

Фестиваль Intervals-2025: видеозапись мероприятия [Электронный ресурс] // VK.com. URL: https://vk.com/video-157339724_456239187?ysclid=mi6snjtest650933517 (дата обращения: 20.11.2025).

15.

Rotor — Generative Gallery [Электронный ресурс] // generativegallery.com. URL: https://generativegallery.com/rotor/ (дата обращения: 20.11.2025).

16.

Фестиваль Intervals в Нижнем Новгороде, 2025: фоторепортаж [Электронный ресурс] // T-J.ru. URL: https://t-j.ru/news/intervals-2025-photo/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.perplexity.ai%2F (дата обращения: 20.11.2025).

17.

Новости фестиваля INTERVALS [Электронный ресурс] // e-kazan.ru. URL: https://e-kazan.ru/news/show/50609?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 20.11.2025).

18.

В Нижнем Новгороде прошел фестиваль INTERVALS: современное искусство и технологии [Электронный ресурс] // Timeout.ru. URL: https://www.timeout.ru/feature/v-nizhnem-novgorode-proshel-festival-intervals?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera (дата обращения: 20.11.2025).

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more