
Концепция
Вне зависимости от эпохи, общественные волнения всегда оставляли свой след в искусстве. После периода Средневековья и впоследствии тотального отрицания всего готического, творцы находились в поиске новой мысли, которая бы вдохновила их на дальнейшее создание картин, скульптур и построек. Таким ориентиром стали античные каноны, римское наследие. Большое множество предметов искусства древности легло в основу нового движения в искусстве — Ренессанса. Возвращение к истокам вдохновило мастеров. Старые идеи начали подвергаться активной модернизации под стать интересам нового общества. Именно в эпоху Возрождения основной темой искусства становится антропоцентризм. Ценность человека — мотив, который можно проследить в каждом созданном произведении искусства того времени.
Художники Ренессанса стремились к познанию человеческой натуры. Для достижения этой цели они изучали и другие науки, стремясь охватить все необходимое для познания мира. Возрождение восхваляет образованность. Отсюда следует, что живописцы того времени старались как можно более натурально передать анатомию человека, изучая каждую мышцу и кость. Произведения Ренессанса часто поражают своей телесностью и пристальному вниманию к человеческому образу.

«Оплакивание Христа», Паоло Веронезе, 1547 год
«Our century contains more history in its hundred years than the entire world in its previous four thousand years…»
Tommaso Campanella
В начале 1520-х, когда вся Европа находилась под влиянием Высокого Возрождения, свое начало берет новое направление — Маньеризм. Политический и общественный кризис Италии повлиял на образование нового течения, искусство не могло оставаться прежним. Маньеризм принято считать переходом от Ренессанса к Барокко. В ответ на достоверное изображение реальности на картинах эпохи возрождения, маньеристы в своих работах начали намеренно искажать окружающий мир. Это была осознанная стилизация, преобразование старых канонов.
Рассматривая картины эпохи Ренессанса и сравнивая их с произведениями, созданными во времена Маньеризма, можно легко заметить разницу в изображении реальности художниками. Изменения коснулись композиции, динамики, анатомии и используемых цветов. Почти полное отсутствие окружающего пространства в сюжетах, отрицание природного начала, видоизмененные пропорции и пренебрежение к симметрии — вот основные признаки произведений времен Маньеризма.
На примере сопоставления Маньеризма Ренессану можно проследить изменения в итальянском обществе шестнадцатого века. Сравнивая подход мастеров к изображению окружающего мира и человека, становится понятно, что многочисленные кризисы пошатнули идеалы, которыми руководствовались художники Возрождения.
Рубрикатор
Изображение окружающего мира Изображение человека Заключение
Изображение окружающего мира
«Бичевание Христа», Пьеро делла Франческо, 1450 год
На примере работы Пьеро делла Франческо стоит рассмотреть, как по времена Ренессанса изображали то, что окружает героев, и какие смыслы скрывались за этим. Во-первых, стоит обратить внимание на архитектуру, которая словно становится еще одним героем повествования. Колонны разделяют передний и задний план, разграничивают рассказываемую историю. При этом убранство отнюдь не скромное. Высокие колонны с изящными капителями отсылают к античным канонам. На заднем плане видна золотая статуя человека; это фигуральное и физическое возвышение отсылает к главенствующему принципу Ренессанса — антропоцентричности. Каждая деталь окружения продуманна до мельчайших подробностей.
Изучение перспективы также можно отнести к вещам, которые подарила нам эпоха Возрождения. Пьеро делла Франческо, который по совместительству был математиком, считался одним из покорителей перспективы. Эта картина является лишь подтверждением его мастерства. Особое внимание на ней уделено пространству. Уходящие вдаль комнаты сужаются по всем правилам линейной перспективы.
Фрагмент. «Бичевание Христа», Пьеро делла Франческо, 1450 год
Пьеро делла Франческо встраивает своих героев в окружающий мир. Можно заметить, как архитектура и лес поочередно обрамляют каждого изображенного, выделяя их силуэты. Идеальная композиция, четко выверенная мастерами, плотно основанная на геометрических фигурах, позволяет понять, насколько Ренессанс опирается на стабильность в изображении.
«Жертвоприношение Авраама», Лелио Орси, 1555 год
У маньеристов подход к изображению окружающего мира изменился. При беглом взгляде на холст Лелио Орси может быть сложно понять, что конкретно изображено вокруг героев. Из четкой архитектуры с продуманной перспективой и заложенным смыслом в каждой детали. Изображение окружения перетекает в нечеткий пейзаж. Его значение в картине скорее направленно на формирование впечатления у зрителя, чем на поддержание устойчивости и смысловой наполненности картины.
«Посещение Елизаветы Марией», Якопо Понтормо, 1528–1530 год «Мистический брак Святой Екатерины», Пармиджанино, 1527–1530 год
Подобное прослеживание и в менее экспрессивных полотнах Маньеризма. Окружающий мир служит поддержкой для происходящего на картине, но никак не одним из главных героев. Маньеристы не ищут поддержки в таких основополагающих вещах, как перспектива. Они обходятся общими очертаниями окружения, даже не прорисовывая до конца некоторые детали. В подобных условиях герои, конечно, выступают на первый план безоговорочно.
Фрагмент. «Посещение Елизаветы Марией», Якопо Понтормо, 1528–1530 год
Якопо Понтормо выделяет самое важное на картине при помощи контраста по насыщенности, заставляя взгляд зрителя сфокусироваться на ярких одеждах. Диалог взглядов между героинями является центральным событием, фон лишь подчеркивает важность происходящего. Художник даже не прорисовывает окна в зданиях, так как он не задается целью запечатлеть уличный пейзаж. В Маньеризме большой упор делается на фиксацию события между героями, на изображении некоторой романтичность пейзажа. Четкое, выверенное окружение Ренессанса осталось в прошлом.
Фрагменты. «Мистический брак Святой Екатерины», Пармиджанино, 1527–1530 год
На картине «Мистический брак Святой Екатерины» Пармиджанино не выделяет элементы интерьера, более того, он скрывает их в тени. Только неброские блики помогают понять, что герои находятся не в пустом пространстве. Однако даже четко назвать предметы мебели — достаточно трудная задача.
Изображение человека
«Снятие с креста», Якопо Понтормо, 1525 год
Одним из знаковых произведений, демонстрирующих отличительные черты Маньеризма, считается картина Якопо Понтормо «Снятие с креста». Сам художник был учеником Леонардо да Винчи, поэтому на его примере сравнение репрезентации Ренессанса и Маньеризма будет особенно интересно рассмотреть Сравнивая это произведение с работами Перуджино и Боттичели, можно заметить совершенно новый художественный подход.
«Пьета», Пьетро Перуджино, около 1494 «Оплакивание Христа», Сандро Боттичелли, около 1490
Оба произведения относятся к эпохе Ренессанса. Особое внимание стоит уделить Евангелистам, окружающим Иисуса и Деву Марию. Страдания на их лицах застыли возвышенным чувством. Их позы неестественны, но прекрасны. Композиция выверена и герои статичны в своем горе. Создается впечатление, словно художники Ренессанса запечатлевали театральную постановку, актеры которой замерли согласно сценарию.
На картине Якопо Понтормо герои сливаются в одну большую невесомую массу, которая находится в постоянном движении и не имеет точки опоры. Иисус как будто соскальзывает с коленей Богоматери и вот-вот упадет с чужой спины. Эффект потока, продолжающегося в моменте действия достигается и при помощи многочисленных складок. На картинах Перуджино и Боттичелли ткань монолитна и статична, она грузно висит на героях. При этом Понтормо развевает подолы одежд своих героев, будто помещая их в некое пространство без гравитации и силы притяжения. Смотря на картину, можно заметить неустойчивость и подвижность Маньеризма, отсутствие четкого фундамента и готовность к переменам.
«Моисей и дочери Иофора», Россо Фьорентино, 1523
Говоря о Маньеризме, сложно не упомянуть изображение человеческого тела в канонах этого направления. Многие мастера тяготели к излишней рельефности, намеренному очерчиванию человеческих мышц. Линейность и четкость контуров являются одними из отличительных черт Маньеризма. О сфумато не может быть и речи — холод и безукоризненность контрастных четких линий не дают сомнений в трактовке, не распыляются на атмосферу, сообщая лишь сухие факты.
Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. Нагой рядом с Разделением Земли и Персидской сивиллой, Микеланджело Буонарроти, 1512 Фрагмент. «Моисей и дочери Иофора», Россо Фьорентино, 1523
В этом фигуры Россо Фьорентино рифмуются с фигурами Микеланджело. Метр, великий скульптор, Буонарроти умело изображал человеческое тело во всей его красе. Многие маньеристы заимствовали его подход к построению фигуры, поэтому на многих произведениях того времени можно увидеть рельефное, пышущее красотой тело.
«Святой Иоанн Креститель», Бронзино Аньоло, 1553 год
Очерченные контуры тела видны и в работах Бронзино. Иоанн Креститель, благодаря тоновому контрасту с фоном, выглядит неприкосновенным, почти сияющим. Четкие линии по краям его силуэта отделяют его фигуру от окружающего мира, делая как бы неприкосновенным и четким, ясным, без лишней вычурности.
«Мадонна с длинной шеей», Пармиджанино, 1550 год
Конечно, негласно главным произведением Маньеризма является «Мадонна с длинной шеей». Уже в самом названии раскрывается тайна этой картины. Видоизмененная анатомия человека, удлиненные пропорции, очевидно, стилизованные — признаки того, что произведение можно отнести к периоду Маньеризма.
Фрагменты. «Мадонна с длинной шеей», Пармиджанино, 1550 год
Мадонна Пармиджанино запоминается своей видоизмененной анатомией. У героини неестественно длинная шея, похожа на колонну, изображенную в правой части картины, и непропорционально длинная кисть руки, S-образная поза. Эти отличия в анатомии придают Мадонне легкости и неземной грации. Грань между сказочным и реальным стирается, стоит посмотреть на образ утонченной Мадонны. Пармиджанино намеренно искажал человеческую анатомию. Маньеристам казалось, что идеальные пропорции Ренессанса сковывают их, не позволяют создать запоминающийся и чувственный образ.
Искаженные пропорции передавали духовную экзальтацию, тревогу и сложность мира, столкнувшегося с кризисом. Гармония сменилась беспокойством, а ясность — загадкой.
Заключение
«The love of complexity rather than economy was another characteristic of the period»
Shearman J. Mannerism (Harmondsworth, 1967) //and passim. — 1963. — С. 22.
Маньеризм был необходимым шагом в истории искусства. Реалистичные композиции и идеально построенные человеческие фигуры не могли долго соответствовать интересам общества, находящегося в состоянии кризиса. На смену восхищению и созиданию, вдохновленными античным наследием, пришли скорость и стилизация. У искусства не было возможности долго стоять на месте. Мастера эпохи маньеризма расширили рамки дозволенного, отодвинув в сторону идеалы прошлого и предоставив место для новых художественных приемов. Можно сказать, что маньеризм стал гибким продолжением Ренессанса, возводя в абсолют все каноны Возрождения, тем самым создавая совсем новые.
Маньеризм был логичным ответом не только на идеалы Ренессанса, но и на время и контекст, в котором находились мастера. Вечный рай Возрождение прервался общественными кризисами, и живописцы не могли больше творить, не оглядываясь на хаос вокруг. Получается, что смена художественного подхода — действительно вопрос времени.
Изменения в художественной манере коснулись не только изображения человека, но и окружения. Многие маньеристы стремились подражать Микеланджело, великому живописцу и скульптору, но не копировали его манеру полностью, оставляя простор для собственной интерпретации. Общественные беспокойства заставляли художников видоизменять анатомические пропорции, переосмыслять изображение окружающего мира. Мысль о том, что человек — творец, сам себе бог, больше не соответствовала действительности Италии 16 века. Художники столкнулись с кризисом, который напрямую повлиял на их произведения.
После Маньеризма следовало Барокко, за ним — Рококо и далее, далее. Без дерзкого ответа Возрождению живопись не получила бы логичное продолжение, оставаясь навеки в оковах прошлого. А это, наверное, самое страшное, что может случиться с искусством — ригидность и отсутствие развития.
Фреска в Кремонском соборе «Путь Иисуса Христа до Голгофы», Порденоне, 1520 год
Источники
Bodart D. Renaissance & Mannerism. — Sterling Publishing Company, Inc., 2008.
Bosquet J., Taylor S. W. Mannerism: The Painting and the Style of the Late Renaissance. — 1965.
Lippman E. A. From the Renaissance to Romanticism; Trends in Style in Art, Literature, and Music, 1300-1830. — 1965.
Burgess R. M. Mannerism: The Crisis of the Renaissance and the Origin of Modern Art. — 1966.
Turner J. Encyclopedia of Italian Renaissance and Mannerist Art //(No Title). — 2000.
«Снятие с креста» Якопо Понтормо: движение без движения [Электронный ресурс]. URL: https://magisteria.ru/why-is-this-a-masterpiece-season-2/pontormo-descent-from-the-cross
Юнона одаривает подарками Венецию. [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Paolo_Veronese_-Juno_Showering_Gifts_on_Venetia-_WGA24937.jpg
Бичевание Христа. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_%28%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%29#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Piero_della_Francesca_042_Flagellation.jpg
Жертвоприношение Авраама. [Электронный ресурс]. URL: https://artsandculture.google.com/asset/sacrifice-of-abraham-0000/qgF4qG3Yd_iIJA?hl=ru
Оплакивание Христа. [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/mediateka/detail-oplakivanie-hrista-paolo-veroneze/
Снятие с креста. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jacopo_Pontormo_004.jpg
Пьета. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Pietro_Perugino_-Piet%C3%A0-_WGA17278.jpg
Оплакивание Христа. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sandro_Botticelli_016.jpg
Моисей и дочери Иофора. [Электронный ресурс]. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rosso_Fiorentino_-Moses_defending_the_Daughters_of_Jethro-_Web_Gallery_of_Art.jpg
Нагой рядом с Разделением Земли и Персидской сивиллой. [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/michelangelo/works/209513~Potolok_Sikstinskoj_kapelly_Nagoj_rjadom_s_Razdeleniem_Zemli_i_Persidskoj_sivilloj
Мадонна с длинной шеей. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Madonna_with_the_Long_Neck#/media/File: Parmigianino_-_Madonna_and_Child_with_Angels, _known_as_the_Madonna_with_the_Long_Neck.jpg
Путь Иисуса Христа до Голгофы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cattedraledicremona.it/opera/gesu-avviato-al-calvario/?lang=en