Original size 3628x5120

Репрезентация человека в визуальном искусстве от Античности до Возрождения

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 3364x1044

Мазаччо. Крещение Петром неофитов. 1420-е г. / Мазолино и Мазаччо. Святой Петр, исцеляющий калеку и воскресающий Тавифу. 1420-е г. / Мазолино. Грехопадение. 1420-е г.

Рубрикатор

1. Введение 2. Репрезентация человека в визуальном искусстве Античности 3. Репрезентация человека в визуальном искусстве Средневековья 4. Репрезентация человека в визуальном искусстве Возрождения 5. Сравнительный анализ по эпохам 6. Заключение

Введение

Изучение репрезентации человека в искусстве разных эпох является одной из ключевых задач истории и теории искусства, поскольку именно через изображение человека раскрываются мировоззренческие, философские и культурные установки времени. Репрезентация человеческого образа отражает не только эстетические идеалы, но и систему ценностей общества, его отношение к телесному, духовному и божественному.

Актуальность темы обусловлена тем, что образ человека на протяжении истории искусства служил зеркалом эпохи, концентрируя в себе философские, религиозные и эстетические поиски человечества. Сегодня, когда вопросы идентичности, идеала и телесности вновь становятся предметом общественного и научного интереса, обращение к истокам художественной репрезентации человека позволяет глубже понять, как формировались культурные представления о теле, душе и личности.

big
Original size 3833x1044

Филиппино Липпи. Павел навещает Петра в темнице. 1420-е г. / Мазаччо. Воскрешение сына Теофила и апостол Петр на кафедре. 1420-е г. / Мазаччо. Петр исцеляет больных свой тенью. 1420-е г.

Цель исследования — проследить, как изменялась репрезентация человека в живописи Античности, Средневековья и Возрождения, выявить закономерности и ключевые отличия в трактовке человеческого образа, определить, как художественные средства и идеалы эпохи отражали их философское содержание.

Задачи исследования включают анализ особенностей идеализации и канонизации человеческого тела Античности, рассмотрение духовно-символического характера образа человека в Средневековье, единение античных идеалов и реалистического изображение личности Возрождения, а также сопоставление принципов репрезентации человека в указанных эпохах.

Original size 1665x1196

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г.

Обоснование выбора темы связано с тем, что репрезентация человека — это не только отражение внешности, но и способ выражения духовного опыта, мировоззрения и ценностей общества. Сопоставительный анализ античных, средневековых и ренессансных изображений человека демонстрирует глубинные изменения в восприятии человеческой сущности, которые оказали влияние на всю последующую европейскую культуру. ​ Принцип отбора материала основывается на репрезентативности художественных источников, отражающих ключевые черты каждой эпохи. Для Античности рассматриваются живописные и мозаичные памятники, для Средневековья — фрески Джотто, иконы Андрея Рублёва, для Возрождения — произведения Леонардо да Винчи, Тициана.

Донателло. Давид. 1430–1440 гг. / Донателло. Иоанн Евангелист. 1409–1411 гг.

Принцип рубрикации исследования предполагает последовательное рассмотрение каждой эпохи как отдельного раздела. Такой подход обеспечивает логическую структуру анализа и позволяет выявить внутренние связи между художественными системами.

Ключевой вопрос исследования: каким образом в разные исторические периоды изображался человек?

Original size 1920x2454

Ян ван Эйк. Портрет Маргарет ван Эйк. 1439 г.

Гипотеза заключается в том, что репрезентация человека в искусстве прошла путь от идеализированного образа как воплощения космического порядка (в Античности), через символическое и духовное истолкование (в Средневековье), к синтезу телесного и духовного, идеала и реализма, личности и универсального (в Возрождении).

Таким образом, данное исследование направлено на выявление смысловых и эстетических трансформаций образа человека, отражающих эволюцию культурного самосознания Европы.

Репрезентация человека в визуальном искусстве Античности

В античном искусстве человек представлен как высшее проявление гармонии и красоты, где главную роль играют идеализация и строго установленные каноны пропорций.

Тематика античного визуального искусства преимущественно посвящена мифологическим героям, богам Олимпа, и сценам из жизни, отражающим идеалы общества и религиозные представления.

Идеализация и гармония служили отражением философских взглядов о человеке как частице космоса, подчиненной высшим законам красоты и порядка.

Original size 1280x1921

Поликлет. Гера Фарнезе. V век до н. э.

Поликлет создал канон идеальных пропорций тела, изложенный в его знаменитой статуе «Дорифор» (копии которой дошли до нас). Он пропагандировал математически выверенные пропорции: размер головы должен составлять 1/7 или 1/8 общего роста фигуры, профиль лица приближался к квадрату, при этом подчеркнута гармония между различными частями тела. Важным художественным приемом стала асимметрия, придающая скульптуре живость и динамику, например, контраст напряженной опорной ноги и расслабленной другой стороны тела.

Original size 5120x3628

Поликлет. Дорифор. 450-440 гг. до н. э.

Лисипп развил и изменил классический канон Поликлета, сделав фигуры более удлиненными и изящными. Он уделял больше внимания реалистичной передаче анатомии и индивидуальным чертам, что проявилось в скульптурах, таких как «Апоксиомен» и портретах Александра Македонского. Его произведения стали важным этапом на пути к эллинистической скульптуре, где всё больше внимания уделялось движению и внутреннему состоянию героя.

Лисипп. Апоксиомен. 330 г. до н. э. / Лисипп. Голова Александра Македонского из Пергама. IV в. до н. э.

Помпейские фрески одно из ключевых свидетельств искусства античности. В них ощутима тесная связь человека с миром богов, стремление передать гармонию и идеал красоты. Исследователи подчёркивают, что подобные росписи создавали особую атмосферу во время пиров и бесед: при определённом освещении изображения будто оживали.

Автор неизвестен. Фреска из спальни в вилле П. Фанниуса. Точная дата неизвестна. / Автор неизвестен. Фреска из виллы Мистерий в Помпеях. Точная дата неизвестна.

Мозаика «Битва при Иссе» из Дома Фавна в Помпеях передаёт напряжённый момент столкновения Александра Македонского с царём Дарием III. Это одно из самых впечатляющих мозаичных полотен древности, созданное из множества крохотных тессер. Виртуозность мастера видна в тщательной проработке фигур, тонких светотеневых переходах и ощущении движения. Сюжет подчёркивает уважение к воинской доблести и выдающимся историческим личностям.

Original size 1920x1248

Автор неизвестен. Александровская мозаика (Битва при Иссе). Примерно 100 г. до н. э.

Репрезентация человека в визуальном искусстве Средневековья

Original size 1030x820

Джотто. Бегство в Египет. Примерно 1305 г.

В средневековой живописи образ человека трактовался иначе: формы становились проще, а главное внимание переносилось на духовное содержание- что напрямую связано с господствующей ролью религии в культуре того времени. В это время живопись в Европе подчинялась главным образом религиозным канонам, которые направляли изображение человека не в сторону реализма, а как носителя духовных идей и религиозного послания. Представления о человеке и его образе были сформированы богословскими учениями и схоластикой, концентрировавшейся на познании Бога, спасении души и морали. При этом большая роль отводилась символизму и иконографии, где каждая фигура и элемент имели глубокое духовное значение и строгую семантику. Религия была ключевым источником содержания искусства Средневековья. Изображения человека чаще всего связаны с библейскими сюжетами, святыми и их житиями. Фигуры обычно упрощены, схематичны, лишены объемной пластики, помещены на плоский или условный фон, что подчеркивало их духовную природу. Размер фигур зависел от их иерархической значимости в религиозном контексте — например, Христос был крупнее апостолов и ангелов.

0

Джотто. Поцелуй Иуды. Примерно 1305 г. / Джотто. Введение в храм Девы Марии. Примерно 1305 г. / Джотто. Сцена Страшного суда. Примерно 1305 г. / Джотто. Часть росписи. Примерно 1305 г.

Типы стилей делятся на два — романский и готический. Романский стиль (примерно XI–XII века) характеризуется тяжеловесностью, условностью, плоскостью и статичностью фигур, часто с сильным символическим началом. Люди изображаются упрощенно, одежда и жесты имеют строгую символику. Готический стиль (XII–XV века) начинает вводить более динамичные позы, эмоциональность, выразительность лиц, хотя духовность и символизм остаются ключевыми. Готика предполагает освещение, прозрачность, что особенно заметно в витражах.

Original size 960x1188

Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425–1427 гг.

Средневековая схоластика активно формировала образ человека в искусстве через философско-теологические идеи о спасении, грехе, добродетели. Художники трактовали человеческую фигуру как сосуд божественного света и истины, а не как просто натуралистический предмет. В искусстве того времени это проявлялось в стремлении подчеркнуть абстрактность и ощущение божественного: художественные приемы усиливали символичность образов. Цвета, жесты, масштаб и положение фигур передавали духовные смыслы. Иконописание строго следовало канонам, где значимой была каждая деталь — всё подчинялось религиозному учению и служило раскрытию священных истин.

Автор неизвестен. Залив 121, Роза. 1230 г. / Автор неизвестен. Залив 121, Фасад Северного трансепта. 1230 г.

Репрезентация человека в визуальном искусстве Возрождения

Original size 1648x2140

Микелино да Безоццо. Мистическое обручение святой Екатерины. 1420-е г.

В эпоху Возрождения представление о человеке заметно изменилось по сравнению со средневековой традицией. Возвращение к античному наследию, развитие знаний об анатомии и перспектива, а также распространение гуманистических идей придали искусству новое направление.

Original size 3500x1044

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1420-е г. / Мазаччо. Чудо со статиром. 1420-е г. / Мазолино. Проповедь Петра трем тысячам. 1420-е г.

Мастера XV века обращались к образцам классической древности, стремясь к гармоничным пропорциям и идеальному изображению человеческого тела. Человек становился центральной фигурой, рассматриваемой как уникальная личность, обладающая и телесной, и духовной природой. Гуманистический взгляд стимулировал интерес к окружающему миру и к внутреннему состоянию человека, что привело к более реалистичному и психологически глубокому изображению образов.

Original size 500x745

Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. 1503–1519 гг.

Изучение анатомии стало неотъемлемой частью художественной практики. Леонардо да Винчи, например, стал выдающимся знатоком анатомии, создавая подробнейшие зарисовки тела, мышц и скелета, доводя знания живописца до уровня современных анатомов начала XVI века. Перспектива, как линейная и воздушная, вводилась благодаря открытиям Брунеллески и Альберти, и позволяла художникам создавать глубину и трехмерность на плоскости полотна, что усиливало реалистичность и объемность композиции

Фра Беато Анджелико. Изгнание из Рая. Деталь алтаря «Благовещение». Между 1430 и 1432 гг. / Пьетро Перуджино. Пьета. 1491–1495 гг.

В Возрождении конца XV — начала XVI века возникла уникальная синтезирующая тенденция: объединение идеализированных форм с правдивой натурой. Художники достигали высокой степени психологической выразительности, показывая глубину личности своих моделей не только через портрет, но и через позы, жесты и композицию.

Original size 1920x762

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514 г.

Портрет становится самостоятельным жанром, стремящимся передать внутренний мир человека. Композиции становятся более сложными, используются новые приемы цвета и света для передачи настроения и характера. Цвет играет значительную роль, в том числе для создания атмосферы и эмоционального настроя.

Микеланджело. Давид. 1501–1504 гг. / Микеланджело. Пьета. 1499 г.

Сравнительный анализ по эпохам

Original size 1300x1753

Андрей Рублев. Архангел Михаил с деяниями. Примерно 1399 г.

Original size 1920x1415

Ян ван Эйк. Дрезденский триптих. 1437 г.

В античности человек представлялся как идеал красоты и гармонии, соблюдая строгие каноны, где важна была пропорция и связь с философией и мифологией. В Средневековье тело и лицо часто изображались схематично и символически, акцент делался на духовном значении, слабо выражались эмоции. Религия полностью управляла художественным выражением. Возрождение стало поворотным моментом: художественный интерес сместился к изучению анатомии, реалистичной передаче объема и эмоций, с научным и гуманистическим подходом. В Высоком Возрождении появляется синтез идеала и натурализма, портреты становятся отражением личности, появляются сложные композиции и эмоциональная глубина. Цвет и свет играют значительную роль в создании настроения.

Античность была эпохой гражданской ответственности и ритуалов, культура подчеркивала идеалы гармонии и красоты, поддерживающие порядок. Средневековье — время господства церкви, где искусство служило религиозному воспитанию и укреплению веры, личность часто растворена в духовном контексте. Начало Возрождения совпало с возвратом к классике, ростом городов и торговли, что создало условия для индивидуализма и развития науки. Высокое Возрождение отражает рост значимости личности, развитие национальных государств, расширение знаний и культурного обмена, что отразилось в художественном многообразии.

Original size 3500x2480

Донателло. Святой Георгий. 1416–1417 гг.

Original size 1920x2452

Поликлет. Гермес. Примерно 450 г. до н. э.

Античные каноны заложили основы пропорций и идеалов красоты, которые возвращались и переосмысливались на всех последующих этапах. Средневековье внесло в искусство глубокий символизм и внимание к духовным аспектам, что сделало искусство мощным средством религиозного влияния. Возрождение перевернуло представление о человеке, внедрив научный и гуманистический подход, что открыло путь к натурализму, а Высокое Возрождение закрепило индивидуализм и психологизм в портретном искусстве, разнообразие методов выражения и композиционные поиски, сформировав базу для последующих эпох, включая барокко и классицизм.

Original size 1280x1944

Андрей Рублев. Умиление. Примерно 1408 г.

Альбрехт Дюрер. Барбара Дюрер. 1490 г. / Альбрехт Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший. 1490 г.

Заключение

Проведённый анализ показал, что репрезентация человека в живописи Античности, Средневековья и Возрождения отражает глубокие изменения в понимании человеческой природы и роли искусства. В разные эпохи изображение человека становилось выражением господствующих философских и культурных представлений.

Original size 3393x1044

Мазаччо. Петр, распределяющий имущество общины между бедными, смерть Анании и Саффиры. 1420-е г. / Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. 1420-е г.

В античном искусстве человек осмысляется как воплощение гармонии и совершенства. Каноны пропорций, созданные Поликлетом и его последователями, отражают стремление к идеалу и рациональному порядку, где тело выступает мерой красоты и проявлением божественного замысла. В Средневековье происходит отказ от телесного идеала в пользу духовного содержания. Человек изображается как носитель божественного начала, а его образ становится символом веры. Художественные формы подчиняются религиозной идее: плоскость, иерархия и символизм служат выражением духовного мира. Возрождение возвращает интерес к телу и индивидуальности, соединяя античную гармонию с реализмом и психологической глубиной. Человек вновь становится центром мироздания, но теперь как личность, способная мыслить, чувствовать и творить.

Original size 1920x1367

Тициан. Даная. Примерно 1560 г.

Таким образом, репрезентация человека в искусстве прошла путь от идеального тела — через духовный образ — к целостному гуманистическому представлению о личности. Эта эволюция отражает становление европейского мировоззрения и формирование новой эстетики, в центре которой находится человек как высшая ценность культуры.

Bibliography
Show
1.

Апоксиомен // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD (дата обращения: 02.11.2025).

2.

Битва при Иссе (мозаика) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%98%D1%81%D1%81%D0%B5_(%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (дата обращения: 02.11.2025).

3.

Битва при Иссе, или Александрова мозаика // Arzamas URL: https://arzamas.academy/micro/mosaic/2 (дата обращения: 02.11.2025).

4.

Джотто и его мастерская: фрески нижней Базилики св. Франциска в Ассизи // RusCatholic URL: https://ruscatholic.org/giotto/ (дата обращения: 02.11.2025).

5.

Дорифор. Канон Поликлета // Art 1 URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200901206 (дата обращения: 02.11.2025).

6.

Изобразительное искусство Средних веков // Time URL: https://sghistoryspb.ucoz.com/load/iskusstvo_i_chast/izobrazitelnoe_iskusstvo_srednikh_vekov/2-1-0-129 (дата обращения: 02.11.2025).

7.

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/21462936/ (дата обращения: 02.11.2025).

8.

История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства // Gallerix URL: https://gallerix.ru/pedia/history-of-art/ (дата обращения: 02.11.2025).

9.

Лисипп // Gallerix URL: https://gallerix.ru/pedia/sculpture--lysippos/ (дата обращения: 02.11.2025).

10.

Мировые религии и художественная культура Средних веков // Art 1 URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200700207 (дата обращения: 02.11.2025).

11.

Натурализм в живописи // Gallerix URL: https://gallerix.ru/pedia/history-of-art--naturalism/ (дата обращения: 02.11.2025).

12.

Средневековая живопись // Urok Kultury URL: http://urok-kultury.ru/srednevekovaya-zhivopis/ (дата обращения: 02.11.2025).

13.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДА // Qalam URL: https://qalam.global/ru/articles/srednevekovoe-iskusstvo-zapada-ru-3 (дата обращения: 02.11.2025).

14.

Средневековое искусство и его особенности. Картины средневековья // EVG Crystal URL: https://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-srednevekovya.html (дата обращения: 02.11.2025).

15.

Средневековое христианское искусство (600-1200) // Galllerix URL: https://gallerix.ru/pedia/history-of-art--medieval-christian-artworks/ (дата обращения: 02.11.2025).

16.

Средневековые фрески // Galllerix URL: https://gallerix.ru/lib/srednevekovye-freski/ (дата обращения: 02.11.2025).

17.

Тициан // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 02.11.2025).

18.

Троица (икона Рублёва) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0) (дата обращения: 02.11.2025).

19.

Человек в Искусстве от Античности до наших дней. // Artesmen URL: https://artesmen.com/chelovek-v-iskusstve-ot-antichnosti-do-nashih-dnej/?lang=ru (дата обращения: 02.11.2025).

20.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 2. Портретная живопись Высокого Возрождения. // LiveJournal URL: https://vanatik05.livejournal.com/25167.html (дата обращения: 02.11.2025).

Image sources
Show
1.

Conservation and restoration of Pompeian frescoes // Wikipedia URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.63aa3734-69072142-29c457ef-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Conservation_and_restoration_of_Pompeian_frescoes (дата обращения: 02.11.2025).

2.

Jan van Eyck // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Jan_van_Eyck (дата обращения: 02.11.2025).

3.

Апоксиомен // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD (дата обращения: 02.11.2025).

4.5.

Битва при Иссе (мозаика) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%98%D1%81%D1%81%D0%B5_(%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (дата обращения: 02.11.2025).

6.

Витражи Шартрского собора // Wikipedia URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.3f748516-690727b7-bd86e9c8-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Stained_glass_windows_of_Chartres_Cathedral (дата обращения: 02.11.2025).

7.

Донателло // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE (дата обращения: 02.11.2025).

8.

Дорифор // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80 (дата обращения: 02.11.2025).

9.

Дюрер, Альбрехт // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82 (дата обращения: 02.11.2025).

10.

Живой бог, сын Зевса и великий военачальник — кем был Александр Великий? // Dzen URL: https://dzen.ru/a/YUQ4tGnXVBAubU_k (дата обращения: 02.11.2025).

11.

Капелла Бранкаччи // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%87%D1%87%D0%B8 (дата обращения: 02.11.2025).

12.

Капелла Скровеньи // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0_%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B8 (дата обращения: 02.11.2025).

13.

Лисипп Голова Александра Македонского из Пергама. // Web Archive URL: https://web.archive.org/web/20200807185504/https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_world/2_1_i/2_1_i_554/index.php?lang=ru (дата обращения: 02.11.2025).

14.

Микеланджело // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE (дата обращения: 02.11.2025).

15.

Мона Лиза // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%B0 (дата обращения: 02.11.2025).

16.

Поликлет // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 02.11.2025).

17.

Пьетро Перуджино // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BE (дата обращения: 02.11.2025).

18.19.

Тициан // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD (дата обращения: 02.11.2025).

20.

Троица (икона Рублёва) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2%D0%B0) (дата обращения: 02.11.2025).

21.

Фра Беато Анджелико // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%BE_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE (дата обращения: 02.11.2025).

Репрезентация человека в визуальном искусстве от Античности до Возрождения
1
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more